. Пока Александр Аркадьевич судит «Кота Марселя», я расскажу о процессе подготовки финального списка работ в номинации «Параллелизмы» (цветочный аналог – «Мать-и-мачеха») на примере № 33 исходного конкурсного файла.
. Никакого негатива в параллелизмах нет, так как собираются произведения «достаточно непохожие». А сама номинация носит учебный характер, как и «подвижная».
.
. 1. Несколько слов подвижных краткостишиях
.
. Подвижность краткостиший – это возможность различного их прочтения по причине наличия в тексте омонимов, омографов, омофонов, омоформ, склеек и их комбинаций. Классикой «подвижности» пишущих на русском авторов на сегодняшний день я бы назвал следующие семь произведений. Места мною распределены в зависимости от сложности приёма.
.
1 место
.
то есть она
то нет –
лунная память
(т.е. она
тонет)
. Евгений Плеханов, г. Киров, 2014: омоним+склейка – «т.е. она тонет» + зеркальность, для которой 3-я строчка зеркально-связующая.
. Этот сорт подвижности я называю отражающей. Впервые был использован Басё (в интерпретации Александра Биркле), но на очень высоком уровне: твёрдая форма, вещественность и принцип – «да есть нет». Но начало пути положено.
.
2 место
.
гром_офф_он
в росчерках молний
. Катерина Шмидт, Федеративная Республика Германия, 2014: склейка двух международных омонимов: off/on. Вероятно, можно было бы записать и так: громoffon.
.
3 место
.
настольная лампа.
стоит фотография
на краю света
. Сергей Шпиченко, Украина: омоним «света» + склейка «фото», «граф», «и», «я».
.
4 место
.
берега
стоят по краям
Волги
. Сергей Лукьянов, г. Москва, 2014: «Волга» – омоним, «стоят» – омограф.
.
5 место
.
каждый ревёт по своему
ребёнок с пылесосом
. Евгений Плеханов, г. Киров, 2014, омофоны: «по-своему» и «по своему». Эти слова можно назвать и хайку-омографами, так как на языке трёхстиший пишутся эти слова одинаково.
.
6 место
.
за сорок
на крыльце
две балаболки
. Евгений Плеханов, г. Киров, 2014: сорок – омограф.
.
7 место
.
землянка
от порога до окна
малинник
. Катерина Шмидт, Федеративная Республика Германия, 2017: землянка – омоним.
.
. Скажем, если трёхстишие подвижно, то у меня не возникает и мысли исследовать его на похожесть, так как их пока совсем немного. Думаю, что к приёму подвижности люди долго будут привыкать по причине его революционности. Хотя всё в нашем мире сходится и расходится: материки, литосферные плиты, мужчины и женщины, предлоги/приставки и основы слов, атомы и молекулы.
.
. 2. Генетика планов
.
. Совсем иное дело – миниатюры многоплановые. Если есть возможность космической интерпретации, то такое краткостишие (вертикально-плановое) взлетает над обычными; но так как космический план является доминантным, то мелкие планы становятся несущественными, как бы рецессивными. Таким образом облегчается поиск «достаточно похожего». Но так как уровень похожести запредельный, я бы относил такие миниатюры к параллельным.
. В связи с вышесказанным рассмотрим конкурсную работу Николая Гранкина:
.
33
замок из песка
у мальчика в ладонях
озеро
. Николай В., 2017-06-27 11:19:01
.
. В данном случае значение «замо’к» меркнет в космическом плане трёхстишия: за’мок планеты Земля в ладонях юного божества лишь озерцо. Размышления могут пойти, скажем, по следующему пути: на миг из праха была создана жизнь, которая в любой миг может испариться, но этот миг интересен Высшим силам, Они смотрят на нас, стараясь сохранить каждую каплю жизни.
. Именно наличие этой высшей интерпретации поднимает трёхстишие над обычными и делает его равным классическим образцам. При этом я отношу к примитивным, скажем, такие:
.
Варю картошку.
В безмолвном просторе Вселенной
ребенок плачет…
. Кавахигаси Хэкигодо (1873-1937) – Александр Долин,
«Цветы ямабуки» (шедевры поэзии хайку серебряного века), пер. с японского А. Долина, СПб.: Гиперион, 1999, с. 56
.
на том основании, что вселенский план можно раскрыть, не выходя за пределы квартиры, используя исключительно земные виды.
.
. Подобную космическую интерпретацию допускает лишь миниатюра Константина Микитюка.
.
2006
зимняя ночь
в ладонях
спичечный свет
. Константин Микитюк, Швейцарская Конфедерация,
«Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: «Мemories», 2006, с. 10.
.
. Тёмная вселенная – «зимняя ночь», Солнце (Земля, Луна) – «спичечный свет». У Николая Гранкина – стихии тверди и воды, у Константина Микитюка – огня. С моей точки зрения эти миниатюры параллельны. Эту пару можно вынести на конкурс параллелей (в космической интерпретации).
.
. 3. Подъёмная сила неземного плана
.
. Может показаться, что эта идея встречалась в миниатюрах давно, настолько она красивая и простая. Давайте рассмотрим десятка два примеров с похожими картинками. Обратите внимание на их приземлённость и трудность (или нежелание) их космической интерпретации.
. Примеры расположены в хронологическом порядке, при совпадении года – по алфавиту; (над стихами обозначен год появления в российской печати или Интернете).
.
. а) вода в ладонях
.
2004
лужица в ладонях
ножки вниз спустила –
ну, беги!..
. Тайша, г. Москва,
«Republic of coffee. Утренний кофе», 1-й сборник М. Бару, СПб., 2004, с. 30.
.
2006
летнее утро…
под струйкой воды
ладони лодочкой
. Константин Микитюк, Швейцарская Конфедерация,
«Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: «Мemories», 2006, с. 15.
.
2008
Плещется солнышко,
сияет, смеясь,
в лодочке ладошек.
. Celena, 02.04.2008
.
. б) в ладонях «не вода»
.
1964
В ладонях листьев
Тенистые деревья принесли
Прохладу ночи.
. Кобаяси Фумио (??) – Вадим Сикорский (1922-2012),
«Из японской поэзии», переводы Евгения Винокурова и Вадима Сикорского, М.: ПРОГРЕСС, 1964, с. 91.
.
2000
[Белую] астру сорвав на чужбине,
[Баюкаю] в ладонях аромат.
Воспоминания о родине [далекой].
. Неизвестный автор – Дмитрий Серебряков,
«Хайку (Японская поэзия XVI-XVII веков), перевод Д. Серебрякова, СПб.: «Издательский Дом «Нева», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000, с. 307.
.
2003
Нет, не то чтоб конец ноября,
но ищет куда приткнуться
пламя спички в ладонях…
. Алексей Грохотов (1964-2008),
«Тритон», выпуск 4, М.: «АРГО-РИСК», 2003, с. 19.
.
2004
«Табачный лист подсох!»
Дед щупает, нюхает, мнёт, растирает
В старых сухих ладонях…
. Александр Белых,
«Republic of coffee. Перед закатом», 4-й сборник М. Бару, СПб., 2004, с. 10.
.
2006
сытый…
сметаю в ладонь
мурашки
. Константин Микитюк, Швейцарская Конфедерация,
«Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: «Мemories», 2006, с. 33.
.
2006
трамвайное стекло
оттаивает
город на ладони
. Константин Микитюк, Швейцарская Конфедерация,
«Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: «Мemories», 2006, с. 19.
.
2013
Солнце в ладонях
Моря глубинная синь
Спинки дельфинов
Легкой надеждой мелькнут
Понятой быть без словес…
. Kokoro, 09.07.2013
.
.
2014
ладошки
в янтарной патоке
ранетки с хвостиками
. ketschmidt, Федеративная Республика Германия, ПХ-11
.
2014
первенец
в ладонях отца
полевые цветы
ketschmidt, Федеративная Республика Германия,
журнал «Поэзия», № 2 за 2014 год, с. 249
.
. в) ладони подразумеваются
.
. Напоследок приведу цитату из краткостишия (8 строк: четыре двустишия) Николая Гумелёва:
.
. Фарфоровый павильон
. Китайские стихи
.
. 215. Природа
.
Спокойно маленькое озеро,
Как чашка, полная водой.
. <…>
Мне думать весело, что вечная
Природа учится у нас.
.
Николай Гумелёв (1886-1921), перевод стихотворения Юань Цзе, 1918,
«Николай Гумелёв. Стихотворения и поэмы», Л.: «Советский писатель», 1988, с. 274.
.
.
. 4. Мощь рифмованной (длинной) классики
.
. Другим слабым местом вертикально-плановых миниатюр является огромное число сильных рифмованных стихов. Чтобы привести параллели, я воспользуюсь (ещё пока) семитомным «Словарём языка русской поэзии XX века», издаваемым с 2001-го года, к сожалению, необыкновенно малым тиражом. Так второе издание седьмого тома «Радуга – Смоковница» (отв. ред. Л. Л. Шестакова) вышло тиражом всего 300 экземпляров.
. Примеры приведу в хронологическом порядке.
.
1904
. <…>
Или, в злые дни ненастий,
Глянет в сонный пруд,
И его, дрожа от страсти,
Руки заплетут.
. <…>
Александр Блок (1880-1921), «Дали слепы, дни безгневны…», 22 апреля – 20 мая 1904,
«Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах»,
том. 1 «Стихотворения 1897-1904», М.-Л.: «Гос. изд. худ. литературы», 1960, с. 320.
. Мой комментарий. Михаил Врубель, вдохновлённый музыкой Римского-Корсакова, написал картину «Царевна-лебедь». Царевна – мираж, рождённый игрой света, пены волн, крика чаек и шума прибоя. Художник был кумиром Блока, в его шахматовской библиотеке висела репродукция этой картины. Таким образом, я вижу здесь «замок из песка» – образ Царевны. И в её руках (в пене прибрежных вод) – пруд. В черновике у Блока был вариант с авторским присутствием:
. <…>
Сонно гляну, пьян от страсти,
В полноводный пруд.
И меня, дрожа от страсти,
Руки заплетут.
. <…>
. Интересно, что Блок предпочёл «хайковский» вариант, где, как известно, не приветствуется авторское присутствие.
.
.
1917
Звезда дрожит среди вселенной…
Чьи руки дивные несут
Какой-то влагой драгоценной
Столь переполненный сосуд?
. <…>
И.А. Бунин (1870-1953), «Звезда дрожит среди вселенной…», 22.X.17,
«И.А. Бунин: Собрание сочинений в девяти томах», т. 1, М.: «Художественная литература», 1965, с. 451
.
1919
. <…>
Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
.
Площе досок в воде – духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звёздам к лицу б хохотать,
Ан вселенная – место глухое.
.
Борис Пастернак (1890-1960), «Занятье философией: Определение поэзии», 1919,
«Борис Пастернак: Собрание сочинений в пяти томах», т. 1: «Стихотворения и поэмы 1912–1931», М.: «Художественная литература», 1989, с. 134.
. Это стихотворение Пастернака относят к программным. Отметьте троицу: воду, ладони и вселенную.
.
. 5. Итоговая финальная пара
.
. Конкурс литературных параллелей наисложнейший. Поэтому благодарю авторов, чьи произведения я цитировал, а также создателей «Словаря языка русской поэзии XX века» за облегчение работы по поиску параллельных текстов. Итак, в финал я пропущу пару:
.
замок из песка
у мальчика в ладонях
озеро
. Николай Гранкин, г. Краснодар.
.
зимняя ночь
в ладонях
спичечный свет
. Константин Микитюк, Швейцарская Конфедерация,
«Колени в облаках», Константин Микитюк, М.: «Мemories», 2006, с. 10.
.
. Вся работа, конечно, останется за кадром. Но, вероятно, мне следует давать для главного судьи свой краткий комментарий к выбранным парам.
.
Игорь Шевченко
Московская область
9 июля 2018 года