Анализ 5-го конкурсного трёхстишия АКЖ-1 (№ 73, Shereen)

73

речной поток
гребень за гребнем
к устью
Shereen, 2015-08-07 23:18:47

 

Такие трёхстишия обычно я не рассматриваю. Никоим образом в десятку призёров ни в какой номинации они не попадут. Чтобы потом не возникало вопросов с аналогичными стихами, поймите мою позицию. Традиционно я прошу автора простить меня. Обычно все анализы я делаю с целью повышения уровня написания трёхстиший, т.е. как бы нападаю на одного с целью помочь многим.

I. Письмо к учёному соседу

 

Если бы я сочинял пародию, то непременно начал бы её в духе героя Чехова.

 

Село Хайку-Неописуево

Дорогая Shereen!

Shereen «(забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез умные факты и отрасли наук».

 

Далее я бы незаметно вынырнул бы из первого тома Чехова и погрузился бы в восьмой аккурат к  «Учителю словесности» Ипполиту Ипполитычу, который говорил исключительно крылатыми фразами до самой смерти: «Женитьба – шаг серьёзный», «До сих пор вы были не женаты и жили одни, а теперь вы женаты и будете жить вдвоём», «Без пищи люди не могут существовать», «Лошади кушают овёс и сено», «Волга впадает в Каспийское море». Вот, собственно, и ключевая фраза. Кто знает, а вдруг Волга впадает в Каму? Всё не так очевидно. И как бы выиграла фраза, если в ней сказать, что всякий речной поток, как заяц от крокодила, грыбёт к устью.

 

II. Гребень Крылова

 

Впрочем, что-то я мыслю абстрактно. Гребень гребню рознь. Одними расчёсываются Лорелеи, а другими мальчики, описанные в басне «Гребень»:

 

«Дитяти маменька расчёсывать головку

Купила частый Гребешок».

 

Да, звучит двусмысленно. Лучше перескажу. Как-то этот гребень совсем потерялся. Только мальчик «всклокотил волосы копной», а Гребень тут как тут и заявляет, что гребсти готов, но только расчёсанные волосы. Мальчик не стерпел и

«от злости и досады,

Закинул Гребень свой в реку’:

Теперь им чешутся Наяды».

Крылов не раз жаловался царю, что у его собаки блохи от Наяд. Царь распорядился построить химические заводы, а отходы спускать Наядам, чтоб делали химию и заодно травили насекомых. Но, наверное, менделеевцы перестарались. И вместе с насекомыми потравили и нимф. Нимфы растворились, а вот Гребни, как сообщают нам из города на Волге, до сих пор плывут:

 

гребень за гребнем
к устью

 

III. «Но есть однако же ещё предположенье…»

 

Так как мы знаем уже, что пробелы любят шалить, то здесь они, улыбаясь по-китайски, и как бы между делом говорят, «что, впрочем, песня не о том, а о любви»: «Г.Р. Ебень за Г.Р. Ебнем». Это семья с неблагозвучной фамилией, поэтому женская не склоняется в отличие от мужской. А, может, трупы? Тьфу, тьфу.

 

IV. Классические параллели

 

Так как никаких под-над- и -за-мыслов здесь не наблюдается, то, очевидно, должна найтись параллель с классикой. Если за экватор принять комментируемое краткостишие под номером 73, то при желании по параллелям можно добраться до полюса. Думаю, что подобные стихи сочинялись регулярно, и можно обойтись двумя примерами.

1

……………………………….

На юг сияющий и знойный,

К стране счастливой, но чужой

Ты добежишь, поток спокойный,

Своей работницей-волной.

………………………………

К.К. Случевский, «На реке весной», 1860

«К.К. Случевский. Стихотворения и поэмы», М.-Л.: «Советский писатель», 1962, с. 125

 

 

2

……………………………….

Шумно, в беге бесконечном,

За волной встаёт волна…

……………………………….

Юргис Балтрушайтис, «AVE, STELLA MARIS», из книги «Земные ступени», 1911

«Лилия и серп: стихотворения», Юргис Балтрушайтис , М.: «Художественная лит-ра», 1989, с. 35

 

V. Волно-гребневая техника классиков

 

Содержание:

V.1 Волны как средство: 2 примера;

V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения: 6 примеров;

V.3 Простые сравнения: 19 примеров;

V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений: 6 примеров;

V.5 Сложные сравнения: 5 примера;

V.6 Второй план (смысловой): 3 примера .

V.7 Обыгрывание омонимии: единственный пример;

 

Опорой трёхстиший является наша поэзия. Поэтому интересно хотя бы в общих чертах ознакомиться с достижениями классиков в этой области. Всем достижениям классиков можно найти применение в трёхстишиях. Другое дело, что тогда это будут параллели. Основные стихи классиков я расположил по группам сложности. Внутри групп постараюсь придерживаться хронологии появления в свет произведений.

 

***********************************************************************************

V.1 Волны как средство (2 примера)

***********************************************************************************

1 (волны как фон)

………………………………

Но волны, пенясь и качаясь,

Идут, бегут навстречу мне –

И кто-то синими глазами

Глядит в мелькающей волне.

………………………………

И.А. Бунин, «В открытом море», <1903-1905>

«И.А. Бунин, собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 226

 

2 (гребёнки как музыкальные инструменты)

………….……………..…..

Что за звон такой комарий,

Что за звон такой претонкий?

То чесальщицы Камарин-

скую шпарят на гребёнках!

……….…………….….…..

Марина Цветаева, «Царь-Девица», Москва, 1 июля – 4 сентября 1920

«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:

В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 572

 

***********************************************************************************

V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения;

(6 примеров)

***********************************************************************************

1 (зыбь волны – змейная)

………………………………………

И чёлн не чует змейной зыби волн

………………………………………

Михаил Кузьмин «Сети: первая книга стихов», Ч. 1 «Любовь этого лета», июнь – август, 1906

«Михаил Кузьмин. Избранные произведения», Л.: «Худ. литература», 1990, с. 24

 

 

2 (пена волн – как бы пивная пена, которая ещё и пьяно болтается)

………………………….

Волны берегом хмелели

………………………….

Осип Мандельштам, «Вечер нежный. Сумрак важный…», 1910

«Осип Мандельштам. Соч. в 2 т.», т. 1: «Стихотворения, переводы», М.: «Худ. лит.», 1990, с. 276

 

 

3 (волны как бы родственники)

…………………………..

Тёмный волн кумоворот

…………………………..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 129

 

 

4 (одичавших волн)

………….……..

Одичавших волн

……….………..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362

 

 

5 (волны как бы митингующие)

…………………….…………….…….

Последних волн небольшие митинги

…………………….………….……….

В. Маяковский, «Атлантический океан», 1925

«В. Маяковский: стихотворения, поэмы, пьесы», М.: «Худ. литература», 1969, с. 174

 

 

 

6 (волны  как бы борцы в боях без правил)

*    *    *

Бежит волна-волной, волне хребет ломая

……………………………………………..

Осип Мандельштам, «Бежит волна-волной, волне хребет ломая…», 27 июня – июль 1935

«Осип Мандельштам. Соч. в 2 т.», т. 1: «Стихотворения, переводы», М.: «Худ. лит.», 1990, с. 220

 

***********************************************************************************

V.3 Простые сравнения (в трёхстишиях их можно использовать в качестве сопоставлений) (19 примеров)

***********************************************************************************

1 (волны – орды)

……………………………..

Диких волн седые орды

……………………………..

К.К. Случевский, «Будто в люльке нас качает…», 1889

«К.К. Случевский. Стихотворения и поэмы», М.-Л.: 1962, с. 116

 

 

2 (волны – серпы)

……………………………..

Да море берег косит, косит

Серпами волн – и от земли

Далёко сор её уносит!

И.А. Бунин, «Обвал», <1906-1907>

«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 293

 

 

3 (валы синеют – огромные кроты)

……………………………

Вот, как огромные кроты,

Валы вдали уже синеют:

……………………………

Владимир Нарбут, «Прибой», 1909

«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269

 

 

4 (волны – звери)

…………………………………………..…….

Волны-звери, подняв свой мерцающий горб

…………………………………………..…….

Николай Гумелёв, «Жемчуга: стихи 1907 – 1910 гг.», 86-89. Беатриче

«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы»,  Л.: «Советский писатель», 1988,  с. 148

 

 

5 (волны – кони)

…………………………………

И океана пенистые кони

Бегут к земле и лижут валуны.

