Архив 19.06.2013. О  девятом  журнале  «Поэзия»

Совсем недавно я начал коллекционировать номера журнала «Поэзия». Журнал начал выходить с 1997 года. В этом, 2013-ом году вышел уже 43-ий номер и вот-вот появится 44-ый. На сегодняшний день у меня по-прежнему нет одиннадцати номеров:

1,  3,  5,  6-7,  15,  20,  28,  29,  33,  36.

Стержнем страсти коллекционирования является убеждение, что в журнале таится золотоносная жила поэзии мастеров недавнего прошлого. Со временем я надеюсь собрать все номера и ознакомить с россыпями находок любознательных читателей. Статьи я планирую составлять из трёх частей. В первой части – понравившиеся смысловые и художественные образы, во второй – запомнившиеся технические приёмы, в третьей – восточные параллелизмы.

 

ПОЭЗИЯ

литературно-художественный, культурно-просветительский

и образовательный журнал

Московской организации Союза писателей РФ

№ 1 (9)

Москва

2000 г.

Главный редактор — Лев Котюков. В попечительском совете есть известные киноактёры и певцы: Наталья Варлей, Наталия Воробьёва, Вилли Токарев и Валентина Толкунова.

 

Часть I. Цитаты и стихотворения

 

1

Там, где нас не будет

 

Наш корабль уходит в бушующее море.

За кормой былое пенится вослед.

Якорь же закинут в бухте назначенья,

До которой ходу миллионы лет.

 

Некто усмехнётся, мол, тогда не будет

Корабля и бухты, и не будет нас.

Мы ж на ту усмешку припасли улыбку:

Там, где нас не будет, мы живём сейчас!

 

Эдуард Балашов, с. 5

2

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

<…>

«В горнице», Николай Рубцов, 1965

<…>

«Кстати, какой-то досужий критик, анализируя бессмертное стихотворение Рубцова, глубокомысленно заключил: «Это ж поэт с похмелья мается… А мать, жалея сына, берёт ведро и приносит ему воды…»

<…>

«… сдерживаю вопль души и популярно объясняю, что это стихотворение – сон. Всё происходит в вечности. Поэт видит во сне мать, которую потерял в возрасте пяти лет. В вечности поэт встречается с матерью – и ночная звезда в вечности».

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава десятая, с. 15

3

«Помнится, как однажды известный поэт Сергей Александрович Поделков рассказывал мне и Н. В. Банникову, что Твардовский патологически не любил Есенина и категорически был против издания собрания сочинений великого поэта в пяти томах.

<…>

Вот так, «самый известный» и «первый поэт страны», — так называет Твардовского в своих мемуарах Р. Медведев, — «был более чем равнодушен к Маяковскому», «удивлял неприязненным отношением к стихам Сергея Есенина», «явно не являлся поклонником Б. Пастернака и не любил поэзии О. Мандельштама».

Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 26-27

4

«Милый Шура!

<…>

Живу, дорогой, — не живу, а маюсь, только и думаешь о проклятом рубле. Пишу очень мало. С старыми товарищами не имею почти ничего, с Клюевым разошелся, Клычков уехал, а Орешин глядит как-то все исподлобья, словно съесть хочет. Сейчас он в Саратове, пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается. Я его очень любил, часто старался его приблизить себе, но ему все казалось, что я отрезаю ему голову, так у нас ничего и не вышло, а сейчас он, вероятно, думает обо мне еще хуже.

А Клюев, дорогой мой, — бестия. Хитрый, как лисица, и все это, знаешь, так: под себя, под себя. Слава Богу, что бодливой корове рога не даются. Поползновения-то он в себе таит большие, а силенки-то маловато. Очень похож на свои стихи, такой же корявый, неряшливый, простой по виду, а внутри – черт.

Клычков же, наоборот, сама простота, чистота и мягкость, только чересчур уж от него пахнет физической нечистоплотностью. Я люблю его очень и ценю как поэта выше Орешина. Во многом он лучше и Клюева, но, конечно, не в целом. Где он теперь, не знаю.

<…>

Посылаю тебе «Трерядницу», буду очень рад, если ты как-нибудь сообщишь о своем впечатлении.

Твой С. Есенин.

1920, июнь 26».

 

Из письма Сергея Александровича Есенина к Александру Васильевичу Ширяевцу

Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 37-38

5

<…>

Девка, аукай, беги за подругой!

Сгинешь в лесу, медвежонка родишь…

<…>

Нина Шевцова, «*  *  *», с. 58

6

<…>

Что от нас остаётся?

Стихи и картины –

Да любовь лучших женщин,

что верили в нас!

Евгений Грязнов, «У портрета художника», с. 67

7

<…>

Словно скифский лук упругий

Вытек струйкой родника,

Гибко выгнулась над лугом

В лёд одетая река.

 

Из промёрзших за ночь веток

Вьюга строит терема.

<…>

Евгений Антошкин, «Зимний пейзаж», с. 90

8

<…>

Взвихрив голову, глянул на землю Толстой,

Грустный Блок в первый раз улыбнулся…

 

Отражаясь в воде, всё плывут облака,

Словно души умерших кочуют.

Вот промчался скакун, вот взмахнула рука, —

Где они в этот раз заночуют?

Евгений Антошкин, «Облака», с. 91

9

<…>

А ветер всё громче над сонным безмолвием свищет,

Здесь только ему эта штатная вольность дана, —

Бросает листву на тяжёлые плиты кладбища

И снова срывает, как будто с груди ордена.

Евгений Антошкин, «*  *  *», с. 92

10

<…>

И шумит набегающий с Дона

ветерок, отемнённый дождём,

и мерцает широкой иконой

размолоченный сном окоём…

Иван Тертычный, «*  *  *», с. 112

11

<…>

Майор непонятных войск

<…>

Андрей Фролов, «Новая история», с. 117

12

<…>

Как говорят, материя есть память бога.

<…>

Андрей Боронихин, «Гимн Гермесу», с. 121

13

<…>

Опавших листьев золотая мелочь

Шуршит уныло. Это не к добру.

Восходит солнце как-то неумело,

И тут же замерзает на ветру.

<…>

Максим Замшев, «*  *  *», с. 144

14

<…>

Столетия сползают как лавины.

<…>

Александр Волобуев, «Венок поэтов», с. 152

15

Безумный Ван-Гог

 

«Сукно в бильярдной было такое зелёное,

что его хотелось жевать…»

Из письма Ван-Гога

 

Кто там в бильярдной

у двери парадной

застыл как солдат?

Фонарь – апельсином,

горит керосином –

сукно как салат…

 

Вот с кием,

как с ложкой,

склонился игрок…

«Какое

Вам дело!

Оставьте!

Играть!»

Вскричал

заполошно

безумный ВанГог.

 

Но вдруг, разогнувшись

и выскочив вон,

глядит он, как солнце

спешит на поклон…

И спелый подсолнух

склонивши главу,

танцует на пашне

и машет ему…

 

Кровавое ухо упало на ветер,

маэстро в экстазе его не заметил…

Он кровью рисует осенние листья

и в небе полощет бездомные мысли…

 

Бог с неба спустился – он понял, что надо

Ван-Гогу при жизни присвоить награду…

 

Ван-Гог не заметил явления Бога,

и краски ложились, казалось, убого,

казалось, нелепо,

казалось, не так –

вот солнце как репа,

как медный пятак…

и Бог удивился этюду Ван-Гога

и что-то поправил в Компьютере строго.

Хвостатые звёзды рисует Ван-Гог,

а краски мешает улыбчивый Бог…

 

И так они вместе рисуют доселе,

и мир как ребёнок летит в карусели,

неспелою вишней восходит луна,

и пенной отрыжкой плюётся волна…

 

В моём огороде – не сплю до утра –

огнями сверхновой восходит ботва

и мозг разыгравшись не просит другого

лишь кисти и краски для нового слова…

Андрей Филиппов, с. 157-158

16

<…>

глаза с отёкшей поволокой

и в чёрных венах мёртвый пульс…

<…>

Андрей Филиппов, «Встреча с Гамлетом», с. 161

17

Сломанный ноготь

чернел из нутра, переходя в фиолетовое…

Я глядел

на синее пламя ушиба,

на розовый цвет

природного естества

и думал –

сиянью небес

подобно увечье сие

иль сколу на камне

у чёрного доломита…

Андрей Филиппов, с. 163

18

Микрорецензия на стихи

Игоря Губермана

 

Ценю породу добермана,

Я этим псом горжусь везде.

Ценю способность Губермана

Смысл бытия свести к …..

Юрий Лопусов, с. 172

19

Прозаику и стоматологу

Валерию Исаеву

 

Сей муж принадлежит векам.

Улыбкой щедро всех одаривая,

Он лечит зубы мужикам,

А бабам зубы заговаривает.

Юрий Лопусов, с. 172

20

«Ещё в сборнике русских песен Кирши Данилова (XVII век) находим припевки, по размеру и настроению совпадающие с частушечной статью, например в тексте, озаглавленном «Стать почитать, стать сказывать». Кстати, очень долго нельзя было полностью опубликовать этот фольклорный памятник в открытой печати из-за предельной откровенности или, если угодно, непристойности некоторых его фрагментов.

<…>

… Сергей Есенин, вспоминавший, что первые стихи сочинял в подражание частушкам, когда писал своё знаменитое:

 

Если крикнет рать святая:

Кинь ты Русь – живи в раю.

Я скажу: не надо рая,

Дайте родину мою…

<…>

Четырёхстопный хорей позволяет автору-певцу передавать любое настроение, любую ситуацию, любой оттенок чувства».

<…>

*   *   *

Мокрым веником Марина

Так и хлещет Аню.

Генеральная уборка

Превратилась в баню!..

<…>

*   *   *

Я пришёл – она стирает,

Я ей вынул из порток

(Не подумайте плохого!):

— На-ко выстирай платок.

 

*   *   *

Я бывало всем давала

В саду на скамеечке

(Не подумайте дурного!)

Из кармана семечки.

 

*   *   *

В нашем саде, в самом заде,

Вся трава примятая.

То не буря бушевала –

То любовь проклятая.

 

*   *   *

— Эх, тёща моя

Дай опохмелиться.

Твоя дочка подо мной

Плохо шевелится.

 

Ну а тёща-то в ответ:

— Что-то мне не верится:

Под хорошим мужиком

И бревно шевелится.

 

Сергей Казначеев, «Это звонкое чудо – частушка», с. 175, 178, 180

21

Баллада

об инопланетянах

 

«Отчего это, — спросил Гусев, —

у вас на Марсии бабы какие-то синие?»

Алексей Толстой, «Аэлита»

 

Видать, летающих тарелок налетело:

Уж больно много чужаков с иных планет,

Противных рожами, ещё противней телом,

А в смысле запаха и вовсе спасу нет.

<…>

Пускай у них там задницы колючи,

Пускай под мышками сиреневая слизь,

С их точки зрения вы, местные, не лучше, —

И вы не признаёте плюрализм!»

<…>

Юрий Баранов, с. 187-188

 

 

Часть II. Техника — рифмы, эпитеты, новые слова и т. д.

1

Расея/каруселях

 

«На быстроходных каруселях

Под детский радостный испуг

Американская Расея

На новый загребает круг».

Эдуард Балашов, «Туман», с. 4

2

двухсотдебильный

 

«И кухонный скандал,

и мат, и крик бессильный,

и телесериал –

опять двухсотдебильный…»

Валерий Хатюшин, «Повседневность», с. 9

3

врезываясь/трезвость

 

«Вы ушли,

как говорится,

в мир иной.

Пустота…

Летите, в звезды врезываясь.

Ни тебе аванса,

ни пивной.

Трезвость».

Владимир Владимирович Маяковский, «Сергею Есенину», с. 16

4

Белграде/****и

 

«Мой Брат был убит под Самашками,

Мой друг похоронен в Белграде,

а я, с деловыми замашками,

читаю стихи

первой встречной ****и».

Александр Чистяков, «Шоумен», с. 19

5

в … пене я/успения

 

«Утомлён дорогой мглистою,

Вижу в сумеречной пене я

Жизни просеку тенистую

От истока до успения».

Денис Коротаев, «*   *   *», с. 97

6

омонимично-омофоничный комплекс: чертя/черта и серой (в двух значениях)

 

«Ты будешь падать, медленно чертя

Кровавую дугу на краске серой

В подъезде, где не видно ни черта,

И даже пахнет почему-то серой».

Ольга Родионова, «*   *   *», с. 119

7

галеон/влюблён

 

«Искрящимися волнами

Вздымало галеон

Обычно перед войнами

Бываю я влюблён»

Евгений Реутов, «*   *   *», с. 121

8

Мефистофель/картофель

 

«И как ни хмурься Мефистофель,

Какие козни им не строй,

У них неистощим картофель:

Так здесь налажен жизни строй».

Игорь Северянин, 1918 г

Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131

9

омофоничная омониия: удел/у дел

 

«Посредственному адвокату

Стать президентом – не удел.

Он деловито шёл к закату,

И вот дойдя – он не у дел».

Игорь Северянин, «Самарский адвокат», 1918 г, с. 132

Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131

 

 

Часть III. Восточная параллель

 

Новожанр «параллелизмов» введён Львом Котюковым. Развивая идею Льва Константиновича, предлагаю новую серию примеров «восточных параллелей».

 

1

*  *  *

Повстречаюсь с твоими глазами,

Забродившими ранней весной.

Ты двумя голубыми гвоздями

Крышку гроба забьёшь надо мной.

 

Только я не почувствую боли,

Соглашусь добровольно на смерть.

Ну зачем вырываться на волю,

Если можно воскреснуть суметь.

 

Все забуду: и женщин, и водку,

Золотую звезду на пруду.

На твою неземную походку

Без оглядки накину узду.

 

Я не раз нарывался на грубость,

Столько раз уходил в никуда.

Пусть твои захмелевшие губы

Не забудут меня никогда.

 

Проявлю свою тайную слабость –

Норов свой в сто узлов завяжу…

Да, бывают же русские бабы,

Ох, бывают же, я вам скажу.

Владимир Силкин, с. 59

 

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

 

СГОРЯЧА /

 

женщины! –

нет с ним сладу!..

хоть в пидорасы иди!..

Михаил Сапего

«Сапега обыкновенный», СПб.: К.М., 2009, с. 56

 

2

Берёзы у обочины

 

В овраге на обочине,

Терпя бензинный ад,

Растут берёзки чахлые

Уж много лет подряд.

 

Истерзанны, измучены

Стоят они в пыли

И сгорблены и скрючены,

И мехом поросли.

 

Под гул моторов, выхлопы

Свои проводят дни,

За что судьбой безрадостной

Наказаны они?

Валентин Косолапов, с. 100

 

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

 

— Как ты здесь проросла,

заводская нецветная вишня?

— Как и ты…

Михаил Сапего

«Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 12

 

3

Хмельной месяц

 

Разгулявшись, знать, с получки,

Рогом чуть не сбив звезду,

Целовался месяц с тучкой

Ненасытно, как в бреду.

 

Горячо, напропалую,

Страстно, яростно, взасос.

И роняли поцелуи

На луга, поля и плёс.

 

Всей округе было видно,

Приумолкла слобода.

Лишь брюзжала – как не стыдно?!

С трезвой завистью звезда.

Юрий Семёнов, с. 185

 

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

 

К вопросу о танцах – 91

 

Без прежней удали,

но буде так случится, —

то и сейчас не прочь, залив глаза,

с какой-нибудь безумной молодухой

сомнительным движениям предаться!

Михаил Сапего

«Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 27

 

 

Cписок упоминаемых авторов (часть, номер стиха)

 

Александр Волобуев [I;14]

Александр Чистяков [II;4]

Алексей Николаевич Толстой [I;21]

Андрей Боронихин [I;12]

Андрей Филиппов [I;15-17]

Андрей Фролов [I;11]

Валентин Косолапов [III;2]

Валерий Хатюшин [II;2]

Владимир Владимирович Маяковский [II;3]

Владимир Силкин [III;1]

Денис Коротаев [II;5]

Евгений Антошкин [I;7-9]

Евгений Грязнов [I;6]

Евгений Реутов [II;7]

Иван Тертычный [I;10]

Игорь Северянин [II;8-9]

Лев Котюков [I;2]

Максим Замшев [I;13]

Михаил Сапего [III;1-3]

Михаил Шаповалов [II;8-9]

Николай Рубцов [I;2]

Нина Шевцова [I;5]

Ольга Родионова [II;6]

Сергей Александрович Есенин [I;4,20]

Сергей Казначеев [I;20]

Эдуард Балашов [I;1], [II;1]

Юрий Баранов [I;21]

Юрий Лопусов [I;18-19]

Юрий Семёнов [III;3]

Юрий Юшкин [I;3]

 

«19» июня 2013 г                                                                    Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий