16.05.2010. О конкурсе Весенние игры в хайку. Часть 2

16.05.2010. О конкурсе Весенние игры в хайку. Часть 2

И.А.Шевченко

О конкурсе «Весенние игры в хайку.
Часть 2. Анализ 13 хайку.

Автор Японский Сонет попросил меня просмотреть 269 трехстиший конкурса
«Весенние игры в хайку» http://stihi.ru/2010/04/30/5013 с точки зрения хайку. 256 трехстишия конкурса я не могу причислить к жанру хайку. В первой части я попытался аргументировать свою позицию http://stihi.ru/2010/05/08/7031.
Отмечу 12 трехстиший-нехайку:
(36)
Ливень сильнее
100рож играет в лото
С собственной тенью
(40)
роза в стакане
как преломляют шипы
плоские грани
(57)
роза в стакане
как тяжело умирать
радуя взгляды
(117)
с ветки на ветку
падает капля. фонарь
в жёлтом тумане
(луна — капля фонаря (ИШ))
(118)
Каяться сладко…
Крестным узором пестрят
Гроздья сирени…
(147)
чёрные пятна
в белую шёрстку щенка
девочка прячет
(178)
Старый бумажник, —
Несколько мелких монет
Лезут из кожи.
(201)
места не хватит
в банке из-под монпансье
камушкам с моря
(231)
солнечным утром
настежь окно распахну
в жёлтый кастрычнiк
(253)
дом над обрывом.
малой медведицы ковш
к стенке привален
(254)
к другу дорога
стелется полем туман
чистая скатерть
(хорошие прочтения)
(263)
трогаю веки
шелковая простыня
длинные будни
(почему-то у меня ассоциация с проснувшимся пауком на шелковой паутине, прозвенел будильник, попался кто-то в сеть)

Теперь попытаюсь оценить 13 хайку конкурса по тройной пятибалльной шкале: за технику, за оригинальность и разнесенность опор, за композиционную плотность. При равном количестве очков место выше занимает трехстишие с большей оценкой слева направо. Если все оценки равны, то – по алфавиту. Прошу авторов не воспринимать болезненно оценки. Я тоже учусь, ошибаюсь, и бываю неправ. Читатели могут распределить места и отдельно по каждой оценке.
Почему тройная оценка лучше одной?
Хайку многопланово, одна обобщенная оценка складывается интуитивно из нескольких. Можно закрыть глаза некоторые недостатки и наоборот, усилить достоинства. Можно незаметно ввести параметр групповщины, или — стать необъективным. Можно поставить в упрек моей системе оценок то, что она не учитывает духовную глубину хайку. На это я могу возразить лишь тем, что глубина как раз таки и складывается:
1) из техники (согласитесь, если глубина выражена в другом жанре трехстиший, то пусть эта глубина и принадлежит другому жанру),
2) разнесенности опор (как правило, именно неочевидность и разнородность сопоставляемых опор дает глубину стиху (в каком-то смысле транс),
3) из плотности, (плотность позволяет хайку быть объемнее; вариативность, прочтения и омонимия придают свой тембр глубине хайку).
Глубина возникает при правильном сопоставлении опор. Иными словами хочу сказать, что написанное по принципам хайку трехстишие будет обладать одним из следующих свойств:
1) чувством сопричастности высшему бытию, единением с природой,
2) позитивным отношением к окружающему миру,
3) интуитивным и личностным чувством красоты, бытия, идеального и реального,
4) свободой от эгоизма, безличностью,
5) эмоциональностью свободной от чувственности,
6) поэтизацией непоэтического,
7) отрешенностью от суеты,
8) гармонией противоположного,
9) правдивостью,
10) простотой и ясностью,
11) чувствованием предмета хайку,
и т. д. и т. п.
Обратное неверно, т. е., к примеру, безличное трехстишие лишь в редких случаях будет являться хайку.

*****************************************************************************
ТЕХНИКА
таблиц снятия баллов
*****************************************************************************
-0.5
косвенное присутствие автора;
неестественность выражения или шероховатость употребления слова;
небольшое пересечение значений слов;
неоправданная динамика;
обращение к прошлому («еще»);
пропущенная точка, отсутствие которой приводит к одному плохому прочтению;
подчиненное положение сезонного слова;
-1:
использование глагола в прошедшем времени (законченность действия), местоимения;
негармонирующий второй смысл или прочтение; юмористический подтекст;
негармонирующая символика;
неоправданное наличие второго глагола;
неэкономичное употребление слова (словосочетания) или наличие однокоренных слов;
принцип досказанности;
присутствие автора;
строка-следствие или слово-следствие;
цветное хайку;

