Критика ЕГЭ и всей системы образования в России

 .                    Выпуск 1: ВАРИАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ИСТИНЫ
.                                                         Введение
            После того, как деятельность Международной ассоциации “Мастера поэтической миниатюры” была остановлена действиями властей (арбитражный суд отобрал Дом Ростовых у МСПС, а Губернаторскую премию “Наше Подмосковье” дали не нам), остаётся лишь ждать спонсоров. Но так как это занятие в нищающей России бесперспективно. Теория трёхстиший и миниатюр вообще могла бы стать гордостью России, но так как этой теории активно противодействовали снизу (хайкуменовцы) и сверху (Власти), в статье “Пять ответов” http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2019/12/15/пять-ответов/ от 15 декабря 2019 года я прекратил публикацию теоретических разработок до лучших времён.
            Пользуясь «заслуженным» отдыхом, постараюсь сформулировать свой взгляд на современное образование вообще и на ЕГЭ в частности. Общие принципы:
  • предметы должны быть не только расчленяющими жизнь, но и собирательными;
  • каждый предмет должен быть представлен с разных платформ (практик, представлений и мировоззрений); скажем, русский язык с вводом централизованного обучения потерял говоры, а, значит, и свою силу многообразия; волхвы видят смысл каждой буквы, а учёные лишь — морфем; помимо привычных алгебры и геометрии, есть математика Пифагора, жрецов, нумерологов, которые могут помочь осмыслить с разных сторон школьные истины;
  • и т. д.
         Весь этот комплекс вопросов я начну излагать, критикуя все выходящие пособия по ЕГЭ. В деле образования нет мелочей, нужно постараться оживить мёртвые правила, чтобы учиться стало интереснее. Я выступаю на стороне учащихся, которых мне жаль. В каждом выпуске буду стараться озвучивать вопросы к авторам учебников и методичек, которые возникали или могли бы родиться в головах современных школьников. В первом выпуске я коснусь вопроса, формально относящегося к русскому языку, но имеющему значение для всех предметов, которые сдают не прямо преподавателю. Когда экзамен принимает человек, учащийся может привести несколько чужих точек зрения и высказать свою, иначе; если судить по формальной записи типа «да-нет», середнячок может выглядеть лучше отличника.
                Тема: МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
                НАЙДИТЕ КОРЕНЬ В СЛОВЕ «УЛИЦА»             
        Есть два варианта: УЛ и УЛИЦ.
        Обратимся к пособию И. Н. Политовой:
«ЕГЭ 2019. 100 баллов. Руский язык: Самостоятельная подготовка к ЕГЭ», (М.: Издательство «Экзамен», 2019, 303 с.), в аннотации к которому сказано: «Приказом № 699» Министерства образования и науки РФ учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях».
         На странице 8 читаем, что корень — «это основная и обязательная значимая часть слова; общая часть однокоренных слов». В качестве примера приведена цепочка: ул-ица, ул-очка, пере-ул-ок, из которой всем понятно, что корень «ул». Занимающиеся этимологией могут вспомнить, что «ула» — «дыра, проход», впрочем, как пишут Попова Т. В. и Зайкова Е. С. в «Морфемно-словообразовательном словаре русского языка (5-11 классы, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015, 272 с., серия «Настольные словари школьника» под эгидой Института русского языка им. Виноградова РАН в рамках программы «Словари XXI века») на с. 258: «авторы придерживались синхронного, а не этимологического принципа…». Т. е. модным становится исходить из современного состояния языка. Кстати, авторы прошли мимо этого слова.
        Мне, конечно, ближе подход Веры Васильевны Бабайцевой (1925-2016), которая в своём учебнике «Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для углубленного изучения русского языка» (М.: Дрофа, 2008, 414 с.) пишет: «Тайны морфемного состава некоторых слов уведут вас в их историю, часто связанную с историей общества».
        Однако Ольга Дмитриевна Ушакова полностью солидарна с разбором Ирины Николаевны Политовой в своей книге: «Разбор слова по составу: 15 000 слов» (Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014, 480 с.). На странице 437 есть полный разбор: ул-иц-а.
         Интрига начинает разворачиваться, если открыть книгу Зотовой С. В.: «Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно?» (1-4 классы, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016, 208 с., ил.; серия «Настольные словари школьника» под эгидой Института русского языка им. Виноградова РАН в рамках программы «Словари XXI века»). На с. 154 приведён разбор слова улич-н-ый, т. е., как можно понять, из-за чередования ц/ч у слова «улица» корень — улиц.
         Настало время обратиться к главному авторитету в области словообразования Тихонову Александру Николаевичу (1931-2003). В вышедшем, правда, после смерти учёного, «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» (около 100 000 слов, М.: АСТ: Астрель, 2010, 700 с.) на странице 592 приведён разбор слов: «улиц-а», «улич-к-а», «улич-н-ый». Впрочем, и в прижизненном втором томе «Словообразовательного словаря русского языка в двух томах (около 145 000 слов)»  (т. II: Словообразовательные гнёзда: Р-Я; М.: «Русский язык», 1985, 886 с.) на странице 288 в гнезде № 92 «улиц(а)» находим разбор слов: «улич-к-а», «улич-онк-а», «улич-н(ый)»
           Как Вы, уважаемый читатель, видите есть разные подходы при решении этой кажущейся довольно простой задачи. На самом деле это лишь точка с вершины айсберга многих похожих проблем. Как только человек начинает движение к собственному пониманию проблемы, выясняется, что решать её можно по-разному. И парадокс состоит в том, что задача может иметь несколько правильных решений с разного уровня понимания проблемы.
            Если мы возьмём проблему морфемно-словообразовательного разбора, то только в упомянутых в статье словарях находятся десятки (если не сотни) примеров различного подхода:
агрономический, воровка, вязанка, гиревик, гнездовище, годовик, годовичок, голодовка, голытьба, горловина, готовность, глубочайший, гравировка, гравировщик, гражданочка, гулянье, двойственность, дудка (!!!), кадровка, карточка, карточный, кипятильник, клюв, клятва,
петух и т. д. А ведь есть ещё подход Кузнецовой и Ефремовой, не говоря уже о современных авторах!
            После такой аргументации назревает вывод, что на уровне выпускника общеобразовательной школы истина (по крайней мере в некоторых вопросах) носит вариативный характер. И далее: в таких случаях экзамен должен принимать только учитель!
Игорь Шевченко,
Исполнительный директор Международной ассоциации
«Мастера поэтической миниатюры».

 

Добавить комментарий