Архив.14.04.2011. Введение в тематическую базу лучших трехстиший

Введение в тематическую базу лучших трехстиший

Сказать что-то новое в краткостишиях даже на русском языке с каждым годом становится все труднее. Сравнения и метафоры, как правило, можно найти в традиционной поэзии, а иногда и в прозе.
Все идет к тому, что со временем, искусство написания трехстиший будет заключаться в том, чтобы посмотреть на давно сказанное под новым углом зрения.
Поэтому необыкновенно важным становится создание тематической базы краткостиший, в которой были бы собраны трехстишия, связанные ассоциативно, похожие, скажем, темой, обыгрыванием омонимии, запоминающиеся словосочетанием, перекликающиеся с известным четверостишием или отрывком любого стихотворения.  Интересно проследить, как с течением времени авторы изменяют угол зрения на одни и те же вещи и действия и находят новые связи в давно открытом, очевидном и будничном.
Первопроходцем в создании тематической базы является  Александр Долин.  В 1987 году вышла в свет детская книжка «Одинокий сверчок», в которой Александр Долин собрал 366 тайку на 63 темы. Второй книгой была «Наш год», которую составил Феликс Тамми (СПб.: «Издательство Русь», 2005 г). Составитель старался отобранные трехстишия расположить в соответствии со сменой времен года. Естественным образом Феликс Тамми обнаружил и множество гнезд, трехстишия которых интуитивно стал располагать рядом.  Посмотрите на примеры — «стекло замерзшее», «снег на плечах», и обратите внимание на соответствующие страницы в книге.
Многие авторы, как и я, периодически обращают внимание на «плагиат». Но, вероятно, он неизбежен хотя бы из-за краткости стиха, обработки в подсознании прочитанного и т. д.
С точки зрения «гнездования» краткостишия можно разбить на следующие классы:
I. Оригинальные, т. е. краткостишия, при чтении которых возникает ощущение, что об этом никто раньше не писал.
II. Кажущиеся оригинальными, т. е. такие краткостишия, которые вроде бы не видел, но так как идея лежит на поверхности, есть уверенность, что есть и им подобные стихи.
III. Слабооригинальные, которые раскрывают известную тему с новой стороны.
IV. Ключевые, т. е. такие стихи, которые, несмотря на появление новых стихов, являются лучшими в раскрытии темы или «в своем роде».
Попытка собрать лучшие «гнезда», была, например, в статье «100 хайку и около 100 авторов на русском языке»,http://stihi.ru/2008/12/16/677. Здесь же я хочу начать процесс объединения всех находок, чтобы в итоге создать базу краткостиший.
Авторов, которые не хотят, чтобы их стихи были в тематической базе, прошу сообщить об этом в комментариях или по почте. По количеству хайку лидерство, с моей точки зрения, уже давно удерживает Орига. Поэтому буду благодарен Ориге, если она разрешит оставить ее хайку и трехстишия в этой базе, так как без ее находок база будет неполной. Отмечу, что к классикам в области краткостиший помимо Ориги отношу Алексея Грохотова, Константина Микитюка, Михаила Бару, Михаила Сапего, Софию Русинову и Тэнгу.

Буду рад
— исправить замеченные читателями ошибки,
— ссылкам, чтобы почитать трехстишия на страницах читателей,
— познакомиться с конкурсными работами и т. п.

«14» апреля 2011 г
Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111041402124 

Добавить комментарий