С этой, 12-ой серии конкурсов, я планирую перейти полностью на систему стихийных номинаций. Для этого нужно их назвать. С обрисовкой проблем я и обращаюсь к авторам, читателям и просто любителям краткостиший. Предложенные названия номинаций я озвучу Льву Константиновичу. Победителям вышлю дипломы.
Понадобилось 12 конкурсов, чтобы перейти от японизированной жанровой системы к сущностной. Мне и авторам совершенно не важно знать, как писали хайку японцы, какой смысл и куда они вкладывали. Если какой-либо переводчик хочет нас восхитить шедевром – пожалуйста.
Содержательно наша система условного разбиения на жанры создана по образу и подобию окружающей нас жизни. Прежде всего, как верно отмечает Евгений Плеханов: у каждого дома есть пол. Пол делит и пронизывает практически все явления, даже – язык. К примеру, я считаю, что существительное, как часть речи, относится к мужскому типу, а глагол – к женскому. Но и сами существительные даже в современной грамматике бывают мужского и женского рода. В немецком языке существует и женское склонение существительных (Weibliche declination).
В школах и в общественной жизни нам ясно дали понять о существовании общечеловеческих ценностей. Наряду с этим необычайно слабо разработана тема отличий мужского и женского. На уроках биологии всё сводится лишь к видимым (внешним) отличиям. Деление на мужской и женский жанры краткостиший носит принципиальный и сущностный характер. Это как северный и южный полюса Земли.
- Мужская номинация
Сущность мужского подхода в видении помимо внешнего — проявления Высшего.
пустой цех
на ржавом верстаке
тополиный пух
Николай Гранкин
Это не верх техники. Многовато прилагательных. Есть смысловое пересечение первой и второй строчек. Но, по сути, очень близко, так как, при желании, краткостишие можно интерпретировать в высоких материях.
- Женская номинация (пока Амазония)
Женский подход не ставит целью поиск Высшего начала в обыденном. У женщин нет этой проблемы, так как задача родить – Высшая. Бог, на мой взгляд, всегда рядом с женщинами. Их слабость исключительно внешняя. Поэтому я с ужасом смотрю, как подчас на уровне национальных традиций, мужчины смотрят на женщин сверху вниз. Мне кажется, что наличие большего роста – лишь видимый перевес. Абсурдно говорить о перевесе одного полюса перед другим.
Отражение – вероятно, ключевое слово женского начала. В качестве примера сюда можно отнести все лужи, зеркала, окна, двери, дали и просторы. Может, назвать её –«Зеркальная» или «Зазеркалье»?
ведут беседу
по грудь в озерной воде
дамы… валеты…
Боруко
Однако я частенько отхожу от сущности, поддаваясь искушению Амазонии.
Вот последний пример.
III. Мужские чувства
Другой характерной чертой женщин является – двойственность. Она вызывает к жизни мужскую поэзию неопределённости.
тополиный пух –
что бы ты ни сказала,
хочется чихать
Алексей Андреев, «РОСсИНКИ–2014», с 214
Почему я поставил это трёхстишие на первое место среди выделенных трёхстиший рабочей группой? Потому, что с одной стороны хочется поддакнуть – чихнул, значит, правда. А с другой – хочется начихать, т. е. игнорировать. Амазония настолько меня околдовала, что я дал призовое место именно в ней. Хотя правильнее – в мужских чувствах.
Другой важнейшей чертой номинации «мужских чувств» является глубина. И здесь она соприкасается с мужской номинацией.
- Женские чувства
Это номинация подлинной, часто контрастной, эмоциональности.
Мокроносенький!
Прыгушечка! Целовашка!
Где тапки, сволочь?
Багджо
Номинация пространства и желаний.
Был бы Хоттабыч –
Всего ощипала бы:
Столько желаний!
Екатерина Серёжина
Может, эту номинацию назвать «Амазония»?
- Номинация «Первозданность»
Это новизна во всех её проявлениях: в форме, смыслах и созвучиях.
звенит барган
над снежной тундрой
краешек солнца
polyanka
солнечная петля…
болтается на поясе
белая куропатка
polyanka
В письмах мне предлагались следующие названия: «Незамыленный ракурс», «Нетривиальность», «Свежачок».
- Чужая Лужа
Все уже познакомились с этой номинацией. Но уточнение границ идёт от конкурса к конкурсу. Стало понятно, что должен быть минимальный уровень. К примеру, я не представляю как покажу такого победителя даже не Льву Константиновичу, а просто редколлегии?
задолбали
соседи с ремонтом стен
не докричаться…
romannik, 2014-01-14 05:51:46
Поэтому параметр «перевеса в классе» уходит в прошлое. Я бы хотел использовать номинацию как повод вспомнить талантливых авторов и удачные переводы. Моё внутреннее название – «Вечный огонь». Предлагайте. Из-за названия «Чужая лужа» приобрела слишком жёсткий характер и не позволяет работе далее номинироваться в конкурсе. Хочется убрать из названия жёсткость и добавить память, тогда публикация в ЧЛ не закроет дверей в другие номинации. Я буду все эти проблемы обсуждать со Львом Константиновичем. Пользуясь случаем, прошу авторов не воспринимать близко к сердцу мой настоящий черновик ЧЛ. Всё будет зависеть от нескольких факторов: от названий, от беседы со Львом Константиновичем, с разрешением правообладателей оригиналов и т. д.
В любом случае, в ЧЛ место только хорошим авторам и стихам.
VII. Министишия
На определённом этапе стало понятно, что минимализм претерпевает изменения. Жанр хайку уже по форме для меня заканчивается на 12 слогах. Министишия – на 7. Как назвать эти звёздочки из 7-11 слогов – не знаю.
гром_офф_он
в росчерках молний
ketschmidt
Названия, словно сосуды, имеют важное, если не определяющее значение для формирования номинаций. Лев Константинович заинтересован в развитии наших конкурсов, и наша задача создать такую ситуацию, которая бы способствовала развитию творческого потенциала.
«24» августа 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна