Настало время погрузиться «в сладостный, волшебный, поэтический мир — сводок, цифр, отчетов и планов». Во многих отношениях конкурс стал рекордным. Важнейшим событием считаю появление двух номинаций – «сенрю» и «трехстишия». В двух словах о трех конкурсных жанрах.
Главным отличием хайку считаю вариативный СМЫСЛОВОЙ ВЕЕР. Наличие смыслового веера заставляет меня в большинстве случаев повышать оценку трехстишия, к какому бы жанру оно не относилось. Для этого используется правило полного или половинного поглощения ошибок.
Сенрю характеризуется наличием «вспышки», воздействие которой можно выразить междометиями «О!», «Ах!» и т. п. «Вспышке» нет преград, она может появиться и из наблюдений реальной жизни, а может быть озарением и в абстрактной области, к примеру, в языкознании. Сенрю со смысловым веером можно отнести либо к объемным сенрю, либо к хайку-сенрю.
Все остальные стихи пока относятся к номинации «трехстишия». Особенностью пятого конкурса было обилие рубленных (мозаичных) трехстиший. Если говорить о хайку, то оно чаще – двучастно. Вероятно, потому, что в такой форме лучше передается смысловой веер. Интересно, что и сенрю чаще пишут двучастными. Можно лишь предположить, что причина этого явления в непостижимом сплетении единства и дуальности материального мира.
Приятно, что как минимум 20 конкурсных трехстиший обладали смысловым веером.
Что касается судейства пятого конкурса, должен сказать спасибо всем читателям и авторам за выдержанность при вынесении моих часто ошибочных вердиктов. Говоря о своих ошибках, можно вспомнить и о системных недочетах. Думаю, что я ошибочно приблизил жанр «хайрю» (со скрытой метафоричностью) достаточно близко к хайку (3 кю). Впредь, думаю, относить стихи этого жанра к 7 кю.
Введение двух номинаций содействовало появлению рейтинга, учитывающего два параметра, и званий. Если на шестом конкурсе автор повысит рейтинг с 30 единиц до 35, то будет присвоен более высокий рейтинг. Если же он понизит его, скажем, до 20, то — будет присвоен рейтинг, равный 25. Т. е. будет действовать правило половинного понижения рейтинга «за былые заслуги». Отношение к званиям будет еще более консервативным. Повысить звание можно, а понизить – нет. Т. е. будет действовать закон клапана, вперед – пожалуйста, назад – ни траком. Определению званий будет предшествовать «статистическая шапочка». Стать мастером всегда будет большой проблемой. Поэтому лучше стремиться к созданию хороших стихов, а звания приложатся.
Могу лишь открыть свое намерение обратиться ко Льву Константиновичу Котюкову, главному редактору журнала «Поэзия», с просьбой опубликовать на страницах журнала авторскую подборку трехстиший «первого» мастера Пола, который всегда дома pol_doma.
Открытие конкурса — автор amaliya. Мне кажется, что ранее я не встречал такого ника. Если будет возможность, прошу написать мне несколько строк о себе.
И, наконец, последняя просьба. Уважаемый автор,
Николай В.,
подтвердите, пожалуйста, в комментариях к этой статье или в письме свою подпись с указанием города или страны проживания.
«8» сентября 2011 года Игорь Шевченко
г. Дубна