АРХИВ 23.08.2013      Пятая строчка четвёртого закона

 

 

Исходя из четвёртого закона, помимо четвёртой строчки образуемой стыками строк, столь же пристальное внимание нужно обращать на пятую строчку. Авторы часто не могут придумать первую строчку к двустишию, которое пришло в голову. Чем дождь лучше снега или листопада? В этом случае на помощь может прийти пятая строчка.

Вот пример из моей практики. Когда Михаил Кожин тренировался в композициях книги «Опоры моста», я писал для него по десять трёхстиший в день. В выходные мы шли в сауну, и Михаил отбирал из нескольких десятков – два-три для книги. Помню свои мучения над следующим трёхстишием.

Идея. Летним душным днём я поднимался вдоль мостовой от зоопарка к метро. Вдруг – ливень. Девушки в платьях стали русалками. А вода, сталкиваясь с камнями мостовой, весело смотрела на них глазами водяных.

Первый вариант.

 

два камня в ручье

подняли брови

глаз водяных

 

Пятая строчка была интересной, но было многовато воды: «ручей», «водяных». Получается, что на самом деле в голову пришла идея всего лишь двустишия.

 

над мостовой брови

глаз водяных

 

Но какую строчку сделать первой? Ливень, ни чем не лучше ручья. Русалки, картинно и броско, но разрушается пятая строчка.

Я перебрал десяток слов, и каждый вариант был чем-то хорош, но и не лучше других. И лишь после выхода книги меня осенило: молния!

 

молния

над мостовой брови

глаз водяных

 

Тучи, словно брови чёрные. Вторая строчка стала играть и с первой, и с третьей. Но первая встала хорошо потому, что образовался смысл пятой строчки — «молния глаз водяных». Ведь тучи из воды и есть выражение «сверкнуть глазами».

Приближая стих к стандарту, кажется, что лучше обойтись без бровей:

 

молния

над мостовой

глаза водяных

 

Но тогда пропадает центральный план: мерное покачивание чёрных бровей зонтов и разноцветных зрачков-мужчин, кошачьих зрачков-пар на фоне «водяного» ливня. И, конечно, речь идёт о банальном трёхстишии, а не о хайку.

Поэтому обычные двустишия, на мой взгляд, неустойчивы. Помимо того, что есть огромная вероятность сесть в чужую лужу, есть и вариант, что идею закончат за вас. У Михаила Кожина постоянно чешутся руки кого-нибудь исправить.

Однако двустишие двустишию рознь. При уменьшении слогов должна возрастать активность значимых созвучий. Двустишия стоят границей между привычным- и звуковым микромиром. С двустиший начинается игра значимых созвучий. Это очень высокий уровень. Но когда-нибудь будут интересные работы и в этой области.

 

23 августа 2013 г                                                                             Игорь Шевченко

Добавить комментарий