Триединство хайку

 

Хайку – жанр словесной живописи, который требует от автора лаконичности (три строчки), правдоподобности изображения и связи с природой. Несмотря на то, что жанр является неотъемлемой частью японской поэзии, на литературной карте мира уже нет страны, в которой не было бы его поклонников. О популярности хайку в России говорит тот факт, что в 2009 году на второй Всероссийский конкурс хайку было прислано более пяти тысяч работ.

Чтобы почувствовать глубину жанра, разберем одно хайку нашего конкурса.

***

летний ливень…

в песочнице вверх дном

ведёрко

Константин Микитюк, г. Москва

На первый взгляд, перед нами простая, если не сказать, банальная картинка. Однако, ее особенностью является невидимый мост в прошлое: вероятно, дети играли в песочнице, наполняли песком ведерки и строили башню, а, может, просто сидели на ведерках или стучали по ним как по барабанам. Внезапно солнце закрыла туча, и начался ливень. Дети побросали игрушки и разбежались по домам. Предвижу, что скептики пожмут плечами, дескать, любая картинка имеет предысторию.

Однако в этом же хайку есть мост и в символику. Посмотрим пристальнее на песочницу, которая обычно огорожена бортиками (от взрослых), и в которой дети играют во взрослых. Хайку, как и песочница – первая ступенька, с которой начинается познание мира.

Но самой удивительной является возможность из прошлого вновь новыми глазами посмотреть на картинку и увидеть мост в природу, то есть, условно говоря, соединить живые и неживые силы природы.

Вернемся к картинке с гармоничным соединением неживой (стихийной) природы – «летний ливень» и результатов игры детей или ребенка – «ведёрка вверх дном». Теперь роль детей выполняет дождь, который «сидит» на ведерке. Теперь уже ливень «ломает» башню и «стучит» по ведерку, как по барабану.

Понимая теперь это хайку с его следственно-причинными связями, попытаемся  «очеловечить» неживую природу.

Заметим, что и сам ливень в песочнице «вверх дном», так как его начало, туча, вверху. А значит, сам ливень можно представить в виде перевернутого ведерка. И кто-то барабанит по нему (гром), строит башни (тучи) или просто сидит на нем (ветер).

После таких фантазий скептики улыбнуться, так как «большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам», но вот курьез: если внимательно посмотреть на японский иероглиф «дождь», скажем, в ЯРКСИ, «;», то нельзя не заметить, что он похож именно на перевернутое ведерко.

Благодаря хайку, мы начинаем ощущать связь всех явлений, начинаем внимательнее всматриваться в окружающие нас явления, глубже понимать мир, а, значит, и любить. С другой стороны, хайку требуют усилий и от читателя. На первое место в хайку выдвигается не автор стиха, а АВТОР и КРАСОТА МИРОЗДАНИЯ

Добавить комментарий