2010. Как пишутся хайку?

 

И.А.Шевченко

Ко мне обратилась Зина-Зиночка-Зинуля с вопросом: «Можно ли «научиться» писать хайку или это от Бога?..»
В этой статье я хочу развенчать миф о недоступности хайку для россиян. Интересен парадокс хайку – писать хайку гораздо легче, нежели понимать глубины с такой легкостью написанного текста.
Хайдзин подобен рассказчику, который лаконично и правдоподобно пытается показать картину связей окружающего его дуального мира. Для хайдзина все окружающие его предметы и явления имеют между собой связи разной степени очевидности.
Написание хайку можно разбить на три этапа:
1) Опоры (два слова) — любые два сопоставляемых явления (желательно в единственном числе). Чаще всего это просто два существительных, которые можно нарисовать (реже звуки, запахи и т. п.).
2) Хайкетка (две строчки) – или частично развернутые в настоящем времени какого-либо сезона опоры.
3) Мост – соединяющий развернутые опоры. Соединительная строчка, часто общая для опор.

Пример 1. Рассмотрим близко стоящие явления (по цветовому признаку).

Опоры:

ворон
вечер

Если вечер поздний, то очевидно, что цвет оперения ворона почти сливается с темнотой вечера. Поэтому просто оживляем картину вечера с вороном.

Развернутые опоры (хайкетка):

сидит ворон
осенний вечер

Мост:

На голой ветке
Ворон сидит одиноко…
Осенний вечер!
Басё, перевод Веры Марковой
Эта простая картинка может по-разному (вариативно) осмысливаться. Осмысление этой простой картинки можно делать бесконечно. Например, можно вспомнить, что ворон в христианстве символ греха. Вечер начало тьмы.

Пример 2. Теперь рассмотрим далеко отстоящие явления (разнородные).

Опоры:

молния
крик

Хайкетка:

молния вдали
выпи резкий крик

Мост:

Молния вдали.
Пронизал ночную мглу
Выпи резкий крик.
Мацуо Басё

Чтобы мостовая строчка была общей нужно подбирать опоры одного рода.

Итак, цепочка: опоры-хайкетка-мост, должна чаще всего приводить к хайку. Необходимо помнить, что опорными должны быть существительные не абстрактные, а вещественные, обозначающие объективно существующие явления. Хайкетки должны быть свободными от персонификации (даже скрытой), сравнений, мудрствований, утверждений, отрицаний и «внутренних явлений», типа «вспомнил», «решил», «считаю» и т. д.

«Хайку и около»

Рядом стоящие с хайку типы трехстиший я называю танкетками и хайрю. В танкетках (как и в танка)  допускается сопоставление с «внутренними явлениями», в хайрю – скрытая персонификация. Примеры:

Танкетка 1:

Лунным светом обманут,
Я подумал: вишневый цвет!
Нет, хлопчатника поле.
Мацуо Басё

Танкетку выдают слова «я подумал».

Хайрю 1:

Детский Мир.
На рулетке в витрине
зайчик играет.

Здесь я игрой слов пытаюсь скрытно «оживить» игрушечного и солнечного зайчиков.

Хайрю 2:

Льет весенний дождь!
По пути беседуют
Зонтик и мино.
Бусон
Применение приема «недосказанности» приводит к неявному олицетворению зонтика и мино.

Попробуйте  свои силы в этом непривычном для россиян искусстве. Возможно, оно сделает Вашу жизнь насыщеннее, так как позволит пристальнее всмотреться в окружающие Вас предметы и явления.

С уважением, Игорь Шевченко.

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110041305858 

Добавить комментарий