Новости АМПМ от 31 января 2023 года

фото Валентины Георгиевны Ни

1
Олеся Петровна Берг (юрист и секретарь АМПМ, г. Мытищи) готовит партнёрское соглашение АМПМ с МОО СПР. Это чрезвычайно важный для нас документ, который позволит расширить круг не только участников, но и судей наших конкурсов.
2
Важнейшая политическая новость: Анна Касенкова получила письмо от  Хиденори Хируты с информацией о публикации её хайку. Публикую это письмо с разрешения адресата:

Уважаемая г-жа Анна Касенкова,
 
Я надеюсь, что вы в порядке, наслаждаясь хайку. Ваши прекрасные работы хайку и фотографии были размещены на сайте ниже, поэтому, пожалуйста, ознакомьтесь с ними. И, пожалуйста, скажите мне, если с ними что-то не так.
https://akitahaiku.com/2023/01/23/ 
https://akitahaiku.com/2023/01/25/
https://www.facebook.com/shhiruta
Ещё раз спасибо. 
С наилучшими пожеланиями, Хиденори Хирута

Это письмо обозначает позицию японского мэтра поэтической миниатюры: несмотря ни на что, мы остаёмся союзниками. Мы рады и за Анну Касенкову, чья активность была вознаграждена на самом высоком уровне. Японцы для большинства российских авторов хайку остаются высшим авторитетом.
3
Анна Касенкова (член АМПМ, г. Видное) предлагает свои миниатюры для художников и композиторов.

ХАЙКУ
Лист падает золотой
На поле, засеянное рожью
Осень наступает…

листопад
через окно
звук осени

Я вышла на порог.
Всё в инее,
Словно торт с кремом…

прозрачные лужи
детские сапожки
чувствуют весну…

Бурлит река за поворотом
Но почему она не приходит сюда?
ведь я её жду…

первая ночь лета…
жаворонок ловит
падающие звёзды

открытые окна…
словно души людей
шепчутся вдали

где-то далеко
звёзды встречают закат
там, где ты…

я рисую восход и закат
туманным утром
я рисую тебя

лёгкое облако
плывёт над городом
пенка капучино

смятый лист бумаги
где потерялось вдохновение
гора мыслей

дети уехали
во дворе
потерянный мяч

лужи
одинокий светофор
бежит через дорогу

волосы уложены ветром
гулять по свету
в ожидании чуда

Танка
вокруг тебя
остановился земной шар
вокруг тебя
звёзды танцуют вальс
любовь?

что ты чувствуешь
когда звёзды танцуют?
бесконечно вверх
как хорошо!
всего лишь сон

прозрачные облака
мультик на заднем плане
стою у окна
а ведь раньше мы
так часто плакали от счастья…

о д н а
глотаю строчки книги
запивая их
свежим закатом.
и уже не одна

4
Для конкурсов художников, композиторов, мастеров мультипликации и создателей клипов (с разрешения мамы юного автора) публикую цикл хайку московской школьницы Ярославы Мухиной.

Мир глазами ученика
(цикл хайку)
автор: Ярослава Мухина, Г. Москва

Весна

глобус
поверх тропика
панама

Лето

ветрянка
среди мухоморов
дрозд

вечер
гиппопопатия
Африки

красный перчик
душераздирающий
крик мартышки

ZanziВar
на отмели
манящие крабы

Осень

заброшенный колодец
среди корабельных сосен
скрип качелей

кузница
на скатерти из листьев
белка

Лазне-Кинжварт
над каменным забором
средневековый туман

Зима

метель
замазываю двойку
жвачкой

^~^
5
Назрела необходимость сделать выпуск ответов на вопросы. Сегодня ещё раз постараюсь озвучить обоснования выбора секретариатом АМПМ кандидата на Зубовскую премию Людмилы Скребневой (г. Казань, Республика Татарстан).
Автор успешно пишет в четырёх жанрах: хайку, танка, миниверлибре и в западной поэтической миниатюре (см. ниже). Людмила Скребнева завоевала три первых места (хайку — 1 и танка — 2), пять вторых (хайку — 3, танка — 1, миниверлибр — 1), двенадцать третьих (хайку — 4, танка — 6, миниверлибр — 1, западная миниатюра — 1) и два пятых места (танка и западная миниатюра).
Можно ввести объективный показатель (р) успешности автора на наших конкурсах:
р=n*s, где n – количество жанров, в которых автор занял на конкурсах места не ниже третьего, s – сумма призовых: за первое место даётся 3 балла, за второе – два, за третье – одно. Показатель успешности Людмилы Скребневой равен:
Р = 4*(3*3+5*2+12*1)=4*31=124 балла. Посчитайте свои баллы и любому станет понятно, что автор заслужил российскую премию.
Руководство АМПМ также считает, что такая награда должна служить популяризации поэтической миниатюры, поэтому мы ждём ролик с участием авторов нашего сильнейшего отделения (в Республике Татарстан). Можно организовать и перекличку городов, здесь полный простор для творчества.

ХАЙКУ
***
первая зависть
как много фантиков
в чужой коробке

1 место в номинации «Иван-да-Марья». «Полевые цветы» №1, 2017 – С.15

***
разбитый день
на до и после
первого снега

3 место в номинации «Хризантемы». «Полевые цветы» №2, 2018 – С. 15

***
старые туфли
измятый бантик вспоминает
уроки танцев

3 место в номинации «Иван-да-Марья». «Полевые цветы» №2, 2018. – С. 19

***
шоколадные шахматы
снимаю фольгу
с короля2 место. «Полевые цветы» №3, 2019. – С. 14

***
последний штрих
украшаю салат оливье
мухомором

2 место. «Полевые цветы» №3, 2019. – С. 37

***
закрытие сезона
прячется в щель
дачный паук

2 место. «Поэзия» № 2, 2022. – С. 173.

***
огонь в камине
строит рожицы
кривое полено

3 место. «Поэзия» № 2, 2022. – С. 174
***
приют в горах
разжигаем сырые дрова
рекламным буклетом

3 место. «Поэзия» № 2, 2022. – С. 174
***
Когда же опять
в тишине я услышу,
как плещет волна?

When at last
shall I listen again in silence
to the sound of waves?..
/перевод Александра Долина/Хайку удостоено поощрения (Honorable Mention)
на 7-ом российско-японском конкурсе, 2018 г.
«Полевые цветы» №2, 2018. – С. 338
Serow, Volume 2, 2019. – C. 21

ТАНКА

***
Листья под снегом
треплет растерянный грач,
зёрнышки ищет.
Рук твоих нежных тепло 
где я смогу отыскать?

5 место. «Поэзия» № 1, 2014. – С.218

***
блёклые краски
на потрёпанной кукле
спуталась чёлка
как давно не смотрела
дочери взрослой в глаза

3 место. «Поэзия» №2, 2014. – С. 247

***
нашей бурёнки
тень в прибрежном тумане
помню так ясно
вкус молока парного
в чашке из маминых рук

2 место. «Поэзия» №1, 2015. – С. 247

***
твоё дыханье
так близко на качелях
взлетаем к небу
короткий вдох и выдох
от страха до восторга

3 место. «Поэзия» №1, 2015. – С. 247

***
облаком белым
моё одиночество
с неба спустившись
бездомным котёнком свернётся
под дверью закрытой твоей

1 место. «Поэзия» № 2, 2015. – С. 236

***
звездопад…
шёлковой гривой тряхнула
чёрная ночь
шлейфы осколков летят
из-под копыт кобылицы

3 место. «Поэзия» № 1, 2016. – С. 256
***
каждое утро
весело лает мой пес
даже в ненастье
улыбаюсь прохожим
вместе с ним на прогулке

1 место. «Полевые цветы», 2017. – С.35
***
Не верь ему! –
мне утром зеркало твердит,
ты – не богиня…
Но как приятно эту ложь
мне слышать ночью от тебя.

3 место. «Полевые цветы», 2017. – С. 36
***
Перед отлётом
сидят на дереве грачи,
прощаясь с домом …
Сильнее криков оглушает
молчание притихших птиц.

3 место. «Полевые цветы» №2, 2018. – С. 46.

***
Как и другие,
молча смотрю на луну
в тяжких раздумьях…
Будто печаль всей земли
осенью в сердце моём.

3 место. «Полевые цветы «№3, 2019. – С. 62

МИНИВЕРЛИБРЫ
*** 
звучит мелодия
в минуты одиночества
как будто рядом друг
тот, кто умеет слушать
и слышать то, что прежде
понятно было лишь тебе

3 место. «Поэзия» № 2, 2015. – С. 237
***
при лунном свете
с закрытыми глазами
жду приговора…
вдруг не сумеет вдохновиться
перебирая спутанные пряди
тот, кто их видел только днём

2 место. «Поэзия» № 1, 2016. – С. 256

ЗАПАДНЫЕ МИНИАТЮРЫ

***Как быстро снегири
Облюбовали город
Февральским утром…
И смотрят удивлённо
Притихшие вороны
На неизвестных птичек,
Как на пришельцев
С другой планеты.

3 место. «Полевые цветы» №2, 2018. – С. 79
***
Только сон между ночью и днём,
Только вздох между явью и сном,
Только взгляд между мной и тобой,
Только шаг между мой и чужой.

5 место. «Полевые цветы» №2, 2018. – С. 80

6
«Полис-лицей» (г. Дубна) вновь пригласил меня провести поэтический конкурс среди третьих и четвёртых классов (см. фото и видео). Сергей Сергеевич Антипов вновь передал в призовой фонд два экземпляра альманаха «Полевые цветы». Правила награждения были такими: за первую победу школьник получал мелкий приз, за вторую – художественную книгу, за третью – альманах «Полевые цветы», за четвёртую – диплом АМПМ.
Подбор хайку для конкурса я делал из двух книг: «Одинокий сверчок» и «Поэзия XVII — середины XIX в. (Эпоха Эдо)» (часть I) из восьмитомного собрания японской поэзии Александра Долина. Главное требование — познавательная ценность японской культуры. На видео, сделанное Валентиной Георгиевной Ни, классным руководителем 3«а» класса, запечатлён момент поиска строчки «Млечный Путь» нигде (из известных мне источников) не прокомментированного хайку Басё, которое в переводе Александра Долина звучит так:

Смотрю в сторону острова Садо
из городка Идзумодзаки в провинции Этиго

Море бушует.
Протянулась к острову Садо
Небесная река…
«Большая библиотека японской поэзии» (М.: «Наука», 2022), т. 3, с. 91

Понятно, что школьникам я дал адаптированный вариант хайку:

Море бушует.
Протянулся к острову Садо
Млечный Путь…

Впервые мне сообщил, что на острове Садо добывали золото, японовед Александр Биркле. Затем я почитал статью в Интернете «Золотой рудник Садо» https://visitjapan.ru/spot/1426?ysclid=ldjtwrvdgc219961384, в которой сообщалось, что помимо золотой там в XVII-XIX веках (т.е. в том числе и во времена Басё) добывалась и серебряная руда. Теперь стал понятен поэтический замысел японского классика: по небесной реке руды сверкающих металлов попадали на остров (как известно, все элементы возникают во вселенной), и после добычи её людьми блеск уже отражался в небесной реке от пути следования золота и серебра с острова. Таким образом, непонятно то ли мы видим в Небесной реке само золото, то ли его отражение. Вопрос остался лишь один – оценил ли это хайку Масаока Сики, когда отбирал из творчества мэтра лучшие произведения?
На конкурсе присутствовали учителя начальных классов: Позднякова С. Л., Кислова Е. Б., Ни В.Г. и Красных Е. В.
Алиса Кубарская (3 «а») сумела победить дважды и выбрала «Пушкина» (см. фото, томик у неё на коленях).
Мальчики не только не плакали, но и дали хороший творческий бой девочкам. Вот имена победителей:
Ермакова Маргарита (4а), Лобанов Иван (3а), Куликов Артём (4б), Чудинов Клим (3б), Комарова Дарья (4а), Тимирбулатов Далер (3а). Поздравляю всех!
Теперь хочется, чтобы юные дарования сами начали сочинять.

Игорь Шевченко

Добавить комментарий