Без трёхстиший Плеханова конкурс смотрится сиротливо. Нужно придумать новую номинацию, чтобы таланту было не скучно. После трёхстишия Николай Гранкина сразу переходим на 74-ый конкурсный стих.
раннее утро.
на пустынном пляже
плещутся флаги
Евтеев А.М., 2015-08-08 14:40:30
Кажется, что у Евтеева А.М. техничное хайрю (со скрытой персонификацией), т.к. возникают ассоциации с пляжем в другое время. Тем не менее, смысловое пересечение слов «раннее» и «пустынном» делает стих слабым, избыточным, а потому как бы больным.
Скажу и о точке. Знаки препинания свойственны плоским стихам (одноуровневым). Да, я рекомендовал их ставить в своё время. Но сейчас, когда мы понимаем тотальную связь букв и слов в трёхстишиях, от них можно отказаться или применять с совершенно иными целями. Если получится, в следующей статье укажу примеры такого использования. Более того, можно открыть новую номинацию хотя бы для Плеханова, чтоб не скучал и «чтобы больше думал».
Если посмотреть на параллели классиков, то и они корчатся в муках от ненужных слов.
Параллель № 1
«В Екатеринином саду
Стою у чистых вод
И слышу плеск широких крыл
Над гладью голубой».
Анна Ахматова (1889-1966),
«Подорожник», «И вот одна осталась я…», дата «1917. Конец года»,
«Анна Ахматова», сочинения в двух томах, т. 1, М.: «Правда», 1990, с. 137
Мало того, что «стою у …вод», мало, что слышу «плеск», обязательно нужно ещё раз указать «над гладью голубой».
Параллель № 2
«Наклонился мальчик за борт, —
И зеленое сиянье
На лицо ему плеснуло»
Михаил Кузьмин (1872-1936),
«Звезда Афродиты», 1921
«Михаил Кузьмин. Избранные произведения», Л.: «Худ. литература», с. 254
Нужно обязательно вставить «ему». И впрямь, наклонился мальчик, а плеснуло в мирно спящую в каюте девочку.
Можно найти пересечение в цитате из миниверлибра Филмора Плэйса в словах «домой» и «возвращаемся» (параллель № 3):
«кофе допит и дождь перестал
вечерним городом домой возвращаемся –
плещется небо повсюду»
philmore, 2015-11-15 01:21:21, 14 конкурс
Цветисто смотрится параллель Велимира Хлебникова:
«Хотели вы не расплескать
Свидания морей беседы говорливой
Серебряные капли»
Велимир Хлебников (1885-1922),
«220. Синие оковы», весна 1922
«Творения», Велимир Хлебников, М.: Советский писатель, 1986, с. 368
Скажу словами поэта: «здесь лишнее вошло во вкус и простотой не пахнет». Это принципиально другое направление поэзии, но «каждому своё» по мере.
Гораздо бодрее смотрится следующее трёхстишие.
солнечное утро
плещется покрякивая
бомж у колонки
Гамма Чувств, «РОСсИНКИ–2014», с. 41
Однако без слова «солнечное» оно также хорошо смотрится.
В итоге стих будет рассматриваться мной кандидатом на параллель с ахматовской цитатой.
Игорь Шевченко
Московская область
«2» апреля 2017 года