…………………………………

Максимилиан Волошин, 182-196. Lunaria, «Венок сонетов», <16 июня – 1 июля 1913, Коктебель>

«Максимилиан Волошин. Соб. соч.», т. 1 «Стихотв-ния и поэмы 1899-1926», М.: Эллис Лак, с. 209

 

6 (кружева – пена)

…………………………………

Жест царевича и льва

Повторяют кружева

Белой пеной.

…………………………………

Марина Цветаева, «Сергею Эфрон-Дурново», Коктебель, 19 июля 1913 г.

«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:

В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 189

 

 

7 (волны – змеи)

  1. На море

Закат. Как змеи, волны гнутся,

Уже без гневных гребешков,

Но не бегут они коснуться

Непобедимых берегов.

…………………………………

Николай Гумелёв, «На море», 1914

«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы», Л.: «Советский писатель», 1988, с. 161

 

 

8 (волны сверкание – лай)

……………..……………

Как лай, сверкнёт волна

……………..……………

Сергей Есенин, «Преображение», [1917]

«Сергей Есенин. Соб. соч. в 5 т.», т. 2 «Стих-я и поэмы (окт. 1917 – 1924), М.: ГИХЛ, 1961, с. 14

 

 

9 (волны – когти)

……………..……………

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

……………..….….……

Сергей Есенин, «Небесный барабанщик», [1918]

«Сергей Есенин. Соб. соч. в 5 т.», т. 2 «Стих-я и поэмы (окт. 1917 – 1924), М.: ГИХЛ, 1961, с. 73

 

 

10 (волна – грудь (женская))

………….……………..…..

И у жён и у вод:

Грудь – волною встаёт,

Волна – грудью встаёт.

……….…………….….…..

Марина Цветаева, «Царь-Девица», Москва, 1 июля – 4 сентября 1920

«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:

В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 582

 

 

11 (волны – синие борзые)

……………………..

Волны, синие борзые,

……………………..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 130

 

 

12 (волны – синяя овчина)

……………………..

Волги синяя овчина

……………………..

Велимир Хлебников, «219. Уструг Разина», 1920 – 1921

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 361

 

 

13 (волны – волки)

………….……………..…..

Волны Волги – точно волки,

……….…………….….…..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362

 

 

14 (волны – слюни)

………….……………

И у Волги у голодной

Слюни голода текут.

……….……………..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362

 

 

15 (волны – бивни)

………….…………………

И бьюга водопада об утёсы

Седыми бивнями волны.

……….…………………..

Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 487

 

 

16 (волны – причёска)

………….….………………

<…> моря синей причёске

……….….………………..

Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 497

 

 

17 (волны – барашки, козлы)

………………………..………….

Густыми барашками море полно

……………………………………

Козлами кудлатыми море полно

……………………………………

Эдуард Багрицкий, «Арбуз», 1924

«Избранное: Стихотворения и поэмы», Эдуард Багрицкий, Петрозаводск: Карелия, 1975, с. 30-31

 

 

18 (волны – запевалы)

………………………….

Чтоб волн запевал

Оголтелый народ

………………………

Эдуард Багрицкий, «Контрабандисты», 1927

«Избранное: Стихотворения и поэмы», Эдуард Багрицкий, Петрозаводск: «Карелия», 1975, с. 35

 

 

19 (волны – вафли)

………………………………..

И снег, ожегший первый холм,

Усугубляет тугоплавкость

Катящихся, как вафли, волн.

Борис Пастернак, «Второе рождение», «Октябрь, а солнце, что твой август», 1931

«Борис Пастернак, соб. соч. в 5 т.», т. 1: «Стих-я и поэмы 1912–1931», М.: «Худ. лит.», 1989, с. 382

 

 

***********************************************************************************

V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений

(6 примеров)

***********************************************************************************

1 (волна нежнопенная – саван)

…………………………………….

Ходит девушка по бережку грустна,

Ткёт ей саван нежнопенная волна.

Сергей Есенин, «Зашумели над затоном тростники…», [1914]

«Сергей Есенин: соб. соч. в 5 т.», т. 1 «Стих-ния и поэмы (1910–окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 117

 

 

2 (колокольные волны над хлебными)

…………………..………………….……

И волны колоколов над волнами хлеба,

……………………..……………………

Марина Цветаева, «Стихи к Блоку», 18 мая 1916

«Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений: В трёх томах»,

т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 283

 

 

3 (волны пряные – цветы)

…………………………………….

А кругом цветы лазоревы

Распускали волны пряные

…………………………………….

Сергей Есенин, «Лебёдушка», [1917]

«Собрание соч-ий в пяти томах», т. 1 «Стих-ия и поэмы (1910 – окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 258

 

 

4 (волна зелена и вольна – мнёт волокна льна)

………………………………………

И зелена и вольна,

Мнёт волокна льна волна!

………………………………………

Михаил Кузьмин, «Нездешние вечера: Стихи об Италии (1919 – 1920)», «Сны»

«Михаил Кузьмин. Избранные произведения», Л.: «Худ. литература», с. 221

 

 

5 (весёлых волны – кубари)

………………………..

Кубари весёлых волн

………………………..

Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 129

 

 

6 (волны – синий, синебурый мех, шкура)

………….…………………

Зверь моря синемехий и синебурый

Бьётся в берег шкурой.

……….…………………..

Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 497

 

***********************************************************************************

V.5 Сложные сравнения

(5 примеров)

***********************************************************************************

1 (волны – наяды – цепь)

……………………………………………..

Когда вставал туман над водной степью,

Великий жрец творил святой обряд,

И танцы гибких, трепетных наяд

По берегу вились жемчужной цепью.

……………………………………………..

Николай Гумелёв, «Романтические цветы: стихи 1903 – 1907 гг.», 24. Любовники

«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы»,  Л.: «Советский писатель», 1988, с. 95

 

 

2 (валы – кони белые – конница)

…………………………

Как кони белые, идут

Валы шумящею гурьбой.

…………………………

И горький запах соли, маку

Вновь вал безветренный несёт…

И мнится: конница в атаку

На белых лошадях идёт…

Владимир Нарбут, «Прибой», 1909

«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269

 

 

 

3 (волна – венок – повилики (вьюны); волна – нежнопенная – саван)

*   *   *

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

 

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

…………………………………….

Ходит девушка по бережку грустна,

Ткёт ей саван нежнопенная волна.

Сергей Есенин, «Зашумели над затоном тростники…», [1914]

«Сергей Есенин: собр. соч. в 5 т.», т. 1 «Стих-ия и поэмы (1910–окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 117

 

 

4 (столица – рот, озеро – водка, волна – закуска)

…………………………………….

Для рта столиц волна зажарена

И чад идёт озёрной водки.

…………………………………….

Велимир Хлебников, «211. Ладомир», 22 мая 1920, 1921

«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 291

 

 

5 (гребни – люди, лодка – верблюд)

…………………………………….

Резонно думает верблюд.

Под ним, как гребни, ходят люди.

Он высится крутою грудью,

Вздымаясь лодкою гребной

Над человеческой волной.

…………………………………….

Борис Пастернак, «Зверинец», 1925

«Борис Пастернак, соб. соч. в 5 т.», т. 1: «Стих-я и поэмы 1912–1931», М.: «Худ. лит.», 1989, с. 498

 

***********************************************************************************

V.6 Второй план (смысловой)

(3 примера)

***********************************************************************************

1

………………………………..

Пусть бурями увитый Нот

Пучины сланые крутит и воздымает

И чёрные холмы морских кипящих вод

С громовой тучею сливает,

……………………………….

Но дружба и любовь, среди житейских волн,

Безбедно приведут в пристанище мой чёлн.

Гораций – Ф. Тютчев (перевод опубликован в 1819 году)

«Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду»

«Ф.И. Тютчев: сочинения в двух томах», М.: «Правда», 1980, с. 232

 

 

2

ВОЛНЫ И ЛЮДИ

 

Волны катятся одна за другою

Съ плескомъ и шумомъ глухимъ;

Люди проходятъ ничтожной толпою

Также один за другимъ.

 

Во’лнамъ ихъ воля и холодъ дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотятъ иметь души… и что же?

Души въ нихъ – волнъ холодней!

М.Ю. Лермонтов, «Волны и люди», 1831

«Сочинения М.Ю. Лермонтова», С.-Петербург, 1891, с. 120

 

 

3

……………………………

А волны, волны всё одне!…

Я обожатель ихъ свободы,

Какъ я въ душе любилъ всегда

Ихъ безконечные походы –

Богъ весть откуда и куда!

И въ часъ заката молчаливый

Ихъ раззолоченныя гривы,

И бездны безконечный шумъ,

И эту жизнь безъ делъ и думъ,

Безъ родины и безъ могилы,

Безъ наслажденья и безъ мукъ;

Однообразный этотъ звукъ,

Причудливыя эти силы,

Ихъ буйный рёвъ и тишину,

И эту вечную войну,

Съ другой стихией – съ облаками,

Съ дождёмъ и вихремъ!  <…>

………………………………..

М.Ю. Лермонтов, «Моряк», 1832

«Сочинения М.Ю. Лермонтова», С.-Петербург, 1891, с. 121-122

 

***********************************************************************************

V.6 Обыгрывание омонимии

(единственный пример)

***********************************************************************************

 

1 (гребни волн и гор)

……………………………..

А кругом вода морская

Так тяжка и полновесна,

Точно ртутью налита.

Ходит зыбкими буграми,

Ходит мощно и упруго,

Высоко возносит чёлн –

И бегущими горами

Принимают друг от друга

Нас крутые гребни волн.

И.А. Бунин, «Высоко наш флаг трепещет…», 1901

«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 152

 

***********************************************************************************

 

Итак, из всего обилия стихов величайших поэтов лишь в одном обыгрывается омонимия.

 

V.1 Волны как средство: 2 примера;

V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения: 6 примеров;

V.3 Простые сравнения: 18 примеров;

V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений: 6 примеров;

V.5 Сложные сравнения: 4 примера;

V.6 Второй план (смысловой): 3 примера;

V.7 Обыгрывание омонимии: 1 пример.

 

В этом цитатнике нет Пушкина. Видимо не хотел он оригинальничать  с волнами да гребнями, а, может, всё есть в неопубликованном.

 

VI. Шлем гребня

 

Так как блог наш научно-исследовательский, то, пользуясь случаем, не могу обойти стороной явление, которое можно назвать узловым сравнением, когда несколько больших поэтов, словно «Памятник», пишут стихи, используя одно и то же сравнение. Интересно было бы собрать и проанализировать такие узлы.

 

1

………………………………………………….

И вал твой разгульный, твой витязь могучий,

Серебряным гребнем заломит шелом

………………………………………………….

В.Г. Бенедиктов, «67. Море», 1837

«В.Г. Бенедиктов: Стихотворения», Л.: Советский писатель, 1983, с. 125

 

2

………………………………

Когда изгиб прибоя блещет

Зеркально-вогнутой грядой

И в нём сияет и трепещет

От гребня отблеск золотой

………………………………

И.А. Бунин, «Океаниды»,  <1903-1905>

«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 230

3

…………………………………

Ах, петуший гребень, рыцарь,

Ваш украсил шлем!

…………………………………

Александр Блок, «Тени на стене»,  9 января 1907

«Александр Блок: соб. соч. в 8 т.», т.2: «Ст-я и поэмы 1904-1908»,М.-Л.:ГИХЛ,1960, с. 242

 

4

…………………………………

Кверху собраны волосы

Всей копною с затылка.

 

Из-под гребня тяжёлого

Смотрит женщина в шлеме

…………………………………

Борис Пастернак, «Стихотворения Юрия Живаго», 1955 (год ок. романа)

«Борис Пастернак. Собр. соч. в пяти томах», т. 3: «Доктор Живаго», М.: «Худ. лит-ра», 1990, с. 517

 

5

……………………………………

Валы вдали уже синеют:

Там – будто шлемы зеленеют,

Там – будто звякают щиты!..

……………………..……………

Владимир Нарбут, «Прибой», 1909

«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269

 

VII. Итог

 

Конечно, никакого времени не хватит с такой тщательностью разбирать каждый стих. Но я показал сущность моих придирок. Трёхстишие не место для утверждений. Слух хайдзина желательно направить на омонимию слов и выражений. Классическая поэзия со времён Пушкина нашла, озвучила и освоила уже огромное множество сравнений и аллюзий. Её слабость и бессилие лишь в области омонимии и в смысловых надстройках «на пятачках» (на маленьких, ограниченных 17-ю слогами участках). Таким образом, я призываю не дублировать большую поэзию и идти не к устью, а к истоку.

 

Игорь Шевченко

Московская область

12 мая 2017 года

 

 

Добавить комментарий