О-ЛУЖИ

.              Детский конкурс подарил нам несколько интересных трёхстиший и один шедевр, которому и будет посвящена моя статья, которую, в свою очередь, я рассматриваю как обоснование выдвижения работы:

.

о лужи

любить

и не признаваться

.            Майя и Олеся Карушины, 2018,

.

в номинацию «хайку второго номера альманаха «Полевые цветы». Анализ будет кратким, лишь с обозначением тем.

.

.

.                               Часть 1. Интрига

.

.              Мне стоило больших трудов убедить Олесю выставить их совместные с дочерью трёхстишия на конкурс. «Давай спорить, — сказала она при этом, — что это трёхстишие не выберет никто, по крайней мере, никто не поймёт!» Я лишь посмеялся, да, хитрое «О» и два глагола с отрицанием отпугнут всех начинающих приверженцев моей школы. Я лишь покачал головой, но на всякий случай прочёл его Ирине Митрофановой. Она была в восторге и попросила меня не отдавать этот стих никому из художников. Однако отбор наших корифеев от судьи к судье лишь подтверждал слова моей дочери.

.              Первый судья, Филмор Плэйс, прислал своих призёров уже через день. 20 плановых призёров он не выбрал, и видно было, что некоторые работы брались на грани. Вот его 14-е место:

.

Поздняя осень.

Почти все деревья без листвы,

и только некоторые

листики ухватились

за свои веточки, держатся.

.

.              Сырая прозаическая миниатюра. «Лужи», вероятно, отпугивают своим «О» и глаголами, как и предсказывала Олеся. Но неужели настолько, что даже при запасе в две работы, «лужи» — неприемлемы?

.              Алиса Михалёва, наиболее проницательная из судей, на 18-е место поставила:

.

Летом всё сияет

жизнью, осенью всё сияет

красками.

.

работу, которую нельзя назвать ни оригинальной, ни техничной, ни детской, ни… и т.д.

.              Свои надежды теперь я возложил на Катерину Шмидт. Однако и в 30-ти(!) выбранных работах этому шедевру места не нашлось. 14-е место поражает:

.

Мой мозг сошёл с ума,
Глаза поссорились с ушами.

.

.              Представьте, что мы сели рисовать!!!!

.              К хайку это не имеет никакого отношения. У Алексея Павловича параллельно идут конкурсы «условно» рифмованных стихов. Хороший ямб следует отдавать туда в ямбические двустишия. Основной жанр таких двустиший – афоризм, т.е. яркая, сочная и кратко сформулированная мысль. У нас конкурс хайку, танка и похожих на них прозаических миниатюр. Наш конкурс предполагает картинность и детскость. Возраст и имена скрыты от судей. Это сделано потому, что большинство хороших детских работ написаны совместно со взрослыми или под их наблюдением. Судьи могут знать, что Олеся Карушина моя дочь. Узнаваемо имя Людмилы Грачёвой. Именно поэтому было принято решение дать судьям списки без имён и возраста.

.              Но главное не это, судьи готовы брать и выдвигать всё, хоть как-то шевелящееся, но не глаголы и не «О».

.              После промаха четвёртого судьи, Сергея Шпиченко, мне стало ясно, что нужна ещё одна теоретическая статья. И она перед вами.

.

.

.                    Часть 2. ТРИ ОТКРЫТИЯ В ТЕОРИИ ХАЙКУ:

.       I: БУКВА «О» МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОВРЕМЕННО БУКВОЙ, СИМВОЛОМ и ЦИФРОЙ,

.      II: строка может содержать своё отрицание,

.     III: строка-шар.

.

.              Наши переводчики приучили читателя к плоскому пониманию буквы «О», если «О» — значит, в конце строки будет восклицательный знак.

.

.              Первый вариант трёхстишия был написан «в стол» строчными буквами, без знаков препинания и ненужного пафосного «О»:

.

лужи

любить

и не признаваться

.

.              На втором плане лужи понимались, как море слёз. Затем пришло озарение, лужи и слёзы похожи на букву «О», значит, можно записать: «О-ЛУЖИ» в отличие от, скажем, «Т-ЛУЖ» или луж восьмёркой. Теперь запись «о-лужи» может не сопровождаться восклицательным знаком и не обязательно обозначать звук, а, к примеру, форму буквы.

.              Следующий шаг парадоксальный: «О» – это ещё и ноль, цифра.  И «ноль-лужи» обозначают не наличие, а отсутствие луж как таковых. Перед нами два в одном, с одной стороны лужа полна, с другой – пуста. По сути, это открытие ранга лягушки Басё, так как мы получили уже не теоретическую триаду шара «О», а практическую.

.              Таким образом, мы получили строку-шар. Владимир Бурич предлагал название удетерон (от греческого «ни тот ни другой»). Во-первых, мне не нравятся непонятные слова, хотя к некоторым пришлось привыкнуть. Во-вторых, переводы Бурича одним предложением и со знаками препинания противоречат основам моего понимания жанра. Термин однострок не уместен по причине возможного отсутствия звучания как такового или, как минимум, вариативного прочтения «О»-«НОЛЬ» и т.д. Моностих мне нравится из-за того, что к стихам обычным с тем или иным отражением шар не имеет прямого отношения.

.

.

.                              Часть 3. Мистическая интерпретация

.

.              Из строки-шара следует мистическая «О»-интерпретация. «О» — как символ противоположен значению цифры «0». «О» — это всё, в целом, это крест, встреча мужского и женского начал, истинного и мнимого. Где же мы это видим?

.              Лирический герой стоит перед лужей и видит своё отражение: лужа – горизонтальная перекладина. Отражение – прах, мнимость, второй, который никогда не сможет выбраться из лужи, как и мы все.

.              Вот мистический подтекст О-лужи. Лужа – черта, образующая зеркало и дробь. Встреча двух половин, почти родственников, близких.

.              Не буду раскрывать смысл двух строк ниже, так как это дело вкуса, знаний и убеждений. Приведу текст из «Правед»:

.

Путь от последних к первым –

Это всегда Шар и единение,

Любовь.

Идущих этой дорогой – мало,

Ибо такой путь труден.

.      «Праведы. Образ», сост.: Вит Отец (Виктор М. Журкин), Петрозаводск: «Праведы», 2014, с. 60

.

.

.                              Часть 4. Дети и взрослые

.

.              На детский конкурс трёхстишие было подано в виде:

.

О, лужи!

Любить

И не признаваться

.            Майя и Олеся Карушины, 2018,

.            конкурс «Цветик-семицветик»

.

.              Лужи – это тот барьер, который знаменует эпоху детства. Когда лужи становятся вам безразличны, знайте – Вы взрослый. И чем дальше вы их обходите, тем более вы не ребёнок. Здесь прослеживается аллюзия на трёхстишие Сапеги о «недособаке»:

.

каждому встречному
хвостиком машет щенок:
«искренне ваш… искренне ваш…»
Михаил Сапего г. Санкт-Петербург,

«Сапега Сапегой», Михаил Сапего, СПб.: Красный Матрос, 2002, с. 60

.              В личной беседе Михаил раскрыл мне секрет миниатюры: «Видишь, щенок научился заискивать! Он уже не щенок, но ещё и не взрослый».

.              В рассматриваемом нами трёхстишии героиня уже научилась женским уловкам, она уже не ребёнок, но и не девушка

.

.

.                              Часть 5. Вариативность, намёки

.

.              Так как лужи – колеблющийся образ слёз, то подразумеваться могут все оттенки любви к мальчикам, конфетам, игрушкам и т. д. Скажем, девочке очень нравится дорогая кукла, она ей снится, но мама одинока и бедна. И когда мама засматривается на куклу через витрину магазина, спрашивая: «А ты бы хотела иметь такую?», дочка равнодушно отвечает «Нет», а потом ночью не может сомкнуть глаз. Такие истории я знаю.

.

.

.                              Часть 6. Четвёртое открытие – глагольное фуэки-рюко

.

.              Фотографичностью не исчерпывается жанр хайку. Ведь тогда хайку станет полностью искусственным жанром на том основании, что время не может остановиться. Остановка времени приём искусственный, но зато для подавляющего большинства продвинутых авторов является главным, эффектным и эффективным отличием жанра. Но, ещё Басё прорёк в одном из писем к Кикаку: «В стихотворении может быть то, что делает его неизменным на тысячу лет, и то, что придает ему временный, преходящий характер» («Поэзия Мацуо Басё»,  Т. И. Бреславец, М.: Наука, 1981, с. 61). Далее Татьяна Бреславец пишет: «Из этого высказывания Басё с достаточной определенностью вытекает мысль о фуэки-рюко как о единстве противоположных начал» (там же).

.              В конкурсном трёхстишии, на мой взгляд, блестяще реализован этот приём. С одной стороны, мы можем представить множество картинных, но неизменных по сути своей, ситуаций «любить и не признаваться», с другой – есть фиксация: девочка среди луж здесь и сейчас. Ранее к стандартной реализации этого приёма относили трёхстишия со словом «другой» (мусорный бак// другая ворона чистит; воздушный шар// другой// на том же самом месте; привожу по памяти, но могу придумать ещё десяток). Здесь тот же самый приём реализован впервые, на моей памяти, с помощью двух глаголов.

.

.                              Часть 7. Этимология

.

.              Есть ещё несколько забавных интерпретаций. Когда я читал это трёхстишие, передо мной были не только «О»-лужи, но «О»-глаза (озёра) полные слёз. На всякий случай я просмотрел этимологические словари и словари русского языка разных веков. И вот в «Словаре русского языка XVIII века» (выпуск 11, СПб.: «Наука», 2000) на с. 238 нахожу всеми забытое значение – «озерко».

.              А Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка. В 4 т.» (Владимир Иванович Даль, т. 2, (репринт: М.: «РИПОЛ классик, 2009», Золотая коллекция)) на с. 279 приводит рязанское значение – «прудок». И как тут не вспомнить первую строчку известного перевода «лягушки» Веры Марковой:

.

«О, старый пруд!»

.

Игорь Шевченко

Московская область

«6» августа 2018 года

Добавить комментарий