-1.5:
неконкретность типа: кое-где, где-то, кое-кто и т. п.
плохое разбиение по строчкам;
принцип досказанности;
скрытое олицетворение;
-2:
лишнее слово, опечатка, описка, неоправданная грамматическая ошибка;
отсутствие любого указания на сезон, т. е. жанровое трехстишие;
смысловая или терминологическая ошибка;
-3:
метафора;
неправдоподобность;
сильное авторское вмешательство;
-4:
отрицательный вектор;
-5:
внутренний процесс;
одно предложение;
одноопорность;
принадлежность к другому жанру, а не жанру хайку;
рубленность строк;
смешение времен;
*****************************************************************************
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И РАЗНЕСЕННОСТЬ ОПОР
свойства опор хайку для получения оценки
*****************************************************************************
5 – разнородные и неочевидные опоры
4.5 – разнородные и оригинальные опоры, не заменимые
4 – разнородные опоры, но одна заменимая
3.5 – разнородные опоры, но обе заменимые
3 – близкие опоры
2.5 – очень близкие опоры
2 – две синонимичные опоры
1.5 – опора из трех частей
1 – опора из двух частей
0.5 – одна опора
0 – отсутствие опор
*****************************************************************************
ПЛОТНОСТЬ
виды уплотнения хайку для получения оценки
*****************************************************************************
5 – гармоничное наложение прочтений, омонимии, символики и вариативности.
4.5 – три и больше хороших прочтения (омонима или 4 строчка) или вариативность
4 – два хороших прочтения (омонима или 4 строчка) или вариативность
3.5 – одно хорошее прочтение (омонима или 4 строчка), или символика;
3 – общая строчка
2.5 – нейтральное прочтение
2 – нехорошее прочтение
1.5 – плохое прочтение
1 – рубленность с двумя прочтениями
0.5 – рубленность с прочтением
0 – рубленность строк
*****************************************************************************
1 место  13 баллов
*****************************************************************************
(113)
Лед темно-синий —
На середине пруда
Огарь с вороной.
13 (4+4+5)

Техника: 4
Первая строчка говорит, вероятно, о марте. Сам не видел такого цвета, только – синеву или светло синий, но поверю фотографам. Синий цвет льда, вероятно, по причине его тонкости. Через тонкий лед видна темно-синяя вода. Огарь – красная утка (селезень) с оранжево-коричневым или с рыже-коричневым оперением. Ворона – черно-серая.
Цветное хайку (-1): очевидное рисование цветом, даже сезон показан цветом. Впрочем подано все умело: две части, сезон, простота изложения, вариативность, есть даже связь с человеком: и ворона и огарь сосуществуют с человеком.

Опоры: тающий лед и огарь с вороной– разнородные опоры, но одна заменимая, скажем на (утку, крякву, лебедя и галку, грача): 4.

Плотность: 5.
Хорошая вариативность:
на 4: на середине тонкий лед, но без полыньи: утка ждет полыньи, ворона интересуется тем, что подо льдом,
на 4.5: на середине полынья: утка плавает, ей бросают хлеб, ворона сидит на льду и подбирает.
на 5: на середине полынья: утка плавает, в полынье плавает, скажем, стул, на котором сидит ворона: единение природы и человека.
*****************************************************************************
2 место  10.6 балла
*****************************************************************************
(77)
Горная тропка.
За облаками бреду
в лёгкой одежде.
10.6 (4+3+3.6)

Техника: 4.
Небольшое смысловое пересечение: «горная» и «за облаками» (-0.5), «тропка» и «бреду» (-0.5).

Опоры: тропка и странник – близкие опоры – 3.

Плотность: хорошее одно прочтение с точкой после слова «за облаками» (3.5), еще 0.1 добавлю за «бреду в», которое где-то в подсознании преобразуется «в бреду»: 3.6
*****************************************************************************
3 место  10.25 балла
*****************************************************************************
(25)
Ворон на крыше.
Тише всё слышится хруст
Жухлой соломы.
10.25 (2.5+4+3.75)

Техника: 2.5
Основной вопрос в обоснованности слов «тише всё слышится». Стандартный подход не позволяет такое выражение в хайку из-за динамики «тише», из-за обращения к прошлому «всё». Однако попытаюсь обосновать свой взгляд:
Динамика обоснована новыми прочтениями.
Пара проводит время на чердаке. Как она может догадаться, что ворон на крыше? Только по его карканью. Ворон начал каркать и тише стал слышаться хруст соломы. Теперь прочтем с точкой после «всё». Получается, что хруст соломы забивает карканье ворона.
И все-таки шероховатость «тише всё слышится» ощущается. Я бы заменил на «еле слышен». При такой замене сохраняются прочтения.
Итак, «тише всё слышится» — шероховато (-0.5), неэкономичное словосочетание (-1), народное поверье о вОроне, садящегося на крышу, достаточно негативно, плохая примета. Лучше бы также заменить(-1).

Опоры: ворон и хруст соломы: разнородные опоры, но вОрона не только можно заменить, но и нужно. 4.

Плотность: есть одно хорошее прочтение с точкой после «тише», и нейтральное – с точкой после «слышится». 3.75
*****************************************************************************
4 место  9.5 баллов
*****************************************************************************
(264)
стук метронома…
деда письмо и звезда
в старой шкатулке
9.5 (3+3+3.5)

Техника: 3.

Отсутствие любого указания на сезон, т. е. жанровое трехстишие (-2).

Опоры: стук метронома и (письмо и звезда) близки, так часто звуки метронома звучат на празднике Победы: 3.

Плотность: 3.5

Символизм метронома. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
*****************************************************************************
5 место  9 баллов
*****************************************************************************          (262)
рыжие письма
ткет полотно паучок
в старой шкатулке
9 (1+3+5)

Техника: 1.
Основная проблема здесь: можно ли сказать, что «паучок ткет полотно»? Паутина – имеет много разновидностей, сложна для плетения. Очень трудно утверждать, что все запрограммировано. Но очеловечивать в хайку также нельзя. Паутина выделяется железами, как у нас слюна, кстати, сначала она жидкая и в нить превращается при застывании. Короче говоря, к слову «ткать» придраться хочу, но не могу по факту, ведь плетет, причем лучше всех наших станков и крепче. Будем считать, что наступило динамическое равновесие. Может чуть мягче все-таки – плетет?
Теперь хочу придраться к полотну, которым автор называет паутину. На мой взгляд, хотя я не специалист, плетение паутины больше похоже на макраме или кружево, так как есть дыры. Теперь вопрос, называет ли кто кружево тканью? Не слышал. Поэтому, считаю, что «полотно» — сравнение, или будем мягче – смысловая или терминологическая ошибка (-1.5).
Слово «рыжие» имеет и негативные оттенки: «с рыжим дружбы не води», «рыжий да красный, человек опасный», «рыжих и во святых нет» и т. п.(-0.5) Может чуть лучше избитое: старое письмо.
Отсутствие любого указания на сезон, т. е. жанровое трехстишие (-2).

Опоры: письма и паутина, близкие: 3.

Плотность: 5.

Хорошие прочтения: «рыжие письма ткет» и «паучок в старой шкатулке». Хорошее и символичное сопоставление писем и паутины: вязь почерка образует как бы «паутину слов». Паутины бывают разными: для воздухоплавания, для размножения, для коконов, для гнезд пауков, и  для ловли добычи. Паутину можно ассоциировать и со свитком, и с конвертом. В войну посылали письма равнобедренными треугольниками, именно так располагаются и несущие паутину нити. В 1972 году, второклассником Красносвободненской школы-интерната, несколько раз посылал письма треугольником своей маме. Удивительно, но все эти письма дошли. Ни у одного работника почты не поднялась рука на интернатские треугольники, а ведь прошло тогда 27 лет после Победы и, наверняка, уже были соответствующие запрещающие инструкции. После нашего «открытия» воспитатели стали следить, чтобы мы так не делали.
*****************************************************************************
6 место 8.5 баллов
*****************************************************************************
(88)
на мониторе
буквы сбиваются в ряд
пятница, вечер.
8.5 (2+3+3.5)

Техника: отсутствие указания на сезон (-2), юмористический подтекст – пятница, 13-е (-1).
Опоры: буквы и вечер пятницы — разнородные опоры, но обе заменимые: 3.5

Плотность: нейтральные прочтения, если поставить точки после слов «буквы» и «сбиваются»: 3

*****************************************************************************
7 место 8.25 балла
*****************************************************************************
(29)
Жаркое лето.
Доверху вбит сеновал
Новой травою.
8.25 (2+3+3.25)

Техника: 2.
Слово «вбит» не звучит (-2), трава же не гвоздь, может лучше «набит»?
Шероховато «новой», может лучше «свежей»?(-0.5)
Небольшое пересечение значений «сеновал» и «трава». (-0.5)

Опоры: лето и сеновал – близкие опоры – 3.

Плотность: одно (полу)прочтение с точкой после слова «доверху» — 3.25.

*****************************************************************************
8 место  8 баллов
*****************************************************************************
(170)
рядом с дорогой
мальборо пачка, а в ней
смятый окурок
8 (0+3+5)

Техника: 0

Отсутствие любого указания на сезон, т. е. жанровое трехстишие (-2).
Есть одноопорное прочтение «с дорОгой», так как получается пачка – главное, а остальное зависит от пачки: дорога рядом, а окурок в ней (-1). Неэкономичное называние пачки еще раз «в ней» (-1). Третья строчка – следствие (-1). Пересечение смыслов «мальборо пачка» и «окурок» (-0.5).

Опоры: любимая девушка и мальборо пачка, видимо, тоже любимая – близко стоят опоры: 3.

Плотность: обыгрывание омонима (3.5) – дорогОй и дорОгой. Вариативность: можно понять,
1) что долго кутили,(4)
2) что был трудный разговор, (4.5)
3) что поругались.(5) и т. д.

*****************************************************************************
9 место  7.5 баллов
*****************************************************************************
(267)
перед окотом —
дужку хозяйских очков
хрумкает кошка
7.5 (2+3+2.5)

Техника: 2.

Отсутствие любого указания на сезон, т. е. жанровое трехстишие (-2). Неэкономичное употребление слова (словосочетания) или наличие однокоренных слов – «окот» и «кошка». Почему не написать просто «грызет»? Слово «хрумкает» имеет много значений, например: жевать вслух. Разве кошка жует вслух очки? «Негармонирующий второй смысл или прочтение; юмористический подтекст»: (-1).

Опоры: время перед окотом и кошка: близкие, так как касаются кошки: 3.

Плотность: 2.5.

*****************************************************************************
10 место  7 баллов
*****************************************************************************
(161)
холодно, дождик.
девочка в рваном пальто.
с паперти сходит
7 (1.5+3+2.5)

Техника: 1.5.
Небольшое пересечение смыслов «холодно» и «в пальто»(-0.5), «рваном» и «паперть» (от латинского pauper – бедный)(-0.5). Точка в конце второго предложения лишняя.(-0.5). Мысль автора понятна – избежать плохого прочтения «пальто с паперти сходит». Поэтому, может, чуть лучше так:

Дождь.
У церкви в рваном пальто
девочка.

Хорошие прочтения: «дождь на паперти (в рваном пальто)». Из-за второй точки я вынужден снять за рубленность строк, так как получается, что после точки третья строчка сама по себе. Будем считать, что это опечатка или описка (-2). Необязательна точка и в конце первого, но право поставить автор имеет.

Опоры: (холодно, дождь) и (девочка, паперть) – близкие (все угнетает: и бедность, и холод): 3.

Плотность: 2.5

*****************************************************************************
11 место  6.5 баллов
*****************************************************************************
(128)
Зимнее небо.
Гнёзда вороньи пусты
В ветвях берёзы.
6.5 (0+3+3.5)

Техника: 0.
«Пусты» — утверждение, которое переводит трехстишие вообще в другой жанр. Расценим как сильное авторское вмешательство (-3). Это же слово я считаю лишним.(-1) Лишним считаю и слово «в ветвях» (-1), понятно, что не в корнях, и не в стволе. Можно было написать так:

Зимнее небо.
На березе
Гнёзда вороньи.

Прочтение было бы интересным — «зимнее небо на березе».

Опоры: небо и гнезда: близкие, и то и другое высоко — 3.

Плотность:  вижу символику в гнездах при небе или под небом, как бы и злые силы зимой таятся. (3.5)
*****************************************************************************
12 место  6 баллов
*****************************************************************************
(156)
Церкви руины.
Нимбы на стенах сырых
Еле заметны.
6 (0+2.5+3.5)

Техника: 0.
Отсутствие указания на сезон (-2), сырые стены могут быть в любое время года в зависимости от страны. «Еле заметны» — лишнее:

церкви руины
нимбы
на стенах сырых

Если руины, то понятно, что все там ветхое и обшарпанное.(-4)

Опоры: церкви руины и нимбы – очень близкие опоры: 2.5

Плотность: руины и древние рисунки нимбов – символичны: 3.5

*****************************************************************************
13 место  5 баллов
*****************************************************************************
(143)
пятна цветные
листьев дорожка ведёт
к старому парку
5 (0+3+2)

Техника: 0.
Плохое разбиение по строчкам – строчка «пятна цветные» не самостоятельна, пятна либо чего-то, либо на чем-то (-1.5). Цветное хайку (-1). Не экономично «пятна цветные листьев», так как можно сказать проще «осень», «листопад» и т. п.(-1). Лишнее слово «ведет»(-2) и т. д.

Опоры: листья и дорожка: близкие 3.

Плотность: 2.

*****************************************************************************

«16» мая 2010 г                                           Игорь Шевченко
г. Дубна

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110051605835

Добавить комментарий