20.02.2004.Обзор произведений из раздела восточных форм сайта litkonkurs. ru

И.А.Шевченко

Поздравляю всех с окончанием третьего этапа Международного литературного конкурса «Вся литературная рать» и позвольте попросить прощения у всех авторов за возможную несправедливость моих решений .
14 авторов разместили 106 стихов (хайку и танка), 5 рубаи и одну газель. К какой восточной форме относятся прекрасные стихи Яны Велк-Углановой мне определить не удалось.

1 место по моей оценке заслуживает Ivar.

Из 14 стихов («Сумерки души» и «Декабрь») 3 хайку заслужили оценку 10 баллов по 10-балльной шкале:

Cумерки души

Гость запоздалый у двери
Мнется, войти не решаясь.
Дождь за моим окном.

***

В дом постаревший вхожу:
Ни огонька, ни души.
Мы разминулись с отцом.

***

Утро. Но медлит рассвет:
Зимнее солнце лениво,
Словно жена в воскресенье.

Может в последнем хайку после слова «Утро» поставить вместо одной точки три, чтобы строка была чуть глаже? Но это шедевры. Снимаю шляпу.

Ещё три хайку получили оценку 9.9:
Cумерки души

***

Яркие угли костра
Залиты черной водою.
Быстро погас зимний день.
***

Солнца пылающий шар
Дети забросили в море.
Взрослым его не достать.
Декабрь

***

В сумерки выйду во двор,
И в серебристом молчаньи
Тихо расстаю в снегах.

6 хайку имеют оценку 9.8:

Cумерки души

***

На опустевшем дворе
Плакал так жалобно, звонко
Кем-то забытый дождь

***

Как высока, как печальна
Тихая музыка ночи.
Молча блуждаю по саду.

***

И подойдут холода.
Дверь отворю и с поклоном
Выйду к гостям долгожданным.

***

Дождь, мой настырный сосед,
Громко в окно мне стучится.
Хочет поговорить.

***

Из почерневших снегов
Выглянул первый подснежник.
Знать, оживает душа.

Декабрь

***
Утром, проснувшись в снегах,
Я улыбаюсь счастливо
Инею на губах.

Эти 12 хайку, на мой взгляд, украсят сборник восточной поэзии любого ранга.
Вообще, когда начал читать хайку Ivar(a), то не мог отделаться от ощущения, что читаю перевод японской классики. Дело в том, что хайку написаны в свободной форме, причём в каждой строчке по 7 (плюс минус 1) слогов. Прекрасно написаны стихи, объединённые названием «Осень: листопад», но они написаны, на мой взгляд, в духе русской поэзии, их бы в другой раздел!
Качество стихов Ivar(a) настолько высоко, что образовалась некая пустота между ним и другими авторами, пишущими хайку и танка.

Поэтому на второе место по качеству стихов хочу поставить поэтессу Яну Велк-Угланову. Проблема в том, что я плохо разбираюсь в газелях и не могу определить, к какой их форме относятся Ваши стихи.
«Расставаться пора…» — псевдогазель, т.е. не классическая газель.
«В признаньях жарких, что пылают…» — не узнаю знакомых форм, а «Легко ли той, что страстью сожжена…» вообще чувствуется Шекспир, а значит Запад.
По существу Вы должны, на мой взгляд, быть на втором месте. Но мы должны твёрдо знать, существует или существовала ли такая восточная форма, в которой Вы написали прекрасные стихи. В противном случае, справедливо, на мой взгляд, сказать, что Вы писали шедевры вне конкурса.

В признаньях жарких, что пылают…

В признаньях жарких, что пылают…
Порой, не греют, обжигают

Да, увлечений, краток век…

Страсть, вся, сгорает без остатка
И, что в начале, было сладко

На вкус, как горькая отрава,
Не заживающая рана, воспоминаний и утех…

Любовь – как старое вино
В Бургундских погребах Дижона

Томима искушеньем снова…
До пресыщения, ее, не стоит пить

Чтоб не убить, то, что в начале, было сладко,
И то, что так, волнует кровь…

Любовь, порой, полна обмана…
А может – это не любовь?

Третье место в нашей номинации отдаю Светлане Скорик.
Вот лучшие её рубаи:
2.
Вот и мира огни свили гнездышко в сердце моем…
«Как опасен огонь! Лучше в доме иметь водоем…»
Что ж, кому-то и сытое хрюканье лучше,
Чем жемчужной дороги крутой и опасный подъем.
4.
Исповедуй прощенье – и будешь себе господин.
Что ты выберешь: Путь или теплый, уютный овин?
Коли первое – выбрал ты крест и страданья,
Но по горной тропе вместе с Богом идешь, не один.

Отмечу общую для всех восточных форм истину – нужно стараться избегать слов Бог, карма, так как они – цель.

В связи с тем, что второе место достаточно условно, большое значение имеет четвёртое место. Выбор пришлось делать среди трёх незаурядных поэтов: Чек, Artur и Pogrebnoj — Alexandroff.

По силе отдельных хайку четвёртое место отдаю Чек.
Лучшее его хайку (10 баллов):
Хокку из цикла «Фима».

* * *
…Крашеная дверь,
Прошу, храни подольше
Коготков следы!..

12-15 октября 1997г., г. Москва.

Лучшее танка (9.9 балла):
Танка из цикла «Их Величества Будни».

* * *
Трещины в стене.
Ползут неумолимо –
От угла к углу:
Расправляет старый дом
Плечи занемевшие…

Хайку (9.8балла):
Хокку из цикла «Фима».

* * *
…Ветер и слякоть…
Сколько придётся ещё
Чавкать лопате?!..

12-15 октября 1997г., г. Москва.

Мой совет Чек(у):не ставьте далее на конкурс много средних танка, на Ваши шедевры могут не обратить внимания. Цикл «Фима» выиграет, если Вы сделаете из него рэнга, т.е. к каждому трёхстишию допишите двухстишие (7+7). Ваши трёхстишия Вы правильно назвали хокку, так как они цепляют друг друга. Впрочем, легко мне советовать.

Пятое место — Artur.
Лучшее хайку(9.9 балла):

Хотел обогреть,
Шалью теплой укутал
Снежную Бабу.

Приём, используемый Басё – естественно вписать автора в ткань замечательного хайку.

Ещё одно талантливо написанное хайку (9,5 балла):

Взгляд из паранджи
Осторожной зверушки
Влажные глаза.

Интересна аллюзия на Исса:

На гору Фудзи
поднимаюсь медленно,
куда мне спешить?

Но, третья строчка, на мой взгляд, сильно перекрыта второй.

Здесь я подведу первую черту. Эти пять человек – золотой фонд нашего сайта в восточных формах.

Чуть-чуть не хватает, наверное, удачи Pogrebnoj — Alexandroff, которого я ставлю на 6 место. Все хайку очень ровны, но почему-то не цепляют как стихи предыдущих авторов.
Нравится вот это:

Рябь

дождь серебрится –
поздняя осень красна,
вместе с тобою…

Правда, я заменил бы «поздняя» на «ранняя», всё-таки красна, наверное, ранняя осень. Названия убрал бы у всех Ваших хайку.

Далее, в алфавитном порядке, попробуем разобраться в причинах неудачи других авторов. Так как почти все пишут хайку, то предлагаю следующую формальную шкалу оценок.
1 – отсутствие вещественной картинки и формы,
2 – отсутствие вещественной картинки и недостаточно хорошая форма,
3 – отсутствие вещественной картинки, но хорошая форма,
4 – недостаточно нарисованная картинка и отсутствие формы,
5 – недостаточно нарисованная картинка и недостаточно хорошая форма,
6 – недостаточно нарисованная картинка, но хорошая форма,
7 – наличие вещественной картинки, но отсутствие формы,
8 – наличие вещественной картинки, но недостаточно хорошая форма,
9 – наличие вещественной картинки и хорошая форма,
10 – высший пилотаж.

Евгений Связов
Лепестки

Лепестки твоих чувств падают в колодец
Хотя аромат не может разогнать тьму
В темноте становиться уютней

Автор говорит о невещественном прямо: «Лепестки твоих чувств…», отсюда и отсутствие вещественной картинки. Форма здесь тоже отсутствует.(1 балл)
Екатерина Сережина

Аксиома

Сумма запросов
Всякой леди к джентльмену
Есть бесконечность

По сути та же ошибка, нарисовать сумму невозможно. Итак, отсутствие вещественной картинки. Если убрать слово «Всякий» — смысл не изменится, т.е. оно лишнее. «Есть бесконечность» — шероховато. Но здесь прекрасная форма(5-7-5).(3 балла)

Елена Бондаренко

Борису Березовскому ( В твоем самолете…)

В твоем самолете уютно , как дома…
Крохотные айсберги , беспомощно тающие в шампанском…
Выше — только звезды.

Здесь есть картинка, но форма отсутствует. Явных сравнений (например: «как дома…») лучше избегать. Здесь есть дух хайку, но для свободной формы слишком грандиозные размеры второй строки.(7 баллов)

Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Видимо, единственный человек на сайте, кто пишет гариби. Одно плохо, я не смогу по достоинству оценить эти песни. Поэтому возьму одно из Ваших хайку.

Любуюсь тобой

Любуюсь тобой,
Арарат. Взором небес
Ты вечно храним.

В принципе, картинка здесь возникает, но не чётко, есть недостатки и в форме. Строка должна быть как мазок кистью. Во второй строке, после точки, мы должны сделать слишком большую паузу. У Ivar(a) тоже есть точка в одном из хайку, но она не является там смысловой точкой. Присутствие автора в этом хайку, по-моему, отвлекает внимание.(5 баллов)

Лара Федорова (Чайка)
***

Верхушки травы
В полете подрезая,
Стрижи дождика
Приветствуют начало
Оглушающим криком.

Здесь есть картинка, но недостаточная форма. Классическое танка – это хокку(картинка из трёх строк – 3 мазка кистью) и две строки резонанса. Здесь 3-я и 4-я строки соединены искусственно. Прочтите отдельно 3 строчку…(8 баллов)

Reznikova

Добротно сделана газель.
В хайку же основная проблема – оперирование невещественным.

Хокку души

***
Если б я знала,
Что хочет моя душа…,
Если бы знала…

Замечу, что Ivar тоже назвал цикл подобно — «Cумерки души», но нигде о своей душе явно не говорит. В хайку нужно стремиться о неявном сказать через явное. Попробуйте.

Ромашка

Путь вечности.

Путь, который пройден,
Это — не весь Путь.
Направляюсь к дому по Пути вечности.

Понятно, что здесь нет вещественной картины. Может это верлибр?

Рубаи Сиражи, на мой взгляд, слабее стихов Светланы Скорик.

Спасибо всем, прочитавшим мой обзор. Прошу не воспринимать его болезненно – это лишь моё мнение, а не истина.

Опубликовано:
20.02.2004 08:08:09

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2004
Свидетельство о публикации №104042600872 

Добавить комментарий