. Теория форм хайку
. На сегодняшний день лишь немногие авторы придерживаются твёрдой формы. Среди них отмечу Артёма Мочалова. Большинство исповедуют лаконизм на том основании, что нет достаточного убедительного обоснования какой-либо формы трёхстиший. В этой статье я продолжу изложение Российской теории хайку (РТХ) именно в этом аспекте.
. I. СЧИТАЕМ БУКВЫ, А НЕ СЛОГИ
. Моя теория основана на примате букв, как смыслонесущих атомов русского языка. Букв в моём алфавите 35. Ранее в статье «Третий знак алфавита и конкурс подвижных трёхстиший» http://shevchenko.haiku-konkurs.ru/2017/04/02/третий-знак-алфавита-и-конкурс-подвиж/ был введён третий знак алфавита – пробел. Теперь усилим теорию и скажем, что пробел на самом деле состоит из двух частей: полупробела предисловия и полупробела послесловия. Таким образом, буква-знак-число «О» оказывается в самой сердцевине алфавита, что обеспечивает ей должный почёт и уважение. Впрочем, пробелы можно заменить на количество слов в строчке.
. II. ФРАКТАЛЬНОСТЬ ФОРМЫ
. Фрактальность (самоподобие) – является краеугольным камнем моей теории с момента её возникновения. Последний раз я возвращался к этому понятию при обсуждении самой первой теоретической статьи «Спектральный анализ трёхстиший», написанной совместно с Михаилом Кожиным. Форма хайку должна быть самоподобной. Хайку двучастно и ритмически трёхзвенно. Одна из частей совпадает с ритмическим звеном, другая – состоит из двух звеньев. Принцип фрактальности говорит, что части должны быть – ни больше не меньше – в золотой пропорции.
. Пусть в первом звене будет «a» букв, во втором – «b», и в третьем – «с». В отношении к средней строчке и первая, и третья имеют равные права на том основании, что средняя строчка может объединяться как с левой, так и с правой. Это означает, что первая и третья строчки должны быть равны. И для определения формы хайку достаточно определить золотую пропорцию между первой строчкой и второй: а/b = b/(b+а).
. III. ЧИСЛА ФИБОНАЧЧИ В ХАЙКУ
. К числам Фибоначчи я также уже обращался. Теперь понятно «почему». Эти числа имеют отношение к РТХ. Дело в том, что золотое сечение можно представить не только в виде мистически вложенной бесконечной цепочки квадратных корней {\sqrt {1+{\sqrt {1+{\sqrt {1+{\sqrt {1+\dots }}} и цепных дробей из единиц, но и отношений чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. Итак, применительно к земным условиям можно выделить три формы хайку по количеству букв: Фибоначчи (13-21-13), Мини-Фибоначчи (8-13-8) и Микро-Фибоначчи (5-8-5).
. Из двойственности мира вытекают пары к этим базовым формам, которые можно назвать — параформы: 21-13-21, 13-8-13, 8-5-8.
. IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СЛОГОВ В ХАЙКУ
. Традиция предписывает россиянам придерживаться японского определения формы хайку по слоговому принципу 5-7-5, с чем я принципиально не согласен. Но, отдавая дань японским теоретикам, давайте вычислим соответствие найденной форме Фибоначчи японской слоговой форме.
. Традиционные лингвисты не почитают пробел за знак алфавита, а тем более – за два. Поэтому бессмысленно пользоваться их статистикой. Тем не менее, есть наука, где на пробел не просто обращают внимание, его почитают. Это – криптография (шифровка и дешифровка). Кстати, первая моя (школьная) математическая работа «Клеточная теория простых чисел» не была опубликована в открытой печати, но меня вызывал, то ли пятый, то ли шестой отдел КГБ, и я рассказывал им суть открытия. Единственный раз я выступил с этой работой на закрытой конференции молодых специалистов в Санкт-Петербурге. Применение этой работы было именно в криптографии. Дело в том, что пробел встречается чаще, чем любая буква – 17.5%.
. Воспользуемся открытыми данными, опубликованными в работе «Криптоанализ классических шифров» О. Н. Жданова и И.А. Куденкова (Федеральное агентство по образованию, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Лабораторный практикум для студентов, обучающихся по специальностям «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», Красноярск 2008) http://www.portalero.ru/drugoe/uchebnoe_posobie_kriptoanaliz.html.
. Чтобы вычислить процентное соотношение букв в слоге, сложим процентную встречаемость гласных, вычисленную в этой работе с учётом пробелов: О – 9%, Е,Ё – 7.2%, А – 6.2%, И – 6.2%, У – 2.1%, Я – 1.8%, Ы – 1.6%, Ю – 0.6%, Э – 0.3%. Итого: 35%. Так как на 35 гласных приходится 65 согласных и пробелов, то на одну гласную примерно – 1.857. Получается, что длина слога в русском языке в традиционных буквах и пробелах равна 2.857. Теперь форма хайку Фибоначчи (13-21-13) легко перевести в слоги:
13 – 4.55 (4-5 слогов),
21 – 7.35 (7 слогов),
13 – 4.55 (4-5 слогов),
Итого: 16.45 (16-17 слогов).
. Как выясняется, в целом древняя рекомендация предельно близка к правильной.
. V. Значение теории формы хайку (ТФХ)
. ТФХ говорит о трёх разумных формах краткостиший: 13-21-13 (параформа: 21-13-21), 8-13-8, 5-8-5. Таким образом, обретают законные права министишия (8-13-8 и 13-8-13) и открывается дорога новому жанру – микростиший (5-8-5 и 8-5-8). Но что ещё более важно – появляется возможность чёткого определения критерия принадлежности к тому или иному поджанру путём поиска минимального квадратичного отклонения от трёх пар форм.
. Симметричность формы позволяет ввести понятие центра хайку и рассматривать его, скажем, как ось вращения. Хайку, таким образом можно записывать и вертикально.
. Желательно хайку располагать одно на странице, уважая буквы, предисловия, послесловия, а также надсловия и подсловия. Это уважение покоится на ничтожном количестве приемлемых хайку с точки зрения формы и содержания.
. Так как пробелы эквивалентны (строго равны) количеству слов в строке, то форма напрямую зависит и от количества слов в строке. Таким образом, считаются не слоги, а привычные (обычные) буквы и слова. С точки зрения смысла и мистики, это восхитительно.
- VI. Лучшие по форме краткостишия (среди содержательных, а потому призёров наших конкурсов) на 2017-ый год
. I. Критерии градации формы.
. К отбору допускаются лишь трёхстишия, у которых (a = c) при полном отсутствии предстиший, знаков препинания и заглавных букв. Идеальными считаются формы: 13-21-13, 8-13-8, 5-8-5 и их параформы: 21-13-21, 13-8-13, 8-5-8.
. Градация по минимальному квадратичному отклонению (МКО). Скажем, реальная форма 12-23-12 будет иметь квадратичное отклонение от теоретической формы 13-21-13 равным 1+4+1, т.е. КО(13-21-13)=6. В случае равенства отклонений преимущество имеет краткостишие с меньшим количеством букв или ошибок, иначе – по дате выставления на конкурс.
. Справа обозначено количество букв, например, «землянка» – 8(количество обычных букв)+1(количество слов в строке) = 9.
*************************************************************************
. ЛУЧШИЕ ХАЙКУ ПО ФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД
*************************************************************************
. 1 МЕСТО [КО = 0]
. шумит гаолян 11+2 = 13
. на сопках Маньчжурии 18+3 = 21
. запах шимозы 11+2 = 13
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 0+0+0 = 0.
. 2 МЕСТО [КО = 1]
. новый роддом 11+2 = 13
. под башенным краном 17+3 = 20
. стрелки лука 11+2 = 13
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(13-21-13) = 0+1+0 = 1.
. 3 МЕСТО [КО = 1]
. зимний вечер 11+2 = 13
. на картинке из пазлов 18+4 = 22
. пустые места 11+2 = 13
Николай Гранкин, «Полевые цветы», № 1, с. 7, КО(13-21-13) = 0+1+0 = 1.
. 4 МЕСТО [КО = 2]
. садовые гномы 12+2 = 14
. разбросаны тут и там 17+4 = 21
. редкие звёзды 12+2 = 14
Алиса Михалёва, «Полевые цветы», № 1, с. 10, КО(13-21-13) = 1+0+1 = 2.
. 5 МЕСТО [КО = 3]
. дом без крыши 11+3 = 14
. на ремешке от часов 16+4 = 20
. висит калитка 12+2 = 14 (сумма букв и слов = 48)
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(13-21-13) = 1+1+1 = 3.
. 6 МЕСТО [КО = 9]
. полнолуние 10+1 = 11
. делают вид что спят 16+4 = 20
. соседи внизу 9+2 = 11 (сумма букв и слов = 42)
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(13-21-13) = 4+1+4 =9.
. 7 МЕСТО [КО = 9]
. вереница лиц 11+2 = 13
. у края эскалатора 15+3 = 18
. газета metro 11+2 = 13 (сумма букв и слов = 44)
Алексей Фан, «Поэзия», № 43, с. 254, КО(13-21-13) = 0+9+0 = 9.
. 8 МЕСТО [КО = 9]
. огонь в камине 12+3 = 15
. распускаются листья 18+2 = 20
. на дне чайника 12+3 = 15 (сумма букв и слов = 50)
Людмила Грачёва, «Поэзия», № 43, с. 252, КО(13-21-13) = 4+1+4 = 9.
. 9 МЕСТО [КО = 12]
. чёртово колесо 13+2 = 15
. по садовому кольцу 16+3 = 19
. вереница машин 13+2 = 15
Людмила Грачёва, г. Москва, «Полевые цветы», № 1, с. 15, КО(13-21-13) = 4+4+4 =12.
. 10 МЕСТО [КО = 17]
. в тине зелёной 12+3 = 15
. море головастиков 16+2 = 18
. сохнут царевны 13+2 = 15 (сумма букв и слов = 48)
romannik, «Поэзия», № 45, с. 224, КО(13-21-13) = 4+9+4 = 17 (опубликовано раньше).
. 11 МЕСТО [КО = 17]
. холодно в доме 12+3 = 15
. ищет рука слепого 15+3 = 18
. порванный плед 13+2 = 15 (сумма букв и слов = 48)
Алиса Михалёва, «Полевые цветы», № 1, с. 10, КО(13-21-13) = 4+9+4 = 17 (опубликовано позже).
. 12 МЕСТО [КО = 17]
. дорога в поле 11+3 = 14
. цепляется к каждой юбке 20+4 = 24
. ничья колючка 12+2 = 14 (сумма букв и слов = 52)
Владимир Ашурко, г. Минск, Республика Беларусь, «Полевые цветы», № 1, с. 23, КО(13-21-13) = 1+9+1 =17.
. 13 МЕСТО [КО = 18]
. огромная луна 12+2 = 14
. за окном веранды 14+3 = 17
. саженцы вишни 12+2 = 14 (сумма букв и слов = 45)
Катерина Шмидт, Германия, «Поэзия», № 41, с. 254, КО(13-21-13) = 1+16+1 = 18 (перевес по дате).
. 14 МЕСТО [КО = 18]
. воскресное утро 14+2 = 16
. самый большой сугроб 18+3 = 21
. едет на красный 13+3 = 16 (сумма букв и слов = 53)
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 49, с. 253, КО(13-21-13) = 9+0+9 =18.
. 15 МЕСТО [КО = 18]
. летний ливень 12+2 = 14
. на струне гитары 14+3 = 17
. притихла муха 12+2 = 14
Алексей Фан, «Поэзия», № 43, с. 256, КО(13-21-13) = 1+16+1 = 18 (проигрывает по дате).
. 16 МЕСТО [КО = 18]
. конец марта 10+2 = 12
. срываются с цепи 14+3 = 17
. учёные коты 10+2 = 12 (здесь полурифма: цепи/коты)
Людмила Скребнева, г. Казань, «Полевые цветы», № 1, с. 17, КО(13-21-13) = 1+16+1 =18.
. 17 МЕСТО [КО = 22]
. отблеск зарницы 14+2 = 16
. бредёт по ржаному полю 19+4 = 23
. осёдланный конь 14+2 = 16
Просто Сергеич, «Поэзия», № 44, с. 244, КО(13-21-13) = 9+4+9 = 22.
. 18 МЕСТО [МКО = 24]
. конечная станция 15+2 = 17
. на краю скамейки 14+3 = 17
. женская перчатка 15+2 = 17
Людмила Грачёва, «Полевые цветы», № 1, с. 8, КО(13-21-13) = 4+16+4 = 24; КО(21-13-21) = 16+16+16 =48.
. 19 МЕСТО [КО = 27]
. стайка воробьёв 14+2 = 16
. на плечах у чучела 15+3 = 18
. бабушкин платок 14+2 = 16 (сумма букв и слов = 50)
Людмила Кондратова, «Поэзия», № 43, с. 252, КО(13-21-13) = 9+9+9 = 27.
. 20 МЕСТО [КО = 27]
. щенячья радость 14+2 = 16
. носится как живая 15+3 = 18
. пёстрая варежка 14+2 = 16 (сумма букв и слов = 50)
Филмор Плэйс, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(13-21-13) = 9+9+9 = 27.
. 21 МЕСТО [КО = 27]
. сильный туман 12+2 = 14
. пространство в пять шагов 22+4 = 26
. за собой ношу 11+3 = 14 (сумма букв и слов = 52)
Николай Гранкин, «Поэзия», № 42, с. 250, КО(13-21-13) = 1+25+1 = 27.
. 22 МЕСТО [КО = 34]
. полдень осенний 14+2 = 16
. тени параллелями 15+2 = 17
. по земному шару 13+3 = 16
Людмила Грачёва, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 9+16+9 = 34.
. 23 МЕСТО [КО = 38]
. поздняя осень 12+2 = 14
. у шоссе пустой 12+3 = 15
. рекламный щит 12+2 = 14
Алексей Фан, «Поэзия», № 44, с. 244, КО(13-21-13) = 1+36+1 = 38.
. 24 МЕСТО [КО = 51]
. школьный двор 12+2 = 14
. вдогонку за первоклассницей 25+3 = 28
. кленовый лист 12+2 = 14
Людмила Грачёва, «Полевые цветы», № 1, с. 23, КО(13-21-13) = 1+49+1 =51.
*************************************************************************
ЛУЧШИЕ ХАЙКУ ПО ПАРАФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД
*************************************************************************
. 1 МЕСТО [КО = 18]
. деревенский автобус 18+2 = 20
. в руках старушки 14+3 = 17
. похрюкивает кабачок 18+2 = 20
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(21-13-21) = 1+16+1 = 18.
. 2 МЕСТО [КО = 38]
. французская полечка 18+2 = 20
. у Покровских ворот 16+3 = 19
. спрос на маргаритки 17+3 = 20
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 46, с. 247, КО(21-13-21) = 1+36+1 = 38.
. 3 МЕСТО [МКО = 51]
. северное сияние 14+2 = 16
. снится павлин 12+2 = 14
. маленькой чукче 14+2 = 16
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 243, КО(13-8-13) = 9+36+9 =54; КО(21-13-21) = 25+1+25 =51.
*************************************************************************
ЛУЧШИЕ МИНИСТИШИЯ ПО ФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД
*************************************************************************
. 1 МЕСТО [КО = 17]
. провинция 9+1 = 10
. на перроне бабы 13+3 = 16
. с ягодами 8+2 = 10
Николай Гранкин, г. Краснодар, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(8-13-8) = 4+9+4 =17.
. 2 МЕСТО [КО = 18]
. ночь духов 9+2 = 11
. вдоль дороги 11+2 = 13
. кабриолеты 10+1 = 11 (сумма букв и слов = 35)
ketschmidt, «Поэзия», № 47, с. 241, КО(8-13-8) = 9+0+9 =18 (опубликовано раньше).
. 3 МЕСТО [КО = 18]
. пасмурно 8+1 = 9
. шумит полуночник 15+2 = 17
. за окном 7+2 = 9 (сумма букв и слов = 35)
Николай Филимонов, Республика Казахстан, «Поэзия», № 49, с. 254, КО(8-13-8) = 1+16+1 =18 (опубликовано позже).
. 4 МЕСТО [МКО = 27]
. землянка 8 + 1 = 9
. от порога до окна 14 + 4 = 18
. малинник 8 + 1 = 9
Катерина Шмидт, Германия, «Полевые цветы», № 1, с. 20, КО(13-21-13) = 16+9+16 = 41, КО(8-13-8) = 1+25+1 = 27.
Кто бы подумал, что перед нами особа, приближённая к министишиям.
*************************************************************************
ЛУЧШИЕ МИНИСТИШИЯ ПО ПАРАФОРМЕ НА 2017-ЫЙ ГОД
*************************************************************************
. 1 МЕСТО [КО = 4]
. почтовый ящик 12+2 = 14
. в паутине 8+2 = 10
. старые письма 12+2 = 14
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 250, КО(13-8-13) = 1+2+1 = 4.
. 2 МЕСТО [КО = 9]
. красные шары 11+2 = 13
. на трибуне 9+2 = 11
. фигурки цэка 11+2 = 13
pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 254, КО(13-8-13) = 0+9+0 =9.
. 3 МЕСТО [КО = 17]
. сельские будни 13+2 = 15
. на коньках 9+2 = 11
. петухи и кошки 12+3 = 15
Катерина Шмидт, Германия, «Полевые цветы», № 1, с. 20, КО(13-8-13) = 4+9+4 =17.
. 4 МЕСТО [КО = 19]
. вытянутым лицом 14+2 = 16
. в вазе 5+2 = 7
. любуюсь цветами 14+2 = 16
Людмила Кондратова, «Поэзия», № 42, с. 251, КО(13-8-13) = 9+1+9 =19.
. 5 МЕСТО [КО = 24]
. весенний дождь 13+2 = 15
. вся из себя 9+3 = 12
. садовая улитка 13+2 = 15
Николай Гранкин, г. Краснодар, «Поэзия», № 49, с. 252, КО(13-8-13) = 4+16+4 =24.
*************************************************************************
. Итак, требования ужесточаются. За всю историю конкурсов лишь одно содержательное трёхстишие было написано по форме.
. шумит гаолян 11+2 = 13
. на сопках Маньчжурии 18+3 = 21
. запах шимозы 11+2 = 13
Просто Сергеич, «Поэзия», № 42, с. 252, КО(13-21-13) = 0+0+0 = 0.
. Поэтому заслуживают внимания авторы, интуитивно писавшие близко к идеальной форме. Ниже я перечисляю лучшую дюжину авторов по количеству стихов-призёров (в случае равенства по количеству высших мест):
- Евгений Плеханов (8) – хф2, хф5, хф6, хф14, хпф1, хпф2, хпф3, мпф2;
- Людмила Грачёва (5) – хф8, хф9, хф18, хф22, хф24;
- Николай Гранкин (4) – хф3, хф21, мф1, мпф5;
- Катерина Шмидт (4) – хф13, мф2, мф4, мпф3;
- Просто Сергеич (3) – хф1, хф17, мпф1;
- Алексей Фан (3) – хф7, хф15, хф23;
- Алиса Михалёва (2) – хф4, хф11;
- Людмила Кондратова (2) – хф19, мпф4;
- Владимир Ашурко (2) – хф12, хф20;
- Николай Филимонов (1) – мф3;
- romannik (1) – хф10;
- Людмила Скребнева (1) – хф16.
. Плеханов вновь впереди. При этом я учитывал только призёров конкурсов. Будет время я учту все опубликованные в наших изданиях работы.
. Игорь Шевченко
Московская область
9 декабря 2017 года