73
речной поток
гребень за гребнем
к устью
Shereen, 2015-08-07 23:18:47
Такие трёхстишия обычно я не рассматриваю. Никоим образом в десятку призёров ни в какой номинации они не попадут. Чтобы потом не возникало вопросов с аналогичными стихами, поймите мою позицию. Традиционно я прошу автора простить меня. Обычно все анализы я делаю с целью повышения уровня написания трёхстиший, т.е. как бы нападаю на одного с целью помочь многим.
I. Письмо к учёному соседу
Если бы я сочинял пародию, то непременно начал бы её в духе героя Чехова.
Село Хайку-Неописуево
Дорогая Shereen!
Shereen «(забыл как по батюшке, извените великодушно!) Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Давно искал я случая познакомиться с Вами, жаждал, потому что наука в некотором роде мать наша родная. Я пламенно люблю астрономов, поэтов, метафизиков, приват-доцентов, химиков и других жрецов науки, к которым Вы себя причисляете чрез умные факты и отрасли наук».
Далее я бы незаметно вынырнул бы из первого тома Чехова и погрузился бы в восьмой аккурат к «Учителю словесности» Ипполиту Ипполитычу, который говорил исключительно крылатыми фразами до самой смерти: «Женитьба – шаг серьёзный», «До сих пор вы были не женаты и жили одни, а теперь вы женаты и будете жить вдвоём», «Без пищи люди не могут существовать», «Лошади кушают овёс и сено», «Волга впадает в Каспийское море». Вот, собственно, и ключевая фраза. Кто знает, а вдруг Волга впадает в Каму? Всё не так очевидно. И как бы выиграла фраза, если в ней сказать, что всякий речной поток, как заяц от крокодила, грыбёт к устью.
II. Гребень Крылова
Впрочем, что-то я мыслю абстрактно. Гребень гребню рознь. Одними расчёсываются Лорелеи, а другими мальчики, описанные в басне «Гребень»:
«Дитяти маменька расчёсывать головку
Купила частый Гребешок».
Да, звучит двусмысленно. Лучше перескажу. Как-то этот гребень совсем потерялся. Только мальчик «всклокотил волосы копной», а Гребень тут как тут и заявляет, что гребсти готов, но только расчёсанные волосы. Мальчик не стерпел и
«от злости и досады,
Закинул Гребень свой в реку’:
Теперь им чешутся Наяды».
Крылов не раз жаловался царю, что у его собаки блохи от Наяд. Царь распорядился построить химические заводы, а отходы спускать Наядам, чтоб делали химию и заодно травили насекомых. Но, наверное, менделеевцы перестарались. И вместе с насекомыми потравили и нимф. Нимфы растворились, а вот Гребни, как сообщают нам из города на Волге, до сих пор плывут:
гребень за гребнем
к устью
III. «Но есть однако же ещё предположенье…»
Так как мы знаем уже, что пробелы любят шалить, то здесь они, улыбаясь по-китайски, и как бы между делом говорят, «что, впрочем, песня не о том, а о любви»: «Г.Р. Ебень за Г.Р. Ебнем». Это семья с неблагозвучной фамилией, поэтому женская не склоняется в отличие от мужской. А, может, трупы? Тьфу, тьфу.
IV. Классические параллели
Так как никаких под-над- и -за-мыслов здесь не наблюдается, то, очевидно, должна найтись параллель с классикой. Если за экватор принять комментируемое краткостишие под номером 73, то при желании по параллелям можно добраться до полюса. Думаю, что подобные стихи сочинялись регулярно, и можно обойтись двумя примерами.
1
……………………………….
На юг сияющий и знойный,
К стране счастливой, но чужой
Ты добежишь, поток спокойный,
Своей работницей-волной.
………………………………
К.К. Случевский, «На реке весной», 1860
«К.К. Случевский. Стихотворения и поэмы», М.-Л.: «Советский писатель», 1962, с. 125
2
……………………………….
Шумно, в беге бесконечном,
За волной встаёт волна…
……………………………….
Юргис Балтрушайтис, «AVE, STELLA MARIS», из книги «Земные ступени», 1911
«Лилия и серп: стихотворения», Юргис Балтрушайтис , М.: «Художественная лит-ра», 1989, с. 35
V. Волно-гребневая техника классиков
Содержание:
V.1 Волны как средство: 2 примера;
V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения: 6 примеров;
V.3 Простые сравнения: 19 примеров;
V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений: 6 примеров;
V.5 Сложные сравнения: 5 примера;
V.6 Второй план (смысловой): 3 примера .
