06.02.2011. Краткий анализ произведений конкурса «Поэзия хайку – 3»

 

 

Хочу поздравить всех участников с окончанием конкурса и извинить меня за возможные ошибки, а также за возможную резкость или невольную грубость. Было прислано 49 произведений. Вся статистика находится в конце статьи.

Оценивать этот конкурс я буду по спортивной шкале, используя принцип «слабейшей ошибки», т. е. даже если в целом произведение написано, скажем, на «-0.5», но есть ошибка уровня «-1», то ставится низшая оценка: минус один.

 

Оценка «-2».

14 кю: утверждения, назидания, афоризмы http://stihi.ru/2010/05/05/221, пословицы, обобщения, рассуждения, объяснения;

13 кю: монологи, диалоги;

12 кю: скрытые пояснения;

 

Оценка «-1.5».

11 кю: метафорические трехстишия, иносказательные,

10 кю: сенрю (иронические и юмористические, игра цветом и звуком),

9 кю: неэкономичные (лишние слова, большая пересекаемость значений и т. п.),

 

Оценка «-1».

8 кю: трехстишия с ошибками (смысловыми, орфографическими и т. д., и т. п.), наличие отрицательного вектора;

7 кю: мини-танки http://stihi.ru/2010/05/06/6662, мини-оды;

6 кю: такыны (одноопорные)http://stihi.ru/2010/06/01/1438,

 

Оценка «-0.5».

5 кю: трассы http://stihi.ru/2010/05/06/1149,

4 кю: оранжевые (присутствие автора)http://stihi.ru/2010/05/30/4889,

3 кю: хайрю (скрытая метафоричность)http://stihi.ru/2010/05/28/6801,

2 кю: динамические трехстишия http://stihi.ru/2010/05/23/5068,

1 кю: трехстишия с техническими недочетами, а также скрытые трассы, скрытые оранжевые, одноопорные и мини-танка…

 

Произведения я расположил в соответствии с этой градацией. Внутри каждой группы они располагаются в алфавитном порядке (по первой букве трехстишия).

 

*****************************  1 кю ********************************

1 место

 

звенит барган*

над снежной тундрой

краешек солнца

…………….. polyanka

 

*) древний долганский музыкальный инструмент

 

Трехстишие трудное для оценки. По мере своих сил попытаюсь это сделать.

 

  1. Сначала нужно понять, что это за инструмент барган, и как он звучит. Тогда будет понятна уместность употребления глагола «звенит».

 

Вот выдержки из газеты «Заполярная правда» от 5 мая 2005 года

«Барган – это музыкальный инструмент, его зажимают между губами, потом на выступающей части инструмента пальцем, задевая за струну, исполняют определенную мелодию. Барган издает гортанные звуки. Модификаций этого инструмента существует много: из кости и металла, пластинчатые (тувинские), дуговые (якутские), «лютневые барганы», которые мастерят на Алтае. Теперь и у Таймыра появился принципиально новый музыкальный инструмент – барган с трубчатым корпусом.

……………………………………….

По информации газеты «Таймыр», Геннадий усовершенствовал его, изменив форму корпуса инструмента. Он создал корпус в виде трубки, за счет чего у инструмента появился дополнительный резонатор. Если при игре на традиционном  баргане  резонатором является только рот исполнителя, то на изобретении Семкина работают два резонатора – корпус  инструмента  и рот исполнителя.

………………………………….

Как потом рассказал мастер, он и сам немного играет на  баргане , но все же был приятно удивлен, услышав необычное сочетание звуков собственного  инструмента  в руках виртуозов-хомусистов (игроков на  баргане )».

 

Вот еще одна ссылка:

 

 

«Барган — древний долганский народный инструмент. Совсем небольшой (помещается на ладони). Сделан из стальной скобы с металлической же пластинкой в ней. Его приставляют к зубам и, ударяя по пластинке, добиваются странного для европейца, но очень приятного звучания».

 

Никто из пишущих не говорит, что барган «звенит». А интернет творит чудеса. Вот запись звука этого инструмента:

http://off.promodj.com/samples/364047/Chistiy_zvuk_Bargana_sever_taymira.html

 

Вот определение слова «звенеть» по Ожегову:

«ЗВЕНЕТЬ, -ню, -нишь; несов. Издавать, производить чем-н. звуки высокого, металлического тембра.

Звенит колокольчик. З. монетами. Звенят голоса (о звонких голосах). В ушах звенит (безл.; об ощущении шума в ушах).

«Словарь русского языка», Ожегов С. И., 21-е изд., М.: Рус. яз., 1989 г, с. 229

 

Воспроизводя запись, в звуке баргана я не слышу «высокого металлического тембра». А значит, употребление слова «звенит», на мой взгляд, сомнительно или не совсем точно. Вероятно, более правильным будет сказать: «звучит барган», «играют на баргане», «звуки баргана» и т. п.

Далее становится очевидным, что есть большая пересекаемость слов «барган» и «тундра», ведь на нем нигде и не играли кроме тундры.

 

  1. Рассмотрим омонимию этого слова, чтобы понять, нет ли вторых и третьих смыслов.

 

а) У барменов также есть барган. Это — аппарат для разлива газированной воды

http://www.jajda.net/dictionary/.

 

б) Барганом называют и настоящий австралийский охотничий бумеранг, который летит туда, куда его кинут (а не возвращается назад).

 

 

в) так как весь текст написан строчными буквами, то словом барган может обозначаться и не такая уж редкая фамилия «Барган».

Вероятно, «ган» аналогичен нашему «л», т. е. служит для обозначения прошедшего времени:

с татарского «барган» — пошел, сходивший,

с киргизского «барганы  кет» — отправиться, чтобы прибыть куда-либо.

с казахского « барѓан  емес» — никогда не ходил.

 

Правда, встречается в интернете перевод с татарского

узган-барган:

1.прохожий, проезжий

2.первый встречный, всякий, встречный-поперечный.

 

Омонимия скорее привносит улыбку. Но важнее то, что наличие омонимии вынуждает употребить глагол, который на первый взгляд кажется совершенно излишним.

 

  1. Большая пересекаемость слов в словосочетании «над снежной тундрой». В тундре вечная мерзлота. Лишь в мае сходит снежный покров. И даже в самом жарком месяце, в июле, бывают заморозки, и выпадает снег. А в конце августа в тундру идет зима первыми морозами и снегопадами.

Конечно, еще хуже сказать — «над снежной Антарктидой» или «на снежном Северном полюсе».

При слове «тундра» уже холодно. А если сказать «над тундрой краешек солнца», то первое ощущение, что наконец-то заканчивается долгая полярная ночь, или, наоборот, наступает. В обоих случаях наличие снега подразумевается.

 

Несмотря на то, что есть к чему придраться по форме, содержательная часть вне критики. Когда-то Александр Биркле сформулировал очень важный принцип – принцип сезеня. Суть его в том, что в хайку за несущественное можно вытянуть нечто важное.

 

звенит барган

над снежной тундрой

краешек солнца

 

Всё хайку символизирует характер жизни жителей тундры. «Краешек солнца» заменяет рассвет и закат, встречу весны и конец осени. Звуки баргана – однообразие жизни и ожидание. Мне трудно сказать на какой дан идея этого гимна народам Севера. Из-за мелких недочетов формы я поставлю 1-ый кю.

 

*****************************  1 кю ********************************

2 место

 

Летний ветерок.

Пара велосипедов

на крыше джипа

……………………. butjawka

 

Кажется, такого ника никогда ранее не встречал. Где интересно живут эти скромные гении? Вариативность, при кажущейся простоте картинки достаточно высокая. Речь может идти о самих соревнованиях или о подготовке к ним. Да и соревнования могут быть не только «двухколесными». На джипе могут ехать и путешественники. Велосипеды хороши и в городе, и за его пределами. Могут ехать на дачу. Может ехать полиция Копенгагена. Там ведь дают велосипеды бесплатно, но с условием, что ездить можно только в черте города, иначе штраф. Может, везут раритетные велосипеды в музей, может на продажу, а может только что купили. Вариантов много. Есть и  стационарная картинка, так как трудно почувствовать ветерок, если едешь на джипе. И тут рисуются самые различные пейзажи от городских до тьмутараканских.

Сам джип также вариативен. Это может быть как машина марки «джип», так и любой автомобиль повышенной проходимости.

С символикой здесь все в порядке: велосипед выступает как символ, к примеру,

— здорового образа жизни;

— начала машиностроения. Многие автомобильные заводы начинались с изготовления велосипедов. Т. е. велосипеды явились «подпоркой автомобилей», а здесь все зеркально отражается – джип стал подпоркой для велосипеда.

— неустойчивости. И сейчас это актуально, ведь из-за кризиса закрываются автомобильные заводы, люди могут просто быть вынуждены пересесть на велосипеды.

