Исходя из четвёртого закона, помимо четвёртой строчки образуемой стыками строк, столь же пристальное внимание нужно обращать на пятую строчку. Авторы часто не могут придумать первую строчку к двустишию, которое пришло в голову. Чем дождь лучше снега или листопада? В этом случае на помощь может прийти пятая строчка.
Вот пример из моей практики. Когда Михаил Кожин тренировался в композициях книги «Опоры моста», я писал для него по десять трёхстиший в день. В выходные мы шли в сауну, и Михаил отбирал из нескольких десятков – два-три для книги. Помню свои мучения над следующим трёхстишием.
Идея. Летним душным днём я поднимался вдоль мостовой от зоопарка к метро. Вдруг – ливень. Девушки в платьях стали русалками. А вода, сталкиваясь с камнями мостовой, весело смотрела на них глазами водяных.
Первый вариант.
два камня в ручье
подняли брови
глаз водяных
Пятая строчка была интересной, но было многовато воды: «ручей», «водяных». Получается, что на самом деле в голову пришла идея всего лишь двустишия.
над мостовой брови
глаз водяных
Но какую строчку сделать первой? Ливень, ни чем не лучше ручья. Русалки, картинно и броско, но разрушается пятая строчка.
Я перебрал десяток слов, и каждый вариант был чем-то хорош, но и не лучше других. И лишь после выхода книги меня осенило: молния!
молния
над мостовой брови
глаз водяных
Тучи, словно брови чёрные. Вторая строчка стала играть и с первой, и с третьей. Но первая встала хорошо потому, что образовался смысл пятой строчки — «молния глаз водяных». Ведь тучи из воды и есть выражение «сверкнуть глазами».
Приближая стих к стандарту, кажется, что лучше обойтись без бровей:
молния
над мостовой
глаза водяных
Но тогда пропадает центральный план: мерное покачивание чёрных бровей зонтов и разноцветных зрачков-мужчин, кошачьих зрачков-пар на фоне «водяного» ливня. И, конечно, речь идёт о банальном трёхстишии, а не о хайку.
Поэтому обычные двустишия, на мой взгляд, неустойчивы. Помимо того, что есть огромная вероятность сесть в чужую лужу, есть и вариант, что идею закончат за вас. У Михаила Кожина постоянно чешутся руки кого-нибудь исправить.
Однако двустишие двустишию рознь. При уменьшении слогов должна возрастать активность значимых созвучий. Двустишия стоят границей между привычным- и звуковым микромиром. С двустиший начинается игра значимых созвучий. Это очень высокий уровень. Но когда-нибудь будут интересные работы и в этой области.
23 августа 2013 г Игорь Шевченко