- Вместо предисловия
Прошлым летом мне позвонила Людмила Грачёва и задала мне вопрос об употреблении деепричастий в хайку. Во время разговора мне стало очевидно, что возникла необходимость дать эзотерическое обоснование этому жанру, чтобы бесчисленные технические вопросы решались сами собой. Теория хайку у меня долгое время была интуитивной, но исходила как бы из одной точки, исходного принципа. Если бы я начал верить японцам, переводчикам и ведущим авторам, то заблудился бы тут же, так как трактаты и примеры творчества также являются следствиями интуиции каждого из них. Но вершина одна. И я стал искать философскую или религиозную систему, максимально полно отражающую моё видение предмета. И вот в 2005 году, прогуливаясь по выставке в одном из павильонов ВВЦ, меня заинтересовала книга «Правед», в которой на базе русского языка была показана часть видения мира северными волхвами. Смею заверить читателей, мне было всё равно – так ли дело обстоит на самом деле, кто автор и т. д. Главное, что эта система не только отражала моё интуитивное понимание предмета, но и уточняла, дополняла и вела вперёд. В принципе можно было бы давно опубликовать обоснование основ жанра, и я подготовил отдельные части, чтобы потом их закольцевать. Но пришёл в негодность жёсткий диск и все черновики погибли. Другой проблемой был запрет автора на воспроизведение любой части книги. В своих статьях я эпизодически нарушал этот запрет. И вот после очередного хулиганства я решился послать письмо рассылающим «Праведы» с вопросом: «…книга «Праведы» 2005 года. Иногда в своих статьях я приводил цитаты из этой книги. В последний раз я это сделал в статье «Очки от Даля» http://www.stihi.ru/2015/01/01/6451. Как мне получить разрешение на цитирование?» И вот 19 января 2015 года я получил ответ от автора: «Корректность цитирования заключается в ссылке на первоисточник. Вы это в своей статье в полной мере соблюдаете. <…> Ваша статья о Дале, великом учёном, мне понравилась». Я расценил это письмо как поддержку. И теперь, как только у меня будет свободное время на поиски соответствующих цитат, я начну публикацию эзотерического обоснования основ теории хайку в мозаичном и бессистемном виде. Сложить в одно целое будет делом нехитрым.
«3» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна
ТЕОРИЯ ХАЙКУ
(стих 51)
Моя теория хайку строится исключительно на «Праведах». В вышедшем недавно в одноимённом издательстве трёхтомнике 6 536 стихов. Путь дальний. Нумерация стихов в скобках моя. Она приводится для тех, кто хочет ориентироваться количественно.
ПервоЗакон
(стих 51)
Постигни сложное:
В Троице Первый закон –
Да это Нет и Нет это Да.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 17
Поэтический мир состоит из видимого и заоблачного, обыденного и божественного. Каждый ребёнок в душе поэт, так как мечтает, воображает и играет. Он с интересом рассматривает картинки, слушает сказки и смотрит мультфильмы. Он верит в домовых и леших, боится темноты, радуется щенкам, котятам и птичкам. И среди этого многоцветия каждый незаметно для себя начинает решать сами собой возникающие задачи: как же съесть эту ненавистную кашу и как надеть этот несчастный ботинок. Пока, наконец, не появляется захватывающая цель. С появлением цели мир преображается, человек взрослеет.
Меняется и характер игр. На смену поддавкам приходят шахматы, где фигуры не просто шлёпают по доске, а совместно участвуют в достижении цели. У фигур проявляется качественно иная сила, пространство обретает вес, а игрок получает возможность пользоваться временем. Про того, кто ходит фигурами просто так, говорят – он теряет время. Т. е. можно сказать, что такой игрок вне времени. И, вероятно, именно цель — почва цветов времени.
Так же как и шахматы, хайку могут дать ключи к тайнам мироздания. Хайку, конечно, мелочь, но без них, как без лягушки Басё, порой не увидеть пруда Незримого, что совсем рядом.
Хайку находится между предметом и отражением, сном и явью, тем миром и этим, в полосе определённой неопределённости, называемой зеркалом. Если зеркало достаточно чисто, а сзади кто-то протягивает конфету, то мальчику трудно сказать наверняка, где стоит доброжелатель. И он запросто может угодить в зазеркалье.
Цель пишущего в этом жанре – удержаться Между: чтобы нельзя было определённо сказать — пишите ли Вы о земном или о горнем. Именно эта цель придаёт словам дополнительную силу, вес пространству и объёмность смысловому вееру.
Тикают часы, прикидываясь,
что маршируют на месте.
София Русинова (1965-2005)
http://www.wowwi.orc.ru/renga/index.html
«4» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна
ТЕОРИЯ ХАЙКУ
(стих 433)
Чёт и счёт
(433)
Раз Троица – всегда Число Один,
То в Троице нет счёта.
Что считать вечность и бесконечность?
Ты как считаешь?
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 104
Итак, если цель – зеркало, т. е. промежуточное состояние между мирами, то следует знать, если это вообще возможно, базовые принципы Того Мира. «Праведы» сообщают, что Там, на Вершине Зеркала, не считают. Счёт – удел отражённых миров. «Число Один» — это не «1», а «О». При этом «О» — это не отсутствие, а наличие всего.
По этой причине смешно выглядит безоглядный перенос числовой твёрдости формы, принятой в Японии: 5-7-5. В России почти сразу в практику ведущих переводчиков и лучших авторов вошли термины: «экономия слов», «лаконичность», или, как компромиссный вариант — «приемлемый количественный диапазон».
То же относится и к текстам. Лучше не использовать числа и не использовать слова во множественном числе. Счёт выдаёт отражённый мир, так как начинается под Вершиной Зеркала.
Понятно, что это обоснование не относится к трёхстишиям.
«5» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна
ТЕОРИЯ ХАЙКУ
(стих 2438)
На стоящий. Ненастоящий
(2438)
Как разделяются Дела у Ода? Так:
Господь, Одно, – Стоит,
Бог и Диавол, Раз и Два, – Сидят и Лежат.
Но Хозяин Дна, Сатана Бес-Чётный, – как бы Идёт.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 567
Если принять эзотерической целью хайку – оказаться на границе миров, то Там, в Запределье, как говорят «Праведы», покой выше движения. Эта тема многократно обыгрывается с разных сторон:
(2442)
<…>
Нет движения в Том Что Есть Одно.
Куда двигаться-то?
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 568
(2477)
<…>
… Движение, Покой,
Как бы река и Озеро, Луч и Круг.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 576
(2482)
<…>
На Стоящий – уверен, потому спокоен, Ровен.
И ближний к Настоящему, Бог, спокоен, ровен,
Но тот, кто с-равнивает, Диавол, бес-покоен.
И это – Первые, что формируют Жизнь.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 577
(2592)
Вот высшее: Стоять и Стоить.
Кто СтоИт, тот и СтОит. Все остальные – мнимы.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 602
<…>
(2433)
Кто стоИт? Тот Кто Настоящий.
СтоИт – Император, Троица: Господь. Одно на Дне.
Сидят – Цари, Первые: Бог и Диавол. На Троне.
Лежат – МужЧина, ЖенЧина. На Ложе.
Идут – мужчина, женщина. На поле.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 566
Вторая грань этой темы.
(2487)
… всё есть Знание, На Стоящее.
Знание – стоит, иначе не движется…
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 578
Наконец, – третья.
(2518)
Мы говорили вот недавно: есть Покой, и есть Движение.
Что двигается, то шумит. Что шумит, то и оставляет след.
Но Первые следов не оставляют. Потому, Первые – тихи.
И Им-Я Господа – Тих-Он.
Потому, так говорим: с-Тихи, иначе гармония Слов,
Или так: с-Тихия, Одна из Первых Сил Жизни.
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 585
ветхий плетень
вдоль грунтовой дороги
заросли огурцов
Алиса Михалёва
«Поэзия», № 2 за 2013 год, с. 243
«5» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна
ТЕОРИЯ ХАЙКУ. Настоящее время.
(стихи 696-699)
(696)
Постигни: в Троице, у Господа,
Всё связано.
То есть от Прошлого зависит Будущее,
Будущее меняет Прошлое,
Но только Настоящее – настоящее.
И это – Господь!
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 167
Настоящее, Прошлое, Будущее
(697)
Мы говорили в Силе,
Что Время – Настоящее.
Пространство – Мнимость.
(698)
Что есть Время?
Это Троица:
Прошлое
Настоящее
Будущее.
Троица едина:
Из одного в другое. Одно влияет на другое!
Постигни, это важно. Память мнима.
Меняешь Будущее – знай, изменяешь Прошлое.
(699)
Но Настоящее есть Истинное!
А как иначе?
Тогда получается, что Прошлое и Будущее – Мнимость.
Всё правильно – их на самом деле нет.
Что ты на это скажешь?
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 168
Можно и эту тему раскрывать со множества сторон. Но, в принципе, авторы интуитивно и так всё чувствуют.
северное сияние
снится павлин
маленькой чукче
pol_doma из Кирова
«9» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна
ТЕОРИЯ ХАЙКУ. Мои парадоксы
(стих последний, 6347)
Таких статей можно было бы опубликовать, наверное, десятки. Но есть опасность, о которой говорил и Омар Хайям, и до него:
(6347)
<…>
… до настоящих
Знаний всех подряд допускать не надо, но лишь тех,
Кто душою благороден, чтобы словить С-Лов-О.
Может, и правильно, что у меня испортился жёсткий диск. Статьи на этом закончу. Страшно. Расскажу вместо них о трёх парадоксах.
I.
Беседовал я как-то с одним образованнейшим человеком. И весь вечер я ставил его в тупик своим нежеланием знать японский. Я улыбался, а он недоумевал.
Поясню свою позицию. Русский язык так красив на глубине, что выныривать и искать место приятнее не хочется. Для материалистов, может, ближе другой пример. Вот наткнулись вы на золотую жилу, стали разрабатывать. Но приходит геолог и говорит, слушай, рядом должны быть залежи серебра. Но ведь не точно, и потом – нужно искать, копать и т. д. Зачем?
II.
Горы, действительно, растут сверху. Расскажу о двух деталях, на которые до сих пор не обращал внимания читателей и специалистов. С первых публикаций хайку россияне стали разбивать их на три строчки. Скажем, Конрад, прекрасно знал, что японцы так не делают. Даже те, кто принципиально за форму 5-7-5, придерживались трёхстрочного расположения хайку. Я гордился россиянами. Мне казалось, что на интуитивном уровне, россияне чувствовали, что три строчки похожи на букву «Е» – символ Троицы согласно «Праведам». По моей теории: буква «Е» — солнечная безударная, т. е. вторящая «О».
При этом и сейчас, видя, как отечественные переводчики, горизонтально располагают иероглифические оригиналы хайку, испытываю чувство нокаута. Горизонтальная строчка похожа на змея. И с мистической точки зрения выглядит не привлекательно. А жанр глубокий. Вертикально нужно размещать, так по духу. Чтоб стояло, как у мужчин, и было На стоящим. Когда горы растут снизу, то нет разницы, как размещать. Вот и лежат они, как на ринге, после удара ниже пояса.
III.
На днях ехал попуткой из Дубны в Москву с преподавателем-филологом. Каждому из нас было что рассказать. Водитель нас слушал-слушал, а потом вдруг спросил: «Почему так тяжело учится английский язык?» Дорога до Москвы долгая, часа два, и я изложил своё мнение на иностранные языки вообще.
Мне говорили, что россияне никогда не смогут создать хайку на уровне японского. Каждый иероглиф у японцев – картина. Японец, даже, не зная слова, может по ключам догадаться о смысле. Но ведь и русский человек, знакомый с сутью каждой из букв и смыслом буквенных сочетаний, также может почувствовать сущность незнакомого слова. И само начертание наших букв картинно и имеет смысл.
И вот я стал замечать, что любое иностранное слово, с которым сталкиваюсь, начинает раскладываться на запчасти. И мой мозг анализирует, что бы оно могло значить на русском? Ощущение как бы грязного ручейка или какой-то опасности. И я провожаю этот ручеёк, чтобы не испачкаться и от греха подальше. Не привлекают меня ни латинские цитаты, ни чтение в оригинале, ни и т. д.
«Так вот, — сделал я вывод — может оно и хорошо, что Ваша суть сопротивляется английскому…»
кабинет офтальмолога
не поддаются разгадке
надписи на стенах
pol_doma из Кирова
«10» февраля 2015 года Игорь Шевченко
г. Дубна