На самом деле картинка просто дышит символикой. Пара «велосипедов» переводится как пара «быстрых ног». Произведение как бы разговаривает с нами. О достоинствах я мог бы говорить очень долго.

Потенциально автор нашел очень и очень хорошую картинку, которая достойна какого-то дана. Но мне не нравится первая строчка. «Летний» — как бы подразумевается. По крайней мере, зимой велосипеды обычно не перевозят. «Ветерок» — выдает авторское присутствие. Т. е. это трехстишие я отношу к высокому дану, но пониженному до «скрытого оранжевого», т. е. до 1-го кю. Явное оранжевое получилось бы, если написать – «ветерочек».

Хорошо написать первую строчку – большое искусство. Кстати, Басё писал свою лягушку также снизу вверх, т. е. сначала были придуманы две последние строчки.

 

*****************************  4 кю ********************************

3 место

 

зелёный ещё

в петлице лейтенанта

одуванчик

…………………..pol_doma

 

«Еще» — выдает авторское присутствие (оранжевое). Скрытая одноопорность. Отмечу чрезвычайную изощренность вариативностью. Я, даже как математик, не в силах посчитать все возможные комбинации. Вот лишь часть айсберга вариаций: одних петлиц у военных немыслимое количество. Они были еще при царях. Но их носили не только военные, но и многие гражданские, например, железнодорожники. Они есть и на обычных костюмах. Лейтенантом может быть и женщина. «Зеленый еще» — может быть мыслью девушки в адрес ухажера. И т. д. и т. д. Замечу, что строчными буквы делает именно смысловая вариативность.

Обвинить в игре цветом невозможно из-за одновременного его присутствия и отсутствия.

Стих – классика оранжевого искусства.

 

*****************************  5 кю *********************************

7 место

 

вот и этот день…

снежинка на ладони

…………….. polyanka

 

Трасс из-за «вот и этот», неявно указывается или сравнивается с «не этот». Ощущается и определенная разреженность из-за малого числа слогов.

 

*****************************  5 кю *********************************

8 место

 

Морозно ночью…

За день оттаяло

Стекло

……………..Евтеев А.М.

 

Трасс, так как есть указание продолжительности «за день». Автор и сам говорит в примечании, что это не хайку.

 

*****************************  5 кю *********************************

4 место

 

новый год

за стеной

умер старик

…………………..pol_doma

 

Трасс, так как указана точка в прошлом, когда душа старика покинула этот мир. В целом кажется хорошо. Однако сам по себе прием контраста родствен технике сенрю, но это, конечно, на мой взгляд.

 

*****************************  5 кю *********************************

5 место

 

облетевшая яблоня

в волосах нищенки

перо ястреба

…………………..pol_doma

 

Интересно написано, но мастера уплотнений должны помнить, что этот прием часто смертелен для хайку, так как образуется множество не гармонирующих наслоений и прочтений. В нашем случае уже первое слово омонимично. И можно подумать, что на орбите Земли были не только Белка и Стрелка. Проверим так называемую четвертую строчку: «облетевшая яблоня в волосах». Картина возможна, например, у близ лежащей парикмахерской. «Перо» — с жаргонного – «нож», а «ястреб», возможно, кличка.

Есть смысловые пересечения в группах слов: «облетевшая»-«перо»-«ястреба», «перо»-«волосах», «облетевшая»-«нищенки». Т. е. у меня сложилось впечатление о  близости опор.

Если же о жанре, то, видимо, это трасс из-за слова «облетевшая», которое скрытно указывает на протяженность во времени.

 

*****************************  5 кю *********************************

6 место

 

прошлогодний снег

под фотографией

птичьи следы

……………… Просто Сергеич

 

Трасс, так как автор упоминает здесь и сейчас о «прошлогоднем» и поэтому есть две опорные точки во времени. Написано технично и вариативно. Вот одна из возможных интерпретаций.

Похоронили в конце года, когда шел снег. В начале года и возникла описываемая картина.

 

*****************************  6 кю *********************************

9 место

 

стопка писем

половина

от деда мороза

…………………..pol_doma

 

Так и хочется продолжить: «вторая – от Снегурочки». Но очень техничное трехстишие, так как через внешнее «письма» переданы чувства и ребенка и взрослого, который был ребенком.

Пронзительно детское прочтение омонима «половина», в смысле – «часть себя», как например, говорят о жене – «моя половина». Это слово уместно и в смысле как говорят о части дома – «пошел на свою половину». В этом смысле хорошо звучит и без предлога «от». Появляется еще один смысл: письма на половине Деда Мороза. Но это уже область иллюзорного.

Это шикарное жанровое одноопорное трехстишие со скрытым авторским присутствием («половина»). Да, присутствует техника сенрю с поворотом на последней строчке, но рука не поднимается…

Я вспоминаю старый американский фильм о том, как судили доброго дедушку, который называл себя Санта-Клаусом. В конце концов адвокату удалось оправдать подзащитного предъявлением вещественных доказательств. Ими оказалась другая «половина» писем, а именно тех, которые были адресованы Санта-Клаусу. По закону почта США не имела права уничтожать эти письма и хранила их.

 

*****************************  7 кю *********************************

11-12 места

 

Андреевский стяг

над пробитой броней

пенятся волны

……………… Просто Сергеич

 

Это трехстишие относится к жанру исторических мини-од. Мини-ода – трехстишие, отличающееся торжественностью и возвышенностью. В данном случае это очевидно. Признаком, например, является «высокое слово» — «стяг».

Я усматриваю здесь и скрытый контраст. Автор писал в жанре хайку, который пришел из Японии. А в самом трехстишии вполне вероятно автор имел ввиду крейсер «Варяг» или канонерскую лодку «Кореец», которые погибли в бою с японцами. Кстати, в оригинальном тексте песни австрийского поэта Рудольфа Грейнца, который первым написал стихотворение «Der „Warjag“» (на немецком языке) в третьем куплете есть слова «die gelben Teufel»:

 

«Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,

Fuers Vaterland zu sterben

Dort lauern die gelben Teufel auf uns

Und speien Tod und Verderben!»

 

И с пристани верной мы в битву идём,

Навстречу грозящей нам смерти,

За Родину в море открытом умрём,

Где ждут желтолицые черти!

Перевод Е. Студенской

 

При этом из истории мы знаем, насколько уважительно японцы отнеслись к затопленному крейсеру.

 

Впрочем слова трехстишия больше напоминают слова из песни «Плещут холодные волны» Я. Репнинского (1904 г):

………………………………

Там, среди шумного моря,

Вьется андреевский стяг, —

Бьется с неравною силой

Гордый красавец «Варяг».

Сбита высокая мачта,

Броня пробита на нем.

Борется стойко команда

С морем, с врагом и огнем.

 

Пенится Жёлтое море,

Волны сердито шумят;

…………………………….

 

*****************************  7 кю *********************************

11-12 места

 

дымка белёсая

застит сухие глаза

мелкий снег

……………..Евтеев А.М.

 

Жанр хайку автор разбавляет «чистой» поэзией. Я отношу подобные трехстишия к  жанру мини-танка.

Из-за прилагательного «белёсая», которая несколько дублирует слово «дымка» и служит «поэтической добавкой». Можно усмотреть и небольшое пояснение (или уточнение), и игру цветом.

Из-за просторечного слова «застит», которое немного выдает и авторское присутствие, и является еще одним поэтическим штрихом.

К минусу я отнес бы излишнюю экономичность. Так люди испорченные могут увидеть здесь черный юмор: рыбаков и глаза, например высохшей рыбы… и т. д.

 

*****************************  7 кю *********************************

10 место

 

так случайна

эта встреча с тобой

дождь

………………………Дадалова Марина

 

В целом мини-танка. Личные местоимения употреблять обычно плохо. Здесь же употребление «с тобой» частично оправдывается смысловой омонимичностью (встреча с любимым, встреча с дождем). Слова, кажущиеся на первый взгляд лишними, частично оправдываются тем, что они несут настроение. Таков жанр мини-танка. И, в принципе, автор хорош в этом жанре.

 

*****************************  8 кю *********************************

13 место

 

мусорный бак

на снимке из космоса

взятие Бастилии

…………………..pol_doma

 

Перед нами мощнейшее техническое сооружение. Вероятно одно из сложнейших хайку, но с отрицательным вектором.

В трехстишии оригинальные и вполне правдоподобные сцены. Бастилию могли брать на съёмках фильма. Причем, может она и не Бастилия, но уж очень похожа. Из космоса могли снять и сцену «взятия» копии Бастилии, скажем, при покупке и т. п.

Не буду рассказывать о чудесах техники автора и интересной символике. Ограничусь лишь тем замечанием, что сопоставление Бастилии с мусорным баком не считаю уместным. Да, я понимаю, что вид сверху очень напоминает вышеозначенную емкость. Однако, в Бастилии, вплоть до ее падения сидели лучшие мыслители того времени, например, Вольтер. Вероятно, из всех тюрем Бастилия выделялась неординарностью и талантливостью узников. Говорят, туда угодила даже французская «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел», авторы которой (Д’Аламбер, Дени Дидро, Монтескье, Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) посмели оспаривать церковные догмы.

Таким образом, 8-е кю из-за наличия отрицательного вектора.

 

*****************************  9 кю *********************************

14-18 места

 

Детская площадка.

В стайке на снегу

белая голубка.

…………….. polyanka

 

Большая пересекаемость слов «стайка» и «голубка». Например, также нехорошо звучит в хайку: «в толпе выделялся человек в белой рубашке». Еще хуже – «в толпе людей я увидел лицо мужчины». Как можно было бы реализовать Вашу картинку?

 

зимнее утро

тянет руку малыш

к белому голубю

 

*****************************  9 кю *********************************

14-18 места

 

Ладошки воздев

Мальчик в зимней аллее…

Падает снег

 

……………..Евтеев А.М.

http://youtu.be/3Yf0guoaL0g

 

Хороший образ для указываемой автором музыки. Однако бросается в глаза неэкономичность употребления слова «зимней», если «падает снег». В выражении «падает снег» вижу небольшую опасность. Образуется прочтение «мальчик…падает». Можно усмотреть и скрытое олицетворение: снег падает, потом встает и т. п. Может лучше использовать слово «снегопад»?

 

*****************************  9 кю ********************************

14-18 места

 

Новогодняя ёлка.

Звезду на ангела

меняет внучка.

…………….. polyanka

 

Есть пересечение в первой и во второй строчках. «Новогодняя ёлка» уже подразумевает украшения. Во второй строчке именно о них и идет речь. Правда, не нравится мне, и «бьют куранты». Но, может, просто:

 

Зимнее утро.

Звезду на ангела

меняет внучка.

 

*****************************  9 кю ********************************

14-18 места

 

ночной снегопад

в шерсти бродячего пса

клочья проседи

……………………. butjawka

 

Вероятно, стремление к 5-7-5 побудило автора вставить слово «шерсть». Это примерно то же, что «на коже бородавка или родинка», лучше же сказать «родинка на щеке». Поэтому лучше было бы написать, скажем, «на спине бродячего пса».

 

*****************************  9 кю ********************************

14-18 места

 

Сельский автобус.

Телевизор на санках

у ног старика

……………………. butjawka

 

«У ног» — лишнее, так как подразумевается, тем более, что может образоваться и не эстетичный второй план «на ссанках у ног».

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

гнется травинка

поднимается улитка

сверху вниз

……………… Просто Сергеич

 

В форме чуть-чуть слышится рифма, особенно, если в слове «улитка» заменить букву «т» на «н». Но для сенрю нет препятствий. Автор нашел новую грань в изъезженной картинке.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

В кофейне (сэнрю).

 

«Горячая штучка…» —

За руку взял официантку —

— «Ещё с По ди Поли!»

……………..Евтеев А.М.

 

Согласен с автором – сенрю.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

Домой

Весел и громок

Снег скрипит

……………..Евтеев А.М.

 

В каком-то смысле аллюзия на сенрю М. Бару:

 

«Ну и мороз!

Снег скрипичный под ножкой твоей

Под моею – басовый».

«Сквозь тишину», сост. Михаил Бару, СПб.: Красный Матрос, 2006 г, с. 29

 

Хорошая идея для сенрю. Но что хорошо для сенрю, не очень хорошо в хайку. Я отношу это не только к игре цветом, но и к игре звуком. Скрип лучше слышен в тишине. Есть скрытое олицетворение снега во всех прочтениях: «громок снег», «весел и громок снег», «домой весел и громок снег», «домой весел и громок снег скрипит».

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

Каплет в сенях…

Двор и хозяйство моё

Зовут на мороз

🙂

……………..Евтеев А.М.

 

Согласен с автором – сенрю.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

Клубится пена.

О бабах и про это

неспешны сказы.

…………….. polyanka

 

По продолжительности действия: «неспешны» – трасс. Но из-за «про это» отношу к сенрю. Как сенрю нравится – банька, пиво и «про это». Жизненно.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

(Сенрю)

 

лыжи у печки стоят

до магазина семь верст

хрупкого наста…

……………… Просто Сергеич

 

Согласен с автором – сенрю. Может лишнее слово «стоят»?

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

На полпути…

Рука у кнопки

Звонка

……………..Евтеев А.М.

 

На мой взгляд, здесь чрезмерная экономия средств. Это плохо тем, что возникает слишком много сомнительных интерпретаций. Так Сова жила на полпути к ослику Иа. И Вини-Пух решил к ней зайти:

«… для верности, он нажал кнопку звонка  и  постучал  по ней,  а  потом  он подергал  шнурок  колокольчика  и  крикнул очень громким голосом:

—  Сова ! Открывай! Пришел Медведь».

Вместо шнурка оказался хвост ослика. Когда хвост вернули законному владельцу, повесили руку.

Отношу к изысканному сенрю.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

охотник

среди медведей

чучело кота

…………………..pol_doma

 

Вторая строчка общая. Отношу к сенрю.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

пруд подо льдом

сторож снимает табличку

«купаться запрещено»

…………………..pol_doma

 

Первая строчка со скрытым олицетворением пруда. Может, конечно, «пруд» — это фамилия водолаза. Сенрюшный многовариантный подтекст так и просится.

Первая послевоенная зима. Май, лето и осень водолазы праздновали победу. Пришла группа моржей, водолазы и сторож протрезвели, давай работать. Сторож весь в поисках таблички, водолазы пошли проверять полынью на наличие глубинных мин, ну и так, освежиться.

Возможен и другой вариант.

Пляж. Зима. Приходит начальство с целью придраться. Пруд покрыт метровым льдом.

«А почему нет таблички?» — спрашивают сторожа. Сторож покачал головой и пошел ставить. На следующий день: «Это что за табличка, не видите, что пруд весь подо льдом?»

Отношу к сенрю.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

рядом с домом

до большой медведицы

вырастает фонарь

…………………..pol_doma

 

Автор pol_doma талантливостью мне напоминает Михаила Сапего. Оба часто пишут совсем не хайку, но талантливо. Это трехстишие я отнес бы к странному виду – к одноопорному трассовому с элементами мини-танка сенрю. Трассовость заметна в слове  «вырастает». Сенрю просматривается, если автор шел с фонарем и у дома встретил медведицу, мог идти и без фонаря, но после встречи получил от медведицы в качестве подарка. Мини-танка в том, что автору кажется, что фонарь вырастает. Одним словом сенрю с выдающейся плотностью. Для сенрю все хорошо.

Для хайку плотность скорее зло. Однако я уже много лет проповедую плотность как достоинство. Хочу объяснить теперь свою позицию.

Когда я просматривал множество трехстиший всевозможных стилей, часто обращал внимание на нетренированность подавляющего числа авторов в поиске вторых смыслов своих же стихов. Вторые смыслы нужно учиться видеть всем и мне в том числе. И особенно это касается хайку. Но в хайку видение плотности необходимо для того, чтобы избегать ее.

Плотность я бы сравнил с мышцами каратиста. Чем более накачены и выделяются мышцы руки, тем меньше скорость удара. Другими словами, плотность осваивает плоскость, а хайку – это колебательные движения по вертикали. Если же в начальной плоскости стиха появляется плотность, то она тормозит движение. Т. е. я выступаю за легкость на базе плотности. Не почувствовав плотность трудно будет научиться ее избегать. И именно сенрю —  прекрасный полигон для оттачивания мастерства уплотнений.

 

*****************************  10 кю ********************************

19-29 места

 

Союз Писателей

ах, как много

искусственных членов

……………… Просто Сергеич

 

Сенрю.

Вероятно, это самый подходящий случай, чтобы признаться, что и я с недавних пор – член СП. Что же касается поэзии и поэтов, то приведу цитату из предисловия Льва Котюкова к книге избранных стихотворений Сергея Соколовского «Суд офицерской чести» (М.: ГОЛОС-ПРСС», 2006 г, с. 12):

«Сгинули во тьму и дым времена, когда приказно делали из любого дерьма поэтов, а из настоящих поэтов – дерьмо. Но и в те времена поэзия оставалась поэзией, да еще какой! И хватит ныне завывать нашим литературным сообществам о временах последних, хватит приниженно скулить о погибели земли русской! Были, есть и будут в нашем Отечестве поэты, ибо поэзия – это не то, что нужно, а то без чего невозможно жить ни по ту, ни по эту сторону России».

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

Белая ночь…

Как на ладони

чёрная кошка.

…………….. polyanka

 

Из-за явного сравнения – метафорическое.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

В угрюмой тени

стены крепостной

растёт одуванчик

…………….Мэт Лэймси

 

Тень в хайку не бывает угрюмой (метафорическое – 11 кю). Она даже не может падать. Язык хайку трудно дается нашим поэтам. Но в целом Вы на правильном пути, стараетесь отобрать значимые картинки. Мне представляется лишним слово «растет». Что еще очень важно. Нужно стараться иметь два вещественных существительных в именительном падеже (две опоры). Нужно создать энергетическое пространство.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

ХЭЛЛОУИН

 

зимнее время…

толпится нечисть

в переходе

…………….. polyanka

 

Метафорическое из-за «нечисти».

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

Дача в декабре

отдыхает пугало

по пояс в снегу

……………………. butjawka

 

Из-за «отдыхает пугало» отношу к метафорическим. Порядок слов я бы предпочел таким:

 

декабрь

на даче пугало

по пояс в снегу

 

Я не сторонник стремления к форме 5-7-5 любой ценой.

Отмечу гармоничное прочтение, так называемой четвертой строчки «Дача в декабре отдыхает». Автор хороший.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

лунный свет

падает к ногам

шёлковый дракон

……………..Наталья Стикина

 

В целом приятное трехстишие с общей второй строчкой, которое напоминает метафорическое (из-за «воском») трехстишие Дмитрия Кудри:

 

ночь

пламя свечи

воском – одежда у ног

Мастер вещей в дело непригодных

«Хайкумена-1», М.,  2003 г, с. 111.

 

Однако в хайку свет падать не может ни к ногам, ни куда бы то ни было. «Шёлковый дракон» — метафора.  11 кю.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

воскресное утро…

меж припаркованных сугробов

радостная моська

…………….. polyanka

 

Метафорическое из-за «припаркованных сугробов».

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

Желтое море.

плещут холодные волны

над бескозыркой

……………… Просто Сергеич

 

Вероятно, трехстишие-перекличка с мини-одой «Андреевский стяг». Слова трехстишия отдаленно напоминают слова из песни «Плещут холодные волны» Я. Репнинского (1904 г):

 

«Видели белые чайки —

Скрылся в волнах богатырь»

 

Почему-то воспринимаю трехстишие как  иносказание типа «чайка утонула».

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

незаметно

волна убегает в море

сдвинув камешки

………………………Дадалова Марина

 

«Незаметно» выдает трасс, т. е. есть длительность процесса, протяженность во времени. Волна в хайку не умеет ни бегать, ни убегать (метафорическое).

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

паровозик по кругу

родом из детства

стрелочник

…………….. polyanka

 

«Детство» — слово не для хайку. Отнесу к метафорическим.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

Сизый дымок…

Запах масла

Что запах крови

……………..Евтеев А.М.

 

Из-за явного сравнения – метафорическое.

 

*****************************  11 кю ********************************

30-40 места

 

шуршит листва

большая кисть дворника

стирает краски

……………… Просто Сергеич

 

Случай чрезвычайной плотности, которая мешает движению по вертикали. Олицетворение «кисти дворника» (во всех смыслах), которая «стирает» (во всех смыслах).

Метафорическое.

 

*****************************  12 кю ********************************

41-43 места

 

осенний дождь

даже не видно

пугала в поле

…………………..pol_doma

 

Вторая строчка общая. «Даже не видно» — скрытое авторское пояснение.

 

*****************************  12 кю ********************************

41-43 места

 

пустынная улица

меняет картину

пешеход

…………………..pol_doma

 

Технично, вторая строчка общая. Но… Очень жаль, что пешеход не может менять картину в узком значении слова. Тогда было бы гармоничное усложнение. А так, очень похоже на авторское скрытое пояснение, хотя и очень техничное.

 

*****************************  12 кю ********************************

41-43 места

 

рыхлый сугроб

до подбородка

плед у камина

……………… Просто Сергеич

 

Расцениваю как скрытое пояснение (после рыхлых сугробов отогреваюсь у камина) со скрытым олицетворением камина («до подбородка плед у камина»).

 

*****************************  14 кю ********************************

44-49 места

 

На сонной воде

лунная дорожка,

лягушки не дремлют.

…………….Мэт Лэймси

 

Вода в хайку не может быть сонной. Отрицание «не» выдает присутствие Вашего анализа, т. е. как некоего разъяснения.

 

*****************************  14 кю ********************************

44-49 места

 

движется небо

высоко парит птица

замерли крылья

………………………Дадалова Марина

 

В хайку небо не двигается. Третья строчка и слово «высоко» есть объяснение слова «парит».

*****************************  14 кю ********************************

44-49 места

 

мусорный бак

изнутри

видны только звёзды

…………………..pol_doma

 

Утверждение выдает категоричное «только». Обратная теорема звучала бы примерно так: «Для того чтобы видеть только звезды необходимо и достаточно сидеть в мусорном баке». Доказательство от противного.

 

*****************************  14 кю ********************************

44-49 места

 

Рассекая тучи

летят птицы,

летят домой…

…………….Мэт Лэймси

 

В хайку птицы ничего не рассекают, а вместо дома, имеют гнезда. Традиционным поэтам трудно привыкнуть, что в хайку птицы не летают даже на юг, обычно они просто летят… Строчку «летят домой» я вынужден оценить как «объяснение».

 

*****************************  14 кю ********************************

44-49 места

 

рябь на воде

видит утенок

отражение

……………… Просто Сергеич

 

Рассматриваю как вид утверждения, хотя тема «прочувствования» животных любима японцами.

 

*******************************************************************

44-49 места

 

снова и снова

добро побеждает зло

так кто же кого?

……………… Просто Сергеич

 

Вопросительное рассуждение с оперированием невещественным.

 

************************************************************

 

 

Справочная информация конкурса «Поэзия хайку – 3».

 

*************************** Места ************************************

 

1 место – polyanka (1 кю)

2 место – butjawka (1 кю)

3 место — pol_doma (4 кю)

4 место — pol_doma (5 кю)

5 место — pol_doma (5 кю)

6 место — Просто Сергеич (5 кю)

7 место – polyanka (5 кю)

8 место — Евтеев А.М. (5 кю)

9 место — pol_doma (6 кю)

10 место — Дадалова Марина (7 кю)

 

7 кю, места 11-12

Просто Сергеич

Евтеев А.М.

 

8 кю, место 13

pol_doma

 

9 кю, места 14-18

polyanka

Евтеев А.М.

polyanka

butjawka

butjawka

 

10 кю, места 19-29

Просто Сергеич

Евтеев А.М.

Евтеев А.М.

Евтеев А.М.

polyanka

Просто Сергеич

Евтеев А.М.

pol_doma

pol_doma

pol_doma

Просто Сергеич

 

11 кю, места 30-40

polyanka

Мэт Лэймси

polyanka

butjawka

Наталья Стикина

polyanka

Просто Сергеич

Дадалова Марина

polyanka

Евтеев А.М.

Просто Сергеич

 

12 кю, места 41-43

pol_doma

pol_doma

Просто Сергеич

 

14 кю, места 44-49

Мэт Лэймси

Дадалова Марина

pol_doma

Мэт Лэймси

Просто Сергеич

Просто Сергеич

***********************************************************************

 

*********************** Рейтинг авторов конкурса ***********************

1.

butjawka – 7.5

1 кю, 9 кю, 9 кю, 11кю;

 

2.

polyanka – 8.7

1 кю, 5 кю, 9 кю, 9 кю, 10 кю, 11кю, 11кю, 11кю, 11кю;

 

3.

Евтеев А.М. – 9.0

5 кю, 7 кю, 9 кю, 10 кю, 10 кю, 10 кю, 10 кю, 11кю;

 

4.

pol_doma – 9.2

5 кю, 5 кю, 6 кю, 8 кю, 10 кю, 10 кю,  10 кю, 12 кю, 12 кю, 14 кю;

 

5.

Просто Сергеич – 10.4

5 кю, 7 кю, 10 кю, 10 кю, 10 кю, 11кю, 11кю, 12 кю,14 кю,14 кю;

 

6.

Дадалова Марина – ср. кю = 10.7

7 кю, 11кю, 14 кю;

 

7.

Наталья Стикина — 11.0

11кю;

 

8.

Мэт Лэймси — 13.0

11кю, 14 кю,14 кю.

 

 

Средний рейтинг участников конкурса: 9.9

 

***********************************************************************

 

Поздравляю всех участников с окончанием третьего конкурса и началом четвертого. На этот раз не будет трехстиший «вне конкурса». Все 10 трехстиший-победителей предложу редколлегии журнала «Поэзия» для публикации. Поэтому прошу авторов трехстиший, которые заняли 1-10 места прислать мне расшифровку ника с указанием города.  Желательно, до конца февраля. Затем я помещу окончательный текст на стихи.ру для сверки и пошлю в редакцию.

 

«6» февраля  2011 г                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий