Архив 14.04.2013. Итоги девятого конкурса Часть третья. Хайку

 

Конкурс «Поэзия хайку» естественным образом разбился на четыре номинации: хайку, японских трёхстиший, сенрю и двустиший. Так как следующий конкурс судить мне, то остановлюсь на хайку, чтобы, может, яснее изложить свой взгляд на относительно тёмные стороны этого жанра.

Если говорить общо, то хайку – символично-мостовой и чувственно-сбалансированный вид словесной живописи. О символике и различных мостах авторы-читатели и читатели-авторы имеют понятие. Тема же чувственной сбалансированности целостно практически не освещалась.

 

Чувство Знания

 

Первым видом чувства в хайку является крестообразное чувство: веры-неверия и правдо-лжелюбия, которые в своём пересечении имеют — Чувство Знания. Получается, что знания тоже вид чувства. Хотя многие считают их чем-то нейтральным. Может поэтому и образование у нас, как писал классик:

 

перед уроком

учительница стирает с доски

слово «любовь»

pol_doma

 

Зародыш чувства «знания» находится между чувством истины (правдолюбием) и верой (интуитивной уверенностью). Поэтому, на мой взгляд, получение знаний должно резонировать с внутренним стремлением к истине и неизбежно приводить к Вере. Иное знание, на мой взгляд, лишь видимость, и по большому счёту – лжезнание, так как ведёт к неверию, самовозвеличиванию, тщеславию и т. п. Можно отметить как факт, интуитивное стремление хайдзинов высокого уровня к правдоподобности словесной картинки. Или иначе, с ростом мастерства возрастает естественность, в каком-то смысле «серость» произведений.

Недаром на Руси поэты были сродни пророкам, так как считалось, что они посвящены в тайное понимание сути вещей, т. е. обладали чувством Знания.

 

Чувство Единения

 

Вторым видом внутреннего ощущения в хайку является крестообразное чувство: страха-бесстрашия и скромности-нескромности, которые в своём пересечении имеют — Чувство Единения (с видимым и невидимым мирами).

Истинное Знание должно вселить в человека уверенность в бесконечности существования и неуничтожимости его души. Должен начаться процесс ослабления земных страхов с одновременно крепнущим ощущением вселенского бесстрашия.

Другим встречным чувством, рождаемым Знанием, должно быть двоякое чувство смелости-скромности. Вероятно, грандиозность замысла, физическая немощность, тяжесть даже просто существования должна порождать скромность. При этом необходимость мыслящему человеку, как утверждал барон Мюнхгаузен, «время от времени поднимать себя за волосы», под угрозой (одиночества) исчезновения из поля зрения высших сил, должна порождать смелость, которая в свою очередь не должна перерастать в гордыню.

Чувство Единения со всем живым должен создать баланс страха-бесстрашия (смелости) и (смелости) нескромности-скромности.

 

Чувство Интуиции

 

Третьим видом чувства в хайку является крестообразное чувство: любви-нелюбви и знания-незнания (с чего начали — к тому и пришли), которые в своём пересечении имеют — Чувство Интуиции.

Баланс не только пронизывает нашу жизнь, но и является, скорее всего, источником движения, из-за, вероятно, его трудно уравновешиваемой крестообразности.

При этом трудно твёрдо утверждать что-либо. Любовь – это хорошо. Но всегда ли? Сколько воспитанных «любовью» маменькиных и к тому же неблагодарных сынков. Ненависть – это плохо. Но всегда ли? Вспомним Великую Отечественную — «пусть ярость благородная». Не превратилась ли Любовь к Родине в Ярость Благородную?

 

Это одно из возможных самоперетекающих построений. За изменением форм и самых высоких чувств человеку интересно уловить сущность. И хайку самый удобный и верный путь к этому. Всё в этом мире самоподобно. И точка подобна пространству. Хайку и есть эта точка, в которой замерло время и пространство. Время и пространство умирают, чтобы обрести вечность и вселенную.

 

Я несколько задержался на теоретизировании, так как этот конкурс стал в своём роде вехой в развитии российских хайку. И я надеюсь, что скоро мы сможем рассуждать о тайнах мироздания, обращая внимание лишь на мелочи вокруг нас. Меня радовали отдельные шедевры прошлых конкурсов, но здесь уже не одно выдающееся произведение, а добрых десять хайку целой плеяды авторов: Алисы Михалёвой, Николая Гранкина, Людмилы Кондратовой, Людмилы Грачёвой, Просто Сергеича, Алексея Фана и Курума Такуми. После девятого конкурса «Поэзия хайку» в моём лексиконе наряду с устоявшимися выражениями «лягушка» и «ворон» Басё, появились: «ветхий плетень» Алисы Михалёвой, «скрип качелей» Николая Гранкина, «сувенирный киоск» Людмилы Кондратовой, «с привкусом серванта» Алексея Фана и т. д.

Поздравляю всех авторов с прорывом на главном направлении. Но этот прорыв стал возможен благодаря всем: переводчикам, хайкуменовцам, японцам, классикам и безвестным авторам. Надеюсь, что впереди нас ждут новые откровения!

 

ветхий плетень

вдоль грунтовой дороги

заросли огурцов

 

Алиса Михалева, г. Санкт-Петербург

 

скрип качелей

мальчик листает

атлас мира

 

Николай Гранкин, г. Краснодар

 

сувенирный киоск

над дверью паутина

в каплях дождя

 

Людмила Кондратова, г. Санкт-Петербург

 

переправа

стряхиваю с обуви

пыль дорог

 

Людмила Грачева, г. Москва

 

заброшенный дом

у сломанной куклы

синие глаза

 

Николай Гранкин, г. Краснодар

 

маленькая кухня

хлеб соль в полоске

солнечного света

 

Николай Гранкин, г. Краснодар

 

отблеск зарницы

бредёт по ржаному полю

осёдланный конь

 

Просто Сергеич, г. Москва

 

старинная квартира

леденцы с привкусом

серванта

 

Алексей Фан, г. Санкт-Петербург

 

Кукушка.

Рис из чаши путника

клюют воробьи.

 

Курума Такуми, г. Балаково

 

старый занавес

в вестибюле театра

портреты актеров

 

Алексей Фан, г. Санкт-Петербург

 

 

«14» марта 2013 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий