Хайку и парахайку (статья № 2)

Первая статья вызвала среди любителей краткостиший неоднозначную реакцию. Я решил отложить судейство и комментирование работ, чтобы прояснить свою позицию и ответить на самые острые вопросы. Многих интересует: почему я много лет уделял внимание парахайку, если хайку – выше, какова теперь иерархия трёхстиший, почему хайку выше и т.п.? Добавлю к этому свою фразу, сказанную не ради красного словца, в одной из статей, что пока все авторы пишут плохо.

 

  1.      Цель краткостиший

 

Конечно, не деньги, не слава и не популярность. Я, к примеру, только вкладывал и деньги, и личное время. И не я один. Цель в том, чтобы хоть немного помочь душе подняться на оси, ведущей к Высшим силам, к Высшему началу. Каждая душа занимает там определённое прожитыми жизнями место. Конечно, лучше подниматься через религии. Но отчего не попробовать ещё и через творчество? Вот эта задача и ставится перед авторами.

 

  1.         Направление пути совершенствования

 

Существуют два пути: сверху вниз для избранных и снизу вверх для всех остальных. Сверху вниз спускаются величайшие души. Они жертвуют собой для того, чтобы поднять сакральное понимание устройства мироздания у слепых душ отражённых миров. Наша же участь – попытаться осмыслить через внешнее внутреннее.

 

  1.                                Парахайку

 

Да, религиозные учения и живые теории создаются сверху, но вот путь очищения души мы проходим медленно и снизу, чтобы заслуженно переходить на следующий уровень. Итак, начинающий хайдзин берёт псевдоним и начинает картинно отражать внешний мир, фиксируя божественное (мужское) начало – время (останавливая его до мига). Он учится сложной системе гармонизации эстетики жизненной правды и предельного лаконизма. Рассматривая обездвиженный мир, хайдзин начинает понимать несколько истин:

а) глаголы несут информацию уровня, существительные – самоподобные образы разных уровней;

б) в законченных предложениях есть только информация; смысл возможен лишь при наличии уровней, когда есть возможность сравнить или сопоставить;

в) мир – двойствен, он не луч, и не шар и при этом и шар, и луч; мир парадоксален, неопределён и меняет маски;

г) мир живой и чувствующий.

 

  1.                                Хайку

 

Как только это понимание начнёт овладевать хайдзином, он может попытаться перейти на следующий уровень: попытаться зафиксировать пространство, уменьшив его размер до авторского тела. Происходит линька псевдонима. Автор начинает осознавать себя Личностью открытой и искренней, а не маской, не двойственным, не хитрецом и не умником. Это происходит с единицами.

Автор начинает подтрунивать над СОБОЙ и иронично улыбаться. Этот уровень связан с работой над СОБОЙ, поэтому он и выше. Это игра, которая балансирует между войной и миром. И, как на всякой «мировой» войне, здесь может звучать мат, направленный исключительно на собственные слабость и бессилие. Но это выстраданный мат, а не высосанный из пальца для внешнего эффекта.

Мне порой кажется, что развивать теорию дальше не имеет смысла, так как недавние события на стихире показали лицо большинства наших авторов, а ведь это лучшие из лучших.

 

  1.     Привычная поэзия и иерархия краткостиший

 

Привычная поэзия стремится, главным образом, к внешней красоте: звучности и лоску. Она искушает, как женщина. Свою содержательную убогость она скрывает за щитом рифмы и ритма, превращаясь часто в рифмованную прозу. В большой поэзии, практически, отсутствует критика. Не буду более останавливаться на этом вопросе, скажу лишь, что для краткостиший привычная поэзия необходима, как дно, от которого можно оттолкнуться.

Далее идут поджанры парахайку: параллелизмы и Амазония, которая более свободна от рифмы (отражения звуков) и лишнего, а потому и более красива. «Новизна» старается вырваться из тисков избитого.

Наконец, Троица: сенрю, эстетические трёхстишия и парахайку. Сенрю похожи на слепого лучника: труним над чем и кем угодно, кроме себя. Эстетические трёхстишия поднимаются до прочувствования чего угодно, кроме своего места на Оси. Парахайку достигают высот лаконизма (т.е. отсутствия лишнего) и смысла (т.е. наличия уровней).

Затем, как уже понятно, идут, собственно хайку, в которых авторы растут, смеясь над собой. Это и есть самое трудное при всей лёгкости формулировки.

 

 

Игорь Шевченко

Московская область

23 апреля 2017 года

 

Добавить комментарий