Совсем недавно я начал коллекционировать номера журнала «Поэзия». Журнал начал выходить с 1997 года. В этом, 2013-ом году вышел уже 43-ий номер и вот-вот появится 44-ый. На сегодняшний день у меня по-прежнему нет одиннадцати номеров:
1, 3, 5, 6-7, 15, 20, 28, 29, 33, 36.
Стержнем страсти коллекционирования является убеждение, что в журнале таится золотоносная жила поэзии мастеров недавнего прошлого. Со временем я надеюсь собрать все номера и ознакомить с россыпями находок любознательных читателей. Статьи я планирую составлять из трёх частей. В первой части – понравившиеся смысловые и художественные образы, во второй – запомнившиеся технические приёмы, в третьей – восточные параллелизмы.
ПОЭЗИЯ
литературно-художественный, культурно-просветительский
и образовательный журнал
Московской организации Союза писателей РФ
№ 1 (9)
Москва
2000 г.
Главный редактор — Лев Котюков. В попечительском совете есть известные киноактёры и певцы: Наталья Варлей, Наталия Воробьёва, Вилли Токарев и Валентина Толкунова.
Часть I. Цитаты и стихотворения
1
Там, где нас не будет
Наш корабль уходит в бушующее море.
За кормой былое пенится вослед.
Якорь же закинут в бухте назначенья,
До которой ходу миллионы лет.
Некто усмехнётся, мол, тогда не будет
Корабля и бухты, и не будет нас.
Мы ж на ту усмешку припасли улыбку:
Там, где нас не будет, мы живём сейчас!
Эдуард Балашов, с. 5
2
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
<…>
«В горнице», Николай Рубцов, 1965
<…>
«Кстати, какой-то досужий критик, анализируя бессмертное стихотворение Рубцова, глубокомысленно заключил: «Это ж поэт с похмелья мается… А мать, жалея сына, берёт ведро и приносит ему воды…»
<…>
«… сдерживаю вопль души и популярно объясняю, что это стихотворение – сон. Всё происходит в вечности. Поэт видит во сне мать, которую потерял в возрасте пяти лет. В вечности поэт встречается с матерью – и ночная звезда в вечности».
«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава десятая, с. 15
3
«Помнится, как однажды известный поэт Сергей Александрович Поделков рассказывал мне и Н. В. Банникову, что Твардовский патологически не любил Есенина и категорически был против издания собрания сочинений великого поэта в пяти томах.
<…>
Вот так, «самый известный» и «первый поэт страны», — так называет Твардовского в своих мемуарах Р. Медведев, — «был более чем равнодушен к Маяковскому», «удивлял неприязненным отношением к стихам Сергея Есенина», «явно не являлся поклонником Б. Пастернака и не любил поэзии О. Мандельштама».
Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 26-27
4
«Милый Шура!
<…>
Живу, дорогой, — не живу, а маюсь, только и думаешь о проклятом рубле. Пишу очень мало. С старыми товарищами не имею почти ничего, с Клюевым разошелся, Клычков уехал, а Орешин глядит как-то все исподлобья, словно съесть хочет. Сейчас он в Саратове, пишет плохие коммунистические стихи и со всеми ругается. Я его очень любил, часто старался его приблизить себе, но ему все казалось, что я отрезаю ему голову, так у нас ничего и не вышло, а сейчас он, вероятно, думает обо мне еще хуже.
А Клюев, дорогой мой, — бестия. Хитрый, как лисица, и все это, знаешь, так: под себя, под себя. Слава Богу, что бодливой корове рога не даются. Поползновения-то он в себе таит большие, а силенки-то маловато. Очень похож на свои стихи, такой же корявый, неряшливый, простой по виду, а внутри – черт.
Клычков же, наоборот, сама простота, чистота и мягкость, только чересчур уж от него пахнет физической нечистоплотностью. Я люблю его очень и ценю как поэта выше Орешина. Во многом он лучше и Клюева, но, конечно, не в целом. Где он теперь, не знаю.
<…>
Посылаю тебе «Трерядницу», буду очень рад, если ты как-нибудь сообщишь о своем впечатлении.
Твой С. Есенин.
1920, июнь 26».
Из письма Сергея Александровича Есенина к Александру Васильевичу Ширяевцу
Юрий Юшкин, «Рукописи не горят???» (Странная судьба писем Есенина), с. 37-38
5
<…>
Девка, аукай, беги за подругой!
Сгинешь в лесу, медвежонка родишь…
<…>
Нина Шевцова, «* * *», с. 58
6
<…>
Что от нас остаётся?
Стихи и картины –
Да любовь лучших женщин,
что верили в нас!
Евгений Грязнов, «У портрета художника», с. 67
7
<…>
Словно скифский лук упругий
Вытек струйкой родника,
Гибко выгнулась над лугом
В лёд одетая река.
Из промёрзших за ночь веток
Вьюга строит терема.
<…>
Евгений Антошкин, «Зимний пейзаж», с. 90
8
<…>
Взвихрив голову, глянул на землю Толстой,
Грустный Блок в первый раз улыбнулся…
Отражаясь в воде, всё плывут облака,
Словно души умерших кочуют.
Вот промчался скакун, вот взмахнула рука, —
Где они в этот раз заночуют?
Евгений Антошкин, «Облака», с. 91
9
<…>
А ветер всё громче над сонным безмолвием свищет,
Здесь только ему эта штатная вольность дана, —
Бросает листву на тяжёлые плиты кладбища
И снова срывает, как будто с груди ордена.
Евгений Антошкин, «* * *», с. 92
10
<…>
И шумит набегающий с Дона
ветерок, отемнённый дождём,
и мерцает широкой иконой
размолоченный сном окоём…
Иван Тертычный, «* * *», с. 112
11
<…>
Майор непонятных войск
<…>
Андрей Фролов, «Новая история», с. 117
12
<…>
Как говорят, материя есть память бога.
<…>
Андрей Боронихин, «Гимн Гермесу», с. 121
13
<…>
Опавших листьев золотая мелочь
Шуршит уныло. Это не к добру.
Восходит солнце как-то неумело,
И тут же замерзает на ветру.
<…>
Максим Замшев, «* * *», с. 144
14
<…>
Столетия сползают как лавины.
<…>
Александр Волобуев, «Венок поэтов», с. 152
15
Безумный Ван-Гог
«Сукно в бильярдной было такое зелёное,
что его хотелось жевать…»
Из письма Ван-Гога
Кто там в бильярдной
у двери парадной
застыл как солдат?
Фонарь – апельсином,
горит керосином –
сукно как салат…
Вот с кием,
как с ложкой,
склонился игрок…
«Какое
Вам дело!
Оставьте!
Играть!»
Вскричал
заполошно
безумный ВанГог.
Но вдруг, разогнувшись
и выскочив вон,
глядит он, как солнце
спешит на поклон…
И спелый подсолнух
склонивши главу,
танцует на пашне
и машет ему…
Кровавое ухо упало на ветер,
маэстро в экстазе его не заметил…
Он кровью рисует осенние листья
и в небе полощет бездомные мысли…
Бог с неба спустился – он понял, что надо
Ван-Гогу при жизни присвоить награду…
Ван-Гог не заметил явления Бога,
и краски ложились, казалось, убого,
казалось, нелепо,
казалось, не так –
вот солнце как репа,
как медный пятак…
и Бог удивился этюду Ван-Гога
и что-то поправил в Компьютере строго.
Хвостатые звёзды рисует Ван-Гог,
а краски мешает улыбчивый Бог…
И так они вместе рисуют доселе,
и мир как ребёнок летит в карусели,
неспелою вишней восходит луна,
и пенной отрыжкой плюётся волна…
В моём огороде – не сплю до утра –
огнями сверхновой восходит ботва
и мозг разыгравшись не просит другого
лишь кисти и краски для нового слова…
Андрей Филиппов, с. 157-158
16
<…>
глаза с отёкшей поволокой
и в чёрных венах мёртвый пульс…
<…>
Андрей Филиппов, «Встреча с Гамлетом», с. 161
17
Сломанный ноготь
чернел из нутра, переходя в фиолетовое…
Я глядел
на синее пламя ушиба,
на розовый цвет
природного естества
и думал –
сиянью небес
подобно увечье сие
иль сколу на камне
у чёрного доломита…
Андрей Филиппов, с. 163
18
Микрорецензия на стихи
Игоря Губермана
Ценю породу добермана,
Я этим псом горжусь везде.
