От Пушкина к технике хайку V. Практикум разнородных сопряжений Пушкина V.1 Дополнение к первой части

.
.           Первые четыре статьи были посвящены 220-летию со дня рождения Поэта и предназначались для публикации в третьем номере альманаха “Полевые цветы”. Однако должен признаться, что статьи сырые (как правило, я их даже не перечитываю) поэтому, если кто-то захочет их опубликовать где бы то ни было, обязательно сообщите, чтобы я мог внести правки. В хлопотах прошли 4 месяца: июль, август, сентябрь и октябрь. Читатели несколько подзабыли серию из четырёх июньских статей, поэтому напомню и дополню основные положения предыдущих частей.
.
.                                   1-я статья
.
           Первая статья была опубликована 2-го июня 2019 года: http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2019/06/02/от-пушкина-к-технике-хайку-220-летию-со-дн/
            Было сказано, что под стихотворениями Пушкина через косую черту указываются: дата написания /место и год первой публикации.
           Далее был введён первый основополагающий термин — ПОЛУПРОЧТЕНИЕ: чтение нескольких слов строки, включающее любой знак препинания, который при этом полностью игнорируется. Можно предположить, что эти ЗНАКИ имеют двойственный характер: с одной стороны они служат нормированию языка, с другой — зримо обозначают центры тайного стягивания слов для получения нового словосочетания со скрытым смыслом.
            На мой взгляд Пушкин знал эту тайну и часто использовал обычный и скрытый смысл для полноты изображения. Рассмотрим для примера три строчки из стихотворения “Осень” 1833/1841:
.                            II
.                          <…>
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен…
.                          <…>
“Стихотворения Александра Пушкина”, составление и анализы стихотворений С. Бонди , М.: Издательство “Детская литература”, 1965, с. 6
.
         Сергей Михайлович Бонди (1891-1983), профессор МГУ, встречавшийся с Блоком и Ахматовой, написавший десятки статей о Пушкине, к сожалению, нигде не замечает второго изобразительного и сопоставительного пушкинского слоя. Запишем две строчки без знаков препинания:
.
Люблю её снега в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен
.
.            Подруга Пушкина — Луна. Она мчится с ним. Одновременно с Пушкиным и другая, но уже земная подруга. Луна же легко и быстро мчит Землю в космическом холоде. А человечество “согрето и свежо, жмёт руки, пылает и дрожит”.
.           Если об открытии Пушкина сказать языком математики, то поэт открыл мнимую грамматическую ипостась поэзии. А в том, что у поэзии мнимые корни, об этом Пушкин говорит в заключительных октавах вышеприведённого стихотворения:
.
.                                 X
.
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
.
.                                 XI
.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
.                          <…>
“Стихотворения Александра Пушкина”, составление и анализы стихотворений С. Бонди , М.: Издательство “Детская литература”, 1965, с. 8
.
.          Теперь, когда моя библиотека вернулась в целости и сохранности я везде буду указывать книги, которыми пользуюсь. Базовыми будут: “А. С. Пушкин: сочинения в десяти томах”, М.: “Художественная литература”, 1974-1978. Т. е., если указаны только том и страница, то произведение можно найти в указанном десятитомнике 1974-1978 годов.
Игорь Шевченко,
Исполнительный директор Международной ассоциации
«Мастера поэтической миниатюры»

Добавить комментарий