24.04.2010. Анализ трех стихов Виктории Гавриковой

24.04.2010. Анализ трех стихов Виктории Гавриковой

И.А.Шевченко

Виктория Гаврикова попросила сделать развернутый анализ ее трехстиший.

I
Раннее утро
кошка сидит на окне
женские слезы.

Нужно стараться, чтобы хайку состояло из двух частей, так оно легче воспринимается. Здесь три самостоятельные части: можно переставлять строки местами. Если, скажем, на конкурсе Ваше хайку пройдет первичный отбор, то в лучшие может не попасть именно из-за того, что оно состоит из трех частей.
Хайку конкретно, плохо обобщать «женские слезы». Подобные трехстишия можно использовать в композиционном жанре хайбун, в прозаической миниатюре которого будет определен термин «женские слезы», например, как это сделал Аркадий Инин в статье «Не плачь девчонка» http://www.kabluchok.ru/article/67/index0.html. В этом случае словосочетание «женские слезы» будет иметь вполне конкретное содержание.
Внутренние переживания нужно стараться выражать через внешние. В данном случае можно сказать, к примеру: «капли дождя на щеках», «ветви ивы в пруду» и т. п.
Здесь четыре существительных – утро, кошка, окно, слезы, — но они не образуют композицию. Все три строчки пытаются лишь передать настроение, причем явно. Давайте рассмотрим на предмет «явности» трехстишие (минитанка или танкетка в моей терминологии) Софии Русиновой:

И кошке приятно
сезонное слово
теплое
«София Русинова», М., 2006 г, с. 207.

Здесь автор пользуется тем, что все пишущие хайку понимают термин «сезонное слово». В этом контексте София Русинова заменяет массив: тает снег, бегут ручьи, грачи прилетели и т. п. – игрой слов (поэтому я не могу отнести это трехстишие к хайку) «сезонное слово теплое». В этом стихе кошка не лежит на подоконнике под лучами солнца, и здесь автор не пишет явно о женской улыбке.

Вы начинаете свое трехстишие с большой буквы и заканчиваете точкой. Формально получается, что Вы записали стих одним предложением. Это не очень хорошо. Можно записать все с маленькой буквы и без точки:
раннее утро
кошка сидит на окне
женские слезы

Все строчки читаются сами по себе. Здесь отсутствуют нежелательные прочтения типа:

бабье лето
летит над забором
мыльный пузырь
Леонид Попов, Воронеж, АиФ-2009

Хайку попало в призеры с явной технической ошибкой. В конце первой строчки не поставлена точка и получается, что «бабье лето летит над забором». При правильной записи:

Бабье лето.
Летит над забором
мыльный пузырь.

Или хотя бы:

бабье лето…
летит над забором
мыльный пузырь

Первые две строчки образовали бы хорошее прочтение: «бабье лето летит над забором».

Не стремитесь к форме 5-7-5. Стремитесь к лаконичному сопоставлению двух предметных явлений, и форма 5-7-5 будет неявно сопутствовать Вашим стихам. Когда вы напишете 100 и более хайку по правилам, то в среднем у них и будет форма 5-7-5 или около этого.

II
Ты на страницах
ленточкой вьется перо
вольная птица.

В хайку следует избегать рифмы: «страницах»-«птица». Наверное я соглашусь с мнением Джейн Рейхолд:
«Мы привыкли к тому, что рифмуются концы строк, а оттого, когда ухо слышит рифму, разум автоматически предполагает, что стихотворение завершается. В хайку же нам нужен противоположный эффект: стихотворение должно открываться, оставляя пространство для мысли»
«Пишите хайку», Джейн Рейхолд, 2004 г, с. 61.
Старайтесь не употреблять местоимения («ты»). Это частный случай общего правила лаконичности — «не повторяйтесь».
Старайтесь не сравнивать явно: «ленточкой вьется перо». В хайку сравнение разносится в разные строчки так, что сравнение становится не явным. Скажем, Вы увидели маленького прозрачного как чистая вода краба и начинаете писать обычные стихи:
ко мне по песку бежит краб
прозрачный как горный источник…

А вот как примерно о том же пишет классик:

Чистый родник!
Вверх побежал по моей ноге
Маленький краб.
Мацуо Басё
Прозрачность – ключевое слово, оно не называется, но является стержнем для сопоставления родника и краба.

«Вольная» — авторское определение. В хайку можно говорить о том, что Вы видите, слышите, обоняете. Вы можете увидеть, скажем, размер птицы, можете услышать ее пение, но никак Вы не можете увидеть, что птица «вольная». А может легче сказать, что в хайку не говорят об очевидном или изначально присущем свойстве предметов (например, плохо говорить: твердая скала, жидкая вода и т. д.), так как это противоречит принципу экономии материала (слогов).

III

Дождь барабанил
каблучком по асфальту
шла незнакомка

Здесь уже чувствуется хайку. Понятно, что ключевое слово «барабанить». Теперь Вы понимаете, что его нужно было «спрятать», не называть:

Дождь по карнизу.
На каблуках впереди
незнакомка.

Я своровал Вашу идею, наглец, потому что идея «хайковская» – найти общее в окружающих Вас явлениях. Что я изменил?
1) убрал слово «барабанил»,
2) убрал слово «по асфальту», так как читатель сам догадается, что речь идет о стуке каблучков,
3) убрал слово «шла», так как без него можно обойтись, но самое плохое, что оно стоит в прошедшем времени, употреблять которое в хайку не нужно. Хайку – позитивное трехстишие, наполненное жизнью здесь и сейчас. Прошлое время не так интересно для читателя, он хочет сопереживать вместе с автором здесь и сейчас.

«24» апреля 2010 года                                 Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110042404831 

Добавить комментарий