архив 29.04. -30.04.2015. Молодой автор Московской области

Часть 1. Автобиография и три хайбуна

 

Меня преследуют нестандартные ситуации. У всех лито как лито, у нас ЛитО с одной стороны Подмосковное, с другой – международное. Один из судей действующий профессор японского университета, призёры живут в Германии, на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Во всех лито авторы, как правило, стремятся вступить в СПР, у нас – как была четвёрка СПРовцев, так и остаётся уже несколько лет. Ни Сергей Борисов, ни Катерина Шмидт, ни Яна Полтарак… Список можно продолжить: свои стихи мне не дала для публикации моя бывшая жена Искрина Наталья. На сайте стоят лишь те немногие стихи, которые я нашёл в забытой ею тетради. Моя дочь, Олеся, давно пишет в жанре хайбун, но у меня лишь несколько её миниатюр. Я не раз  просил её разрешения на  их публикацию на своей страничке в учебных целях.

И вот, на днях, меня попросили выслать работы хотя бы одного перспективного молодого автора Подмосковья в любом из жанров восточной поэзии. И тут я вспомнил о дочери. Я упросил её написать автобиографию и опубликовать хотя бы те работы, которые хранятся у меня на отдельных листках. Все имеющиеся у меня материалы я постараюсь разместить на стихи.ру в ближайшее время, так как они могут быть интересными не только любителям жанра хайбун, но и шахматистам. В первой части я размещу автобиографию и три миниатюры. Во второй – воспоминания о поездке в Китай. В третьей – мои комментарии. Итак – автобиография.

 

Нескучно с собой.

 

С малых лет я получала большое удовольствие, проводя время за размышлениями, будь то игра в шахматы или осмысление прочитанного. Благодаря успехам в шахматах я объездила почти всю нашу огромную страну, видела разнообразные пейзажи, наблюдала множество человеческих типажей. Побывала в домах-музеях многих писателей и всюду искала что-то особенное, что-то, что выделяло бы именно это место. Шахматами я не ограничивалась только общепринятыми — индийскими, также принимала участие в турнирах по русским (таврелям), японским и китайским, где тоже занимала призовые места. В 10 лет я получила звание мастера FIDE и решила больше времени уделять остальным своим интересам, таким как культура востока и литературное творчество. Я стала посещать занятия в детской городской газете «Живая шляпа», где мне помогли сделать первые шаги в журналистике. Изредка писала статьи о шахматных мероприятиях в городскую газету «Встреча». Посетила Китай с «Обществом китайских дам».

В школе я встретила чудесного преподавателя Иванову Наталью Леонидовну, которая помогла мне развить литературный вкус, открыла многих авторов и утвердила меня в желании идти дальше в этом направлении. Школьное сочинение о современном поэте я писала по маминым стихам:

 

В этом городе странном

Ветер мечется кругом.

Скоропостижны дожди и обманы.

Туманы

Жмутся в пространстве упругом.

 

Здесь вечно стынут

глаза и руки,

И гулко бормочет ток,

Самозабвенно ищет разлуки

Всякий глухой поток.

 

Здесь пальцами трогаешь

жёсткое время,

И раны — орнамент морщин.

Коллажи из пепла — моё поколенье

Невидимых женщин, простертых мужчин.

 

Властители бреда ночного,

Сумбура, волшебных длиннот

Сокроют заветное слово —

Миф перейдёт в анекдот.

 

Пусть она и не издала своей книги, но её стихи печатали в газетах, их клали на музыку барды, и ещё я знаю о её переписке с Татьяной Бек. После школы я поступила в Академию поэтов и философов, где еженедельно нам читал лекции, отвечал на вопросы и устраивал встречи с современными писателями и поэтами Константин Александрович Кедров. К этому щедрому на мысли советскому и российскому поэту, имеющему множество наград, доктору философских наук, бывшие студенты нашего факультета, ныне закрытого, до сих пор ходят на беседы.

Я много экспериментировала с жанрами и стилями. Интуитивно мне хотелось соединить разные виды творчества в единое целое, чтобы они дополнили друг друга и выигрышно оттенили свои особенности. Так я пришла к хайбуну и осталась в нем до сих пор.

 

Олеся, 27 лет

г. Дубна Московской области

 

*     *     *

 

Не имея денег на билет, да и времени на ожидание поезда, решила ехать в Волгоград электричками. Первая пересадка — в замшелом городке, чьё название уже и не вспомнить. Поняв, что смогу продолжить путь лишь через час, спросила у местного «Якима» о достопримечательностях. Он, внимательно меня оглядев, объяснил, как пройти к памятнику. «Ого!» — а с виду и не скажешь, что здесь может быть памятник. Эдак ещё и консерваторию найду. Прямо на дороге дети гоняют мяч, то и дело слышны вопли с разными акцентами. Вышла на небольшую «площадь», зажатую низенькими перекошенными домиками с облупившейся краской. В центре, во всем своём величии, стоит каменный Ленин, указуя верный путь. У ног его кудахчут и клюют зерно куры.

 

памятник Ленину

цып цып

джюджялярим

 

 

*     *     *

 

В десять лет у меня появилось страстное желание быть полезной родному городу — Дубне, острову между Волгой, Сестрой и каналом имени Москвы. Обзванивая школы, детские клубы и дома культуры, предлагая уроки шахмат, слышала только отказы. В телефонном справочнике наткнулась на пивной клуб «Лига чемпионов», где на идею провести сеанс одновременной игры уклончиво обещали перезвонить. И я уже было совсем отчаялась, как вдруг мне сообщили, что меня ждут вечером в ближайшее воскресенье завсегдатаи “Лиги” и даже заказали для этого события редкий сорт пива.

В указанный час в баре хороводом стояли столы с разнообразными досками, собранными со всего города. Все места на веранде были заняты. Стоял обычный питейный гул. Меня представили, и игра началась. Любители вслух спорили, чем и как пойти, коллективно разрабатывали длинные варианты прямо на доске, делали два хода подряд. Однако с минимальным перевесом мне удалось победить. Через месяц руководство клуба обзавелось собственной детской шахматной командой.

 

сумерки

за столом лишь я

и «Товарищ Бендер»

 

*     *     *

 

В конце 90-ых в Электростали проходил полуфинал Московской области по шахматам среди детей разных возрастов. При регистрации объявили, что соревнование будет проходить по круговой системе и обозначили время завтрака, обеда и ужина. Большая часть участников приехала утром, к часу дня  в столовой уже был аншлаг. Но кругом, насколько хватало глаз, высились горы почти нетронутых блюд. Все доедали дорожную снедь: варёные яйца, колбасу и пирожки. На осмотр города времени уже не было: узнав противников, все разошлись готовиться к предстоящим партиям.

За ужином в качестве десерта к основному блюду почти у всех были кругленькие таблетки от несварения.

 

чёртово колесо

подташнивает

с непривычки

 

«29» апреля 2015 г                                     Опубликовано с разрешения автора.

*     *     *

 

Путешествие по Китаю. Пекин. Обычный городской парк — царство пенсионеров. Там они занимаются гимнастикой, музицируют, поют, танцуют. У пруда играли  в местную настольную игру – сянци. На ломаном английском предложила дать сеанс в индийские шахматы, старики бодро отозвались и попросили подождать, пока они сходят за инвентарём. Прошло примерно полчаса, прежде чем мы начали.

 

каменные фонари

у пруда в парке

качается дно

 

За первой доской — человек рисковый, обостряющий, то и дело затевающий многоходовые комбинации. За следующей – эстет: его ходы были точны и красивы, а из сделанной «форточки» будто рос бонсай. Третий дедушка был дальновиден и спокоен, он с самого дебюта искал незаметного преимущества для перехода  в выгодный эндшпиль. Рядом – его противоположность, жертвовал пешки ради развития и фигуры – ради угроз. Пятый соперник был уверен в себе, крепко пожал руку и разыграл открытое начало, глядя прямо в глаза. Шестой был мечтатель, по его туманному взгляду и доброй улыбке можно было предположить, что он представлял коронацию своего монарха и семейный ужин на ферзевом фланге. У другой доски небольшая группа старичков активно подсказывала бабуле, но когда это не привело к победе, та ловко свела партию вничью. Следующий соперник встретил меня шутками, пряча фигуры и показывая пальцем на птиц, все смеялись. За последней доской меня ждал сюрприз: пенсионер, попив чаю с печеньем, прикорнул прямо на стуле.

 

китайская стена

стоят не шелохнувшись

индийские слоны

 

Олеся, 27 лет

г. Дубна Московской области

 

«30» апреля 2015 г          Опубликовано с разрешения автора

           Часть III.1 Мои комментарии

 

Сразу хочу сказать о давней договорённости с дочерью, что она не будет участвовать в наших конкурсах. Я могу лишь пригласить её судить конкурсы произведений, написанных в жанре хайбун. Но для этого ей не хватает возраста и самой номинации.

Говорить о жанре хайбун со Львом Котюковым, думаю, не время. На данный момент первейшим делом считаю – обсудить возможность публикации призёров детских конкурсов. Основная проблема – ранг журнала. Всё-таки страницы «Поэзии» предназначены для серьёзной публики. Есть и другая сторона. Поэтому всё будет зависеть ото Льва Константиновича.

Хайбун – очень трудный композиционный жанр, как новогодняя ёлка с бегущими огнями. Помимо того, что прозаический текст должен быть хорошо и грамотно написан (как нарядная ёлка), в нём должны быть «бесхозные», «болтающиеся» без дела провода с лампочками. Трёхстишие – розетка на 220 вольт.

Посмотрим на представленные работы с этой точки зрения. Выделим лампочки в прозаической части первого хайбуна.

 

№ 1

Не имея денег на билет, да и времени на ожидание поезда, решила ехать в Волгоград электричками. Первая пересадка — в замшелом городке, чьё название уже и не вспомнить. Поняв, что смогу продолжить путь лишь через час, спросила у местного «Якима» о достопримечательностях. Он, внимательно меня оглядев, объяснил, как пройти к памятнику. «Ого!» — а с виду и не скажешь, что здесь может быть памятник. Эдак ещё и консерваторию найду. Прямо на дороге дети гоняют мяч, то и дело слышны вопли с разными акцентами. Вышла на небольшую «площадь», зажатую низенькими перекошенными домиками с облупившейся краской. В центре, во всем своём величии, стоит каменный Ленин, указуя верный путь. У ног его кудахчут и клюют зерно куры.

 

1)

«Яким» — рисует нам безбилетную Мону, автора, городскую девушку, оказавшуюся в захолустье:

— Сударыня, не надо здесь стоять.

— Оставьте меня, я брошусь под поезд.

— Нельзя, следующий поезд будет только в восемь.

 

На дальнем плане и другой – Яким Нагой, что из деревни Босово:

 

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

2)

«Памятник» продолжает линию «Безымянной звезды»:

— Степь? Какая же это степь, сударыня? У нас есть и тюрьма, и гимназия, и суд…

3)

А вот и лампочки – «вопли с разными акцентами», «каменный Ленин, указуя верный путь», «куры».

 

Раз, два, три! Ну-ка, елочка, гори!

 

памятник Ленину

цып цып

джюджялярим

 

Зажглась гирлянда под народную узбекскую песню.

 

«30» апреля 2015 г                                  Игорь Шевченко

г.Дубна

       Часть III.2 Мои комментарии

 

Продолжу развивать теорию гирлянды. Рассмотрим второй текст.

№ 2

В десять лет у меня появилось страстное желание быть полезной родному городу — Дубне, острову между Волгой, Сестрой и каналом имени Москвы. Обзванивая школы, детские клубы и дома культуры, предлагая уроки шахмат, слышала только отказы. В телефонном справочнике наткнулась на пивной клуб «Лига чемпионов», где на идею провести сеанс одновременной игры уклончиво обещали перезвонить. И я уже было совсем отчаялась, как вдруг мне сообщили, что меня ждут вечером в ближайшее воскресенье завсегдатаи “Лиги” и даже заказали для этого события редкий сорт пива.

В указанный час в баре хороводом стояли столы с разнообразными досками, собранными со всего города. Все места на веранде были заняты. Стоял обычный питейный гул. Меня представили, и игра началась. Любители вслух спорили, чем и как пойти, коллективно разрабатывали длинные варианты прямо на доске, делали два хода подряд. Однако с минимальным перевесом мне удалось победить. Через месяц руководство клуба обзавелось собственной детской шахматной командой.

 

Здесь тёмная лампочка – «редкий сорт пива». И после чтения трёхстишия эта лампочка загорается: «Товарищ Бендер». Выясняется замысел организаторов сеанса.

 

сумерки

за столом лишь я

и «Товарищ Бендер»

 

Но здесь возникает вопрос о соответствии сети 220в. Если в предыдущей миниатюре автор неявно ввёл себя под образом Моны, то теперь это сделано явно, причём самым грубым образом попирая учение о нежелательности присутствия автора в трёхстишии. Нужно отметить, что трёхстишие в хайбуне живёт с совместным центром тяжести и  подчиняется иным законам. На первый план выходит требование композиционности. Здесь автор ассоциирует себя с мадам Грицацуевой, безмерно любящей своего суслика, т.е. своих, пусть под шафе, противников, и несмотря на то, что их цели не совпадают, порой, в принципе:

 

Словно статуэтка, девушка стояла,

И пират корабль свой к ней направить поспешил…

 

При общей техничности мы видим новый приём  в жанре хайбун – приём смены масок.

 

«30» апреля 2015 г                                  Игорь Шевченко

г.Дубна

 

       Часть III.3 Мои комментарии

 

Можно сказать, что техничность хайбуна определяется количеством лампочек (слоёв), которые зажигает трёхстишие.

 

№ 3

В конце 90-ых в Электростали проходил полуфинал Московской области по шахматам среди детей разных возрастов. При регистрации объявили, что соревнование будет проходить по круговой системе и обозначили время завтрака, обеда и ужина. Большая часть участников приехала утром, к часу дня  в столовой уже был аншлаг. Но кругом, насколько хватало глаз, высились горы почти нетронутых блюд. Все доедали дорожную снедь: варёные яйца, колбасу и пирожки. На осмотр города времени уже не было: узнав противников, все разошлись готовиться к предстоящим партиям.

За ужином в качестве десерта к основному блюду почти у всех были кругленькие таблетки от несварения.

 

Первая лампочка – «круговая система», вторая – «осмотр города», третья – «кругленькие таблетки». Вновь: ёлочка – гори.

 

чёртово колесо

подташнивает

с непривычки

 

Есть и мелодия из «Ну, погоди!»:

 

Но ты помнишь, как давно, по весне

Мы на чёртовом крутились колесе…

 

Вот она слоистость трёхстишия в хайбуне.

 

«30» апреля 2015 г                                  Игорь Шевченко

г.Дубна

 

 

Часть III.4 Мои комментарии

 

Если предыдущие три хайбуна были просто техничными, то четвёртый имеет помимо техники ещё и культурное значение. Поэтому краткий анализ заключительной миниатюры начнём сразу с рассмотрения слоёв одного из трёхстиший.

 

№ 4

Путешествие по Китаю. Пекин. Обычный городской парк — царство пенсионеров. Там они занимаются гимнастикой, музицируют, поют, танцуют. У пруда играли  в местную настольную игру – сянци. На ломаном английском предложила дать сеанс в индийские шахматы, старики бодро отозвались и попросили подождать, пока они сходят за инвентарём. Прошло примерно полчаса, прежде чем мы начали.

За первой доской — человек рисковый, обостряющий, то и дело затевающий многоходовые комбинации. За следующей – эстет: его ходы были точны и красивы, а из сделанной «форточки» будто рос бонсай. Третий дедушка был дальновиден и спокоен, он с самого дебюта искал незаметного преимущества для перехода  в выгодный эндшпиль. Рядом – его противоположность, жертвовал пешки ради развития и фигуры – ради угроз. Пятый соперник был уверен в себе, крепко пожал руку и разыграл открытое начало, глядя прямо в глаза. Шестой был мечтатель, по его туманному взгляду и доброй улыбке можно было предположить, что он представлял коронацию своего монарха и семейный ужин на ферзевом фланге. У другой доски небольшая группа старичков активно подсказывала бабуле, но когда это не привело к победе, та ловко свела партию вничью. Следующий соперник встретил меня шутками, пряча фигуры и показывая пальцем на птиц, все смеялись. За последней доской меня ждал сюрприз: пенсионер, попив чаю с печеньем, прикорнул прямо на стуле.

http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218

 

китайская стена

стоят не шелохнувшись

индийские слоны

http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218

 

Привычные для нас шахматы родом из Индии, поэтому их ещё называют индийскими. Поверхностный смысловой слой трёхстишия – китайский шахматист заснул, поэтому его индийские фигуры стоят, словно зубцы китайской стены, не шелохнувшись.

В Китае водятся индийские слоны, и есть длиннющая стена, которой они отгорожены. Аналогично устроены китайские шахматы. По центру доски проходит река, через которую не могут перейти слоны.

В привычных для нас шахматах пешки могут упереться друг в друга, образовав стену, которую иногда называют китайской. В таком положении слоны, как и все фигуры, становятся запертыми.

 

Интересен подтекст и другого трёхстишия.

 

каменные фонари

у пруда в парке

качается дно

http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218

 

В целом, китайцы, народ невозмутимый, как каменные фонари. Трудно что-либо понять по их лицам. Но игра проявляет их характер. Но несмотря ещё и на языковой барьер, который стоит Великой китайской стеной между обычными людьми, игра обнажает сущность каждого. Игрок начинает чувствовать характер человека вне зависимости от языка, на котором тот говорит. Столь незыблемое, недоступное и невозмутимое вдруг начинает двигаться, обретать живые и привычные очертания.

 

«30» апреля 2015 г                                  Игорь Шевченко

г.Дубна

 

Добавить комментарий