Архив 24.08.2014. Конкурс семи названий номинаций конкурсов «Поэзия хайку»

С этой, 12-ой серии конкурсов, я планирую перейти полностью на систему стихийных номинаций. Для этого нужно их назвать. С обрисовкой проблем я и обращаюсь к авторам, читателям и просто любителям краткостиший. Предложенные названия номинаций я озвучу Льву Константиновичу. Победителям вышлю дипломы.

Понадобилось 12 конкурсов, чтобы перейти от японизированной жанровой системы к сущностной. Мне и авторам совершенно не важно знать, как писали хайку японцы, какой смысл и куда они вкладывали. Если какой-либо переводчик хочет нас восхитить шедевром – пожалуйста.

Содержательно наша система условного разбиения на жанры создана по образу и подобию окружающей нас жизни. Прежде всего, как верно отмечает Евгений Плеханов: у каждого дома есть пол. Пол делит и пронизывает практически все явления, даже – язык. К примеру, я считаю, что существительное, как часть речи, относится к мужскому типу, а глагол – к женскому. Но и сами существительные даже в современной грамматике бывают мужского и женского рода. В немецком языке существует и женское склонение существительных (Weibliche declination).

В школах и в общественной жизни нам ясно дали понять о существовании общечеловеческих ценностей. Наряду с этим необычайно слабо разработана тема отличий мужского и женского. На уроках биологии всё сводится лишь к видимым (внешним) отличиям. Деление на мужской и женский жанры краткостиший носит принципиальный и сущностный характер. Это как северный и южный полюса Земли.

 

  1. Мужская номинация

 

Сущность мужского подхода в видении помимо внешнего — проявления Высшего.

 

пустой цех

на ржавом верстаке

тополиный пух

Николай Гранкин

 

Это не верх техники. Многовато прилагательных. Есть смысловое пересечение первой и второй строчек. Но, по сути, очень близко, так как, при желании, краткостишие  можно интерпретировать в высоких материях.

 

  1. Женская номинация (пока Амазония)

 

Женский подход не ставит целью поиск Высшего начала в обыденном. У женщин нет этой проблемы, так как задача родить – Высшая. Бог, на мой взгляд, всегда рядом с женщинами. Их слабость исключительно внешняя. Поэтому я с ужасом смотрю, как подчас на уровне национальных традиций, мужчины смотрят на женщин сверху вниз. Мне кажется, что наличие большего роста – лишь видимый перевес. Абсурдно говорить о перевесе одного полюса перед другим.

Отражение – вероятно, ключевое слово женского начала. В качестве примера сюда можно отнести  все лужи, зеркала, окна, двери, дали и просторы. Может, назвать её –«Зеркальная» или «Зазеркалье»?

 

ведут беседу

по грудь в озерной воде

дамы… валеты…

Боруко

 

Однако я частенько отхожу от сущности, поддаваясь искушению Амазонии.

Вот последний пример.

 

III. Мужские чувства

 

Другой характерной чертой женщин является – двойственность. Она вызывает к жизни мужскую поэзию неопределённости.

 

тополиный пух –

что бы ты ни сказала,

хочется чихать

Алексей Андреев, «РОСсИНКИ–2014», с 214

 

Почему я поставил это трёхстишие на первое место среди выделенных трёхстиший рабочей группой? Потому, что с одной стороны хочется поддакнуть – чихнул, значит, правда. А с другой – хочется начихать, т. е. игнорировать. Амазония настолько меня околдовала, что я дал призовое место именно в ней. Хотя правильнее – в мужских чувствах.

Другой важнейшей чертой номинации «мужских чувств» является глубина. И здесь она соприкасается с мужской номинацией.

 

  1. Женские чувства

 

Это номинация подлинной, часто контрастной, эмоциональности.

 

Мокроносенький!

Прыгушечка! Целовашка!

Где тапки, сволочь?

Багджо

 

Номинация пространства и желаний.

 

Был бы Хоттабыч –

Всего ощипала бы:

Столько желаний!

Екатерина Серёжина

 

Может, эту номинацию назвать «Амазония»?

 

  1. Номинация «Первозданность»

 

Это новизна во всех её проявлениях: в форме, смыслах и созвучиях.

 

звенит барган

над снежной тундрой

краешек солнца

polyanka

 

солнечная петля…

болтается на поясе

белая куропатка

polyanka

 

В письмах мне предлагались следующие названия: «Незамыленный ракурс», «Нетривиальность», «Свежачок».

 

  1. Чужая Лужа

 

Все уже познакомились с этой номинацией. Но уточнение границ идёт от конкурса к конкурсу. Стало понятно, что должен быть минимальный уровень.  К примеру, я не представляю как покажу такого победителя даже не Льву Константиновичу, а просто редколлегии?

 

задолбали

соседи с ремонтом стен

не докричаться…

romannik, 2014-01-14 05:51:46

 

Поэтому параметр «перевеса в классе» уходит в прошлое. Я бы хотел использовать номинацию как повод вспомнить талантливых авторов и удачные переводы. Моё внутреннее название – «Вечный огонь». Предлагайте. Из-за названия «Чужая лужа» приобрела слишком жёсткий характер и не позволяет работе далее номинироваться в конкурсе. Хочется убрать из названия жёсткость и добавить память, тогда публикация в ЧЛ не закроет дверей в другие номинации. Я буду все эти проблемы обсуждать со Львом Константиновичем. Пользуясь случаем, прошу авторов не воспринимать близко к сердцу мой настоящий черновик ЧЛ. Всё будет зависеть от нескольких факторов: от названий, от беседы со Львом Константиновичем, с разрешением правообладателей оригиналов и т. д.

В любом случае, в ЧЛ место только хорошим авторам и стихам.

 

VII. Министишия

 

На определённом этапе стало понятно, что минимализм претерпевает изменения. Жанр хайку уже по форме для меня заканчивается на 12 слогах. Министишия – на 7. Как назвать эти звёздочки из 7-11 слогов – не знаю.

 

гром_офф_он

в росчерках молний

ketschmidt

 

Названия, словно сосуды, имеют важное, если не определяющее значение для формирования номинаций. Лев Константинович заинтересован в развитии наших конкурсов, и наша задача создать такую ситуацию, которая бы способствовала развитию творческого потенциала.

 

«24» августа 2014 г                                                                      Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий