I
От лица Правления АМПМ поздравляю Актив АМПМ и авторов наших конкурсов с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, творческих успехов и благополучия!
В уходящем году была зарегистрирована АМПМ. Так как при регистрации мы лишились слова «Международная», то секретариатом принято решение о продлении функционирования МА «МПМ» на общественных началах. Напомню, что Президентом МА «МПМ» является Александр Аркадьевич Долин https://ru.wikipedia.org/wiki/Долин,_Александр_Аркадьевич, председателем Правления — Сергей Сергеевич Антипов https://www.conciseli.ru/sergej-antipov/, Исполнительным директором — Игорь Шевченко. Актив и Правление одновременно теперь принадлежат двум организациям. У нас есть печати АМПМ и МА «МПМ». Есть лейбл МА «МПМ», и мы обращаемся к автору, Эдуарду Валентиновичу Хандюкову, создать родственный символ для АМПМ, так как Олеся Берг не может приступить к созданию бланка АМПМ, а Сергей Сергеевич — к печати Удостоверений.
Мы провели блиц-конкурсы хайку и танка. В 2022-м году хотим услышать от Александра Долина реакцию японцев: будут ли призы или поздравления от представителей Посольства Японии? Понятно, что и том «Полевых цветов» сможет появиться только при наличии спонсорства, скажем, от Японского Фонда. С таким же успехом мы сможем издать том любой страны: Ирана, Узбекистана, Азербайджана, Турции или Китая. Наши двери открыты и для спонсоров из России.
2 021 год ознаменовался появлением уникальной общественной организации «Международная третейская комиссия», целью которой является поиск и изучение похожих миниатюр, а также разрешение споров авторов. В её состав вошли представители четырёх стран (РБ, Италия, РФ и США). Это филологи, литераторы и хайдзины. Руководитель МТК — Максименко Татьяна Дмитриевна. По Уставу МТК членов АМПМ не может быть более половины всех участников организации, что обеспечивает независимость и состязательность сторон при отборе и оценивании близости миниатюр. Порядок работы МТК следующий.
1
Игорь Шевченко находит сам и принимает от авторов примеры похожих миниатюр. В качестве оригиналов и вторичных миниатюр могут выступать цитаты из прозаических и поэтических произведений, анекдотов, баек, историй, пословиц, песен, танка, хайку и т. д. Тем самым формируется банк похожих миниатюр (БПМ). При наличии спонсоров мы купим известную программу типа «Антиплагиат» (к которой у меня много вопросов) или разработаем свою версию под условным названием «Литературный антиплагиат».
2
Раз в месяц Банк похожих миниатюр посылается одному из членов МТК для выбора пяти пар наиболее похожих миниатюр (желательно) разных авторов. В декабре 2021 года им стал Владимир Ашурко из Республики Беларусь. В январе 2022 года «выборщиком» будет Наталья Кроитор из Италии. Регулярная смена выборщиков призвана обеспечить смену вкусов, объективность и защиту от «подкупа». Пятёрка похожих миниатюр рассылается руководителем всем членам МТК для голосования.
3
На голосование по пятибалльной шкале отводится семь суток, далее руководитель подсчитывает средний балл, после чего Игорь Шевченко публикует результаты в своём Блоге, которые могут перепечатывать все люди планеты Земля. Оценки голосования и комментарии публикуются только с разрешения судей (членов МТК).
В 2021-м году Владимир Ашурко отобрал пары:
1) Ольга Стрижова (Polay), г. Москва, 2003 —
Михаил Малеин (MMalein), 2018
2) София Русинова (1965-2005), 2004 —
Турбина Лада (Tokeda), г. Москва, 2013
3) Игорь Шевченко, г. Дубна, 2005 — Наиля Ахунова, г. Казань, 2010
4) Даира Фомина, 2006 — Анастасия Немчук, 2014
5) Алексей Андреев, 2013 — Николай Гранкин, г. Краснодар, 2014
Ниже я привожу тексты пар с тем, чтобы читатели смогли исправить ошибки и дополнить данные авторов (дату и ссылку первой публикации, никнэймы, место проживания автора и т. д.).
**********************************************************
. 1-я пара, оригинал 2003 года
**********************************************************
………………………………………….
оригинал 1-й пары, 2003 год
………………………………………….
Бежит меж снегов
по соседнему рельсу
луч солнца.
Ольга Стрижова (Polay), г. Москва,
“Хайкумена”, вып. 1, 2003, с. 48
………………………………………………………………………
вторичное трёхстишие 1-й пары, 2018, 2020 год
………………………………………………………………………
Восходит солнце.
Блестят стальные рельсы.
Свет бежит по ним.
Михаил Малеин, MMalein
https://stihi.ru/avtor/mmalein
1)
MMalein, 2018-11-19 17:48:02, 3-й конкурс МА МПМ, трёхстишие было приведено в статье Игоря Шевченко 2019 года: http://shevchenko.haikukonkurs.ru/2019/07/28/три-номинации-конкурсов-хайку-статья/ )
2)
https://stihi.ru/2020/06/09/5618
© Copyright: Михаил Малеин, 2020
Свидетельство о публикации №120060905618
****************************************************************
. 2-я пара, оригинал 2004 года
****************************************************************
………………………………………….
оригинал 2-й пары, 2004 год
………………………………………….
перекуриваем — выпускаем
в небо облака
София Русинова (1965-2005), (Ореховая Соня)
28.10.2004 11:43
http://www.sofia-ru.xn--80aijec1a4c.xn--p1ai/haiku/2004-10.shtml
………………………………………………………………………
вторичное трёхстишие 2-й пары, 2014 год
………………………………………………………………………
сидим курим
дарим небу
облака
Турбина Лада (Tokeda), г. Москва, 2013,
МКХ-6: «Лучший стих» в тематическом конкурсе «Другие берега» (выбор Евгения Штейнера)
1)
https://mk-haiku.livejournal.com/20775.html, 2013
МКХ-6, выбор Евгения Штейнера
2)
«РОСсИНКИ–2014», выбор Евгения Штейнера, с. 250
**********************************************************
. 3-я пара, оригинал 2005 года
**********************************************************
………………………………………….
оригинал 3-й пары, 2005 год
………………………………………….
Стекло бокала
любимых губ
хранит поцелуй.
Игорь Шевченко, г. Дубна Московской области, 2005
«Опоры моста», И. Шевченко, М. Кожин, А. Грохотов, М.: Наталис, 2005, с. 250
………………………………………………………………………
вторичное трёхстишие 3-й пары:
2010, 2014, 2015, 2017, 2019, 2020, 2021 год
(8 публикаций, из них 4 — виртуальные, 4 — книжные)
………………………………………………………………………
пригубила бокал и ушла
а поцелуй
остался
Наиля Ахунова, г. Казань, 2010
2010, 2014, 2015, 2017, 2019, 2020, 2021
1)
https://stihi.ru/2010/09/07/4080
07.09.2010 23:34
2)
«РОСсИНКИ», М.: Издатель И. Б. Белый, 2014, с. 236
3)
https://stihi.ru/2015/02/26/6364
© Copyright: Наиля Ахунова, 2015
Свидетельство о публикации №115022606364
4)
8 дек. 2017
https://vk.com/wall-117348613_363
5)
«Тень кошки: Хайку. Сказка для театра», Наиля Ахунова, Казань: Плутон, 2019, с. 43
6)
«Цветы дождя: Миниатюры в японском стиле. Из ранней лирики», Наиля Ахунова, Казань: Плутон, 2019, с. 70
7)
«Сумайрики: сборник сэнрю», сост. и редакторы: Л. Скребнева, И. Фа (Фахрутдинова), М. Черемисова;
Казань: Отдел оперативной полиграфии
ГАУ «РМБИЦ», 2021, с. 20
8)
http://www.kazalmanah.ru/nomer5/149-157.pdf
**********************************************************
. 4-я пара, оригинал 2006 года
**********************************************************
………………………………………….
оригинал 4-й пары, 2006 год
………………………………………….
пора уходить
смотри как переплелись
рукавами куртки
Даира Фомина, 2006
https://stihi.ru/2006/02/03-1169
© Copyright: Даира Фомина, 2006
Свидетельство о публикации №106020301169
………………………………………………………………………
вторичное трёхстишие 4-й пары, 2014 год
………………………………………………………………………
соленый ветер
наши рубашки
сплелись рукавами
Анастасия Немчук, Санкт-Петербург, 2014
МК6: 2 место в номинации «Современное хайку»
1)
https://mk-haiku.livejournal.com/20484.html
2)
https://mk-haiku.livejournal.com/20775.html
3)
http://zhurnal.lib.ru/a/anastasija_nemchuk/haiku.shtml
4)
«РОСсИНКИ–2014», с. 212
*************************************************************
. 5-я пара, оригинал 2013 года
*************************************************************
………………………………………….
оригинал 5-й пары, 2013 год
………………………………………….
конец сентября
поливальная машина
увозит радугу
Алексей Андреев, 2013
https://mk-haiku.livejournal.com/21281.html
«РОСсИНКИ–2014», с. 220
………………………………………………………………………
вторичное трёхстишие 5-й пары, <17.08.2014> год
<> обозначают «не позже»
………………………………………………………………………
раннее утро
перед поливочной машиной
радуга
Николай Гранкин, г. Краснодар
приведено в статье Игоря Шевченко от «17» августа 2014 года
…………………………..
Третьего января должно закончится голосование. Надеюсь, 5-го я опубликую итоги. К настоящему моменту проголосовали 5 человек из 6. Публичные комментарии с анализом трудных случаев оценивания ожидаются от Владимира Ашурко и меня. Отмечу, что во «вторичку» попали два призёра, и уже можно сказать, что международное жюри МТК не оценивает их как хонкадори. Если организаторы призна’ют первенство авторства, то призы и дипломы следовало бы аннулировать и передать их истинным авторам или их родственникам. Особенно в том случае, если средняя оценка международного жюри после округления будет равна 4 баллам (что соответствует зоне неосознанного плагиата).
Итак, АМПМ, МА «МПМ» и МТК проделали большую работу в этом году. Впереди год 2022-й, который зовёт к новым вершинам!
II. Нас поздравляют
Дорогие коллеги!
Московская губернская универсальная библиотека поздравляет вас с наступающим Новым годом и Рождеством!
Желаем вам крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения
и радости творчества!
Пусть наступающий год станет для Вас годом успехов, процветания
и ярких достижений!
(открытка в превью)
С уважением,
Елена Анатольевна Гладилина,
руководитель отдела по работе с литературными объединениями
Московской губернской универсальной библиотеки
Тел. 8(496) 539 13 86
С уважением,
Ермакова Татьяна Александровна
ведущий методист отдела по работе с литературными объединениями
Московской губернской универсальной библиотеки
Тел. 8(496) 539 13 86
III
Мне до сих пор приходят письма с обсуждением других граней хайку Анны Касенковой. Так как эти обсуждения касаются образцового хайку, то я должен опубликовать эти идеи.
лужи
одинокий светофор
бежит через дорогу
Анна Касенкова, 11-й «А» класс, МАОУ «Видновская гимназия», г. Видное Московской области, 20.11.21
http://haikukonkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=109&proizv=y
Первая мысль
«Светофор — устройство чётное (парное, четверное и т.д.).
На другой стороне дороги стоит его двойник. И если он бежит через дорогу, то он бежит к своей паре. То есть он не одинок и в принципе одиноким быть не может».
Мой ответ:
«Согласен, поэтому одинокий светофор — это человек с отражателем, второе прочтение говорит о луже с отражённым светофором, поэтому «одинокий» — оправдано».
Вторая мысль
«…троп «одинокий» (пешеход, сверчок, челнок и т.д.) применяется для описания, подчёркивания состояния грусти,тоски, ностальгии, а беготня по лужам и отражение в воде мало соответствуют этому».
Мой ответ:
«текст имеет двойное, а то и тройное прочтение, он вариативен и имеет смысловой веер. Можно мыслить в духе одиночества, хайку это позволяет. Но есть и другие пласты».
Третья мысль
«…какое-то прочтение (скорее всего авторское) должно быть основным, главным, доминирующим».
Мой ответ:
«привожу по памяти:
близнецы
но каждый кричит
по своему
Евгений Плеханов
здесь намеренно не ставится дефис в последней строчке, для того, чтобы не было этого доминирующего прочтения, с тем, чтобы охватить две картины: у каждого свой голос, и/или у каждого взяли игрушку, и они кричат по своим игрушкам».
Я благодарен авторам за находки в анализе. Потихоньку жанр из японского становится нашим. И открывающаяся глубина жанра вызывает лишь большее уважение к нашим восточным соседям.
Важная новость: Анна Касенкова заняла 2 место в номинации «Поэзия» подмосковного конкурса «Великий фокусник природа», посвящённому Евгению Зубову, за поэтические миниатюры. Т. е. уже два конкурса Московской области принимают на рассмотрение миниатюры и оценивают их наряду с привычными литературными жанрами. Эту тенденцию нужно поддержать. Поэтому прошу организаторов подобных конкурсов сообщать мне о датах и сроках проведения столь важных для АМПМ и МА «МПМ» мероприятий.
С Новым годом!
Председатель Правления АМПМ и
Исполнительный директор МА «МПМ» Игорь Шевченко