82
белая ночь
между пролетами моста
ангел на шпиле
alexeyfan, 27.09.11 19:15
Интересно, что с точки зрения судейства эта работа похожа на шпиль Петропавловского собора: так же высока и так же раскачивается. Этим же она похожа и на произведение про фигурки цека автора pol_doma.
Сильные стороны.
- Исторические пласты, которые я не в силах даже обозначить. Северная война. Строительство крепости Санкт-Питер-Бурх и одновременно – Петропавловского собора. Подвиги россиян при ремонте конструкции шпиля. Усыпальница русских императоров. Главная политическая тюрьма России. Музейный комплекс. Пласты эти можно бесконечно пополнять и конкретизировать.
- Символические пласты образуются контрастными словосочетаниями: «белая ночь», «пролеты моста», «ангел на шпиле». Ангел находится над усыпальницей русских императоров и рядом с тюрьмой. Ангел — защитник Санкт-Петербурга: в одной руке он сжимает «незримый меч, который отражает от города нечистую силу, другая поднята к небу в ожидании трубы, которая возвестит о конце света…» При этом в полдень можно действительно услышать символичный пушечный выстрел.
Не знаю как сейчас, но изначально ангел выполнял и роль флюгера. При этом был бит небесными силами.
Вспоминается бог солнца Ра, который проплывал на золотой ладье. Может, иногда и богине Ночи удается проскочить в разведенный пролет моста. Кстати, Кулибиным в свое время был спроектирован одноарочный мост через Неву длиной 298 метров.
- Вторые планы. Процесс развода моста на фоне шпиля похож на старт ракеты, или — на раскрывающиеся ладони, на странные ножки необычного человечка. Золоченый ангел похож на поднимающееся солнце.
- Вариативность. Помимо картинки, на которой автор видит ангела на шпиле между раздвинутыми частями пролета, можно представить, что по мосту передвигают восьмигранный шпиль для установки. Есть и космическая составляющая, если вообразить, что млечный путь образует звездный мост.
Историческое хайку: V дан.
Недостатки.
Пролет моста – это расстояние между опорами. Т. е. «пролет» — это уже между. «Между пролетами» — это просто «опора». Языковая двусмысленность, 9 кю.
Также может возникнуть картина человеческой потасовки, когда летят зубные мосты, и нечеловеческой, когда бросаются целыми мостами, и ангелы забираются куда повыше. Как трехстишие, объемное (многоплановое) сенрю, 3 кю.
Средняя оценка: [(-5+3+9)/3] = 2 кю
Эта работа и фигурки цека (pol_doma) кандидаты на публикацию в любом разделе от хайку до сенрю благодаря смысловым пластам. Оценки их условны.
……………………………………….
Хайку оранжевое
136
ночью вдвоём
крона в облаках
да луна
pol_doma, 12.10.11 10:36
Иногда точкой входа в красоту трехстишия могут служить вторые планы и кажущиеся едва заметными второстепенные слои: ночью вдвоем (но воем), ночью вдвоем (водоем… в облаках, в яблоках кони). Крона/корона/венок, облачный венец луны… И т. д.
Оранжевое-хайку, IY дан.
…………………………………………………
Символичное оранжевое хайку
134
бубен шамана
над Малым морем
грохочет сарма
polyanka, 11.10.11 06:03
Оранжевое хайку, IV дан, из-за выдающего автора — «грохочет». Пленяет выбор темы – Байкал. Озеро, которое можно считать символическим сердцем России. Слово «бубен» может символизировать солнце. (В этой связи, вероятно, хуже будет вариант:
шаманка
над Малым морем
сарма
Шаманка – скала в тех местах)
Здесь две четвертые строчки, так как точку можно поставить в середине, как второй строчки, так и третьей. В целом богатая и гармоничная омонимия.
Сарма – сильный ветер на Байкале, вблизи устья реки Сарма. Интересно, что дует этот ветер чаще всего в это время, т. е. в октябре-декабре. Река Сарма стекает с Приморского хребта, т. е. в принципе – «над Малым морем». Есть и поселок Сарма. Есть и исторический подтекст: «сарма» по-бурятски означает «переправа на быках». Гармоничным омофоном звучит слово «карма».
Таким образом, в целом перед нами полотно, мимо которого нельзя пройти. Вероятно, к самым большим недостаткам можно отнести большую пересекаемость слов «бубен», «шаман», «грохочет».
……………………………………………………….
Хайку-такын с рекурсией
116
блины
пышут жаром
кроссовки внука
ketschmidt, 05.10.11 09:18
Хайку-такын (автору кажется, что «пышут жаром») с рекурсией вариаций, II дан. Легко восстанавливается картина не только близкого прошлого (бабушка печет блины, внук играет в футбол), но и настоящего и недалекого будущего. Интересно, что и вариативная интерпретация сохраняет рекурсию.
Бабушка встречает внука из города, который вот-вот должен приехать к ней на каникулы. Бабушка готовит блины, вся в суете. Но на ее ногах кроссовки внука, ведь ему они уже, наверное, малы.
Внук уезжает и все в последний раз, блины, футбол… А вот уже и просто блины, а о внуке напоминают лишь его кроссовки, которые в следующем году, вероятно, будут ему малы.
……………………………………………..
Оранжевое хайку с рекурсией
101
девичник
одна с ленточкой
гитара
ketschmidt, 05.10.11 08:23
Оранжевое («одна» — выдает присутствие автора) хайку, IV дан. Здесь внешняя простота, техническая сложность и рекурсия.
В технике помимо поворотности, четвертой строчки и сопоставления (например, девичьей фигуры и формы гитары) можно выделить амплитудную вариативность. С одной стороны можно представить, что полным ходом идет девичник (гитары и песни). С другой – девичник так и не начался, девушка одна с ленточкой, на стене гитара. С третьей – девичник окончился, девушка одна со своими мыслями. И т. д.
Рекурсия – редкий гость в конкурсных работах.
- Шаг назад, в прошлое. «Гитара с ленточкой» говорит о недавней свадьбе.
- Настоящее – предсвадебный девичник. Ленточка – символ прежней жизни невесты.
- На днях (будущее) – свадьба. Девичник окончен, и пока лишь гитару украшают ленточкой.
«29» ноября 2011 г Игорь Шевченко
г. Дубна