Ценю способность Губермана
Смысл бытия свести к …..
Юрий Лопусов, с. 172
19
Прозаику и стоматологу
Валерию Исаеву
Сей муж принадлежит векам.
Улыбкой щедро всех одаривая,
Он лечит зубы мужикам,
А бабам зубы заговаривает.
Юрий Лопусов, с. 172
20
«Ещё в сборнике русских песен Кирши Данилова (XVII век) находим припевки, по размеру и настроению совпадающие с частушечной статью, например в тексте, озаглавленном «Стать почитать, стать сказывать». Кстати, очень долго нельзя было полностью опубликовать этот фольклорный памятник в открытой печати из-за предельной откровенности или, если угодно, непристойности некоторых его фрагментов.
<…>
… Сергей Есенин, вспоминавший, что первые стихи сочинял в подражание частушкам, когда писал своё знаменитое:
Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь – живи в раю.
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою…
<…>
Четырёхстопный хорей позволяет автору-певцу передавать любое настроение, любую ситуацию, любой оттенок чувства».
<…>
* * *
Мокрым веником Марина
Так и хлещет Аню.
Генеральная уборка
Превратилась в баню!..
<…>
* * *
Я пришёл – она стирает,
Я ей вынул из порток
(Не подумайте плохого!):
— На-ко выстирай платок.
* * *
Я бывало всем давала
В саду на скамеечке
(Не подумайте дурного!)
Из кармана семечки.
* * *
В нашем саде, в самом заде,
Вся трава примятая.
То не буря бушевала –
То любовь проклятая.
* * *
— Эх, тёща моя
Дай опохмелиться.
Твоя дочка подо мной
Плохо шевелится.
Ну а тёща-то в ответ:
— Что-то мне не верится:
Под хорошим мужиком
И бревно шевелится.
Сергей Казначеев, «Это звонкое чудо – частушка», с. 175, 178, 180
21
Баллада
об инопланетянах
«Отчего это, — спросил Гусев, —
у вас на Марсии бабы какие-то синие?»
Алексей Толстой, «Аэлита»
Видать, летающих тарелок налетело:
Уж больно много чужаков с иных планет,
Противных рожами, ещё противней телом,
А в смысле запаха и вовсе спасу нет.
<…>
Пускай у них там задницы колючи,
Пускай под мышками сиреневая слизь,
С их точки зрения вы, местные, не лучше, —
И вы не признаёте плюрализм!»
<…>
Юрий Баранов, с. 187-188
Часть II. Техника — рифмы, эпитеты, новые слова и т. д.
1
Расея/каруселях
«На быстроходных каруселях
Под детский радостный испуг
Американская Расея
На новый загребает круг».
Эдуард Балашов, «Туман», с. 4
2
двухсотдебильный
«И кухонный скандал,
и мат, и крик бессильный,
и телесериал –
опять двухсотдебильный…»
Валерий Хатюшин, «Повседневность», с. 9
3
врезываясь/трезвость
«Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота…
Летите, в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость».
Владимир Владимирович Маяковский, «Сергею Есенину», с. 16
4
Белграде/****и
«Мой Брат был убит под Самашками,
Мой друг похоронен в Белграде,
а я, с деловыми замашками,
читаю стихи
первой встречной ****и».
Александр Чистяков, «Шоумен», с. 19
5
в … пене я/успения
«Утомлён дорогой мглистою,
Вижу в сумеречной пене я
Жизни просеку тенистую
От истока до успения».
Денис Коротаев, «* * *», с. 97
6
омонимично-омофоничный комплекс: чертя/черта и серой (в двух значениях)
«Ты будешь падать, медленно чертя
Кровавую дугу на краске серой
В подъезде, где не видно ни черта,
И даже пахнет почему-то серой».
Ольга Родионова, «* * *», с. 119
7
галеон/влюблён
«Искрящимися волнами
Вздымало галеон
Обычно перед войнами
Бываю я влюблён»
Евгений Реутов, «* * *», с. 121
8
Мефистофель/картофель
«И как ни хмурься Мефистофель,
Какие козни им не строй,
У них неистощим картофель:
Так здесь налажен жизни строй».
Игорь Северянин, 1918 г
Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131
9
омофоничная омониия: удел/у дел
«Посредственному адвокату
Стать президентом – не удел.
Он деловито шёл к закату,
И вот дойдя – он не у дел».
Игорь Северянин, «Самарский адвокат», 1918 г, с. 132
Михаил Шаповалов, «Король поэтов», часть вторая, глава первая-вторая, с. 131
Часть III. Восточная параллель
Новожанр «параллелизмов» введён Львом Котюковым. Развивая идею Льва Константиновича, предлагаю новую серию примеров «восточных параллелей».
1
* * *
Повстречаюсь с твоими глазами,
Забродившими ранней весной.
Ты двумя голубыми гвоздями
Крышку гроба забьёшь надо мной.
Только я не почувствую боли,
Соглашусь добровольно на смерть.
Ну зачем вырываться на волю,
Если можно воскреснуть суметь.
Все забуду: и женщин, и водку,
Золотую звезду на пруду.
На твою неземную походку
Без оглядки накину узду.
Я не раз нарывался на грубость,
Столько раз уходил в никуда.
Пусть твои захмелевшие губы
Не забудут меня никогда.
Проявлю свою тайную слабость –
Норов свой в сто узлов завяжу…
Да, бывают же русские бабы,
Ох, бывают же, я вам скажу.
Владимир Силкин, с. 59
восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель
СГОРЯЧА /
женщины! –
нет с ним сладу!..
хоть в пидорасы иди!..
Михаил Сапего
«Сапега обыкновенный», СПб.: К.М., 2009, с. 56
2
Берёзы у обочины
В овраге на обочине,
Терпя бензинный ад,
Растут берёзки чахлые
Уж много лет подряд.
Истерзанны, измучены
Стоят они в пыли
И сгорблены и скрючены,
И мехом поросли.
Под гул моторов, выхлопы
Свои проводят дни,
За что судьбой безрадостной
Наказаны они?
Валентин Косолапов, с. 100
восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель
— Как ты здесь проросла,
заводская нецветная вишня?
— Как и ты…
Михаил Сапего
«Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 12
3
Хмельной месяц
Разгулявшись, знать, с получки,
Рогом чуть не сбив звезду,
Целовался месяц с тучкой
Ненасытно, как в бреду.
Горячо, напропалую,
Страстно, яростно, взасос.
И роняли поцелуи
На луга, поля и плёс.
Всей округе было видно,
Приумолкла слобода.
Лишь брюзжала – как не стыдно?!
С трезвой завистью звезда.
Юрий Семёнов, с. 185
восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель
К вопросу о танцах – 91
Без прежней удали,
но буде так случится, —
то и сейчас не прочь, залив глаза,
с какой-нибудь безумной молодухой
сомнительным движениям предаться!
Михаил Сапего
«Стихи», сборник, Mitkilibris, 1993 г, с. 27
Cписок упоминаемых авторов (часть, номер стиха)
Александр Волобуев [I;14]
Александр Чистяков [II;4]
Алексей Николаевич Толстой [I;21]
Андрей Боронихин [I;12]
Андрей Филиппов [I;15-17]
Андрей Фролов [I;11]
Валентин Косолапов [III;2]
Валерий Хатюшин [II;2]
Владимир Владимирович Маяковский [II;3]
Владимир Силкин [III;1]
Денис Коротаев [II;5]
Евгений Антошкин [I;7-9]
Евгений Грязнов [I;6]
Евгений Реутов [II;7]
Иван Тертычный [I;10]
Игорь Северянин [II;8-9]
Лев Котюков [I;2]
Максим Замшев [I;13]
Михаил Сапего [III;1-3]
Михаил Шаповалов [II;8-9]
Николай Рубцов [I;2]
Нина Шевцова [I;5]
Ольга Родионова [II;6]
Сергей Александрович Есенин [I;4,20]
Сергей Казначеев [I;20]
Эдуард Балашов [I;1], [II;1]
Юрий Баранов [I;21]
Юрий Лопусов [I;18-19]
Юрий Семёнов [III;3]
Юрий Юшкин [I;3]
«19» июня 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна