Три уровня хайку

I.

Сейчас, когда Людмила Грачёва и Олеся Карушина готовят книгу о хайку, у составителей возник вопрос: какая часть теории хайку изложена? Этот же вопрос мне задавали и на моих выступлениях. Отвечаю, та тысяча статей, что покоится на стихах.ру, соответствует примерно трети от целого.

Основные положения этой трети: все значимые краткостишия условно можно разбить на семь групп по числу номинаций. Основы техники: двучастность, вариативность, картинность и лаконизм. В 14-ти конкурсах я отобрал около 400-т хороших краткостиший. Например,

 

Ремонтный бокс.
С пожелтевшего календаря
улыбается японка.
Алексей Фан, «Поэзия», № 40, с. 267

 

Здесь естественным образом сопоставляются цвет и изящность лица японки с ветхостью и заброшенностью клочка бумаги.

Отмечу, что первый уровень краткостиший женский.

 

II.

Второй уровень записи хайку имеет два формальных отличия:

– запись каждой строки ведётся сверху вниз, а сами строки располагаются слева направо;

– пробелы между словами не ставятся.

Эти небольшие изменения приводят к затруднённому чтению и пониманию текста, так как читатель теряет ориентир начала и конца слов. Ударение как таковое исчезает. Появляется капуста слов разных эпох. При этом слова могут идти не только сверху вниз, но и справа налево как конденсаты. Вот небольшой фрагмент записи трёхстишия Филмора Плэйса как трёхстишия второго уровня:

 

пнс

уаи

сбн

тее

але

яьт

вен

еве

роб

айо

нв*

де*

ар*

*ё*

*в*

*к*

*е*

 

Слова первой строчки «пустая веранда» можно прочесть как «пустая Вера, н-да». При этом мелькает множество слов и словосочетаний: «пуста я», «уста», «стая» и т.д. Вторую строчку открывает слово из архангельского говора «на’бел» – полоса тумана на горизонте, показывающаяся при приближении льдов в океане («Словарь русских народных говоров», вып. 19, СПб.: «Наука», 2002, с.111). А в Псковском говоре слово «набе’л» – обозначает «долг, отмеченный в записке». Прибавив мягкий знак мы получаем слово «набель» с дополнительными значениями «набеленный холст» и «водянка» (болезнь). Надеюсь, основная мысль понятна.

Далее возникает учение о центре хайку, балансе и формах (типа 5-7-5). Второй уровень краткостиший – мужской.

 

III.

Третий уровень хайку – парный.

– одно краткостишие записывается горизонтально;

– второе – вертикально;

– от четырёх концов отходят слова;

– получается коловращение, свастика.

Это высший уровень.

 

Вот в целом теория хайку. Она основывается на моём понимании «Правед», составленных Виктором М. Журкиным (Вит Отец). Каждому свой уровень, своя ветка на дереве, а на ветке – свой сучок… Одни движутся к стволу и вверх, другие – от ствола, в среду. Каждому своё.

 

10.02.2017

 

Добавить комментарий