архив 06.04.2015. Маяковский и хайку

Маяковский славен не только тем, что сделал обыденной неравносложную рифму, но и, главным образом, — лесенкой. Почему её до сих пор нет в практике пишущих трёхстишия – загадка.

 

  1. Лесенка критика

 

Открою небольшой секрет. Когда я читаю трёхстишие как критик, то раскладываю строчки по ступенькам. Так сразу видны четвёртые и шестые строчки. Четвёртой строчкой я называю прочтения слов с разных строчек без паузы. Пятой – прочтение первой и последней строчек, или, что то же самое – без второй. Шестая строчка – строчка Маяковского, разделение самой строки. Она может выявить нежелательный смысл. Например, мало кто видит еле заметный просчёт в знаменитом хайку Константина Микитюка:

№ 1

летний ливень…

в песочнице вверх дном

ведёрко

Константин Микитюк, «Поэзия», № 40, с. 266

 

Давайте, напишем лесенкой:

 

летний ливень…

в песочнице

вверх дном

ведёрко

 

Очень чётко видно прочтение, что сама песочница вверх дном. И нужны усилия, чтобы понять, где же там это ведёрко. Из серьёзного стиха при желании можно сделать фарс. По этой причине, чтобы ослабить будущую волну критики полезно самому спустить один раз свой стих с лестницы.

 

  1. Защита от склеек

 

Склейкой я называю слова, которые при соединении образуют новое слово: за вяз/завяз, за кладкой/закладкой и т.д. Вот последний пример с конкурса, посвящённого 70-летию Победы над фашистской Германией:

№ 2

укрепление —

под непрерывным огнём

мат росов

Саша Анинский, г. Москва

 

Расположение слов третьей строчки лесенкой, оставляет строку единой, при этом слово «матросов» со строчки исчезает, но появляется как прочтение, что лучше гармонирует с техникой трёхстиший.

Но, если в этом примере, оба слова гармонично могут жить и в коммуналке, то е’сть примеры, где словам лучше разъехаться. Так строчка: «Я майской липой» лучше смотрелась бы в виде лесенки:

№ 3

Я

майской

липой.

Акцентированное ударение на первом слоге каждой части строки значительно смягчает нежелательное прочтение «ямайской».

№ 4

В следующем стихе:

Запах сосновый

Из рубанка сосед достаёт

Свежие стружки

Евтеев А.М., «Поэзия», № 39, с. 253

 

можно спрятать странного персонажа — «изрубанка сосед», скажем, так:

 

Запах сосновый

Из рубанка

сосед достаёт

Свежие стружки

 

Здесь мы как бы закрепляем слово «из рубанка» к первой строчке.

 

III. Увеличение вариативности

№ 5

Летний ветерок.

Пара велосипедов

на крыше джипа

Зыкова Ольга, «Поэзия», № 41, с. 253

 

Можно записать и так:

 

Летний ветерок.

Пара велосипедов

на крыше

джипа

 

Появляется видимость, что велосипеды сняли с чердака.

№ 6 — в трёхстишии ketschmidt («Поэзия», № 41, с. 254) можно акцентировать внимание знатоков на необычный «ножной» слух пчёл:

прислушайся

как пчёлы

гудят в саду

заброшенного дома

 

Множество людей, к которым подбегает щенок в трёхстишии Михаила Сапего («Поэзия», № 42, с. 247) можно было бы показать так:

№ 7

каждому встречному

хвостиком машет щенок:

«искренне ваш…

искренне ваш…»

Лесенкой можно было бы и отразить разнообразие ситуаций в стихе того же автора («Поэзия», № 42, с. 247):

№ 8

заболею… умру…

а пока –

солнце,

ветер,

вино,

трали-вали…

 

Лесенка – как бы жизнь. Строчка – иное.

 

  1. Графика

 

Есть множество «уровневых» стихов, которые можно было бы записывать лесенкой.

 

 

Например, моё трёхстишие из «Опор»:

№ 7

дети смотрят

друг другу в глаза

с разных

ступенек

 

В этой связи можно третью строчку убрать вообще:

 

дети смотрят

друг

другу

в глаза

 

Лесенкой можно начать чтение снизу вверх, графикой можно показать знак больше-меньше и т.д.

 

  1. Хайку

 

Теоретически возможна лесенка Маяковского и в хайку. Кажущийся минус: лесенка – дело рук человеческих. Уже само деление на три строчки указывает на авторскую волю. Вертикальная строка у японцев тоже может вызвать вопрос. В конце концов, а почему буквы вместе, а не в разных концах страницы? Авторское присутствие в направлении мыслей. Не в духе хайку концентрироваться на своих внутренних проблемах, говоря о них. Самое печальное — когда объективный мир показывается через призму внутреннего.

По моей теории идеальная ритмическая форма хайку 3-9-3. Причём вторая строчка символизирует Троицу. Поэтому разложение её по трём ступенькам органично: строчка одна, но в трёх.

 

«6» апреля 2015 г                                                               Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий