Архив 07.06.2013. О  четвёртом  журнале  «Поэзия»

Совсем недавно я начал коллекционировать номера журнала «Поэзия». Журнал начал выходить с 1997 года. В этом, 2013-ом году вышел уже 43-ий номер и вот-вот появится 44-ый. На сегодняшний день у меня по-прежнему нет одиннадцати номеров:

1,  3,  5,  6-7,  15,  20,  28,  29,  33,  36.

Стержнем страсти коллекционирования является убеждение, что в журнале таится золотоносная жила поэзии мастеров недавнего прошлого. Со временем я надеюсь собрать все номера и ознакомить с россыпями находок любознательных читателей. Статьи я планирую составлять из трёх частей. В первой части – понравившиеся смысловые и художественные образы, во второй – запомнившиеся технические приёмы, в третьей – восточные параллелизмы.

 

ПОЭЗИЯ

литературно-художественный, культурно-просветительский журнал

Московской организации Союза писателей РФ

№ 3 (4)

Москва

1998 г.

Главный редактор — Л. К. Котюков. В попечительском совете есть известные киноактёры и певцы: Наталья Варлей, Вилли Токарев и Валентина Толкунова.

 

 

Часть I. Цитаты и стихотворения

 

1 Стихотворение настолько цельное, что цитирование кажется мне преступлением

 

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь не знала потрясений!

 

И тихо так, как будто никогда

Здесь крыши сёл не слыхивали грома!

Не встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе не зашуршит солома,

 

И редок сонный коростеля крик…

Вернулся я — былое не вернётся!

Ну что же? Пусть хоть это остаётся,

Продлится пусть хотя бы этот миг,

 

Когда души не трогает беда,

И так спокойно двигаются тени,

И тихо так, как будто никогда

Уже не будет в жизни потрясений,

 

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром…

«Ночь на родине», Николай Рубцов

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава шестая, с. 13-14

 

2

<…>

Шумят лишь сосен мрачных плахи

В кромешной паузе любви…

<…>

«*  *  *», Владимир Андреев, с. 19

 

3

«На мокрых стенах ёжатся газеты,

Им забегает за ворот вода».

Владимир Соколов

«Пластинка должна быть хрипящей…», Константин Ваншенкин, с. 32

 

4

<…>

…Уже привозят снег на крышах

Вагоны дальних поездов.

«Её письмо», Владимир Соколов

«Пластинка должна быть хрипящей…», Константин Ваншенкин, с. 32

5

<…>

А между елей густобровых

Проталин чёрные очки.

<…>

Когда приструнивает душу

Сосна, настроенная ввысь.

<…>

«К. Ваншенкину», Владимир Соколов, 1963

«Пластинка должна быть хрипящей…», Константин Ваншенкин, с. 36

 

6

Валентину Никулину

 

Я  устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

<…>

«Я  устал от двадцатого века», Владимир Соколов, 1988

«Пластинка должна быть хрипящей…», Константин Ваншенкин, с. 38

 

7

<…>

Капель начинает копейками звякать,

Считать свою мелочь и биться об лёд.

Владимир Соколов

«Пластинка должна быть хрипящей…», Константин Ваншенкин, с. 40

 

8

<…>

И строил гром,

Раскатами дрожа,

Стекольный дом

Осеннего дождя.

«*  *  *», Валентин Малый, с. 57

 

9

<…>

И кто-нибудь на это самом месте

Однажды задохнётся красотой.

<…>

«*  *  *», Владимир Перкин, с. 59

 

10

<…>

Поклонники не редели

с просьбами. В этом свете –

я был вам, по идее,

нужен, как лишний билетик.

<…>

«Леониду Филатову», Глеб Кузьмин, с. 60

 

11

<…>

Коль душу распахну,

То ждёт меня измена.

<…>

«*  *  *», Ирина Крашенинникова, с. 66

 

12

«Одилон Редон говорил: «Мои рисунки стимулируют воображение, вдохновляют, но сами они неопределённы, нечётки. Они не разрешают никаких проблем. Подобно музыке, они переносят нас в двусмысленный мир неопределённости».

«Новая кровь», Андрей Филиппов, с. 76

 

13

… «Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти, — писал в письме отцу поэта С. Л. Пушкину поэт Жуковский, — это было не сон и не покой… Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нём разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое удовольствованное знание… Всматриваясь в него, мне хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

«Гений пред взором неба», Анатолий Апостолов, с. 85-86

14

IV

<…>

Духовный труженик – влача свою веригу,

Я встретил юношу, читающего Книгу.

Он тихо поднял взор – и вопросил меня,

О чём, бродя один, так горько плачу я?

И я в ответ ему: «Познай мой жребий злобный:

Я осуждён на смерть и позван в суд загробный –

И вот о чём крушусь: к суду я не готов.

И смерть меня страшит».

— «Коль жребий твой таков, —

Он возразил, — и ты так жалок в самом деле,

Чего ж ты ждёшь? Зачем не убежишь отселе?»

