Хайку и пара-хайку

 

Время от времени я замечаю, что говорю совсем другими словами, не теми, что на самом деле мыслю. Хочется говорить по сути, которая, как это ни странно, зависит и от формы. Поэтому, начав речь об уровнях хайку, я поймал себя на том, что нумерация на самом деле обратная: первый уровень – высший, так как Ра(с,з) – Бог у древних. Когда идёшь снизу, цифрами лучше не пользоваться, в итоге они будут только тормозить. Мы же занимаемся рассмотрением низовых трёхстиший, которые являются основой более высоких.

Но есть ещё одна ложь, связанная с уровнями хайку. Каждый уровень парный. То, что, мы называем хайку, на самом деле – пара-хайку. Теория картинных хайку зиждется на «укрощении» времени. Приоритет отдаётся внешней вселенной человека, его окружающему пространству, т.е. тому, что он видит (слышит, осязает и т.д.). По древним верованиям время – Бог (мужское начало), пространство – Диавол (вторящая воля, женское начало). Понятно, что на Земле царствует женское начало: посмотрите – сколько воды на планете и сколько всего растёт. Ничего нет удивительного и в том, что двойственный в своей основе жанр трёхстиший поддался очарованию красоты и склонился в сторону изысканной лаконичности. Но справедливости ради мы должны вспомнить и о другой части трёхстиший, созданных на противоположном принципе: «укрощении» пространства и рассмотрению вечного. Если единицей времени мы считаем миг, когда можно «рассмотреть» пространство, то единицей пространства, вероятно, следует считать тело автора или героя произведения, которые помогут нам ощутить ход времени.

Эти произведения и следует считать хайку или временнЫми трёхстишиями. Картинные (пространственные) хайку женские, а, значит, связаны с цифрой «2» и должны называться пара-хайку. В пара-хайку мы условно насчитали шесть жанров: пара-хайку, японские трёхстишия, Амазонию, сенрю, пара-новизну и пара-лелизмы. И в хайку можно выделить аналогичные жанры: русские хайку (шарообразные, парадоксальные), русские трёхстишия (мысли, ощущения, эстетические), Лучевые (последовательные, женские), юмор, новизну и параллелизмы.

Исторически сложилось так, что стихи человека, творившего в области хайку, приняли за низкий жанр в обиходном значении этого слова. Поэтому первым автором, которого я рекомендовал в Союз писателей был Михаил Сапего. И я благодарен Льву Константиновичу Котюкову и секретарям МОО СПР, которые проголосовали за вступление Михаила Сапего в СПР, что означало признание не только его заслуг в деле продвижения краткостиший, но и жанра подлинного хайку как такового. Теперь приведу примеры поджанров хайку со сжатым пространством и с ярко выраженным «авторским присутствием». Понятно, что деление на поджанры достаточно условно))

 

  1. Русские хайку (парадоксальные)

 

старюсь…

а ну как ещё поживу,

так и состарюсь поди…

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 15

 

 

  1. Русские трёхстишия (мысли, ощущения, эстетические)

 

в мире чудес –

всего-ничего…

зато каждый год – весна!..

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 22

 

…вон, даже вода в унитазе

о скорой весне

напевает!..

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 13

 

засыпаю… –

вот так бы однажды

и впрямь…

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 58

 

зубы, что малые дети,

разнылись…

студёное пиво!

Михаил Сапего

«Сапега. Одиножды один», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2012, с. 34

 

навеселе да не весел –

сижу,

старый год провожаю…

Михаил Сапего

«Сапега. Одиножды один», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2012, с. 72

 

обездомел… –

не скажешь теперь:

«кого это черти несут?..»

Михаил Сапего

«Сапега. Одиножды один», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2012, с. 16

 

приснилось мне сегодня,

будто Путин… –

ну, сон такой…

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 47

 

проснулся… –

ну, что ж,

для начала не плохо…

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 7

 

снежная баба

глядит, точно скажет вот-вот:

дескать, мол…

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 9

 

соды белее.

чернее угля… –

изжога!

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 20

«Сапега Сапегой», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2002, с. 31

 

то очень болит,

а то и не очень…

сегодня не очень…

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 16

 

чем-то видимо

очень довольна –

сияет луна!..

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 53

 

что-то имеет сказать

да сказать не умеет

собачка…

Михаил Сапего

«Сапега. Одиножды один», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2012, с. 68

 

 

  1. Лучевые (последовательные, женские)

 

а что, в самом деле,

возьму да и…

 

хуй.

Михаил Сапего

«Sapega vulgaris. Сапега обыкновенный», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 25

 

навзничь… ничком…

с боку на бок… –

ну вот не спится и всё тут!..

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 29

 

не мешкая,

взял и – от корки до корки –

умял апельсин…

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 20

 

руки-ноги…

живот…голова… поясница… –

всюду Сапега!..

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 17

 

то кажется – всё…

а то – нет, но – ещё… и ещё…

всё ещё…

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 30

 

интересная штука – жизнь!

вот – вчера, например…

или, скажем, – сегодня…

Михаил Сапего

«Сапега Сапегой», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2002, с. 26

 

 

  1. Юмор

 

тишина,

слышно, кажется, как

растёт моя борода…

Михаил Сапего

«36», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 1998, с. 44

«Сапега Сапегой», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2002, с. 38

 

Христово Рождество… –

всяк норовит

атеиста Сапегу поздравить…

Михаил Сапего

«Сапега. Сорок четыре», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2006, с. 8

 

Не пил, и не пил…

но сегодня… –

о, как чешется нос!

Михаил Сапего

«Сапега Сапегой», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2002, с. 46

 

 

  1. Новизна

 

вздрябзнул… –

и вот уже ваби от саби

не отличаю…

Михаил Сапего

«Сапега. Всё ещё», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2015, с. 31

 

 

  1. Параллелизмы

 

сам приготовил…

сам съел…

себе самому и «спасибо»…

Михаил Сапего

«Сапега. Одиножды один», Михаил Сапего, СПб.: «Красный Матрос», 2012, с. 8

 

Варево в котле –

сам состряпал, сам теперь и ем…

Танэда Сантока – Александр Долин,

«Танэда Сантока. Стихи и проза», перевод с японского, предисловие и комментарии А.А. Долина, СПб.: Гиперион, 2001, с. 65

 

Игорь Шевченко

Московская область

г. Дубна

 

Добавить комментарий