2010-2012гг. Трехстишия Игоря Шевченко с сайта Стихи.ру

1

мифы Древней Греции
над девушкой
карта метро

© Copyright: И.А.Шевченко, 2012
Свидетельство о публикации №112050805946

2

за словесными
жертвоприношениями
истины

© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111022001622

3

Свист теплохода.
В ванной играет малыш
на губной гармошке.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110052508557

4

Майская ночь.
К камышам на девичник
Гоголь с биноклем.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110072800905

5

Листопад.
В заброшенной хижине
монета в пыли.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110072904174

6

В конце спектакля героиня
с позолоченным брюшком
на ломаном паучьем вопрошает :

.

«В какую жпУтину
ты вверг меня
любимый?»

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110081404539

7

Яйца на плите.
В фильме «Сталкер»
звук ложечки.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110092006180

8

Воробьевы горы
над заросшим трамплином
ворона с хаси

На «Воробьевых горах» (у Троицкой церкви)в 1936 году был построен первый трамплин на Ленинских горах.  Рассказывают, что после войны на нем сдавали нормы ГТО солдаты. Нужно было устоять и не потерять в полете буденовку.
В 1953 году на Ленинских горах был построен новый Большой Московский трамплин.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110092206798

9

под репродукцией Джоконды
носок зашивает Сапега
вечер осенний

Здесь аллюзия на трехстишие Михаила Сапего, по всей вероятности, давшее, название и всей книге «Сапега Сапегой…» («КРАСНЫЙ МАТРОС», СПб.: 2002 г):

………….ВЕЧЕР-99
снял носки (благодать!)
и сижу… —
сапега сапегой.

Интересна и сама картина «Джоконда», так как в ней реализованы многие сущностные категории дзэнской эстетики. К примеру «саби». Вера Маркова писала: «покой, притушенность красок, элегическая грусть, гармония, достигнутая скупыми средствами, — таково искусство «саби», звавшее к сосредоточенной созерцательности, к отрешению от повседневной суеты» («БАСЁ. Лирика», М.: Изд. «Худ. лит-ра», 1964 г, с. 15).
Чтобы напомнить о красоте самой картины, процитирую слова Алпатова М. (Этюды по истории западно-европейского искусства. — М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 — 74, http://www.vinci.ru/alp10.html):

«Строго говоря, самое лицо Джоконды отличается сдержанностью и спокойствием, в нем едва заметна та улыбка, которая создала ей мировую славу и которая позднее стала непременной принадлежностью произведений школы Леонардо. Но в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости ее переживаний»

и далее

«Леонардо трудился над дней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам. «Джоконда» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы. Вот почему в огромном музее, каким является Лувр, его Квадратный зал, в котором искони висит этот шедевр, так властно привлекает к себе зрителя, и он не может оторваться от стены, с которой на него взирает это мало привлекательное и своими внешними чертами и внутренним холодом существо, наделенное почти сверхъестественной силой воздействия.

«24» сентября 2010 г                          Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110092408766 

10

раннее утро
над старым прудом
звук карпа

Несмотря на то, что идея украдена, реализована она без «лягушки Басё».

Спаси меня, Басё!
Табуны противных лягух
плещутся в пруду!
Алексей Андреев, «Хайкумена-3», с. 32.

Лягушки поют ночью, утром они почти смолкают. К затихающему концерту иногда присоединяется карп, который, в качестве утренней физзарядки, выпрыгивает почти вертикально из воды во всю длину своего тела, издавая звук, напоминающий кваканье лягушки, а потом с шумом падает как и чем придется — «всплеск в тишине».

«27» сентября 2010 года                             Игорь Шевченко
г. Дубна

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110092700589

11

ураган
сквозь колокольчик
над обрывом свист нагайки
………………….тайку по мотиву песни В. В. Высоцкого
…………………. «Кони привередливые»

Пример является реализацией положений статьи «Тайку» http://haiku-konkurs.ru/works.php?hid=12961. Песня «Кони привередливые» — одна из лучших в творчестве поэта. В этой песне можно увидеть и черты хайку.
1) Песня картинна. Видны кони, нагайка, обрыв и т. д.
2) В припевах песни заостряется внимание на миге: «хоть мгновенье еще постою».
3) Символичность:
— кони символы смерти,
— в санях мне видится гроб,
— обрыв, пропасть – ад,
— небо – рай, небеса и т. д.
4) Аллюзии:
— «Пир во время чумы» А. С. Пушкина,
— «Смерть Долгушова» Бабеля,
— видится мне и «Мастер и Маргарита» Булгакова, особенно хорошо видно сходство в одноименном фильме Владимира Бортко, когда трое на черных конях уходят из жизни,
— гоголевская тройка,
— и т. д.
5) Вариативность, которая достигается умолчанием или соединением противоположностей («две невозможности в одном»):
1) «ветер пью, туман глотаю», в реальной жизни или ветер, или туман;
2) нигде не сказано, что кони или сани едут по дороге или по бездорожью,
и т. д.
Отсюда я и делаю вывод, что песня внесезонная. И указание на «снег» и «сани» входит в систему «противоположностей» и вариативности.
Именно поэтому и мое тайку противоречиво. Не указан точно сезон, ураган – летний или зимний? Прочтение «ураган сквозь колокольчик» абсурдно, уж скорее «колокольчик сквозь ураган». Но учитывая слова песни:

Мы успели: в гости к богу не бывает опозданий, —
Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!
«Четыре четверти пути. Высоцкий В. С.», сост. А. Е. Крылов, М.: ФиС, 1988 г, с. 189

считаю уместным такое прочтение.

«28» сентября  2010 года                                    Игорь Шевченко
г. Дубна

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110092805947

12

ночные облака
бакланы на реке
из Тамы

Время действия — ночь. Бакланы охотятся ночью в двух случаях: днем им не дают есть (скажем, охотники или рыбнадзор) или они приручены. Так как указана река из Тамы, то это Тамагава — одна из двух рек, где ночью ловят рыбу прирученные бакланы.
Основные идеи.
1. Прочтение «ночные облака — бакланы», бакланы, в основном, черные.
2. Ночные облака требуют светила. И оно есть. На лодке с бакланами обычно зажигают огонь 1) для приманки рыбы, 2) для контроля ловли.
3. Облака видны ночью, если есть луна. Луна как бы ныряет в облака и выныривает словно баклан на реке из Тамы.
4. Тама с японского бусинка. Возникают ассоциации: 1) сушеной рыбы на горизонтально протянутой веревке, 2) гальки вдоль берега, 3) гряды облаков.
5. Река Тамагава и бакланы присутствуют в самых древних японских песнях:

………………..
В струи верхние воды
Посылается баклан
………………..
Манъёсю, перевод я японского и комментарии А. Е. Глускиной, книга 1, «Песни Какиномото Хитомаро, сложенные им во время пребывания императрицы <Дзито> во дворце Ёсину», стих 38, М.: Наука, 1971 г, с. 82.

У реки Тамагава
Ткани моют и белят,
Все белей они, белей,
Отчего ты, дорогая,
С каждым разом мне милей?
Манъёсю, перевод я японского и комментарии А. Е. Глускиной, книга 14, «Девять песен провинции Мусаси», стих 3373, М.: Наука, 1971 г, с. 507.

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110100201038

Добавить комментарий