. Сегодня, 28 апреля (2018 года), я провёл 40-минутный урок восточной поэзии в Левобережной библиотеке Дубны в одном из четвёртых классов школы № 3. Происходящее чем-то напоминало сцену из «Каникул Бонифация»:
«Невидимый оркестр сыграл туш. На середину «арены» вышел Бонифаций, закрутил лапой усы — точь-в-точь, как директор цирка.
. Потом сел верхом на сачок и побежал по кругу, в одно мгновение превратившись в наездницу, легко и непринуждённо сидевшую в седле. Это было очень красиво!
. Сделав несколько кругов, Бонифаций разогнался, вскочил на сачок и выпрямился во весь рост.
. «Але-гоп!» — крикнул он сам себе, перевернулся через голову и, опустившись на сачок, поскакал, стоя на одной ноге.
. Дети визжали от восторга и хлопали в ладоши — в жизни они не видели ничего подобного!
. — Але-гоп! — Бонифаций на полном ходу спрыгнул на «арену», а сачок продолжал свой бег, подгоняемый громким щёлканьем хлыста.
. Музыка играла туш, Бонифаций кланялся, придерживая лапой край воображаемой юбочки, и посылал во все стороны воздушные поцелуи.
. …Внезапно перед его глазами, словно видение, проплыла золотая рыбка.
. Лев тут же остановил сачок и, шагая прямо через головы зрителей, поспешил к озеру.
. Малыши тотчас вскочили и побежали, образуя широкий круг. Казалось, вслед за львом бежит весь цирк.
. — Ещё!.. Ещё!.. — упрашивали дети».
Но время закончилось. Ни о какой теории не было сказано ни слова. Дети просто угадывали слова из переводов с японского языка Александра Долина и альманаха «Полевые цветы». (В следующий раз я возьму другие книги.) За хорошие ответы четвероклассники получали различные призы, предоставленные руководством библиотеки.
. Так как организаторы урока напишут в ближайшее время статью, я приведу ниже лишь фактическую часть для тех, кто будет заниматься популяризацией трёхстиший в младшей и средней школе. Порядок трёхстиший, конечно, имеет значение, но здесь дело вкуса преподавателя и предпочтений юной аудитории. Я приведу просто перечень загадок, отгадок и детских версий.
№ 1
В новогоднюю ночь
сон увидел – храню его в тайне
и …………………..
. Сёу – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 7
№ 2
Дымка над лугом.
Болтают о том да о сём
две ………………
. Исса – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 14
№ 3
С этого дня
все вы можете спать спокойно –
вы в Японии, ………
. Исса – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 17
№ 4
Хорошо ты поёшь –
ну спляши хоть разок, попробуй,
милая ……………..
. Исса – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 20
№ 5
Дыню разрезал
и ломтик ……… –
какая жара!
. Кикаку – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 26
№ 6
Плетень не чиню –
пусть почаще в гости приходят
…………………
. Сора – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 31
№ 7
Ну пожалуйста, ………,
дай же мне посадить здесь бамбук –
отодвинься в сторонку!
. Тёра – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 36
№ 8
Срезал пион –
и себе настроенье …………
на целый вечер…
. Бусон – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 38
№ 9
«Вот такой большущий
на кусте у нас пион!» –
девочка ……………….
. Исса – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 39
№ 10
Белая хризантема –
вот …….. перед ней
замерли на мгновенье…
. Бусон – А. Долин,
«Одинокий сверчок», М.: «Детская литература», 1987, с. 39
№ 11
вкладываю душу…
…………………….
. Сергей Шпиченко, г. Киев, Украина
«Полевые цветы», альманах, № 1, 2-е изд., М.: «Серебро Слов», 2018, с. 25
№ 12
смотрим с жабой
друг на друга
…………………….
. Николай Гранкин, г. Краснодар
«Полевые цветы», альманах, № 1, 2-е изд., М.: «Серебро Слов», 2018, с. 130
. Ответы и версии:
1.
«улыбаюсь…»;
2.
«лошадёнки…»; [предлагались – слоны!, впрочем, этот ответ звучал не один раз, падежи и числа в этот день не имели привычной власти над учениками];
3.
«гуси!..»;
4.
«лягушка…»; [была – соседка и подружка];
5.
«отдал обезьянке»; [принципиальное слово «отдал» было найдено одним из мальчиков];
6.
«оленята из леса!»; [снова приходили слоны, а также – соседи, подружки и муравьи!];
7.
«жаба»; [предлагались – дерево, собака, на смену слону пришла лошадь];
8.
«испортил»; [сразу угадала одна из девочек!];
9.
«руки разводит…»; [кажется, один из мальчиков даже срезал этот цветок];
10.
«ножницы»; [замирали люди, панды и… слоны]. Весело.
11.
«воздушный шарик»; [здесь по рядам промчалось недоумение, не все сразу поняли о чём речь];
12.
«ну не красавцы»…
. Ясно, что всего не пересказать, но и этого достаточно, чтобы понять суть происходящего. В целом, «обычные дети…, напоминают нас, прежних… школа только немного испортила их…», на мой, конечно, взгляд.
Благодарю организаторов за интересный опыт.
. Впереди – приглашение в одну из школ города Видное, только бы согласовать время)))
Игорь Шевченко
Московская область
28 апреля 2018 года