Новости АМПМ от 18 января 2024 года

       Закончился второй конкурс хайку имени Льва Котюкова 2023 года. Ниже итоговые результаты, которые прислал мне Александр Долин — главный судья. В жюри были Людмила Скребнева (г. Казань, РТ) и Катерина Шмидт (г. Реген, ФРГ), которые также оставили свои комментарии. Судьи комментировали миниатюры независимо друг от друга. Места расставлены по традиционной для альманаха «Полевые цветы» схеме: 1 место занимает одна миниатюра, второе место — две, третье место — три (или четыре). Решающей является расстановка главного судьи. Напомню, что конкурс был анонимным, и теперь важно определить имена призёров:
«Ищут пожарные,
Ищет полиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти…»
Пока фамилии и ники взяты с сайта http://haikukonkurs.ru

…………………………………………………………………………………….
1 место 
 
утренний туман
парит в воздухе
яблоко
Анна Касенкова, 19 лет, г. Видное, Московская область,
студентка II курса НИУ «Высшая Школа Экономики», медиакоммуникации

Александр Долин:
«Удачный импрессионистический образ — при условии, что яблоко парит в воздухе. Нынешняя амбивалентность только в минус, а не в плюс хайку».
Людмила Скребнева:
«Точку в этом трёхстишии можно поставить и после первой, и после второй строки,  вторая строка является общей. Тот самый случай, который оправдывает отсутствие знаков препинания. И здесь есть ощущение чуда, такое важное для хайку. Слово «парить» с ударением на втором слоге используется по отношению к птицам и дельтопланам. В густом тумане не видно веток,  кажется, что  яблоко парит, зависает в воздухе само по себе. Частички воды (туман) тоже парят – находятся во взвешенном состоянии. Выбор этого глагола мне кажется очень удачным».
…………………………………………………………………………………….
2 место  

Изморозь.
На берёзовый пенёк
взбираются опята.
Алексей Калинин, 15 лет, 8 кл.,
лицей В. Г. Кадышевского, г. Дубна, Московская область
 
Александр Долин:
«Очень поэтичный образ в духе классики хайку».
Людмила Скребнева:
«Понравилось чувство юмора автора, мягкое и лиричное. Опята, конечно, сами не могут взобраться на пенёк, но как пример анимизма в хайку, почему бы и нет. Под моросящим холодным дождем на пеньке грибам расти комфортнее, чем на корнях деревьев. Но я бы написала «изморозь». Опята выдерживают лёгкие осенние заморозки,  и чем выше взберутся на дерево, тем больше шансов устоять». 

сумерки.
огонёк лампады
в конце коридора
Александр Савостьянов,
г. Клинцы Брянской области

Александр Долин:
«Образ поэтичный, но словоупотребление неверное. Лампада – это церковный масляный светильник, который просто не может помещаться в конце коридора».
Людмила Скребнева:
«Огонёк лампады незаметен при дневном свете, тем более на расстоянии. И только в сумерках или ночью становится виден – хорошо подмечено. Кроме этого, возможен философский подтекст. В конце жизни (в сумерках) есть надежда на что-то светлое (огонёк). «И может быть – на мой закат печальный/ Блеснет любовь улыбкою прощальной». /Александр Пушкин/».
…………………………………………………………………………………….
3 место  
 
бриз
сквозь колючую проволоку
бабочка
Киселёва Алиса, 15 лет,
г. Дубна, Московская область

Александр Долин:
«Это сильный образ и тоже в классическом стиле».
Людмила Скребнева:
«Мой вариант прочтения: автор находится за колючей проволокой и вдыхает свежий воздух с моря. И завидует бабочке – она с лёгкостью может преодолеть препятствие и оказаться на свободе. Это страшно, но соответствует современным реалиям. «О, с какой тоской / Птица из клетки глядит/ На полёт мотылька!» /Кобаяси Исса/
А может быть, владелец дачи на морском побережье таким образом отгородился от воров. Но от бабочек, а также от птиц, не говоря уже о мухах и комарах, ему отгородиться не удастся. Такое прочтение в стиле сэнрю мне кажется менее достоверным».
 
крещение…
на печной лежанке
сибирский кот
Александр Савостьянов,
г. Клинцы Брянской области

Александр Долин:
«Крещение с прописной буквы — вообще непонятно что такое. И крещенские морозы здесь никак не упомянуты. И где сейчас печные лежанки? Какие-то надуманные умозрительные построения. Или кот – символ религиозного праздника? Почему вдруг?»
 Людмила Скребнева:
«В крещенские морозы даже сибирский кот с густой шерстью ищет место потеплее. Вот уж кто точно не будет окунаться в прорубь».
Катерина Шмидт:
«Крещенские морозы, залез на печку даже «сибирский» кот».

