«Анидаг-смыслы» потерявших нюх

.           Несмотря на то, что я прошу не отвлекать меня во время судейства, всегда находятся авторы, у которых кипит под вилочкой. Это судейство не исключение. И первым отличившимся автором была Shereen, написавшая мне победоносный ответ 7-го апреля. Обсуждать мои решения можно в период, когда я публикую свой выбор перед отправлением кандидатского списка главному судье. А пока, прошу автора простить меня за долгое молчание, как, впрочем, и за этот ответ, так как готов разобрать письмо по косточкам пока еду в электричке. Также прошу простить меня переводчикам и авторам, чьи произведения буду использовать без имени или без ссылки, так как все книги дома, а в файлах у меня сопутствующие подписи к трёхстишиям закодированы. Так как автор нарушил обет молчания, то при выборе объекта критики в этом году её произведения будут иметь преимущество.

.           Начну с того, что если вы пишете мне, то должны отдавать себе отчёт, что я член конкурсной комиссии и должен дать публичный ответ на вопросы по существу.

.           Итак, письмо было прислано в ответ на мою статью «Судейство второго конкурса альманаха «Полевые цветы» (статья вторая)» http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2018/04/05/судейство-второго-конкурса-альманах-2/. Речь идёт вот о каком отрывке.

 

.                          6. Отрицательный вектор

 

.      Не пройдут выше произведения смачно-негативные:
№ 152

гадина
любуюсь падальной
мухой
.      Shereen, 2017-07-28 11:45:50

[далее приводится трёхстишие Евтеева А.М., выставленное 2017-07-28 12:40:22].

 

 

.           О трёхчастности мы поговорить не успеем, но я найду «трёхчастность» и в этой миниатюре. Начну комментарий с первых строк предельно доброжелательного письма:

 

«Конечно, Михаил Сапего ближе к телу, и , на здоровье…»

 

.           Да, с Михаилом я дружен. Эта дружба уникальна. Михаил Сапего – единственный из моих хороших знакомых, который не только дал мне право критиковать его произведения, но и постоянно мне напоминает, чтобы я не забывал этого делать. Пользуясь случаем, укажу на три черты его произведений, которые я критикую уже много лет:

  1. Большой процент параллелей с известными переводами, если дойдут руки, то сделаю подборку параллелей;
  2. Предстишия, которые часто понятны лишь самому автору. В моей теории они уместны лишь на нижних уровнях, но произведения Михаила достойны большего;
  3. Схема — строка и её расшифровка – также из нижних слоёв, так как часто первую строчку можно интерпретировать как досказанность или, как в нашем случае, совсем в ином смысле;

.           Понятно, что список этим не исчерпывается. Но поднимает Сапегу на недосягаемую высоту в моральном плане желание слышать критику. Спокойно относится к моим замечаниям и Людмила Грачёва, но огонь на себя она всё же не вызывает. Но тоже достойное поведение.

 

Продолжу цитирование:

 

.           «№ 152 «смачно- негативное..»  Где негатив? » королевство кривых зеркал» —  «анидаг». А муха действительно красивая. Изумрудно-перламутровое тельце. Чёрные лапки, голова , где навыкате глаза красного заката. Дуальность — божья тварь) Где трехчастность в моей улитке. Потеряли нюх) Без знаков препинания — двухчастность читается.». Далее идёт уже другой участок, и на него уже сил не хватит. Но нам хватит и этого.

 

.           Итак, автор бряцает словом «анидаг», что значит «гадина», словом «дуальность», т.е. даёт понять, что видит у слов и предметов вторую сторону. Очень хорошо, тогда даю обраточку, дуальность, с расшифровкой.

[Ну и] гадина [же я, Игорь Александрович,]
любуюсь падальной
мухой

.           Согласитесь, после «анидага» и дуальности не очень понятно, кто тут «гадина»!? Неужели обзывать себя «гадиной», да ещё смачно, в первой строчке — это позитив? Косвенным подтверждением моей мысли является признание автора: «Я не пишу хайку, я их чуть-чуть проживаю». Замечательно! Почему бы в этом случае не увековечить такую дуальность для истории и теории нашего жанра и не назвать её «анидаг-трёхчастностью» или «анидаг-смыслом».

.           Полезно будет знать и другое: трёхстишие это никак не ново. Подобными воспеваниями «красот» пестрит интернет, достаточно их и в моей коллекции. Для начала от Сапеги:

на рассвете

в блестках росы –
хороша! –
крыса спешит через двор…
.                     Михаил Сапего (45; 50)

.           И несколько примеров ещё, чтобы не утомлять.
Как изменилась
Давно не видел тебя
Дохлая кошка

.           Андрей Шляхов,

«Прямо из горлышка», СПб.: «Красный Матрос», 2001, с. 15

 

Жене не говорю, чтоб не спугнуть,
Что гусеница на ее груди – как брошка.
Любуюсь тайно украшеньем я.
.                                         Исида Хакё (08, 88)

 

Люди всегда
Любовались распятием…
Бабочка на булавке.
.           Борис Духон (58; 98)

 

Нашел я однажды квадратный трёхчлен,
Свободен теперь от иллюзий мой плен.
Любуюсь им даже во сне всякий раз,
Не в каждом дворе вырос хрен до колен.

.                                                     Хаки хайки

 

.           На-конец, ещё пример «анидаг-трёхчастности» от великих переводчиков.

911

Прекрасны воды Акицу-реки,
Что тысячи веков здесь, в Ёсину, струятся,
Конца не зная.
Так же без конца
К ним буду приходить и любоваться.

.           «Манъёсю», т. 1, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001 г (пер. А. Е. Глускина), с. 344

 

.           На наших конкурсах такие «анидаг-трёхчастности» не проходят, ну разве, что по-пластунски. И уж если пишите с маленькой буквы и без знаков препинания, следите за своими «анидаг-смыслами».

.           Закончить хочется позитивом. А есть ли случаи, когда формально не очень приятное вызывало бы позитив и улыбку? Читайте.

 

НОВИНКА (наблюдая за юбками
с рельефом трусиков)
Чудо как хороша
эта попа, и эта, и та…
Жаль, что кончилось хокку
.           Андрей Россомахин (15; 14-2)

 

.           А вот лучшее с моей точки зрения.

 

Корчу рожи
самовару –
знаю, что хороша!
.           София Русинова (1965-2005),

«Русинова С.: Стихи, переводы, хайку», М., 2006, с. 197.

 

.           Учитесь…

 

 

Игорь Шевченко

Московская область,

7 мая 2018 года

Добавить комментарий