V.7 Обыгрывание омонимии: единственный пример;
Опорой трёхстиший является наша поэзия. Поэтому интересно хотя бы в общих чертах ознакомиться с достижениями классиков в этой области. Всем достижениям классиков можно найти применение в трёхстишиях. Другое дело, что тогда это будут параллели. Основные стихи классиков я расположил по группам сложности. Внутри групп постараюсь придерживаться хронологии появления в свет произведений.
***********************************************************************************
V.1 Волны как средство (2 примера)
***********************************************************************************
1 (волны как фон)
………………………………
Но волны, пенясь и качаясь,
Идут, бегут навстречу мне –
И кто-то синими глазами
Глядит в мелькающей волне.
………………………………
И.А. Бунин, «В открытом море», <1903-1905>
«И.А. Бунин, собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 226
2 (гребёнки как музыкальные инструменты)
………….……………..…..
Что за звон такой комарий,
Что за звон такой претонкий?
То чесальщицы Камарин-
скую шпарят на гребёнках!
……….…………….….…..
Марина Цветаева, «Царь-Девица», Москва, 1 июля – 4 сентября 1920
«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:
В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 572
***********************************************************************************
V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения;
(6 примеров)
***********************************************************************************
1 (зыбь волны – змейная)
………………………………………
И чёлн не чует змейной зыби волн
………………………………………
Михаил Кузьмин «Сети: первая книга стихов», Ч. 1 «Любовь этого лета», июнь – август, 1906
«Михаил Кузьмин. Избранные произведения», Л.: «Худ. литература», 1990, с. 24
2 (пена волн – как бы пивная пена, которая ещё и пьяно болтается)
………………………….
Волны берегом хмелели
………………………….
Осип Мандельштам, «Вечер нежный. Сумрак важный…», 1910
«Осип Мандельштам. Соч. в 2 т.», т. 1: «Стихотворения, переводы», М.: «Худ. лит.», 1990, с. 276
3 (волны как бы родственники)
…………………………..
Тёмный волн кумоворот
…………………………..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 129
4 (одичавших волн)
………….……..
Одичавших волн
……….………..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362
5 (волны как бы митингующие)
…………………….…………….…….
Последних волн небольшие митинги
…………………….………….……….
В. Маяковский, «Атлантический океан», 1925
«В. Маяковский: стихотворения, поэмы, пьесы», М.: «Худ. литература», 1969, с. 174
6 (волны как бы борцы в боях без правил)
* * *
Бежит волна-волной, волне хребет ломая
……………………………………………..
Осип Мандельштам, «Бежит волна-волной, волне хребет ломая…», 27 июня – июль 1935
«Осип Мандельштам. Соч. в 2 т.», т. 1: «Стихотворения, переводы», М.: «Худ. лит.», 1990, с. 220
***********************************************************************************
V.3 Простые сравнения (в трёхстишиях их можно использовать в качестве сопоставлений) (19 примеров)
***********************************************************************************
1 (волны – орды)
……………………………..
Диких волн седые орды
……………………………..
К.К. Случевский, «Будто в люльке нас качает…», 1889
«К.К. Случевский. Стихотворения и поэмы», М.-Л.: 1962, с. 116
2 (волны – серпы)
……………………………..
Да море берег косит, косит
Серпами волн – и от земли
Далёко сор её уносит!
И.А. Бунин, «Обвал», <1906-1907>
«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 293
3 (валы синеют – огромные кроты)
……………………………
Вот, как огромные кроты,
Валы вдали уже синеют:
……………………………
Владимир Нарбут, «Прибой», 1909
«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269
4 (волны – звери)
…………………………………………..…….
Волны-звери, подняв свой мерцающий горб
…………………………………………..…….
Николай Гумелёв, «Жемчуга: стихи 1907 – 1910 гг.», 86-89. Беатриче
«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы», Л.: «Советский писатель», 1988, с. 148
5 (волны – кони)
…………………………………
И океана пенистые кони
Бегут к земле и лижут валуны.
…………………………………
Максимилиан Волошин, 182-196. Lunaria, «Венок сонетов», <16 июня – 1 июля 1913, Коктебель>
«Максимилиан Волошин. Соб. соч.», т. 1 «Стихотв-ния и поэмы 1899-1926», М.: Эллис Лак, с. 209
6 (кружева – пена)
…………………………………
Жест царевича и льва
Повторяют кружева
Белой пеной.
…………………………………
Марина Цветаева, «Сергею Эфрон-Дурново», Коктебель, 19 июля 1913 г.
«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:
В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 189
7 (волны – змеи)
- На море
Закат. Как змеи, волны гнутся,
Уже без гневных гребешков,
Но не бегут они коснуться
Непобедимых берегов.
…………………………………
Николай Гумелёв, «На море», 1914
«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы», Л.: «Советский писатель», 1988, с. 161
8 (волны сверкание – лай)
……………..……………
Как лай, сверкнёт волна
……………..……………
Сергей Есенин, «Преображение», [1917]
«Сергей Есенин. Соб. соч. в 5 т.», т. 2 «Стих-я и поэмы (окт. 1917 – 1924), М.: ГИХЛ, 1961, с. 14
9 (волны – когти)
……………..……………
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
……………..….….……
Сергей Есенин, «Небесный барабанщик», [1918]
«Сергей Есенин. Соб. соч. в 5 т.», т. 2 «Стих-я и поэмы (окт. 1917 – 1924), М.: ГИХЛ, 1961, с. 73
10 (волна – грудь (женская))
………….……………..…..
И у жён и у вод:
Грудь – волною встаёт,
Волна – грудью встаёт.
……….…………….….…..
Марина Цветаева, «Царь-Девица», Москва, 1 июля – 4 сентября 1920
«Марина Цветаева. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений:
В трёх томах», т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 582
11 (волны – синие борзые)
……………………..
Волны, синие борзые,
……………………..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 130
12 (волны – синяя овчина)
……………………..
Волги синяя овчина
……………………..
Велимир Хлебников, «219. Уструг Разина», 1920 – 1921
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 361
13 (волны – волки)
………….……………..…..
Волны Волги – точно волки,
……….…………….….…..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362
14 (волны – слюни)
………….……………
И у Волги у голодной
Слюни голода текут.
……….……………..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1921, 19 января 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 362
15 (волны – бивни)
………….…………………
И бьюга водопада об утёсы
Седыми бивнями волны.
……….…………………..
Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 487
16 (волны – причёска)
………….….………………
<…> моря синей причёске
……….….………………..
Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 497
17 (волны – барашки, козлы)
………………………..………….
Густыми барашками море полно
……………………………………
Козлами кудлатыми море полно
……………………………………
Эдуард Багрицкий, «Арбуз», 1924
«Избранное: Стихотворения и поэмы», Эдуард Багрицкий, Петрозаводск: Карелия, 1975, с. 30-31
18 (волны – запевалы)
………………………….
Чтоб волн запевал
Оголтелый народ
………………………
Эдуард Багрицкий, «Контрабандисты», 1927
«Избранное: Стихотворения и поэмы», Эдуард Багрицкий, Петрозаводск: «Карелия», 1975, с. 35
19 (волны – вафли)
………………………………..
И снег, ожегший первый холм,
Усугубляет тугоплавкость
Катящихся, как вафли, волн.
Борис Пастернак, «Второе рождение», «Октябрь, а солнце, что твой август», 1931
«Борис Пастернак, соб. соч. в 5 т.», т. 1: «Стих-я и поэмы 1912–1931», М.: «Худ. лит.», 1989, с. 382
***********************************************************************************
V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений
(6 примеров)
***********************************************************************************
1 (волна нежнопенная – саван)
…………………………………….
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна.
Сергей Есенин, «Зашумели над затоном тростники…», [1914]
«Сергей Есенин: соб. соч. в 5 т.», т. 1 «Стих-ния и поэмы (1910–окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 117
2 (колокольные волны над хлебными)
…………………..………………….……
И волны колоколов над волнами хлеба,
……………………..……………………
Марина Цветаева, «Стихи к Блоку», 18 мая 1916
«Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений: В трёх томах»,
т. I, «Стихотворения и поэмы 1910-1920», М.: Прометей, 1990, с. 283
3 (волны пряные – цветы)
…………………………………….
А кругом цветы лазоревы
Распускали волны пряные
…………………………………….
Сергей Есенин, «Лебёдушка», [1917]
«Собрание соч-ий в пяти томах», т. 1 «Стих-ия и поэмы (1910 – окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 258
4 (волна зелена и вольна – мнёт волокна льна)
………………………………………
И зелена и вольна,
Мнёт волокна льна волна!
………………………………………
Михаил Кузьмин, «Нездешние вечера: Стихи об Италии (1919 – 1920)», «Сны»
«Михаил Кузьмин. Избранные произведения», Л.: «Худ. литература», с. 221
5 (весёлых волны – кубари)
………………………..
Кубари весёлых волн
………………………..
Велимир Хлебников, «124. Море», 1920 – 1921
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 129
6 (волны – синий, синебурый мех, шкура)
………….…………………
Зверь моря синемехий и синебурый
Бьётся в берег шкурой.
……….…………………..
Велимир Хлебников, «231. Зангези», 1920 – 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 497
***********************************************************************************
V.5 Сложные сравнения
(5 примеров)
***********************************************************************************
1 (волны – наяды – цепь)
……………………………………………..
Когда вставал туман над водной степью,
Великий жрец творил святой обряд,
И танцы гибких, трепетных наяд
По берегу вились жемчужной цепью.
……………………………………………..
Николай Гумелёв, «Романтические цветы: стихи 1903 – 1907 гг.», 24. Любовники
«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы», Л.: «Советский писатель», 1988, с. 95
2 (валы – кони белые – конница)
…………………………
Как кони белые, идут
Валы шумящею гурьбой.
…………………………
И горький запах соли, маку
Вновь вал безветренный несёт…
И мнится: конница в атаку
На белых лошадях идёт…
Владимир Нарбут, «Прибой», 1909
«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269
3 (волна – венок – повилики (вьюны); волна – нежнопенная – саван)
* * *
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
…………………………………….
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна.
Сергей Есенин, «Зашумели над затоном тростники…», [1914]
«Сергей Есенин: собр. соч. в 5 т.», т. 1 «Стих-ия и поэмы (1910–окт. 1917), М.: ГИХЛ, 1961, с. 117
4 (столица – рот, озеро – водка, волна – закуска)
…………………………………….
Для рта столиц волна зажарена
И чад идёт озёрной водки.
…………………………………….
Велимир Хлебников, «211. Ладомир», 22 мая 1920, 1921
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 291
5 (гребни – люди, лодка – верблюд)
…………………………………….
Резонно думает верблюд.
Под ним, как гребни, ходят люди.
Он высится крутою грудью,
Вздымаясь лодкою гребной
Над человеческой волной.
…………………………………….
Борис Пастернак, «Зверинец», 1925
«Борис Пастернак, соб. соч. в 5 т.», т. 1: «Стих-я и поэмы 1912–1931», М.: «Худ. лит.», 1989, с. 498
***********************************************************************************
V.6 Второй план (смысловой)
(3 примера)
***********************************************************************************
1
………………………………..
Пусть бурями увитый Нот
Пучины сланые крутит и воздымает
И чёрные холмы морских кипящих вод
С громовой тучею сливает,
……………………………….
Но дружба и любовь, среди житейских волн,
Безбедно приведут в пристанище мой чёлн.
Гораций – Ф. Тютчев (перевод опубликован в 1819 году)
«Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду»
«Ф.И. Тютчев: сочинения в двух томах», М.: «Правда», 1980, с. 232
2
ВОЛНЫ И ЛЮДИ
Волны катятся одна за другою
Съ плескомъ и шумомъ глухимъ;
Люди проходятъ ничтожной толпою
Также один за другимъ.
Во’лнамъ ихъ воля и холодъ дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотятъ иметь души… и что же?
Души въ нихъ – волнъ холодней!
М.Ю. Лермонтов, «Волны и люди», 1831
«Сочинения М.Ю. Лермонтова», С.-Петербург, 1891, с. 120
3
……………………………
А волны, волны всё одне!…
Я обожатель ихъ свободы,
Какъ я въ душе любилъ всегда
Ихъ безконечные походы –
Богъ весть откуда и куда!
И въ часъ заката молчаливый
Ихъ раззолоченныя гривы,
И бездны безконечный шумъ,
И эту жизнь безъ делъ и думъ,
Безъ родины и безъ могилы,
Безъ наслажденья и безъ мукъ;
Однообразный этотъ звукъ,
Причудливыя эти силы,
Ихъ буйный рёвъ и тишину,
И эту вечную войну,
Съ другой стихией – съ облаками,
Съ дождёмъ и вихремъ! <…>
………………………………..
М.Ю. Лермонтов, «Моряк», 1832
«Сочинения М.Ю. Лермонтова», С.-Петербург, 1891, с. 121-122
***********************************************************************************
V.6 Обыгрывание омонимии
(единственный пример)
***********************************************************************************
1 (гребни волн и гор)
……………………………..
А кругом вода морская
Так тяжка и полновесна,
Точно ртутью налита.
Ходит зыбкими буграми,
Ходит мощно и упруго,
Высоко возносит чёлн –
И бегущими горами
Принимают друг от друга
Нас крутые гребни волн.
И.А. Бунин, «Высоко наш флаг трепещет…», 1901
«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 152
***********************************************************************************
Итак, из всего обилия стихов величайших поэтов лишь в одном обыгрывается омонимия.
V.1 Волны как средство: 2 примера;
V.2 Оригинальные признаки, эпитеты, качества, скрытые сравнения: 6 примеров;
V.3 Простые сравнения: 18 примеров;
V.4 Связки – эпитетов и (скрытых) сравнений: 6 примеров;
V.5 Сложные сравнения: 4 примера;
V.6 Второй план (смысловой): 3 примера;
V.7 Обыгрывание омонимии: 1 пример.
В этом цитатнике нет Пушкина. Видимо не хотел он оригинальничать с волнами да гребнями, а, может, всё есть в неопубликованном.
VI. Шлем гребня
Так как блог наш научно-исследовательский, то, пользуясь случаем, не могу обойти стороной явление, которое можно назвать узловым сравнением, когда несколько больших поэтов, словно «Памятник», пишут стихи, используя одно и то же сравнение. Интересно было бы собрать и проанализировать такие узлы.
1
………………………………………………….
И вал твой разгульный, твой витязь могучий,
Серебряным гребнем заломит шелом
………………………………………………….
В.Г. Бенедиктов, «67. Море», 1837
«В.Г. Бенедиктов: Стихотворения», Л.: Советский писатель, 1983, с. 125
2
………………………………
Когда изгиб прибоя блещет
Зеркально-вогнутой грядой
И в нём сияет и трепещет
От гребня отблеск золотой
………………………………
И.А. Бунин, «Океаниды», <1903-1905>
«И.А. Бунин: собр. соч. в 9-ти томах», т. 1, М.: «Художественная лит-ра», 1965, с. 230
3
…………………………………
Ах, петуший гребень, рыцарь,
Ваш украсил шлем!
…………………………………
Александр Блок, «Тени на стене», 9 января 1907
«Александр Блок: соб. соч. в 8 т.», т.2: «Ст-я и поэмы 1904-1908»,М.-Л.:ГИХЛ,1960, с. 242
4
…………………………………
Кверху собраны волосы
Всей копною с затылка.
Из-под гребня тяжёлого
Смотрит женщина в шлеме
…………………………………
Борис Пастернак, «Стихотворения Юрия Живаго», 1955 (год ок. романа)
«Борис Пастернак. Собр. соч. в пяти томах», т. 3: «Доктор Живаго», М.: «Худ. лит-ра», 1990, с. 517
5
……………………………………
Валы вдали уже синеют:
Там – будто шлемы зеленеют,
Там – будто звякают щиты!..
……………………..……………
Владимир Нарбут, «Прибой», 1909
«Владимир Нарбут. Стихотворения», М.: «Современник», 1990, с. 269
VII. Итог
Конечно, никакого времени не хватит с такой тщательностью разбирать каждый стих. Но я показал сущность моих придирок. Трёхстишие не место для утверждений. Слух хайдзина желательно направить на омонимию слов и выражений. Классическая поэзия со времён Пушкина нашла, озвучила и освоила уже огромное множество сравнений и аллюзий. Её слабость и бессилие лишь в области омонимии и в смысловых надстройках «на пятачках» (на маленьких, ограниченных 17-ю слогами участках). Таким образом, я призываю не дублировать большую поэзию и идти не к устью, а к истоку.
Игорь Шевченко
Московская область
12 мая 2017 года