29.11.2011. Анализ конкурсных трёхстиший

82

белая ночь

между пролетами моста

ангел на шпиле

 

alexeyfan, 27.09.11 19:15

 

Интересно, что с точки зрения судейства эта работа похожа на шпиль Петропавловского собора: так же высока и так же раскачивается. Этим же она похожа и на произведение про фигурки цека автора pol_doma.

 

Сильные стороны.

  1. Исторические пласты, которые я не в силах даже обозначить. Северная война. Строительство крепости Санкт-Питер-Бурх и одновременно – Петропавловского собора. Подвиги россиян при ремонте конструкции шпиля. Усыпальница русских императоров. Главная политическая тюрьма России. Музейный комплекс. Пласты эти можно бесконечно пополнять и конкретизировать.
  2. Символические пласты образуются контрастными словосочетаниями: «белая ночь», «пролеты моста», «ангел на шпиле». Ангел находится над усыпальницей русских императоров и рядом с тюрьмой. Ангел — защитник Санкт-Петербурга: в одной руке он сжимает «незримый меч, который отражает от города нечистую силу, другая поднята к небу в ожидании трубы, которая возвестит о конце света…» При этом в полдень можно действительно услышать символичный пушечный выстрел.

Не знаю как сейчас, но изначально ангел выполнял и роль флюгера. При этом был бит небесными силами.

Вспоминается бог солнца Ра, который проплывал на золотой ладье. Может, иногда и богине Ночи удается проскочить в разведенный пролет моста. Кстати, Кулибиным в свое время был спроектирован одноарочный мост через Неву длиной 298 метров.

  1. Вторые планы. Процесс развода моста на фоне шпиля похож на старт ракеты, или — на раскрывающиеся ладони, на странные ножки необычного человечка. Золоченый ангел похож на поднимающееся солнце.
  2. Вариативность. Помимо картинки, на которой автор видит ангела на шпиле между раздвинутыми частями пролета, можно представить, что по мосту передвигают восьмигранный шпиль для установки. Есть и космическая составляющая, если вообразить, что млечный путь образует звездный мост.

Историческое хайку: V дан.

 

Недостатки.

Пролет моста – это расстояние между опорами. Т. е. «пролет» — это уже между. «Между пролетами» — это просто «опора». Языковая двусмысленность, 9 кю.

Также может возникнуть картина человеческой потасовки, когда летят зубные мосты, и нечеловеческой, когда бросаются целыми мостами, и ангелы забираются куда повыше. Как трехстишие, объемное (многоплановое) сенрю, 3 кю.

Средняя оценка: [(-5+3+9)/3] = 2 кю

 

Эта работа и фигурки цека (pol_doma) кандидаты на публикацию в любом разделе от хайку до сенрю благодаря смысловым пластам. Оценки их условны.

……………………………………….

Хайку оранжевое

136

ночью вдвоём

крона в облаках

да луна

 

pol_doma, 12.10.11 10:36

 

Иногда точкой входа в красоту трехстишия могут служить вторые планы и кажущиеся едва заметными второстепенные слои: ночью вдвоем (но воем), ночью вдвоем (водоем… в облаках, в яблоках кони). Крона/корона/венок, облачный венец луны… И т. д.

Оранжевое-хайку, IY дан.

 

…………………………………………………

 

Символичное оранжевое хайку

134

бубен шамана

над Малым морем

грохочет сарма

 

polyanka, 11.10.11 06:03

 

Оранжевое хайку, IV дан, из-за выдающего автора — «грохочет». Пленяет выбор темы – Байкал. Озеро, которое можно считать символическим сердцем России. Слово «бубен» может символизировать солнце. (В этой связи, вероятно, хуже будет вариант:

 

шаманка

над Малым морем

сарма

 

Шаманка – скала в тех местах)

 

 

Здесь две четвертые строчки, так как точку можно поставить в середине, как второй строчки, так  и третьей. В целом богатая и гармоничная омонимия.

Сарма – сильный ветер на Байкале, вблизи устья реки Сарма. Интересно, что дует этот ветер чаще всего в это время, т. е. в октябре-декабре. Река Сарма стекает с Приморского хребта, т. е. в принципе – «над Малым морем». Есть и поселок Сарма. Есть и исторический подтекст: «сарма» по-бурятски означает «переправа на быках». Гармоничным омофоном звучит слово «карма».

Таким образом, в целом перед нами полотно, мимо которого нельзя пройти. Вероятно, к самым большим недостаткам можно отнести большую пересекаемость слов «бубен», «шаман», «грохочет».

 

……………………………………………………….

 

Хайку-такын с рекурсией

116

блины

пышут жаром

кроссовки внука

 

ketschmidt, 05.10.11 09:18

 

Хайку-такын (автору кажется, что «пышут жаром») с рекурсией вариаций, II дан. Легко восстанавливается картина не только близкого прошлого (бабушка печет блины, внук играет в футбол), но и настоящего и недалекого будущего. Интересно, что и вариативная интерпретация  сохраняет рекурсию.

Бабушка встречает внука из города, который вот-вот должен приехать к ней на каникулы. Бабушка готовит блины, вся в суете. Но на ее ногах кроссовки внука, ведь ему они уже, наверное, малы.

Внук уезжает и все в последний раз, блины, футбол… А вот уже и просто блины, а о внуке напоминают лишь его кроссовки, которые в следующем году, вероятно, будут ему малы.

 

……………………………………………..

 

Оранжевое хайку с рекурсией

 

101

девичник

одна с ленточкой

гитара

 

ketschmidt, 05.10.11 08:23

 

Оранжевое («одна» — выдает присутствие автора) хайку, IV дан. Здесь внешняя простота, техническая сложность и рекурсия.

В технике помимо поворотности, четвертой строчки и сопоставления (например, девичьей фигуры и формы гитары) можно выделить амплитудную вариативность. С одной стороны можно представить, что полным ходом идет девичник (гитары и песни). С другой – девичник так и не начался, девушка одна с ленточкой, на стене гитара. С третьей – девичник окончился, девушка одна со своими мыслями. И т. д.

Рекурсия – редкий гость в конкурсных работах.

  1. Шаг назад, в прошлое. «Гитара с ленточкой» говорит о недавней свадьбе.
  2. Настоящее – предсвадебный девичник. Ленточка – символ прежней жизни невесты.
  3. На днях (будущее) – свадьба. Девичник окончен, и пока лишь гитару украшают ленточкой.

 

«29» ноября 2011 г           Игорь Шевченко

г. Дубна

 

Добавить комментарий