Летний дождь.
Паутинник над сосной,
поросшей мхом.
Алексей Калинин, 15 лет, 8 кл.,
лицей В. Г. Кадышевского, г. Дубна, Московская область

Александр Долин:
«Образ натянутый и противоестественный. Как может маленький гриб-паутинник укрыть даже мелкую частицу сосны? Вместо поросшей мхом должно быть замшелой или мшистой».
 Людмила Скребнева:
«Очень поэтичная картинка. Гриб-паутинник, как зонтик, укрывает сосну (упавшую на землю) от дождя».
Катерина Шмидт:
«Паутинник здесь выступает в роли зонтика. Замшелая сосна стоит возможно в низинке и лишняя влага ей ни к чему».

…………………………………………………………………………………….
Отмеченные работы
…………………………………………………………………………………….
хамелеон
за семафором
хвост электрички
Киселёва Алиса, 15 лет,
г. Дубна, Московская область

 Людмила Скребнева:
«Очень эффектное трёхстишие с использованием приёма ториавасэ (сопоставления двух образов). Хвост электрички при свете семафора похож на хамелеона. Но метафора в хайку допустима, если возможно и метафорическое, и буквальное прочтение. Здесь только первое. И оно выглядит искусственно. Вряд ли рядом с железнодорожным полотном можно увидеть живого хамелеона.
Вот примеры хайку с естественным ториавасэ (в первом – луна и дыня; во втором – закат, похожий на окраску кожи саламандр): «первая четверть / в тёплой темноте веранды / аромат дыни» (Ольга Крупнова);  «закат — / греют животы / саламандры» (Александр Акулинин)».
Катерина Шмидт:
«Хвост электрички перед семафором — красный, а за семафором — зелёный или наоборот…  Точно хамелеон».
 
облачно
на водном трамплине
чайка
Киселёва Алиса, 15 лет,
г. Дубна, Московская область

 Людмила Скребнева:
«Неожиданность третьей строки. В пасмурную погоду на пляже нет ни одного купальщика, и только чайкам непогода нипочём. Они сидят на возвышенных местах, высматривая рыбу».
 
снеговик во дворе.
газетные вырезки
под ногами…
Александр Савостьянов,
г. Клинцы Брянской области

Катерина Шмидт:
«Увиделся работник библиотеки или член редколлегии в школе. Человек и не заметил как дети снеговика слепили пока он с газетами возился.
Или второй вариант: Кто-то слепил первого снеговика  в жизни, а инструкции искал по газетным вырезкам. Я уже наблюдала, как дети вместе с родителями прибывшие из южных стран лепили снеговика. Это было здорово!!! :о)»  

Роза Хутор
на горном снегу
солнечная лава.
Алексей Калинин, 15 лет, 8 кл.,
лицей В. Г. Кадышевского, г. Дубна, Московская область
 
Александр Долин:
«Поощрительное место».
Людмила Скребнева:
«Лава – метафора солнечных бликов на снегу, но миллионы лет назад, когда в горах Кавказа были вулканы, она здесь была. Настоящая».
 
как быстро летит время…
овчинный тулуп
в кладовке
  Александр Савостьянов,
г. Клинцы Брянской области

Александр Долин:
«Поощрительное место».  
 
мама тихо
я слушаю
первых птиц
Полина Касенкова, 10 лет, г. Видное, Московская область,
ученица 4 «Г» класса МАОУ «Видновская гимназия»

Александр Долин:
«По-детски беспомощно. Поэзии тут мало, а знаков синтаксиса критически недостает».
Людмила Скребнева:
«Родители иногда думают, что только они воспитывают своих детей и чему-то учат. На самом деле, мы тоже учимся у детей, когда начинаем видеть и слышать мир глазами и ушами ребёнка. Первые трели синиц или чириканье воробьёв весной, промолчавших всю зиму… Да, в этом трёхстишии явно присутствует автор, и даже есть личное местоимение «я», что не очень хорошо для хайку. Но в нём есть радость и удивление. Причём такого рода, какие бывают у детей, которые с чем-то сталкиваются впервые. И не важно,  кто автор – ребёнок или взрослый, вспомнивший детскую фразу и оформивший её в виде стиха».
…………………………………………………………………………………….
После того, как будут найдены призёры, будут открыты новые четыре конкурса: хайку (им. Льва Котюкова), рифмованных четверостиший (им. Сергея Антипова), танка (им. Александра Долина) и рубаи (им. Эдуарда Хандюкова). По распоряжению Сергея Сергеевича Антипова конкурсы анонимные и бесплатные. Ставить можно любое количество работ. Для авторов созданы комфортные условия для творчества.
Руководство АМПМ приглашает всех любителей миниатюры принять участие в судействе конкурсов. Пишите мне на почту. Я передам предложения главным судьям.
Игорь Шевченко

Добавить комментарий