Медальный вопрос новому составу расширенного Совета МПМ

.           Как только я завожу речь о шарообразности слов, учёные морщатся. Они живут в мире однозначных (плоских) терминов. Когда же на их пути вдруг встают омонимы, омографы, омофоны, омоформы и другая нечисть, они крестятся и воспринимают только нужное им значение. В быту же самопровозглашённые учёные любят в таких случаях говорить, что «каждый понимает слова в меру своей испорченности». Те, кто пишет хайку давно, привыкли к шарам и поэтому предпочитают не употреблять заглавные буквы и знаки препинания. Игра смыслами клюшкой лаконизма на пятачке 5-7-5 давно стала излюбленной для хайдзинов. Это явление приобретает особый привкус, когда не совсем понятно, игра перед нами или жизнь? И вот тем спорщикам, которые не верят, что шарообразностью слов пронизано всё литературное пространство, жизнь с хитрой улыбкой преподносит задачку, решением которой теперь будут заниматься 15 человек.

.

.

.                                     1. Омографы и омоформы

.

.

.           Для начала немного теории. В лексике русского языка встречаются омоформы и омографы, первые пишутся одинаково, а смысл имеют разный, скажем, слово «печь» или «три». Вторые – меняют смысл, при смене ударения: зАмок-замОк. И вот на медали оказался омограф: мастера. Если бы рядом оказались ещё и омоформы, к примеру, «кружки» или «печь», стало бы совсем весело от разных смыслов. Но и один омограф полностью деморализовал наступательный дух Малого Совета. Теперь к истории вопроса.

.

.

.                                                 2. История

.

.

.           Эскиз медали делался несколько раз. И вот остались два взаимоисключающих варианта. Всё дело в надписи по окружности одной из сторон медали:

.

вариант № 1: Международная ассоциация «Мастера поэтической миниатюры»; https://yadi.sk/d/5x1iLHqT3Xyutb

вариант № 1а: Международная ассоциация «МАСТЕРА ПОЭТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ»

+1. Игорь Шевченко (статья),

+2. Людмила Грачева («доводы более чем убедительны… да и кавычки, на мой взгляд, ничуть не испортили визуально эскиз медали весьма и весьма достойный…»),

+3. Ирина Митрофанова («лучше вариант с кавычками. “Неэтичного” подтекста не вижу  :),

+4. Катерина Шмидт («Я за первый вариант»)

+5. Галина Леонова («Конечно, вариант №1! Можно и так написать: Международная ассоциация » МАСТЕРА ПОЭТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ». И тогда очень естественно смотрится уже привычное сокращение: Международная ассоциация «МПМ»)

+6. Галина Дуткина («На мой взгляд, наиболее приемлемым (если не сказать, идеальным) считаю  вариант № 1 <…> В данном варианте ощущение наибольшего комфорта и душевного согласия. Ничто не режет, ни давит, не трет. Удобно и уютно, что называется, хорошо «ложится в руку». Все «по месту»»),

+7. Михаил Сапего («если есть примеры использования кавычек, пусть будут»),

.

.

вариант № 2: Международная ассоциация МАСТЕРА ПОЭТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ; https://yadi.sk/d/wsYkPxyi3XyuvR

+1. Владимир Ашурко («2 лучше, чем 1; в варианте 2 название ассоциации написано прописными буквами, что также можно рассматривать как кавычки. Плюс в варианте 2 выделение названия прописными буквами все-таки акцентирует внимание на ассоциации, выделяет название ассоциации из текста»)

.

вариант № 3: Международная ассоциация МАСТЕРОВ ПОЭТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ;

+1. Эдуард Хандюков («в этом случае омоформность и омофонность исчезает»)

.

вариант № 4: воздержалась

+1. Людмила Скребнева («Варианты 1 и 2 мне кажутся удачными и равнозначными»)

.

.           Первоначально был сделан вариант № 2. Но бросающийся в глаза неэтичный подтекст, заставил меня написать письмо доктору филологических наук (и судье нашего конкурса) Шестаковой Ларисе Леонидовне. Цитирую: «Надпись на обороте гласит: «Международная ассоциация МАСТЕРА ПОЭТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ». Аббревиатура этой организации – МПМ (Мастера поэтической миниатюры). Многих любителей миниатюр волнует вопрос двойного прочтения слова МАСТЕРА, которое можно прочесть и как мАстера, что вызывает недоумение. Как лучше выйти из положения?»

.           Вот ответ Ларисы Леонидовны:

«Думаю, возможны 2 варианта. Первый — тот, который представлен на медали.  Всё название дано прописными буквами, тем самым оно выделено, и значит, первое слово — в именительном падеже.  В таких случаях путаницы с формами обычно не происходит.  Но, возможно, лучше второй вариант — дать название в кавычках.  Сделать их заметными, думаю, нетрудно. При выборе варианта можете сослаться на меня».

.

.

.                                          3. Доводы «ЗА» и возможные «ПРОТИВ» варианта № 1

.

.

.           Я изложу здесь свою точку зрения, чтобы было понятно, почему я буду голосовать за вариант № 1.

Первое «ЗА»: вариант правилен с точки зрения РУССКОГО языка.

Второе «ЗА»: исчезают ненужные смыслы и подтексты.

Третье «ЗА»: кавычки организуют пространство надписи.

.

.           Могут быть следующие возражения.

.           1. Кавычки не принято употреблять в медальных надписях.

.           Это не так. Для примера вот  медаль «КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ»//«Участнику первого запуска РН СОЮЗ 2.1А КА «ЛОМОНОСОВ» (РОССИЯ)

.           Да, эпитафии и надписи близки к жанру хайку, но таких высот эти жанры ещё не достигли. Как только появляется смысловая законченность, возникают все знаки препинания, заглавные и строчные буквы.

.       2) Выделяется смыслонесущий текст.

.          Да, но одновременно становится выпуклым особенно для учеников моей школы некорректный (а точнее – неэтичный) подтекст. При этом в варианте № 1 (Международная ассоциация «Мастера поэтической миниатюры») слово «Мастера», на мой взгляд, смотрится неплохо, так как мастерство – понятие относительное. «Мастера» – те, кто продвинулся в своём деле дальше других.

.

.

.                                      4. Первые кавычки на советских знаках, жетонах и медалях

.

.

.           Так как я являюсь коллекционером не только трёхстиший, но и марок, монет и другой рухляди, то кому как не мне заглянуть в справочники и посмотреть – когда впервые были использованы кавычки на наградных, служебных и памятных знаках и жетонах РСФСР и СССР? Для этого я открыл каталог для коллекционеров В.Д. Кривцова «АВЕРС № 2: Советские знаки и жетоны» (Москва-96). Ниже в хронологическом порядке приведён краткий перечень некоторых наградных знаков с указанием текста и соответствующей страницы каталога Кривцова. Но сначала несколько строк из введения: «Все военные знаки и жетоны с 1917 по 1939 г. встречаются крайне редко <…>. Выпуск подобных знаков и жетонов имел большое политическое и агитационное значение. <…> Выдача подобных знаков и жетонов практически приравнивалась к официальной награде» (с. 3). Если не найдёте в Интернете, то могу попросить Евгения сделать несколько снимков с книги.

.

************************************************************************

.                                                  1918 год

************************************************************************

1) Жетон Февральской революции, серебро, № (в каталоге) 1126, с. 171.

Надпись на лицевой стороне снизу: «Трудъ».

2) Жетон Февральской революции, латунь, № (в каталоге) 1127, с. 171.

Все надписи на лицевой стороне: РСФСР 27«Октября» 1917-1918 года «Миръ хижинамъ война дворцамъ».

************************************************************************

.                                                  1921 год

************************************************************************

3) Награда белой армии 1921 г, крест для чинов яхты «Лукуллъ», № (в каталоге) 38 (легко найти в Интернете).

Надпись на лицевой стороне по центру: «Лукуллъ».

.              Источник: автор В.Д. Кривцов, «Аверс: Ежегодный каталог-ценник для коллекционеров», Москва – 1993, с. 157.

************************************************************************

.                                                  1923 год

************************************************************************

4) Спортивная медаль, серебро, эмаль, № (в каталоге) 625, с. 100.

Надпись на обратной стороне: <…>  «ВОМ(а)» <…>.

************************************************************************

.                                                  1926 год

************************************************************************

5) Знак училища ФЗУ, серебро, эмаль, № (в каталоге) 578, с. 93.

Надпись на обратной стороне: <…> им. «С. Халтурина».

************************************************************************

.                                                  1927 год

************************************************************************

6) Памятный знак, серебро, эмаль, № (в каталоге) 313, с. 57.

Надпись на обратной стороне: «Кр.Путиловец» <…>.

7) Знак добровольного общества ОСОАВИАХИМ, серебро, золото, эмаль, № (в каталоге) 412, с. 71.

Надпись на лицевой стороне: 1927 «ЗВЕЗДНЫЙ ПЕРЕЛЕТ» СССР.

8) Спортивная медаль, бронза, эмаль, № (в каталоге) 643, с. 104.

Надпись на обратной стороне: <…> «Приз Открытия» <…>.

************************************************************************

.                                                  1928 год

************************************************************************

9) Спортивная медаль, серебро, эмаль, № (в каталоге) 626, с. 101.

Надпись на обратной стороне сверху: <…> «Chevrolet».

10) Спортивная медаль, серебро, эмаль, № (в каталоге) 692, с. 113.

Надпись на обратной стороне сверху: Шах-чемпионат «Ленинградстроя» <…>.

************************************************************************

.                                                  1929 год

************************************************************************

11) Спортивная медаль, серебро, эмаль, № (в каталоге) 628, с. 101.

Надпись на лицевой стороне сверху: «1928г.».

12) Спортивная медаль, серебро, эмаль, № (в каталоге) 630, с. 102.

Надпись на обратной стороне: <…> мот. «Премьер».

************************************************************************

.                                                  1932 год

************************************************************************

13) Знак передовика культуры, серебро, эмаль, № (в каталоге) 47, с. 17.

Надпись на лицевой стороне: «ГОСНАРДОМ» <…>.

14) Знак Ударника первой пятилетки 1927-1937 гг., УССР, серебро, эмаль, № (в каталоге) 72, с. 21.

Надпись на лицевой стороне: «ТОЧПРИБОР» <…>.

************************************************************************

.                                                  1958 год

************************************************************************

15) Спортивная медаль, золото (проба 375), № (в каталоге) 689, с. 112.

Надпись на обратной стороне: <…> группа «А».

************************************************************************

.

.

.                                  5. Теория медальных надписей (ТМН)

.

.

.           ТМН подчиняется, на мой взгляд, теории краткостиший. При уменьшении текста должна быть тенденция к уменьшению роли заглавных (или строчных) букв и к исчезновению знаков препинания. При этом длинные (скажем, круговые) надписи пишутся по правилам русского языка. И здесь никаких принято-непринято быть не может. Даже если культура краткостиший вырастет, это не облегчит участь нашей надписи. Она будет писаться по правилам русского языка на том основании, что имеет неэтичный подтекст. Если же кто-то будет настаивать на тезисе, что длинные надписи-предложения на медалях не подчиняются правилам русского языка, пусть приведёт конкретные доказательства. В этой статье (как контраргумент) приведены 15 конкретных примеров плюс бонус с космодрома.

.

.

.                                       6. Порядок голосования

.

.

.           Голосование поимённое и открытое, можно обосновывать свою точку зрения (но знайте – всё будет опубликовано). На голосование отводится почти неделя, последний день голосования – 23-е июня. 24-го будут подведены итоги. Все направляемые мне письма с 17 по 23 июня включительно от членов рС по данному вопросу я публикую в блоге под этой статьёй. Можете предлагать свой вариант, по образцу №№ 3 и 4. Не проголосовавшие будут считаться воздержавшимися.

.

.

.                                       7. Благодарности

.

.

.           Пользуясь случаем, благодарю Ирину Митрофанову, сделавшей первый черновой набросок эскиза, Александра Долина, создавшего идейную композицию эскиза, Сергея Антипова и Алексея Зименкова, внёсшим большой вклад в свободное развитие нашей организации. Непосредственным создателем неисчислимого количества вариантов является Евгений Долгий. От лица Малого Совета выражаю благодарность Евгению за участие в наших дискуссиях делами.

.

.

.                  8. Голосование с возможными комментариями по сути

.

.

.           Так как можно предлагать новые варианты, можно переголосовывать, помня, что 23-го июня последний день. Новые варианты и распределение голосов будет отражаться во втором разделе.

.

  1. Сергей Антипов (председатель МПМ),
  2. Владимир Ашурко (глава отделения МПМ в Республике Беларусь),
  3. Людмила Грачёва ((ответственный секретарь редколлегии альманаха «Полевые цветы»),
  4. Александр Долин (президент МПМ),
  5. Галина Дуткина (представляет Общероссийскую общественную организацию Общество «Россия-Япония»),
  6. Алексей Зименков (глава Общественного Совета),
  7. Наталья Кроитор (глава отделения МПМ в Итальянской Республике),
  8. Вера Лаврина (глава Кемеровского отделения МПМ),
  9. Галина Леонова (представляет Подмосковное отделение МПМ),
  10. Ирина Митрофанова (представляет объединение художников «Ink Scent»),
  11. Михаил Сапего (глава отделения МПМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области),
  12. Людмила Скребнева (глава отделения МПМ в Республике Татарстан),
  13. Эдуард Хандюков (глава Московского отделения МПМ),
  14. Игорь Шевченко (ответственный секретарь редколлегии альманаха «Полевые цветы»), вариант № 1;
  15. Артурас Шиланскас (глава отделения МПМ в Литовской Республике),
  16. Катерина Шмидт (глава отделения МПМ в Федеративной Республике Германия),
  17. Сергей Шпиченко (глава отделения МПМ на Украине).

.

.

Игорь Шевченко

Московская область

17 июня 2018 года

 

 

Добавить комментарий