И я: «Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?» —

Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь?» —

Сказал мне юноша, даль указуя перстом.

Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,

Как от бельма врачом избавленный слепец.

«Я вижу некий Свет», — сказал я наконец.

«Иди ж, — он продолжал: — держись сего ты Света,

Пусть будет он тебе /единственная/ мета,

Пока ты тесных врат /спасенья/ не достиг,

Ступай!» — И я бежать пустился в тот же миг.

<…>

«Странник», Пушкин А. С. , 26 ию/…/1835

(ПСС, М-Л: Изд-во АН СССР, 1937-1949, т. III, с. 391-393)

«Гений пред взором неба», Анатолий Апостолов, с. 89

 

15

«Многие поэты, лично знавшие Твардовского, вспоминают его предупреждение молодым: не пишите стихов о своей грядущей смерти – если вы талантливы, то они сбудутся…»

«Время гибели поэтов», Станислав Золотцев, с. 99

 

16

27 февраля 1918 года зал Политехнического музея переполнила публика. Под председательством критика П. С. Когана происходило избрание «короля поэтов». Звание присуждалось «всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием». <…> Когда Северянин кончил чтение, зал разразился аплодисментами и криками восторга.

После подсчёта голосов было объявлено: королём поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял Владимир Маяковский, третье – Константин Бальмонт».

«Король поэтов», Михаил Шаповалов, с. 115-116

 

17

<…>

От молний небо полыхало,

И в воздухе носились рыбы,

<…>

Но утром прибрежные глыбы,

Пирсы, причалы, трапы

Покрыли мёртвые рыбы,

Водоросли и крабы.

«Хроника одного урагана», Михаил Зубавин, с. 123-124

 

18

«Есть в жизни один закон негласный, по которому поэтом становишься лишь тогда, когда у тебя стащат образ».

«Бессмертные тайны», Сергей Красиков, с. 131

 

19

Как поминали меня,

я уж не помню, и рад ли?

Пили три ночи и дня

эти беспутные капли.

 

Как хоронили меня, —

помню, что солнце как льдинка…

Осень, шуршанье кляня,

шла в неподбитых ботинках;

 

За подбородок взяла

тихо и благословенно,

лоб мой лучом обвила

алым, как вскрытая вена.

 

Слёзы сбежали с осин

на синяки под глазами –

я никого не спросил,

ангелы всё рассказали…

 

Луч уходящего дня

скрыла морошка сырая.

Как вспоминают меня –

этого я не узнаю.

Леонид Губанов (1946-1983)

«Бессмертные тайны», Сергей Красиков, с. 132

 

20

<…>

этот вечер мне не брать

за узду седого ливня…

<…>

«Осень»,  Леонид Губанов (1946-1983)

«Бессмертные тайны», Сергей Красиков, с. 132

 

21

<…>

Я до памяти порезал

Сердце чуткое своё.

<…>

Борис Примеров (1938-1995)

«Бессмертные тайны», Сергей Красиков, с. 132

 

22

Песенка палача

 

Повесить человека — не пустяк,

И тут нужны особые таланты!..

Я вас повешу так,

Я вас повешу так,

Что даже не задену ваши гланды!..

 

В общении с клиентом нужен такт —

Ведь вешаешь живого, а не доску,

Я вас повешу так,

Я вас повешу так,

Что даже не попорчу вам прическу!..

 

В своем нелёгком деле я мастак,

Люблю работать быстро и красиво!

Я вас повешу так,

Я вас повешу так,

Что вы мне после скажете спасибо!..

 

Леонид Филатов, 1968, с. 142

 

23

Песенка о ярмарке

<…>

Тут продаётся с молотка

Что только захотите –

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

 

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену –

Всегда найдётся идиот,

Который спросит цену.

 

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продаётся даже дым

С костра Джордано Бруно

<…>

Леонид Филатов, с. 143

 

24

<…>

Когда на зов твой явится сержант

И тоже намекнёт насчет деньжат, —

Ты можешь, протянув ему браслет,

С угрозой поглядеть ему вослед!..

<…>

«Песенка о свободе слова», Леонид Филатов, 2004 г, с. 145

 

 

Часть II. Техника — рифмы, эпитеты, новые слова и т. д.

 

1

на острове/росстани, божественно/женщина

 

<…>

Пахнет водою на острове

Возле одной из церквей.

Там не признал этой росстани

Юный один соловей.

<…>

Как он ликует божественно

Там, где у розовых верб

Тень твоя, милая женщина,

Нежно идёт на ущерб.

<…>

«Венок», Владимир Соколов, с. 4

 

2

е/ё: при чтении четверостишия Владимира Бояринова (с. 8):

 

«А я вышел утром на крыльцо

Да на шаткое,

Заревницей глянуло в лицо

Солнце жаркое»,

 

Относительно слова «заревница»: если танцевать от слова «заря», то, кажется, благозвучнее – «зарёвница», если же – от «зарево», то – «заревница».

 

3 В шестой главе «Демоны и бесы Николая Рубцова» Лев Котюков по памяти цитирует «чьи-то» строки: «Да что – стихи?! Они не кормят,/Лишь только поят иногда».

 

Цитата эта, вероятно, из стихотворения «В больничном саду» (памяти поэта Д. Голубкова) Анатолия Жигулина (1975):

 

«…И стихи, к сожаленью, не кормят.

Только поят,

И то не всегда».

 

3

Когда читал стихотворение Николая Тряпкина «Гласом царя Давида…» (с. 16):

«Я укрепляю дом свой лучшими городнями», вспомнил строки из одной рецензии http://recensent.ru/nushka/737/:

«Обилие старых (или диалектных?) слов особенно раздражает, когда оно сгущается вплоть до исчезновения смысла:

 

Пускай в холодные левады

Бегут степные катуны…

 

Ну не знаю я, что это такое! И не собираюсь узнавать ради того, чтобы потом со знанием дела читать стихи Тряпкина.:))»

 

Да, слово «городня» можно встретить лишь у Даля, причём уже при нём это слово было старинным. Меня, наоборот, восхищает смелость использования древнерусских слов. В числе прочего поэт тем самым заставляет задуматься читателя и над современными словами (например, изгородь), над истоками нашего языка. На Востоке над стихотворением работает не только и не столько автор, сколько – читатель. Богатство русского языка – в его недрах. Стихотворные пласты – такие же недра. Как же мы проникнем в Незримое, не научившись делать усилия в малом?

 

4

Поэзия/повесила

 

<…>

Вся в белом от боли Поэзия,

На косы надела

Терновый венок

И камень на шею

Повесила.

<…>

«*  *  *», Анатолий Заяц, с. 22

5

В статье «Столковаться с целым человечеством…», посвященной Леониду Николаевичу Мартынову, Николай Старшинов передаёт слова поэта: «Это каждый может написать о том, что видит, сделать словесную фотографию. Поэт – творец, фантазёр, мечтатель…» (с. 31)

Словесная фотография – искусство. Каждый ли напишет:

 

опять морозы –

но похож на подснежник

узор на стекле

Алексей Жидков

«Наш год», сост. Феликс Тамми, «Издательство Русь», Спб, 2005 г, с. 211

 

Снег. Учу сына читать –

заяц… санки… собака

Владимир Ищенко

«ХАЙКУМЕНА», вып.2, 2004г, с. 45

 

пока не проснулся кот…

пьём чай

из блюдечка

pol_doma из Кирова

 

подарок внука

чуть великовата

летняя шляпа

Николай Гранкин, г. Краснодар

 

6

слово «троят»

<…>

Троят у голубятни мужики.

Собачники тусуются на поле.

<…>

«Подмосковный вечер», Валерий Латынин, с. 126

 

 

Часть III. Восточная параллель

 

Новожанр «параллелизмов» введён Львом Котюковым. Развивая идею Льва Константиновича, предлагаю очередной пример «восточной параллели».

 

1

*  *  *

 

Каких вещей наволокли в страну!

В латинский шрифт наряженных наклеек!

Их тьмы и тьмы, —

Куда я ни взгляну, —

Из всех больших и маленьких америк.

 

А вывески в спесивом вздоре лают.

Сквозь их ряды я прохожу в тоске.

Они меня куда-то посылают

На лающем английском языке.

Владимир Андреев, с. 165

 

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

 

2

*  *  *

 

под   настроение   сжег

государственный   флаг   США … —

полегчало.

Сапега, 1995 г

«Разрозненные ХЭ», Л.: «Красный Матрос», 1995 г, с. 14

«Митьки», СПб.: АМФОРА, 2008 г, с. 246

«Поэзия», № 1, 2012 г, с. 247

 

Cписок авторов (часть, номер стиха)

 

Александр Сергеевич Пушкин [I;14]

Александр Трифонович Твардовский [I;15]

Алексей Жидков [II;5]

Анатолий Жигулин [II;3]

Анатолий Заяц [II;4]

Борис Примеров [I;21]

Валентин Малый [I;8]

Василий Андреевич Жуковский [I;13]

Валерий Латынин [II;6]

Владимир Андреев [I;2], [III, 1]

Владимир Бояринов [II;2]

Владимир Ищенко [II;5]

Владимир Перкин [I;9]

Владимир Соколов [I;3-7], [II;1]

Глеб Кузьмин [I;10]

Евгений Плеханов [II;5]

Ирина Крашенинникова [I;11]

Леонид Губанов [I;19-20]

Леонид Филатов [I;22-24]

Михаил Зубавин [I;17]

Михаил Сапего [III, 2]

Михаил Шаповалов [I;16]

Николай Гранкин [II;5]

Николай Рубцов [I;1]

Николай Старшинов [II;5]

Николая Тряпкин [II;3]

Одилон Редон [I;12]

Сергей Красиков [I;18]

 

 

«7» июня 2013 г                                                                    Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий