Комментарий Игоря Шевченко итогов конкурса хайку АМПМ4 2021 года

(на фото Катерина Шмидт, метель: ФРГ, 29 ноября 2021 года)

I. Первое голосование Правления АМПМ

От лица Учредителей АМПМ благодарю судей за ответственную и большую работу, проведённую за последнюю неделю. Судьи столкнулись, по сути, с диверсией двух авторов, разместивших на конкурсе десятки работ, которые уже получили прописку на нескольких сайтах. Можно сказать, что эти работы «понаехали». Как говорят некоторые судьи, «право первой брачной ночи» никто не отменял. Работа Катерины Шмидт превратилась в ад, ей пришлось просмотреть в Яндексе все конкурсные работы на предмет установления их ранней прописки.
Из-за вновь открывшихся фактов задерживается открытие четырёх новых конкурсов для журнала «Поэзия»: танка и трёх номинаций хайку. Дело в том, что судья отныне обязан выбранные им миниатюры проверять в Яндексе на встречаемость. Поэтому в помощники к Катерине Шмидт при судействе вновь открывающихся конкурсов хайку для журнала «Поэзия» предлагаю: Владимира Ашурко, Александра Савостьянова и Николая Гранкина. Как только хотя бы один судья даст согласие работать по-новому, я открою три новых конкурса хайку.
Одновременно нужно принять меры против неосознанных авторских диверсий. И здесь мы должны принять решение на уровне Правления АМПМ.
Предложение:
автора, разместившего до 3-х (включительно) двойников на наш конкурс, мы «отметим» в итоговых статьях;
автора, разместившего от 4-х до 10-и (включительно) двойников на наш конкурс, мы не только «отметим» в итоговых статьях, но и лишим всех призовых мест в данном конкурсе;
автора, разместившего более 10-и двойников на наш конкурс, мы не только «отметим» и «лишим», но и запретим участвовать в наших конкурсах на срок до 2-х лет (один год полный, а второй — хвостик). При этом взнос, если он перечислен за весь этот период (или его часть), не возвращается.
Предложение начинает действовать после принятия решения большинством Правления АМПМ. В случае равенства голосов, перевешивает то предложение, за которое высказался Президент АМПМ. Срок голосования три дня, т. е. до 24-х часов 1-го декабря.

II. Сезон в хайку

Здоровым явлением я считаю внутреннюю дискуссию. Этот конкурс добавил нам поленьев. Я считаю, что прямое упоминание сезона (осень, лето и т. д.) ослабляет хайку. Сезон должен быть определяем через «косвенные улики». Не всегда сезон и нужен в хайку.
Рассмотрим пример.

осень
в пустынном сквере
шляпа в луже
Елена Черняева, 3-е место в номинации «31+»,
г. Казань, Республика Татарстан

Я бы близко не подпустил бы это трёхстишие к призёрам, чуть лучше было бы сказать так:

пустынный сквер
в луже среди листьев
шляпа

Здесь прочтение «пустынный сквер в луже» может сказать, что прошёл (или вечно идёт) дождь или прорвало трубу. «Среди листьев шляпа» может говорить об осени или о том, что шляпа, скажем, на дереве. Таким образом, в хайку могут уживаться и осень, и лето. Упоминание сезона в лоб, в большинстве случаев, на мой взгляд, ослабляет хайку. Поэтому если уж дошло дело до конкурсного объявления сезона, то правило хорошего тона в хайку говорит о том, что ключевое слово умалчивается. Иначе судей стошнит от ряби: осень, осень, осенний дождь, поздняя осень и т. д. Конкурс в таком случае сводится к написанию авторами коллективного цикла двустиший под названием «Осень». Так можно экономить бумагу.
Обратите внимание, как из-за лишнего слова «осень» автору пришлось употребить дважды предлог «в». А это в свою очередь привело ещё и к смысловой тавтологии: «что?где-где?».
Но так как Александр Аркадьевич будет показывать победителей японцам, то я закрыл на это глаза. Однако на новых конкурсах для журнала «Поэзия» тема объявляться не будет. Как следствие, думаю, улучшится качество трёхстиший.
Вторым доводом не обязательности упоминания сезона в хайку является обращение ко мне Ярославы Мухиной с африканским трёхстишием, где описывается жанровая осенняя картинка без каких-либо признаков осени. Рассматривая этот нонсенс, Александр Аркадьевич предложил девочке перед трёхстишием поставить слова: «осень в Занзибаре». Так на конкурсе появилось две одинаковые миниатюры, но одна состояла из трёх строк, а другая — из четырёх (с предстишием).

III. Достоинства и недостатки техники

а) двойное дно
1
Одним из важнейших отличий околоплагиатных трёхстрочий и поэтических трёхстиший от хайку является наличие скрытого двойного дна.

самоизоляция
скотчем врачуем
трудовые мозоли
Катерина Шмидт, 7-е место в номинации «31+»,
г. Реген, ФРГ

Очевидный слой «изоляция-скотч» увидел Алексей Евтеев в профессиональном преломлении. Если бы конкурс был не анонимным, то судьи, увидев фамилию автора, задумались бы и, вероятно, нашли бы здесь ещё один гармоничный слой — виски. А потом недалеко и до открытия, что и то и другое почему-то связывают с Шотландией, что является хорошим поводом объединить эти два значения в одном хайку.
https://fishki.net/3113868-skotch-istorija-izobretenija.html
https://alcofan.com/otlichie-viski-ot-skotcha.html
2
первая метель
примеряю пуховик
с красной шапочкой
Наталия Королева, 8-е место в номинации «31+»,
г. Казань, Республика Татарстан

Здесь третья строчка имеет два значения. С одной стороны, сказочные герои, бабушка и Красная шапочка, примеряют зимнюю одежду. С другой, дедушка Мороз собирается на работу. Здесь вполне обоснованы строчные буквы.

б) полурифма и рифма в хайку

1
Полурифмой я называю одинаковость ударной гласной в конце строки. Если же она окружена одинаковыми согласными и безударными гласными, то полурифма приближается к рифме. Это недоработка автора.

приют в горах
разжигаем сырые дрова
рекламным буклетом
Людмила Скребнева, 3-е место в номинации «31+»,
г. Казань, Республика Татарстан

«горАх//дровА»

2
восточный базар
по-сорочьи трещат
воробьи под пальмой
Людмила Скребнева, 9-е место в номинации «31+»,
г. Казань, Республика Татарстан

Рифма бывает не только концевой, встречается она и в начале:
«востОчный//по-сорОчьи». Перед нами рифма для русской классической поэзии, сдобренная полурифмой «базар//трещат» и продолжением созвучия «по-сорочьи//воробьи».

IV. Второе голосование Правления АМПМ

Приятным открытием стало попадание в призы дебютировавших дам из Дубны и Мытищ. Если Дубна выглядела обычно (разве что нужно посоветовать не начинать строки с заглавных букв, так как это у нас обозначает наличие акро), то Мытищи выдали полуфабрикат шедевра. Здесь нужно остановиться, так как начинается долгоиграющая история.

Череповец
сын читает сказку, а я пишу:
проволка, склад, семь тонн
Олеся Берг, 3-е место в номинации «31+»,
г. Мытищи, Московская область

С первого взгляда кажется, что автор только начал ходить, настолько неуклюжими и притянутыми за уши выглядят эти череповцы, склады и тонны. Однако если подходить к хайку как к смысловому вееру, то произведение поражает новизной.
Точкой входа в шар будем считать жаргонное слово «проволка», которое при раздвижке даёт два слова: «про волка». Итак, сын читает сказку про волка «Семеро козлят» (мысль Людмилы Скребневой, так как есть цифра «7»), а у мамы в руках счёт-фактура или какой-то акт приёмки или отгрузки. И она автоматически делает ошибку в своём документе.
Ошибку она делает потому, что сердце её у ребёнка, она им дышит. А вот работать она просто вынуждена. И здесь (кстати, эта идея Катерины Шмидт) мы вспоминаем песню «16 тонн», где есть строки (перевод — Сергея К. Иванова):
<...>
Гружу 16 тонн и больше не могу,
Но день за днём проходит, а я глубже в долгу,
У райских врат апостол Пётр не жди меня,
Ведь душу заложил в хозяйской лавке я…»
<...>

А почему «Череповец» спросите вы? И тут есть две причины. Первая, там находится металлургический комбинат, на котором в числе прочего делают и проволоку. Вторая — состоит в раздвижке «череп овец», тут снова на сцене волк, но уже в басне Крылова «Волк и ягнёнок»: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Таким образом, мы можем посочувствовать одиноким матерям, которых обирают, хотящие кушать, жирные тузы. Удивительно, что некоторые судьи увидели суть, но не подняли это хайку. Это сделал лишь главный судья конкурса, Александр Аркадьевич Долин, убрав с 12-го места слабый выбор одного из судей.
И вот к чему меня подвиг этот разбор. Обязательно нужно собирать хайку со смысловыми веерами, чтобы люди осознали их ценность. Итак я хочу открыть серию «Новости хайку …». Там будут рубрики: «Золотые хайку…», «Серебряные хайку», «Бронзовые хайку…», а также «Чужая лужа…», «Чужое болото…», «Чужая топь…». Более подробно о замысле я расскажу в первом же выпуске «Новостей хайку…». Теперь о голосовании.
Вместо трёх точек могут стоять следующие варианты:
а) … АМПМ»,
б) … Учредителей АМПМ»,
в) … Игоря Шевченко».
В «Золотые хайку…», к примеру, я хочу отнести прекрасно прокомментированное Катериной Шмидт хайку Анны Касенковой (г. Видное) и Ярославы Мухиной (г. Москва, комментарии судей читайте в статье Катерины Шмидт) :

лужи
одинокий светофор
бежит через дорогу

Zanzi Bar
на отмели
манящие крабы

А, скажем, «Череповец» — в «Бронзовые хайку…». В Лужи, Болота и Топи мне хочется окунать авторов, не состоящих с Активом АМПМ в дружеских отношениях. Главная особенность этого мероприятия в том, что предлагать хайку и трёхстрочия с разными доводами мне могут все, но принимать решение буду только я. Срок голосования по этому вопросу такой же, т. е. до 24-х часов 1-го декабря.

V. О детском творчестве в жанре хайку

В целом дети, на мой взгляд, пишут интереснее взрослых. Главный судья понизил «Занзибар» до второго места, и теперь шедевр соседствует с обычным «села батарейка». «Занзибар» содержит яркий образ живности на отмели и обыгрывание тройной омонимии слова «манящие»: а) название вида краба, б) приглашение швейцара, в) самолюбование, манящее, приковывающее наши взгляды. На первом месте интересное хайку.

четвёртый класс
среди лопухов и папоротников
дамы
Олеся (мама) и Майя (школа № 1874, 4 «а» класс)
Карушины, г. Москва, 2021

Но мой довод (для себя) заключается в том, что это хайку в золотой фонд я не возьму, максимум — в бронзовые. Впрочем, все молодцы! Есть что сказать ещё, но хватит. Спасибо всем! Правление — голосуйте! Авторы — проверяйте свои тексты, имена и фамилии! Скоро — новые конкурсы!

Председатель Правления АМПМ Игорь Шевченко

Добавить комментарий