Во второй главе «Этапы развития «хайку и около» в России» статьи «Трёхстишия дореволюционной России» http://stihi.ru/2009/12/14/365 я выделил четыре периода:
- Дореволюционный или ознакомительный [1904 – 1917],
- Пролетарский этап или этап брожения [1918 – 1953],
- Период «могучей кучки» [1953 – 1999],
- Современный этап — с 1997.
Этот современный этап начался со статьи Алексея Андреева «Что такое хайку?». Затем, с 1999 года, Дмитрий Кузьмин начинает выпускать первый в России альманах «хайку и трёхстиший» — «Тритон». Среди первых авторов: Алексей Андреев, Михаил Бару, Александр Белых, Игорь Бурдонов, Марина Гаген, Владимир Герцик, Сергей Зорохович, Ира Новицкая и другие. А в 2003-ем году четвёртым выпуском «Тритона» была передана эстафета новому альманаху «Хайкумена», под знаменем которого в настоящее время собрана относительно полная подборка трёхстиший. Поэтому 12-летний период с 1999 года до выхода четвёртого выпуска «Хайкумены» в 2011 году можно назвать этапом количественного накопления трёхстиший. И если ещё до 2011 года можно было записывать первую, пришедшую в голову нестандартную мысль, и думать, что ты один в целом свете, то теперь всё иначе.
Десятый конкурс «Поэзии хайку» показал, что критическая масса трёхстиший уже написана и находится она в четырёхтомнике «Хайкумены». Современным авторам стало сложнее, так как легко сесть в чужую лужу, причём уже не только в японскую, но и в «хайкуменовскую». Для этого прочтите стихи участников «Кастинга в корабельную команду «Чужой Лужи» http://stihi.ru/2013/07/25/8858. Не менее трудно и судьям найти границу хонкадори и «чужой лужи».
Из огромного количества стихов и авторов «Хайкумены» я выделяю лишь – Софию Русинову. Её стихи, на мой взгляд, ещё не оценены по достоинству.
от входа до выхода
краткий сон под землёй
в метро
«Хайкумена-3», 2007, с. 30
ромашка на прежнем месте
а дуб подрос
«Хайкумена-3», 2007, с. 30
Новаторство авторов «Хайкумены» я вижу не только в неожиданном использовании старых выражений «взял на карандаш», «группа крови на рукаве», «унесённые ветром», «пробелы в образовании», но и в создании новых: «кашлять хором», «словарь лишних слов», «безбашенный кран», «за кладкой», «узелки гнёзд», «завязывать развязочки» и т. д. Сильной стороной издания является создание коллективных цепных стихов, публикация композиций — хайга и хайбун.
Картина будет отдавать привкусом слащавости, если не разбавить её каплей дёгтя. Сильной стороной журнала является грамотность, туда и капнем. Вот два краткостишия из третьего выпуска:
18
наперегонки за бабушами
выводок котят
с. 212
Дискриминация. Я тоже кормлю кошек, и поверьте на слово – за дедушами они тоже скачут.
Путь из больницы.
Занесённые следы
К пустой качели.
с. 250
У меня на конкурсе даже был протест, мол, «Хайкумене» можно, а нам — нет, туды её в качель. Так что желаю и далее расширять границы не только русского!
Творческого долголетия и долготерпения всей редколлегии! Впереди разработка флага, гимна и герба «Хайкумены», принятие первого свода законов и выборы президента, который на Новый год будет декламировать россиянам хайку собственного сочинения! Только б жить в эту пору прекрасную!..
«7» августа 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна