архив 30.08.2015. Хайку и История

 

 

Практически все мои статьи (о чём бы они ни писались) имеют в виду жанр хайку. Хайку – центр всех наук, поэзий и искусств. По мере сил я показываю это. И конфликт в писательской среде возник по причине явного неуважения со стороны простынщиков (любителей писать многострочные рифмованные произведения, которые я называю простынями) к краткому жанру. Писать много и издавать толстые сборники им кажется престижно, так же как угождать спонсорам, власти светской и духовной.

Меня вообще не интересуют люди власти, больших должностей и денег. Общение с ними мне в тягость. Сторонник ли я православной церкви, католической? Нет. Считаю, что уже за сжигание «ведьм» в средние века все эти «европейские ценности» должны быть запрещены как опасные. И вред этот они доказали делами. Стены каждого европейского храма должны быть исписаны именами замученных.

С нашим православием всё туманнее. Однако с язычниками они разделались не одними только убеждениями. А язычество и синтоизм лежат в основе жанра хайку. Взгляды наших писателей настолько далеки от этих религий, что создать мало-мальски путное в жанре трёхстиший им не под силу. Если кто-то из СПР хочет попробовать свои силы – двери открыты. На данный момент ещё идут конкурсы трёхстиший. Вы можете зарегистрироваться под любым именем, указать чужую страну или дать ссылку на 30-е место в списке «Форбс». Когда есть время, я анализирую все мало-мальски значимые произведения. 70 призовых мест – пробейтесь! А если займёте хотя бы пять призовых мест, то никогда не будете смотреть на хайку сверху вниз. А от примитивизма подавляющего числа простыней вас будет воротить.

Темой статьи будет разбор небольшого отрывка единственной из дошедших до нас «Повести временных лет» о принятии христианства. В летописи охватывается период с 852 года по 1117. Сначала идёт детский рассказ о том, как пригласили княжить Рюрика: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море…» («Изборник», сборник произведений литературы древней Руси под редакцией Дмитриева и Лихачёва, М.: «Худ. лит.», 1969, с. 35; везде далее буду указывать лишь страницы из этой книги). Поссорились муж с женою, и говорит муж: «Поищу-ка, жена, нам с тобой  мужа из соседней деревни, чтобы владел тобою и судил меня по праву». Уже с этого момента я не верю  монахам-летописцам.

На берегу Варяжского (Балтийского) моря наверняка уже были поселения варягов. Пришли варяги к чуди, славянам, кривичам и предложили свою защиту за десятину. И ударили по рукам. Такой вариант куда правдоподобнее. Пропустим Рюрика, Олега, Игоря, «добрую» Ольгу, Святослава, Ярополка и остановимся в 986 году на рядовой, но правдоподобной и потому живой сцене

 

№ 1, год 986: «Владимир слушает речь во славу магометанской веры»

 

«… Даст  Магомет каждому по семидесяти красивых жён, и изберёт одну из них красивейшую, и возложит на неё красоту всех. Та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует невозбранно предаваться всякому блуду… И другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жён и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья; и сказал он: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть!» (с. 63).

 

сцена  № 2, год 987: «Владимир слушает посланцев в другие страны»

 

«…и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

И приехали послы Путина из Штатов и говорят: «Богато живут за океаном, не можем более ездить на иномарках по нашим дорогам, не быть нам уже взяточниками и казнокрадами…» Отметим, что вновь детский лепет и ничего по существу.

 

сцена  № 3, год 1071 (83 года спустя после принятия христианства):

«Разговор сборщика податей Яна с двумя волхвами»

 

«…какому богу веруете?» Те же ответили: «Антихристу!» Он же сказал им: «Где же он?» Они же сказали: «Сидит в бездне». Сказал им Янь: «Какой это бог, коли сидит в бездне? Это бес, а бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами, которые предстоят ему со страхом и не могут на него взглянуть. Один из них был свергнут – тот, кого вы называете антихристом. Низвергнут был он с небес за высокомерие своё и теперь в бездне, как вы и говорите. Ожидает он, когда сойдёт с неба бог. Этого антихриста бог свяжет узам и посадит в бездну, схватив его вместе со слугами его и теми, кто в него верует. Вам же и здесь принять муку от меня, а по смерти – там».

После гибели волхвов летописец отмечает: «И так погибли они по наущению бесовскому, другим пророчествуя, а своей гибели не предвидя. Если бы ведь знали, то не пришли бы на место это…»

Этот отрывок я понимаю так, что очень быстро христиане нашли слабое звено в религии волхвов. Для меня язычество – это вера, основанная на русском языке. Русский язык ясно говорит: «небо» — нет бога, небеса – «нет беса». Т.е. по версии волхвов – там, вверху, ничего нет. Всевышний (аналог христианской троицы) – вообще за пределом. А первое значимое для нас отражение высшей силы – Земля. Ей нужно поклоняться и её, прежде всего, любить. Этот факт очень хорошо христиане обернули в свою пользу. Язычество было выдернуто с корнем. Как итог – мы ничего не знаем о своём прошлом, кроме этой детской сказки. Японцам повезло больше, их синтоизм жив, а литература начинается с 4-го века. Японцы могут видеть истоки своей культуры. Читая «Слово о полку Игореве» понимаешь, что автор был воспитан на отголосках великой культуры, в лучах которой нам уже не греться.

 

«30» августа 2015 г                                                          Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий