05.05.2011. Привязка к природе в хайку

 

 

Эту статью пишу в пору судейства конкурса «Поэзия хайку – 4», так как столкнулся с удивительным трехстишием, которое я готов назвать не просто хайку, а хорошим хайку. При этом в нем нет привязки к природе:

 

Поцелуев мост.

Меж лепестками

Окурки.

 

polyanka

 

Все другие основные условия получения I дана соблюдены:

 

I дан: (оценка на моем сайте «0») — техничные трехстишия, которым присущи:

1) предметность,

2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,

3) предельная лаконичность (а не твердость формы),

4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,

5) отсутствие смысловой досказанности http://stihi.ru/2010/04/20/4292,

6) отсутствие досказанных мостов в прошлое  http://stihi.ru/2010/11/12/7209,

7) вариативность,

8) безличность и бесцветность,

9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,

10) отсутствие рифмы,

11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),

12) положительный вектор.

 

Автор использует устойчивое выражение «Поцелуев мост», но не обыгрывает его. Так как в этом трехстишии нет привязки к природе, то следуя формальности я должен отнести его к жанровым (3 кю). Во всех остальных случаях я так бы и сделал. Однако именно это жанровое трехстишие является исключением из правила. И его анализ устанавливает более важное правило принадлежности к хайку, чем привязка к природе, это — наличие семантической вариативности. Перед нами хороший пример для доказательства этого положения.

Итак, мы присвоим условно этому трехстишию I дан, несмотря на отсутствие указания в нем на природное явление.

 

Условия получения II дана:

II дан: (оценка на моем сайте «+0.5»)технически сложные трехстишия (с четвертой строчкой, с обыгрыванием омонимии, с символикой и т. п.)

Считаю, что здесь есть 4-я строчка: «Поцелуев мост меж лепестками». Понятно, что «Поцелуев мост» находится в Санкт-Петербурге и является мостом влюбленных и молодоженов.

Есть в Санкт-Петербурге и мосты-лепестки трилистника: Малый Конюшенный  мост, Театральный и имитация моста. Поцелуев мост является мостом Мойки. Т. е. можно сказать, что он меж лепестками. При этом Малый Конюшенный  мост также является мостом молодоженов.

Одновременно мы видим и обыгрывание омонимии.

С символикой здесь также все в порядке. Вот выдержка из Википедии:

 

С названием моста связано множество легенд.

Говорили, что в XVIII веке, когда граница города доходила только до реки Мойки, мост служил местом прощаний и встреч. Здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города.

Мост назван Поцелуевым оттого, что ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа и здесь моряки прощались со своими подругами.

Кроме того, считалось, что здесь арестанты прощались с родными (недалеко находилась тюрьма), отсюда и множество поцелуев.

Согласно одной из легенд название объясняется тем, что в старину у влюблённых был обычай: при переходе через мост целоваться, чтобы, как они говорили при этом друг другу, никогда не расставаться.

Также фигурирует старинный обычай целоваться с проезжающими и проходящими через мост всякий раз, независимо от степени близости и родства.

Сохранились предания, что в старину Поцелуев мост служил местом для свиданий молодых влюбленных, по каким-то причинам вынужденных скрывать свои чувства.

Эти мифы получили дополнительное развитие в XX веке:

Если при расставании поцеловать человека на этом месте, то он обязательно вернётся.

Считается, что влюбленные, поцеловавшиеся на мосту или, ещё лучше, под ним, несомненно будут счастливы. И мера этого счастья будет зависеть от того, как долго длится их поцелуй.

Также рекомендуется посетить его и молодожёнам. В день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём начать поцелуй они должны на одном берегу реки Мойки, чтобы закончить его на другом, и им обеспечена долгая и счастливая семейная жизнь.

Обычай влюблённых целоваться на этом мосту, чтобы никогда не расставаться, противопоставляет эту неразводную переправу разводным мостам, так как расходящиеся створки символизируют расставание.

Настоящее же происхождение названия «Поцелуев мост» гораздо прозаичнее. Просто рядом с мостом в XVIII веке жил купец по фамилии Поцелуев, державший в своем доме трактир под названием «Поцелуй». Трактир был хорошо известен в городе, поэтому вскоре его название «перекинулось» на ближайший к нему мост.

http://ru.wikipedia.org/wiki/-

 

Отмечу, что понятие моста есть и в теории жанра хайку.

 

 

Думаю, что II дан здесь твердый.

 

III дан: (оценка на моем сайте «+1»)с циклическим мостом (мост в прошлое без рекурсии)

 

Поцелуев мост.

Меж лепестками

Окурки.

 

Здесь есть мост не только в просто прошлое, но разное прошлое. Самое простое прошлое это чья-то свадьба: цветы, лепестки, окурки. И можно рисовать различные картины вплоть до 18 века, когда «здесь прощались со своими возлюбленными все, кому приходилось уезжать из города», или гуляли завсегдатаи трактира «Поцелуй». При этом можно сравнивать с нашим временем и снова «нырять» в прошлое.

 

Думаю, что и III дан здесь твердый.

 

IV дан: (оценка на моем сайте «+1.5») скрытый мост в прошлое с рекурсией в настоящее.

Рекурсию можно представить как взаимосвязанное переодевание, как смену масок по некоему принципу всех действующих предметов в трехстишии, как семантическую реинкарнацию. Пример смены масок показан в статье «Триединство хайку (1 вариант)» http://stihi.ru/2010/11/02/3740.

Первой особенностью рекурсии является то, что переодеваются существительные, но не глаголы. Глаголы не подлежат семантической реинкарнации. Выражаясь математически, глаголы выносятся за скобки при движении по мостам трехстиший.

V дан: (оценка на моем сайте «+2») двуступенчатая рекурсия (в настоящее и надприродное или будущее).

Вторая особенность рекурсии – животворность. Рекурсия, помимо предметных мостов, рождает мост в абстрактное, в символику. И чем полнее рекурсия (из прошлого в настоящее, из настоящего в надприродное или в будущее), тем более очевидным становится символический подтекст.

 

Поцелуев мост.

Меж лепестками

Окурки.

 

Рассмотрим прошлое.

 

Молодой парень окружен девушками (лепестками). Он ошибается снова и снова, так как меж красавиц-лепестков нет той единственной, которая бы полюбила его. Но вот ОНИ встречаются. Парень целует девушку. Между ними возникает «поцелуя мост». Они ссорятся, ненавидя друг друга, курят (окурки), мирятся, снова любят друг друга и становятся похожими на лепестки одного цветка. Наконец, женятся. Им кричат «горько», и снова «поцелуев мост».

 

Настоящее.

 

После свадьбы много лепестков и окурков.

 

Будущее.

 

Они живут вместе, и повторяется все то же самое, что и до свадьбы…

Умирает первым он. Она каждый раз несет ему на могилу цветы, и ветер разносит лепестки.

Умирает первой она. Он приходит на могилу к ней и долго курит, думая о чем-то своем.

Они умирают. Их хоронят рядом. На могиле лепестки и окурки. Но их и здесь соединяет «многих поцелуев мост», так как люди говорят: «…любили они друг друга-то».

 

Это не единственная интерпретация, не единственное развитие во времени и в масках. Важно другое, трехстишие обладает всеми свойствами хайку не будучи привязанным к природе, поэтому я вправе назвать подобный класс трехстиший ЖАНРОВЫМИ ХАЙКУ.

Таким образом, я делаю революционный для себя теоретический вывод, что привязка к природе не является обязательной в хайку. Непременным условием хайку является, на мой взгляд, наличие семантической вариативности.

Как я объясняю этот парадокс? Вероятно тем, что человек – часть природы, и в его жизни есть весна, лето, осень и зима. И в хайку polyanka речь идет о самой романтической части жизни каждого человека.

 

«5» мая 2011 года                                                      Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий