. Мне нужно судить, а «потусторонние» вопросы продолжают поступать. На этот раз, молодой автор, прочитав мою фразу, что трёхстишия «все пишут плохо», не на шутку всполошился: «Получается, что не на кого равняться!».
. Подтверждаю, обычно пишут плохо, но, иногда, у некоторых, бывают проблески! Да, Евгений Плеханов занял много призовых мест, награждён, но с моей точки зрения обычно пишет средне, а, значит, плохо. Давайте посмотрим некоторые работы Евгения, присланные на конкурс. И хотя я грозился более не критиковать мэтра, ради начинающих сделаю послабление.
.
.
№ 1
.
458
в поиске нового
листаю
старый блокнот
. pol_doma, 2018-02-16 23:47:23
.
. Недавно в статье «Судейство второго конкурса альманаха «Полевые цветы». Введение» http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2018/03/13/судейство-второго-конкурса-альманах/ я критиковал технику лобового применения антонимов. Под огонь попало следующее трёхстишие:
.
новая луна
освещает дорогу
старый фонарик
. Хаки хайки, 2017-06-04 10:31:40
.
. Даже небольшое изменение одного из антонимов сразу поднимает краткостишие из подобных. Вот строчка из romea:
.
«Старые стены под свежей краской»
. «Зима в Йокагаме», 09.05.08
. Получается, что трёхстишие слабое, да ещё и дублирует ту же лобовую связку антонимов с того же конкурса. Новизны тут тоже искать не нужно. Читая подобные трёхстишия, как судья, с полным правом могу сказать обратное:
.
в поиске старого
читаю
свежие хайку
.
.
№ 2
.
467
время идёт
в шкатулке без дела
зуб мудрости
. pol_doma, 2018-02-16 23:50:14
.
. Первая строчка ни о чём. «Время идёт» и «без дела» можно показать налётом пыли, паутиной, ветхостью, облезлостью и т.д. Согласитесь, нельзя назвать трёхстишие с половиной лишних слов, образцовым. Равняться на такое трёхстишие? Увольте!
.
.
№ 3
.
432
букет в урне
не пришёл
на свидание кто-то
. pol_doma, 2018-02-16 23:29:17
.
. Вторая и третья строчки – банальный вывод или словесное недержание, выберите сами. Вы видите насколько слабые перед нами работы.
. Поддержал меня этот автор во время недавних гонений? Нет. Отчего же я хлопочу, иногда, за него, ставлю высокие оценки? Беда в том, что остальные пишут ещё хуже. Но куда уже хуже?! Эти трёхстрочия граничит с профанацией и жанра, и наших конкурсов.
.
.
№ 4
.
434
выросла внучка
пылится в углу
прядильный станок
. pol_doma, 2018-02-16 23:30:07
.
. Смех автора также своеобразен: пылится в углу взрослая внучка. Восковая копия? Каково? Продолжать могу долго, но останавливает чувство меры.
. Если же смотреть вглубь проблемы, то первопричиной слабости краткостиший я бы назвал консервативное мышление. Скажем, не признавать знаки препинания и с маленькой буквы начинать строчки модно, а почему – не так важно. Если переводы Веры Марковой хороши, то всё остальное баловство. И т.д.
. Второй причиной я бы назвал нравственное падение мирян. Народ пишущий был и остаётся хитрым и неискренним. Проблемой человеческих качеств писателей и поэтов, как и самой литературы задавались многие. К примеру, очень остро чувствовал этот диссонанс Афанасий Афанасьевич Фёт. Тема обширная и избегаемая литературоведами, потому что многое знают. Отвечу «сверху»: литература красива и врунлива. Начните с «Уроков французского», ну и продолжайте… По всем признакам она женская. Поэтому для меня ничего удивительного нет. Приведу слова Фёта с подачи Н. Н. Страхова: «поэзия есть ложь, и […] поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится» («Полное собрание стихотворений А. А. Фета», т. 1, СПб.: Издание Товарищества А. Ф. Маркса, 1912; статья «Заметки о Фете», Н. Н. Страхов, с. 18).
. Отмечу, что изложение моей теории с самого начала пришло в противоречие и с консерватизмом, и с нравственным упадком. Первый серьёзнейший конфликт с хайкуменовцами возник по причине того, что я «посмел» утвердить трёхстишие Михаила Кожина о покере в макете книги «Игра и жизнь»:
.
пугает немец:
«Ich poche!» – «И мне пох!..» –
кроет русский
. «Игра и жизнь», сост. Михаил Кожин, Рязань: Издательство «Поверенный», с. 125.
. Я и сейчас считаю это трёхстишие оригинальным и достойным публикации. Но я не ожидал такого количества подхалимов среди пишущих трёхстишия. Лишь один человек, Лена Талаева, вступилась в защиту книги. Меня (да и Михаила) достаточно долго ругали, эпизодически объявляли врагом литературы, оскорбляли и грозили даже физической расправой. Сейчас, вероятно, всё подчистили и подтёрли, но авторы эти живы и, надеюсь, всё помнят. Далее я столкнулся с очень неприятной еврейской солидарностью. При изложении своей теории на стихи.ру находились авторы (и есть подозрение, что они же и участники наших конкурсов), которые задавались вопросом типа, а чего это Вы тут на нашем стихотворческом сайте позволяете себе излагать теории? А завершилась эта эпопея стукачеством, практически полным молчанием авторов, и вопиющим поведением руководства сайта.
. Итак, консерватизм и давно упадшие нравы не позволят достигать объективных высот в хайку с точки зрения моей теории. Правда, эту теорию, вероятно, мне не суждено полностью изложить. Хитрые и лицемерные у нас частенько в первых рядах:
.
Но мы всечасно прославляем первых,
Не ведая, что славим лишь вторых.
. «О первых и вторых», Андрей Макаревич, 1985,
. «Машина времени: альбом песен и стихов с рисунками Андрея Макаревича», М.: «Коллекция», 1994, с. 117.
.
. Поэтому нам, судьям, важно помнить завет Андрея Макаревича:
.
Но я прошу, чтоб мы на этом свете,
Собравшись вместе хоть когда-нибудь,
Не позабыли, славя первых этих,
Всех настоящих первых помянуть
. «О первых и вторых», Андрей Макаревич, 1985,
. «Машина времени: альбом песен и стихов с рисунками Андрея Макаревича», М.: «Коллекция», 1994, с. 117.
.
Игорь Шевченко
Московская область
30 мая 2018 года