24.03.2010. По следам конкурса АиФ-2009

24.03.2010. По следам конкурса АиФ-2009

И.А.Шевченко

…………………..По следам конкурса АиФ-2009.

……………………………………………………………………………..Иду в толпе
……………………………………………………………………………..Единомышленников.
……………………………………………………………………………..Меня как бы нет.
……………………………………………………………………………………………..wansan

Общероссийские официальные конкурсы хайку настолько редки, что хочется снова и вновь c разных сторон анализировать его итоги. Из-за закрытости конкурса стало невозможно понять уровень судейства. Поэтому мне приходится говорить об ошибочном, с моей точки зрения, судействе и работе рабочей группы. Как мог попасть в лидеры «пляшущий зайчик» известно лишь рабочей группе и голосующим «авторитетам».
Я хочу разбить в принципе позицию эстетствующих хайдзинов в рабочих группах и авторитетных судей с их пляшущими зайчиками, холмиками земли, букетиками лесных трав и вязанками дров.
Для этого я попрошу читателей быть честными и не предвзятыми судьями в нашем споре с «эстетами».
Я предлагаю любому эстету выбрать одно лучшее на его взгляд хайку (лучше которого и придумать невозможно) и предложить его мне для копирования. Замечу, что мои способности куда как скромны, мои трехстишия не вошли даже в 50 лучших, что говорит о неспособности создать что-либо заслуживающего внимания достопочтенных хайдзинов. Итак, если я создам хайку, которое по мнению читателей, будет сопоставимо с предлагаемым, то эти хайку будут единомышленниками, а согласно теореме wansan (см. эпиграф) само хайку-первоисточник превратится в одного из птенцов семейства.
Это все от того, что эстеты хайку зациклились на простоте и недосказанности. Такие хайку плоские, их легко копировать, в чем я и предлагаю убедиться. Прошу не предлагать мне плотные хайку (с использованием омонимии),  т. е. например таких:
1.
короткие дни…
разговор медсестёр
в коридоре
…………….Савченко  Петр, Москва, АиФ-2009
2.
детский садик
под ворохом листьев
куколка
………..shen, АиФ-2009

В первом омонимия «короткие дни», во втором – «куколка». Образуются различные вариативные прочтения, которые трудно копировать.

Все остальные хайку АиФ-2009 неплотные, т. е. должны копироваться.

Вопрос серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Представьте себе, что вздумается вдруг хайдзинам навести порядок в своем королевстве. Для этого они поднимут алым знаменем какое-нибудь плоское хайку. А какой-нибудь Иванушка на печи (вроде меня) возьмет да и напишет копию. Начнут биться с ним хайдзины, а он спрячется за силу копии, и придется пусть не прилюдно, а в глубине души (где-то очень глубоко) признать им его правоту. Хочу сказать, что копия может быть и посильнее оригинала.
Есть и другая сторона. Начнется новый конкурс. Прочитает Иванушка хайку Микитюка, скопирует, да и займет следующее за ним место. Судьи будут разводить руками и говорить ему: «Дали бы выше, чем у Микитюка, да вот авторитета у тебя пока нет».

Шутки шутками, но всерьез готов копировать Ваши лучшие хайку до тех пор, пока наконец «авторитетные хайдзины» не поймут теорему wansan

Иду в толпе
Единомышленников.
Меня как бы нет.
……………………………………………………………………………………………..wansan

Господа организаторы хайку-конкурсов, жду, прежде всего, от Вас перлы, чтобы создать им близняшек. Если вдруг у меня появятся единомышленники, готовые писать копии, то даю некоторые правила хорошего тона при написании копий:
1) должна быть использована подобная техника написания (в том числе и формальная),
2) желательно, чтобы лексика не повторялась, по крайней мере, это относится к значимым словам.

P. S. Заранее извините за возможную задержку изготовления копий. Все копии (и оригиналы) буду помещать в статью.

«24» марта 2010 года                                                                             doctor_haikus

ПЕРВЫЙ ОТКЛИК
*****************************************************************************
graf_mur пишет:

Да какие проблемы-то. Вот оригинал

В пути я занемог.
И всё бежит, кружит мой сон
По выжженным полям.

Делайте копию и можете считать себя равным Басё.
—-
(что-то мне это напоминает историю с китайскими «фольксвагенами», внешне (да и внутренне) весьма похожими на оригиналы).
Да и вообще, есть такая профессия — копиист…

……………………………………..http://community.livejournal.com/kritika_haiku/763150.html

Уважаемый graf_mur Вы  первый, кто не побоялся показать лицо наших авторитетных хайдзинов. Это плюс.  Однако я не ни в коей мере не  хочу сравняться с Басё. Это минус.
Теперь по сути вопроса.
Предлагаемое Вами трехстишие, конечно, не Басё, а Басё в переводе Веры Марковой (см. «Бабочки полет. Японские трехстишия», М.: Лабиринт Пресс, 2002), т. е. его написала Вера Маркова по мотивам хайку Басё. Перед этим трехстишием (не хайку) стоит пояснение «Предсмертная песня». Странно, что Вы в таком обрезанном виде даете шедевр. Также в книге «Сакура» составитель В. Р. Бычкова забыла указать предпослание трехстишия Тиё («На смерть маленького сына»), зато снабдила трехстишие иероглифом «патриотизм».
Почему Вы решили, что это хайку. Только потому, что сбоку стоит «Басё»? Но ведь это не Басё, скажу более – это профанация Басё. Японская культура хайку – культура, к ней нужно относиться бережно. Нужно дать первоисточник, разложить по полочкам каждое слово, наложить исторический и языковой контекст. Сообщу, что в Японии выходит журнал, название которого примерно такое «Отслеживание природного языка». Письменность японцев пережила не одну реформу.
1) Хайку по определению предметно. Никакой сон в хайку кружить не должен.
2) Хайку не должно быть рассказом.

Если член рабочей группы (если я правильно понимаю) не отличает хайку от европейского трехстишия, то я против такого конкурса.

«24» марта 2010 года                                                                             doctor_haikus
*****************************************************************************

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110032405755 

Добавить комментарий