Дубна: приобщение четвероклассников к восточной поэзии

.           Сегодня, 28 апреля (2018 года), я провёл 40-минутный урок восточной поэзии в Левобережной библиотеке Дубны в одном из четвёртых классов школы № 3. Происходящее чем-то напоминало сцену из «Каникул Бонифация»:

«Невидимый оркестр сыграл туш. На середину «арены» вышел Бонифаций, закрутил лапой усы — точь-в-точь, как директор цирка.
.           Потом сел верхом на сачок и побежал по кругу, в одно мгновение превратившись в наездницу, легко и непринуждённо сидевшую в седле. Это было очень красиво!
.           Сделав несколько кругов, Бонифаций разогнался, вскочил на сачок и выпрямился во весь рост.
.           «Але-гоп!» — крикнул он сам себе, перевернулся через голову и, опустившись на сачок, поскакал, стоя на одной ноге.
.           Дети визжали от восторга и хлопали в ладоши — в жизни они не видели ничего подобного!
.           — Але-гоп! — Бонифаций на полном ходу спрыгнул на «арену», а сачок продолжал свой бег, подгоняемый громким щёлканьем хлыста.
.           Музыка играла туш, Бонифаций кланялся, придерживая лапой край воображаемой юбочки, и посылал во все стороны воздушные поцелуи.
.           …Внезапно перед его глазами, словно видение, проплыла золотая рыбка.
.           Лев тут же остановил сачок и, шагая прямо через головы зрителей, поспешил к озеру.
.           Малыши тотчас вскочили и побежали, образуя широкий круг. Казалось, вслед за львом бежит весь цирк.
.           — Ещё!.. Ещё!.. — упрашивали дети».

 

Но время закончилось. Ни о какой теории не было сказано ни слова. Дети просто угадывали слова из переводов с японского языка Александра Долина и альманаха «Полевые цветы». (В следующий раз я возьму другие книги.) За хорошие ответы четвероклассники получали различные призы, предоставленные руководством библиотеки.

.           Так как организаторы урока напишут в ближайшее время статью, я приведу ниже лишь фактическую часть для тех, кто будет заниматься популяризацией трёхстиший в младшей и средней школе. Порядок трёхстиший, конечно, имеет значение, но здесь дело вкуса преподавателя и предпочтений юной аудитории. Я приведу просто перечень загадок, отгадок и детских версий.

 

№ 1

В новогоднюю ночь

сон увидел – храню его в тайне

и …………………..

.           Сёу – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 7

 

№ 2

Дымка над лугом.

Болтают о том да о сём

две ………………

.           Исса – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 14

 

№ 3

С этого дня

все вы можете спать спокойно –

вы в Японии, ………

.           Исса – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 17

 

№ 4

Хорошо ты поёшь –

ну спляши хоть разок, попробуй,

милая ……………..

.           Исса – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 20

 

№ 5

Дыню разрезал

и ломтик ………  –

какая жара!

.           Кикаку – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 26

 

№ 6

Плетень не чиню –

пусть почаще в гости приходят

…………………

.           Сора – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 31

 

№ 7

Ну пожалуйста, ………,

дай же мне посадить здесь бамбук –

отодвинься в сторонку!

.           Тёра – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 36

 

№ 8

Срезал пион –

и себе настроенье …………

на целый вечер…

.           Бусон – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 38

 

№ 9

«Вот такой большущий

на кусте у нас пион!» –

девочка ……………….

.           Исса – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 39

 

№ 10

Белая хризантема –

вот ……..  перед ней

замерли на мгновенье…

.           Бусон – А. Долин,

«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 39

 

№ 11

вкладываю душу…

…………………….

.           Сергей Шпиченко, г. Киев, Украина

«Полевые цветы», альманах, № 1, 2-е изд., М.: «Серебро Слов», 2018, с. 25

 

№ 12

смотрим с жабой

друг на друга

…………………….

.           Николай Гранкин, г. Краснодар

«Полевые цветы», альманах, № 1, 2-е изд., М.: «Серебро Слов», 2018, с. 130

 

 

.           Ответы и версии:

1.

«улыбаюсь…»;

2.

«лошадёнки…»; [предлагались – слоны!, впрочем, этот ответ звучал не один раз, падежи и числа в этот день не имели привычной власти над учениками];

3.

«гуси!..»;

4.

«лягушка…»; [была – соседка и подружка];

5.

«отдал обезьянке»; [принципиальное слово «отдал» было найдено одним из мальчиков];

6.

«оленята из леса!»; [снова приходили слоны, а также – соседи, подружки и муравьи!];

7.

«жаба»; [предлагались – дерево, собака, на смену слону пришла лошадь];

8.

«испортил»; [сразу угадала одна из девочек!];

9.

«руки разводит…»; [кажется, один из мальчиков даже срезал этот цветок];

10.

«ножницы»; [замирали люди, панды и… слоны]. Весело.

11.

«воздушный шарик»; [здесь по рядам промчалось недоумение, не все сразу поняли о чём речь];

12.

«ну не красавцы»…

 

.           Ясно, что всего не пересказать, но и этого достаточно, чтобы понять суть происходящего. В целом, «обычные дети…, напоминают нас, прежних… школа только немного испортила их…», на мой, конечно, взгляд.

Благодарю организаторов за интересный опыт.

.           Впереди – приглашение в одну из школ города Видное, только бы согласовать время)))

 

Игорь Шевченко

Московская область

28 апреля 2018 года

Добавить комментарий