архив 07.03.2015. Растиражированные Поэтические Ляпы

 

Начало моего пути в хайку можно охарактеризовать девизом: «один против всех и все – против одного». И когда казалось, что все выигрывают, меня поддержали сразу два мэтра: Лев Котюков и Александр Долин. Конфликт потихоньку вышел из гавани «пишущих трёхстишия», так как самые несогласные, вероятно, поняли, что наличие ещё одной точки зрения на теорию трёхстиший в целом полезно.

Угли конфликта были торжественно брошены в нейтральные воды, однако течением событий они были вынесены на берег большой российской поэзии. Неуважение к «короткому» жанру со стороны иных маститых авторов уже приводит к глухим стычкам и боям в пока ещё нехоженых местах.

Удивительный парадокс, маститый поэт может зарифмовать рассказ «Му-му» на нескольких страницах, но бессилен качественно связать три нерифмованные строчки. Беда многих Больших поэтов и учёных в плоском последовательном мышлении, которое стало нормой. Мы не видим и не хотим слышать иных смыслов, кроме единственно верного.

Вот строчка из серьёзной песни Леонида Дербенёва: «Чем дорожу, чем рискую на свете я». Вот и мне хотелось бы спросить автора, как Вас угораздило со Светой? А если муж? Или ВИЧ? Впрочем, для автора этот миг – «ослепительный». Из-за второго смысла вся песня переворачивается с ног на голову и хороша только для плоского страусинового мышления.

Кстати, «Праведы» — лучший учебник хайку. Цитирую (стих 5214):

 

«………………………..По форме Разумение это

Широкое фронтальное производство мыслей, соответствует

Сфере. Умение это узконаправленное векторное мышление.

Соответствует Лучу…………….»

«Праведы» («Отец»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 580

 

Вот что пишут «Праведы» об умелых, логичных и учёных (цитата из стиха 5216):

 

«Логика в Троице Сознаний – внизу. Здесь у умных есть

Серьёзная проблема. Будущее умных, умеющих жить,

Печально………»

«Праведы» («Отец»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 580

 

И далее (цитата из стиха 5217):

 

«Господь всё видит. Когда вернётся, умеющему жить откажут

В праве вновь возродиться с ликом человека, или же с новой

Мерой жизни получит судьбу такую, что лучше не родиться…….»

«Праведы» («Отец»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 580

 

Хайку – не просто жанр, это жанр восхождения от мышления последовательного (условно: математического), к мышлению параллельному (условно: картинному) и далее – парадоксальному (условно: определённо-неопределённому).

В качестве развития языковых хайку-способностей предлагаю авторам начать собирать коллекцию широко растиражированных поэтических ляпов (РПЛ), мимо которых проходят слушатели, читатели, критики и издатели. Считаю, что такая тренировка читательской внимательности и вдумчивости крайне необходима для хайдзина. Понятно, что Россия богата талантами. Безусловно, многие малоизвестные, но чуткие читатели и до нас видели эти ляпы. Очень важно не забыть этих людей. Буду рад ссылкам на страницы первооткрывателей РПЛ.

Для мнимых патриотов скажу, что ляпы были у всех, даже у Пушкина. При этом пять сделанных им ошибок он не только исправил,  но и был благодарен указавшим на них.

Первый раздел посвятим негармонирующим вторым смыслам. Второй – смысловым ошибкам. Третий – «велик могучий русский языка». Четвёртый — неблагозвучиям. Начну лишь несколькими выдержками из своих статей, а продолжу лучшими цитатами из ваших писем и рецензий.

Насколько много поэтических ляпов вокруг нас можно судить уже по

оглавлению. И это только начало.

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл

*****************************************************************************

  1. Агашина Маргарита Константиновна (1924-1999), «Лазурный», 1975;
  2. Анчаров Михаил Леонидович (1923—1990), «Стою на полустаночке», 1972;
  3. Арсенев Константин Борисович (1967) «За розовым морем», 1997;
  4. Дербенёв Леонид Петрович (1931-1995), «Есть только миг», 1973;
  5. Твардовский Александр Трифонович (1910—1971), «Полёт», 1934;
  6. Тютчев Федор Иванович (1803-1873),

«Глядел я, стоя над Невой», 21 ноября 1844,

«Есть в осени первоначальной», 1857.

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки

*****************************************************************************

  1. Вознесенский Андрей Андреевич (1933—2010), «Миллион алых роз», 1982;
  2. Высоцкий Владимир Семёнович (1938—1980),

«Моя цыганская», зима 1967/1968,

«Кони привередливые», 1972;

  1. Есенин Сергей Александрович (1895-1925),

«Выткался на озере алый свет зари», 1910,

«Там, где капустные грядки», 1910;

  1. Жагун Павел Николаевич(род. 1954), «Первый снег», 1989??
  2. Крылов Иван Андреевич (1769-1844), «Стрекоза и муравей», 1808;
  3. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841), «Демон», 1839;
  4. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930), «Во весь голос», 1829-1930;
  5. Плещеев Алексей Николаевич (1825—1893), «Ласточка», 1858;
  6. Ружицкий Александр Юрьевич (19??), «Мадам Брошкина», 1997;
  7. Фёт Афанасий Афанасьевич (1820—1892), «Первый ландыш», 1854.

*****************************************************************************

III. «Велик могучий русский языка»

*****************************************************************************

  1. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841), «Есть речи — значенье», 1840;
  2. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930), «Облако в штанах», 1914-1915;
  3. Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877), «Железная дорога», 1864;

*****************************************************************************

 

*****************************************************************************

  1. Неблагозвучия

*****************************************************************************

1.

*****************************************************************************

 

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл
  2. Агашина Маргарита Константиновна (1924-1999)

*****************************************************************************

<…>

И с утра на поле чистом

тренируют здесь не зря

голубые футболисты

голубого вратаря.

<…>

1975

«Лазурный»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 155

 

Время вносит свои жестокие коррективы.

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

Второй негармонирующий смысл

  1. Анчаров Михаил Леонидович (1923—1990)

*****************************************************************************

«Стою на полустаночке» («День за днём»)

<…>

Где ж вы, мои весенние года

<…>

1972

 

Курума Такуми замечает, что слышно так: «где швы мои — весенние года».

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл
  2. Арсенев Константин Борисович (1967)

*****************************************************************************

За розовым морем

<…>

Живёт там девчонка, и вечером с надеждой

Приходит с гитарой к балкону паренёк.

<…>

1997

http://fan-musicclub.ru/texts/t_ovsienko/za_rozovim_morem.php

 

Курума Такуми, приславший эти строчки, спрашивает: «Зачем паренек приходит к девчонке с девушкой по имени Надежда?» Моя версия — назло, вот и «не грустно им»… втроём.

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл
  2. Дербенёв Леонид Петрович (1931-1995)

*****************************************************************************

Есть только миг

<…>

Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия.

Но не всегда по дороге мне с ним.

Чем дорожу, чем рискую на свете я —

Мигом одним — только мигом одним.

<…>

1973, к/ф «Земля Санникова»

 

Можно понять — «на Свете», и тогда смысл песни меняется.

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл
  2. Твардовский Александр Трифонович (1910—1971)

*****************************************************************************

Полет

<…>

Над трубой, над самой

Печкой полечу,

Целой, невредимой

Наземь ворочу…

 

И – одна минута –

Все дрожит кругом.

– Помахай, Анюта,

Беленьким платком.

 

Люди, избы – в стороны

Покачнулся свет…

– Анне Миканоровне

Пламенный привет!..

 

Анна Миканоровна –

Хороши дела –

На небе ни разу

В жизни не была.

<…>

1934

«Собр. соч. в четырёх томах», т. 1, М.: Худ. лит-ра», 1959, с. 77

«Собр. соч. в пяти томах», т. 1, М.: Худ. лит-ра», 1966, с. 56

Лечение печкой за одну минуту – это крематорий? Пламенный – очень к месту – привет. Интересный стих, далее опять «все, что есть на свете», «мальчик на возу», если не сказать навозу, «и не знаешь, мать…»

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

  1. Второй негармонирующий смысл
  2. Тютчев Федор Иванович (1803-1873)

*****************************************************************************

*   *   *

<…>

О Север, Север-чародей,

Иль я тобою околдован?

<…>

21 ноября 1844

«Федор Иванович Тютчев», соч. в двух томах, т. 1, М.: «Правда», с. 102

 

«Иль я» при прочтении вслух звучит как «Илья».

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

 

*   *   *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

<…>

22 августа 1857

«Федор Иванович Тютчев», соч. в двух томах, т. 1, М.: «Правда», с. 146

«Проблеск», СПб.: Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012, с. 165

 

Третья строчка двусмысленна: что там стоит лучезарными вечерами как бы хрустальным — остаётся только догадываться.

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

 

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Вознесенский Андрей Андреевич (1933—2010)

*****************************************************************************

Миллион роз

<…>

Миллион, миллион, миллион алых роз

<…>

1981

«Вознесенский А. Антимиры», СПб.: Амфора, ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012, с. 192-193.

«Леонид Филатов, замечательный киноактер и поэт-сатирик, указал на следующую деталь: миллион — четное число! И авторы песни, и многие миллионы ее поклонников не могли этого не знать».

http://www.myjulia.ru/post/223943/

Прислал Курума Такуми

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Высоцкий Владимир Семёнович (1938 — 1980)

*****************************************************************************

Моя цыганская

<…>

На горе стоит ольха,

Под горою — вишня.

<…>

Зима 1967/1968

«Не вышел из боя», Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд., 1989, с. 118

«Высоцкий В.С. Поэзия и проза», М.: Кн. палата, 1989, с. 101-102

 

Встретить ольху нельзя не только на горе, но даже на возвышенных участках. Ее среда — заболоченные места, влажные низины. Поэт поставил ольху на гору, очевидно, ради рифмы, хотя и рифму ольха — я изысканной не назовешь.

Самое интересное, у первоисточника этого куплета ольха и вишня стояли на своих естественных местах.

Высоцкий не церемонился с произведениями других авторов и народными песнями. Переиначивал слова и музыку на свой лад. Из почти 600 песен Высоцкого таких переложений около девяноста.

О первоисточнике куплета Высоцкого можно прочитать у Афанасия Фета. Вот отрывок из его воспоминаний об Аполлоне Григорьеве: «Репертуар его был разнообразен, но любимою его песней была венгерка… Понятно, почему эта песня пришлась ему по душе, в которой набегавшее скептическое веяние не могло загасить пламенной любви, красоты и правды. В этой венгерке сквозь комически-плясовую форму прорывался тоскливый разгул погибшего счастья. Особенно оттенял он куплет:

 

Под горой-то ольха,

На горе-то вишня;

Любил барин цыганочку, —

Она замуж вышла».

Вячеслав Киричок, 2010

http://fabulae.ru/prose_b.php?id=24141

 

Кони привередливые

<…>

Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, —

<…>

1972

«Высоцкий В.С. Поэзия и проза», М.: Кн. палата, 1989, с. 188-189

 

«В реальной жизни или ветер, или туман». Из статьи «Ураган», http://www.stihi.ru/2010/09/28/5947

Игорь Шевченко

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Есенин Сергей Александрович  (1895-1925)

*****************************************************************************

 

*   *   *

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

 

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

<…>

1910

«Стихотворения; Поэмы», М.: Худож. лит., 1982, с. 22

«Несказанное, синее, нежное», М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 13

«Стихотворения», М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 32

«Полное собрание лирики в одном томе», М.: Эксмо, 2013, с. 20 и т. д.

 

Иволга, жёлтая птица, живёт в наклонных гнёздах, скромна, воспитана – к дятлам в дупла  не заглядывает. Впрочем, думаю, многие эту очевидную ошибку заметили ещё при жизни автора. Почему она так и осталась – загадка.

Игорь Шевченко

 

«Плач иволги — удачная метафора. Действительно, крик птицы, иногда его называют свистом, жалобный. Но никогда иволга не посещает дупел. Более того, все взрослые птицы, которые пользуются дуплами (дятлы, скворцы, воробьи), не совершают такую нелепость, чтобы кричать или петь в дупле. Это значило бы выдать себя, стать лёгкой добычей хищника. Пением самцы пернатых (самки не поют) заявляют сородичам, что эта территория принадлежит им, чтобы те не совались в их владения. Поэтому поют солисты во всё горло, чтобы их далеко было слышно. А далеко ли тебя услышат,  если  петь в дупле?»

Вячеслав Киричок, 2010

http://fabulae.ru/prose_b.php?id=24141

 

*  *  *

<…>

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

1910

«Несказанное, синее, нежное», М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 11

 

Представляется картина: от корня матери-клёна отрос побег и некоторое время питается соками матери. Клёны средней полосы России таким способом не размножаются. Прорастают они из семян,  культивируются также черенками.

Вячеслав Киричок, 2010

http://fabulae.ru/prose_b.php?id=24141

 

*****************************************************************************

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Жагун Павел Николаевич(род. 1954), «Первый снег», 1989??

*****************************************************************************

<…>

Первый луч, первый дождь

По весеннему Арбату ты идешь

Первый звук, первый снег

Эта песня о тебе и обо мне

<…>

Песня «Первый снег» (Моральный кодекс)

стихи Павел Жагун Павел Николаевич (род. 1954)

http://www.avtograf.com.ru/index.php/songs/848-pervyj-sneg

 

Курума Такуми замечает: «Весна и первый снег явно не сочетаются».

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Крылов Иван Андреевич (1769-1844)

*****************************************************************************

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

 

<…>

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

<…>

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

<…>

“До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

<…>

май 1808

 

«Стрекоза – это всегда НАД, под – это для гусениц и жуков».

Из статьи «Гений Ивана Андреевича Крылова» http://www.stihi.ru/2013/07/06/1263

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 — 1841)

*****************************************************************************

Демон

<…>

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

<…>

1839

«М. Ю. Лермонтов», соч. в двух томах, т. 1, М.: «Правда», 1988, с. 556

 

«Грива есть только у льва, причём не на хребте, а на голове и шее»

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)

*****************************************************************************

Во весь голос

<…>

Парадом развернув

моих страниц войска,

я прохожу

по строчечному фронту.

Стихи стоят

свинцово-тяжело,

готовые и к смерти

и к бессмертной славе.

Поэмы замерли,

к жерлу прижав жерло

нацеленных

зияющих заглавий.

<…>

Декабрь 1929 – январь 1930

«Маяковский В.В.», соч. в двух томах, т. 2, М.: «Правда», 1988, с. 428

 

«Стоящие напротив, прижатые жерла стволов выстрелили бы друг в друга»

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Плещеев Алексей Николаевич (1825—1893)

*****************************************************************************

Ласточка

<…>

Дам тебе я зерен;

А ты песню спой,

<…>

1858

«Антология русской песни», М.: Изд-во Эксмо, 2005, с. 239

 

«Ласточки питаются насекомыми».

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Ружицкий Александр Юрьевич (19??)

*****************************************************************************

Мадам Брошкина

<…>

Не вспоминает он меня два лета, две зимы, две зимы.

А вспоминает, гад, тогда, когда надо дать взаймы.

<…>

1997

 

Курума Такуми пишет: «то есть бывший муж Брошкиной вспоминает о ней когда надо ДАТЬ взаймы (ей мадам Брошкиной!) — правильнее будет ВЗЯТЬ взаймы».

 

*****************************************************************************

  1. Смысловые ошибки
  2. Фёт Афанасий Афанасьевич (1820—1892)

*****************************************************************************

Первый ландыш

 

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

<…>

1854

«Фет А.А. Лирика: Стихотворения», М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 106;

 

«Ландыш появляется в мае»

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

III. «Велик могучий русский языка»

  1. Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841)

*****************************************************************************

Есть речи — значенье

<…>

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово;

<…>

1840

 

«Из пламени».

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

III. «Велик могучий русский языка»

  1. Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)

*****************************************************************************

Облако в штанах

<…>

я с сердцем ни разу до мая не дожили,

<…>

1914-1915

«Маяковский В.В.», соч. в двух томах, т. 2, М.: «Правда», 1988, с. 21

 

«Расхождение между подлежащим и сказуемым»

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

Формально, конечно, Светлана Скорик права. Но мне кажется, что Маяковский в очередной раз намеренно прыгнул за флажки:

«Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый».

там же, с. 5

Маяковский выходит за нормы грамматики. Хайку не считается с правилами пунктуации. И здесь есть сущностная точка соприкосновения.

Игорь Шевченко

 

*****************************************************************************

III. «Велик могучий русский языка»

  1. Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877)

*****************************************************************************

Железная дорога

<…>

………….рабочий народ

 

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

<…>

1864

«В дороге: Николай Некрасов», СПб.: Амфора, ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012, с. 142

 

«Силлепс — расхождение между подлежащим и сказуемым, а также между ними и зависящим от них дополнением в числе, лице, наклонении…»

Светлана Скорик, 2010

http://stihi.pro/178-o-rasprostranyonnyx-oshibkax-v-poyezii.html

 

*****************************************************************************

 

*****************************************************************************

  1. Неблагозвучия

*****************************************************************************

 

*****************************************************************************

 

«7» марта 2015 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий