Теория форм хайку

.                                                 Теория форм хайку

 

 

.          На сегодняшний день лишь немногие авторы придерживаются твёрдой формы. Среди них отмечу Артёма Мочалова. Большинство исповедуют лаконизм на том основании, что нет достаточного убедительного обоснования какой-либо формы трёхстиший. В этой статье я продолжу изложение Российской теории хайку (РТХ) именно в этом аспекте.

 

.                                  I. СЧИТАЕМ БУКВЫ, А НЕ СЛОГИ

 

.          Моя теория основана на примате букв, как смыслонесущих атомов русского языка. Букв в моём алфавите 35. Ранее в статье «Третий знак алфавита и конкурс подвижных трёхстиший» http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2017/04/02/третий-знак-алфавита-и-конкурс-подвиж/ был введён третий знак алфавита – пробел. Теперь усилим теорию и скажем, что пробел на самом деле состоит из двух частей: полупробела предисловия и полупробела послесловия. Таким образом, буква-знак-число «О» оказывается в самой сердцевине алфавита, что обеспечивает ей должный почёт и уважение. Впрочем, пробелы можно заменить на количество слов в строчке.

 

.                                   II. ФРАКТАЛЬНОСТЬ ФОРМЫ

 

.          Фрактальность (самоподобие) – является краеугольным камнем моей теории с момента её возникновения. Последний раз я возвращался к этому понятию при обсуждении самой первой теоретической статьи «Спектральный анализ трёхстиший», написанной совместно с Михаилом Кожиным. Форма хайку должна быть самоподобной. Хайку двучастно и ритмически трёхзвенно. Одна из частей совпадает с ритмическим звеном, другая – состоит из двух звеньев. Принцип фрактальности говорит, что части должны быть – ни больше не меньше – в золотой пропорции.

.          Пусть в первом звене будет «a» букв, во втором – «b», и в третьем – «с». В отношении к средней строчке и первая, и третья имеют равные права на том основании, что средняя строчка может объединяться как с левой, так и с правой. Это означает, что первая и третья строчки должны быть равны. И для определения формы хайку достаточно определить золотую пропорцию между первой строчкой и второй: а/b = b/(b+а).

 

.                                 III. ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ В ХАЙКУ

 

.          К числам Фибоначчи я также уже обращался. Теперь понятно «почему». Эти числа имеют отношение к РТХ. Дело в том, что золотое сечение можно представить не только в виде мистически вложенной бесконечной цепочки квадратных корней {\sqrt {1+{\sqrt {1+{\sqrt {1+{\sqrt {1+\dots }}} и цепных дробей из единиц, но и отношений чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. Итак, применительно к земным условиям можно выделить три формы хайку по количеству букв: Фибоначчи (13-21-13), Мини-Фибоначчи (8-13-8) и Микро-Фибоначчи (5-8-5).

.          Из двойственности мира вытекают пары к этим базовым формам, которые можно назвать — параформы: 21-13-21, 13-8-13, 8-5-8.

 

.                            IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СЛОГОВ В ХАЙКУ

 

.          Традиция предписывает россиянам придерживаться японского определения формы хайку по слоговому принципу 5-7-5, с чем я принципиально не согласен. Но, отдавая дань японским теоретикам, давайте вычислим соответствие найденной форме Фибоначчи японской слоговой форме.

.          Традиционные лингвисты не почитают пробел за знак алфавита, а тем более – за два. Поэтому бессмысленно пользоваться их статистикой. Тем не менее, есть наука, где на пробел не просто обращают внимание, его почитают. Это – криптография (шифровка и дешифровка). Кстати, первая моя (школьная) математическая работа «Клеточная теория простых чисел» не была опубликована в открытой печати, но меня вызывал, то ли пятый, то ли шестой отдел КГБ, и я рассказывал им суть открытия. Единственный раз я выступил с этой работой на закрытой конференции молодых специалистов в Санкт-Петербурге. Применение этой работы было именно в криптографии. Дело в том, что пробел встречается чаще, чем любая буква – 17.5%.

.          Воспользуемся открытыми данными, опубликованными в работе «Криптоанализ классических шифров» О. Н. Жданова и И.А. Куденкова (Федеральное агентство по образованию, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Лабораторный практикум для студентов, обучающихся по специальностям «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», Красноярск 2008) http://www.portalero.ru/drugoe/uchebnoe_posobie_kriptoanaliz.html.

.          Чтобы вычислить процентное соотношение букв в слоге, сложим процентную встречаемость гласных, вычисленную в этой работе с учётом пробелов: О – 9%, Е,Ё – 7.2%, А – 6.2%, И – 6.2%, У – 2.1%, Я – 1.8%, Ы – 1.6%, Ю – 0.6%,  Э – 0.3%. Итого: 35%. Так как на 35 гласных приходится 65 согласных и пробелов, то на одну гласную примерно – 1.857. Получается, что длина слога в русском языке в традиционных буквах и пробелах равна 2.857. Теперь форма хайку Фибоначчи  (13-21-13) легко перевести в слоги:

 

13 – 4.55 (4-5 слогов),

21 – 7.35 (7 слогов),

13 – 4.55 (4-5 слогов),

Итого: 16.45 (16-17 слогов).

 

.           Как выясняется, в целом древняя рекомендация предельно близка к правильной.

 

 

.                            V. Значение теории формы хайку (ТФХ)

 

.          ТФХ говорит о трёх разумных формах краткостиший: 13-21-13 (параформа: 21-13-21), 8-13-8, 5-8-5. Таким образом, обретают законные права министишия (8-13-8 и 13-8-13) и открывается дорога новому жанру – микростиший (5-8-5 и 8-5-8). Но что ещё более важно – появляется возможность чёткого определения критерия принадлежности к тому или иному поджанру путём поиска минимального квадратичного отклонения от трёх пар форм.

.          Симметричность формы позволяет ввести понятие центра хайку и рассматривать его, скажем, как ось вращения. Хайку, таким образом можно записывать и вертикально.

.          Желательно хайку располагать одно на странице, уважая буквы, предисловия, послесловия, а также надсловия и подсловия. Это уважение покоится на ничтожном количестве приемлемых хайку с точки зрения формы и содержания.

.          Так как пробелы эквивалентны (строго равны) количеству слов в строке, то форма напрямую зависит и от количества слов в строке. Таким образом, считаются не слоги, а привычные (обычные) буквы и слова. С точки зрения смысла и мистики, это восхитительно.

 

 

  1. VI. Лучшие по форме краткостишия (среди содержательных, а потому призёров наших конкурсов) на 2017-ый год

 

 

.                               I. Критерии градации формы.

 

.         К отбору допускаются лишь трёхстишия, у которых (a = c) при полном отсутствии предстиший, знаков препинания и заглавных букв. Идеальными считаются формы: 13-21-13, 8-13-8, 5-8-5 и их параформы: 21-13-21, 13-8-13, 8-5-8.

.         Градация по минимальному квадратичному отклонению (МКО). Скажем, реальная форма 12-23-12 будет иметь квадратичное отклонение от теоретической формы 13-21-13 равным 1+4+1, т.е.  КО(13-21-13)=6. В случае равенства отклонений преимущество имеет краткостишие с меньшим количеством букв или ошибок, иначе – по дате выставления на конкурс.

.           Справа обозначено количество букв, например, «землянка» – 8(количество обычных букв)+1(количество слов в строке) = 9.

 

 

*************************************************************************

.           ЛУЧШИЕ ХАЙКУ ПО ФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД

*************************************************************************

.                                 1 МЕСТО [КО = 0]

 

.                  шумит гаолян                      11+2 = 13
.           на сопках Маньчжурии             18+3 = 21
.                  запах шимозы                      11+2 = 13
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 0+0+0 = 0.

 

 

.               2 МЕСТО [КО = 1]

.                  новый роддом                 11+2 = 13
.           под башенным краном          17+3 = 20
.                   стрелки лука                   11+2 = 13
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(13-21-13) = 0+1+0 = 1.

 

 

.                   3 МЕСТО [КО = 1]

 

.                        зимний вечер                     11+2 = 13

.                 на картинке из пазлов              18+4 = 22

.                        пустые места                      11+2 = 13

Николай Гранкин, «Полевые цветы», № 1, с. 7, КО(13-21-13) = 0+1+0 = 1.

 

 

.              4 МЕСТО [КО = 2]

 

.                садовые гномы             12+2 = 14
.          разбросаны тут и там        17+4 = 21
.                редкие звёзды               12+2 = 14
Алиса Михалёва, «Полевые цветы», № 1, с. 10, КО(13-21-13) = 1+0+1 = 2.

 

 

.                   5 МЕСТО [КО = 3]

 

.                 дом без крыши              11+3 = 14
.            на ремешке от часов          16+4 = 20
.                 висит калитка                12+2 = 14 (сумма букв и слов = 48)
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(13-21-13) = 1+1+1 = 3.

 

 

.          6 МЕСТО [КО = 9]

 

.               полнолуние                   10+1 = 11
.       делают вид что спят             16+4 = 20
.             соседи внизу                     9+2 = 11 (сумма букв и слов = 42)

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(13-21-13) = 4+1+4 =9.

 

 

.             7 МЕСТО [КО = 9]

 

.                  вереница лиц          11+2 = 13
.              у края эскалатора       15+3 = 18
.                  газета metro            11+2 = 13 (сумма букв и слов = 44)
Алексей Фан, «Поэзия», № 43, с. 254, КО(13-21-13) = 0+9+0 = 9.

 

 

.             8 МЕСТО [КО = 9]

 

.                огонь в камине             12+3 = 15
.           распускаются листья        18+2 = 20
.                на дне чайника             12+3 = 15 (сумма букв и слов = 50)
Людмила Грачёва, «Поэзия», № 43, с. 252, КО(13-21-13) = 4+1+4 = 9.

 

 

.                   9 МЕСТО [КО = 12]

 

.                чёртово колесо              13+2 = 15
.            по садовому кольцу          16+3 = 19
.               вереница машин            13+2 = 15
Людмила Грачёва, г. Москва, «Полевые цветы», № 1, с. 15, КО(13-21-13) = 4+4+4 =12.

 

.               10 МЕСТО [КО = 17]

 

.                  в тине зелёной             12+3 = 15
.              море головастиков          16+2 = 18
.                 сохнут царевны            13+2 = 15 (сумма букв и слов = 48)
romannik, «Поэзия», № 45, с. 224, КО(13-21-13) = 4+9+4 = 17 (опубликовано раньше).

 

 

.              11 МЕСТО [КО = 17]

 

.                холодно в доме             12+3 = 15
.             ищет рука слепого           15+3 = 18
.               порванный плед             13+2 = 15 (сумма букв и слов = 48)
Алиса Михалёва, «Полевые цветы», № 1, с. 10, КО(13-21-13) = 4+9+4 = 17 (опубликовано позже).

 

 

.               12 МЕСТО [КО = 17]

 

.                     дорога в поле              11+3 = 14
.            цепляется к каждой юбке   20+4 = 24
.                    ничья колючка             12+2 = 14 (сумма букв и слов = 52)
Владимир Ашурко, г. Минск, Республика Беларусь, «Полевые цветы», № 1, с. 23, КО(13-21-13) = 1+9+1 =17.

 

 

.                        13 МЕСТО [КО = 18]

 

.                            огромная луна                         12+2 = 14
.                         за окном веранды                       14+3 = 17
.                          саженцы вишни                         12+2 = 14 (сумма букв и слов = 45)
Катерина Шмидт, Германия, «Поэзия», № 41, с. 254, КО(13-21-13) = 1+16+1 = 18 (перевес по дате).

 

 

.             14 МЕСТО [КО = 18]

 

.                воскресное утро               14+2 = 16
.          самый большой сугроб         18+3 = 21
.               едет на красный                13+3 = 16 (сумма букв и слов = 53)
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 49, с. 253, КО(13-21-13) = 9+0+9 =18.

 

 

.            15 МЕСТО [КО = 18]

 

.              летний ливень          12+2 = 14
.           на струне гитары        14+3 = 17
.              притихла муха         12+2 = 14
Алексей Фан, «Поэзия», № 43, с. 256, КО(13-21-13) = 1+16+1 = 18 (проигрывает по дате).

 

 

.        16 МЕСТО [КО = 18]

 

.                конец марта              10+2 = 12
.            срываются с цепи        14+3 = 17
.               учёные коты              10+2 = 12 (здесь полурифма: цепи/коты)
Людмила Скребнева, г. Казань, «Полевые цветы», № 1, с. 17, КО(13-21-13) = 1+16+1 =18.

 

.             17 МЕСТО [КО = 22]

 

.                отблеск зарницы              14+2 = 16
.          бредёт по ржаному полю      19+4 = 23
.                осёдланный конь             14+2 = 16
Просто Сергеич, «Поэзия», № 44, с. 244, КО(13-21-13) = 9+4+9 = 22.

 

 

.             18 МЕСТО [МКО = 24]

 

.                конечная станция             15+2 = 17
.                на краю скамейки            14+3 = 17
.                женская перчатка             15+2 = 17
Людмила Грачёва, «Полевые цветы», № 1, с. 8, КО(13-21-13) = 4+16+4 = 24; КО(21-13-21) = 16+16+16 =48.

 

 

.           19 МЕСТО [КО = 27]

 

.             стайка воробьёв           14+2 = 16
.          на плечах у чучела         15+3 = 18
.            бабушкин платок          14+2 = 16 (сумма букв и слов = 50)
Людмила Кондратова, «Поэзия», № 43, с. 252, КО(13-21-13) = 9+9+9 = 27.

 

 

.            20 МЕСТО [КО = 27]

 

.               щенячья радость              14+2 = 16
.             носится как живая             15+3 = 18
.               пёстрая варежка               14+2 = 16 (сумма букв и слов = 50)
Филмор Плэйс, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(13-21-13) = 9+9+9 = 27.

 

 

.                     21 МЕСТО [КО = 27]

 

.                         сильный туман                 12+2 = 14
.                пространство в пять шагов      22+4 = 26
.                          за собой ношу                  11+3 = 14 (сумма букв и слов = 52)
Николай Гранкин, «Поэзия», № 42, с. 250, КО(13-21-13) = 1+25+1 = 27.

 

 

.                    22 МЕСТО [КО = 34]

.                        полдень осенний             14+2 = 16
.                       тени параллелями            15+2 = 17
.                        по земному шару            13+3 = 16
Людмила Грачёва, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 9+16+9 = 34.

 

 

.            23 МЕСТО [КО = 38]

 

.                  поздняя осень           12+2 = 14
.                 у шоссе пустой          12+3 = 15
.                 рекламный щит         12+2 = 14
Алексей Фан, «Поэзия», № 44, с. 244, КО(13-21-13) = 1+36+1 = 38.

 

.                24 МЕСТО [КО = 51]

 

.                     школьный двор                 12+2 = 14
.            вдогонку за первоклассницей   25+3 = 28
.                    кленовый лист                    12+2 = 14
Людмила Грачёва, «Полевые цветы», № 1, с. 23, КО(13-21-13) = 1+49+1 =51.

 

 

*************************************************************************

ЛУЧШИЕ ХАЙКУ ПО ПАРАФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД

*************************************************************************

.                    1 МЕСТО [КО = 18]

 

.                    деревенский автобус              18+2 = 20
.                     в руках старушки                   14+3 = 17
.                  похрюкивает кабачок               18+2 = 20
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(21-13-21) = 1+16+1 = 18.

 

 

.                2 МЕСТО [КО = 38]

 

.                французская полечка                18+2 = 20
.                 у Покровских ворот                 16+3 = 19
.                спрос на маргаритки                 17+3 = 20
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 46, с. 247, КО(21-13-21) = 1+36+1 = 38.

 

 

.                3 МЕСТО [МКО = 51]

 

.               северное сияние           14+2 = 16
.                снится павлин             12+2 = 14
.              маленькой чукче           14+2 = 16
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 243, КО(13-8-13) = 9+36+9 =54; КО(21-13-21) = 25+1+25 =51.

 

 

*************************************************************************

ЛУЧШИЕ  МИНИСТИШИЯ ПО ФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД

*************************************************************************

.                       1 МЕСТО [КО = 17]

 

.                провинция                9+1 = 10
.            на перроне бабы        13+3 = 16
.                 с ягодами                8+2 = 10
Николай Гранкин, г. Краснодар, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(8-13-8) = 4+9+4 =17.

 

 

.           2 МЕСТО [КО = 18]

 

.              ночь духов              9+2 = 11
.            вдоль дороги          11+2 = 13
.             кабриолеты           10+1 = 11 (сумма букв и слов = 35)
ketschmidt, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(8-13-8) = 9+0+9 =18 (опубликовано раньше).

 

.            3 МЕСТО [КО = 18]

 

.                     пасмурно                     8+1 = 9
.            шумит полуночник           15+2 = 17
.                     за окном                      7+2 = 9 (сумма букв и слов = 35)
Николай Филимонов, Республика Казахстан, «Поэзия», № 49, с. 254, КО(8-13-8) = 1+16+1 =18 (опубликовано позже).

 

 

.                                 4 МЕСТО [МКО = 27]

 

.                                          землянка                          8 + 1 = 9

.                                   от порога до окна                14 + 4 = 18

.                                          малинник                         8 + 1 = 9

Катерина Шмидт, Германия, «Полевые цветы», № 1, с. 20, КО(13-21-13) = 16+9+16 = 41, КО(8-13-8) = 1+25+1 = 27.

Кто бы подумал, что перед нами особа, приближённая к министишиям.

 

 

*************************************************************************

ЛУЧШИЕ  МИНИСТИШИЯ ПО ПАРАФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД

*************************************************************************

.                       1 МЕСТО [КО = 4]

 

.                          почтовый ящик        12+2 = 14
.                                в паутине              8+2 = 10
.                           старые письма          12+2 = 14
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 250, КО(13-8-13) = 1+2+1 = 4.

 

 

.              2 МЕСТО [КО = 9]

 

.                    красные шары             11+2 = 13
.                       на трибуне                  9+2 = 11
.                   фигурки цэка                11+2 = 13
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 254, КО(13-8-13) = 0+9+0 =9.

 

 

.          3 МЕСТО [КО = 17]

 

.                сельские будни              13+2 = 15
.                    на коньках                    9+2 = 11
.                петухи и кошки              12+3 = 15
Катерина Шмидт, Германия, «Полевые цветы», № 1, с. 20, КО(13-8-13) = 4+9+4 =17.

 

 

.            4 МЕСТО [КО = 19]

 

.               вытянутым лицом             14+2 = 16
.                          в вазе                         5+2 = 7
.               любуюсь цветами              14+2 = 16
Людмила Кондратова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(13-8-13) = 9+1+9 =19.

 

 

.            5 МЕСТО [КО = 24]

 

.              весенний дождь          13+2 = 15
.                вся из себя                  9+3 = 12
.              садовая улитка           13+2 = 15
Николай Гранкин, г. Краснодар, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(13-8-13) = 4+16+4 =24.

 

 

*************************************************************************

.          Итак, требования ужесточаются. За всю историю конкурсов лишь одно содержательное трёхстишие было написано по форме.

 

.                  шумит гаолян                      11+2 = 13
.           на сопках Маньчжурии             18+3 = 21
.                  запах шимозы                      11+2 = 13
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 0+0+0 = 0.

 

.           Поэтому заслуживают внимания авторы, интуитивно писавшие близко к идеальной форме. Ниже я перечисляю лучшую дюжину авторов по количеству стихов-призёров (в случае равенства по количеству высших мест):

 

  1. Евгений Плеханов (8) – хф2, хф5, хф6, хф14, хпф1, хпф2, хпф3, мпф2;
  2. Людмила Грачёва (5) – хф8, хф9, хф18, хф22, хф24;
  3. Николай Гранкин (4) – хф3, хф21, мф1, мпф5;
  4. Катерина Шмидт (4) – хф13, мф2, мф4, мпф3;
  5. Просто Сергеич (3) – хф1, хф17, мпф1;
  6. Алексей Фан (3) – хф7, хф15, хф23;
  7. Алиса Михалёва (2) – хф4, хф11;
  8. Людмила Кондратова (2) – хф19, мпф4;
  9. Владимир Ашурко (2) – хф12, хф20;
  10. Николай Филимонов (1) – мф3;
  11. romannik (1) – хф10;
  12. Людмила Скребнева (1) – хф16.

 

.        Плеханов вновь впереди. При этом я учитывал только призёров конкурсов. Будет время я учту все опубликованные в наших изданиях работы.

 

.  Игорь Шевченко

Московская область

9 декабря 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий