15.05.2010. О конкурсе Весенние игры в хайку. Часть 1
О конкурсе «Весенние игры в хайку».
Часть 1. 256 трехстишие с серьезными ошибками.
Автор Японский Сонет попросил меня просмотреть трехстишия конкурса
«Весенние игры в хайку» http://stihi.ru/2010/04/30/5013 с точки зрения хайку.
Для начала небольшое отступление. Недавно японовед Александр Биркле в беседе со мной о типовых ошибках, которые допускают при проектировании японских садов в России, воскликнул: «Основная проблема не в том, что это просто, трудность в том, что это ОЧЕНЬ ПРОСТО». Мне вспомнился этот эпизод потому, что язык в хайку также должен быть предельно простым.
10 СЕРЬЕЗНЫХ ОШИБОК ПРИ НАПИСАНИИ ХАЙКУ:
1) Обобщения,
2) утверждения, объяснения, разъяснения, выводы,
3) персонификация (олицетворения),
4) метафоры и отклонения от правды жизни авторской интерпретацией,
5) оперирование невещественным,
6) необоснованная растянутость действия во времени,
7) одноопорность,
8) нарушения принципа экономичности (повтор слов, местоимения, усложнение простого и т. п.),
9) наличие оценочных выражений, обнаруживающих присутствие автора,
10) обособленность (рубленность) всех строк, которая приводит к отсутствию соединения опор.
все эти ошибки часто переводят потенциальные хайку в другой жанр трехстиший, и поэтому являются серьезными ошибками.
Полезно проверять свое хайку и на предметность. Хайку предметно в подавляющем числе случаев, если существительные, употребляемые в нем, можно нарисовать. Исключением являются сезонные слова.
ТРЕХСТИШИЯ С СЕРЬЕЗНЫМИ ОШИБКАМИ
*****************************************************************************
(1)
Лодочник старый
Молча сидит у реки.
Лед все не тает.
Третья строчка объясняет, почему лодочник сидит у реки. Может так несколько лучше:
Лед.
На берегу
старый лодочник.
*****************************************************************************
(2)
В небе как будто
Клин журавлиный завис.
Видимо, глюки.
Опять третья строчка все объясняет.
*****************************************************************************
(3)
Лодочник чертит
Свой иероглиф веслом.
Падает снег. Снег.
Неэкономичность: 1) «свой иероглиф», а почему не просто иероглиф, 2) «Падает снег» и «Снег». Может чуть ближе к хайку так:
Лодочник
снег разгребает веслом.
Вишня в саду.
Причина неэкономичности видится мне в стремлении к форме. Думаю, что на конкурсе хайку неизмеримо лучше написать не по форме, но хайку, нежели – по форме, но не хайку.
*****************************************************************************
(4)
Почкам жасмина
так утомительно ждать
чай ароматен
Олицетворение «почек». К тому же возникает юмористическое прочтение.
*****************************************************************************
(5)
Птицы вернулись
время приходит любить
прочь опасенья
Можно ли нарисовать время? «время приходит»? и т. д.
*****************************************************************************
(6)
радуга в небе
мост между странами пуст
над Ниагарой
Вероятно «в небе» лишнее. Мне представляется, что понятие страна – обобщенное. Мы не сможем охватить взглядом ни одну страну у Ниагары. Может так будет ближе к хайку:
радуга
над Ниагарой
мост
Но теперь становится ясно, что опоры «радуга» и «мост» близки, так как связь между ними очевидна.
*****************************************************************************
(7)
зимний пейзаж ли
скрыта аллея в саду
цветом магнолий
Снова лишь одна деталь «ли» выдает присутствие автора. Поэтому это трехстишие авторское. Может чуть лучше так:
сад
цвет магнолий
на месте аллеи
*****************************************************************************
(8)
старая церковь
вся в хомутовых лесах
реинкарнация
Можно ли нарисовать реинкарнацию? «Реинкарнация» — авторское осмысление первых строчек. Вместо этого лучше сопоставить предметный ряд, например, забинтованную рану, муравейник в сосновых иголках, скворечник среди стружек и т. д. Вероятно, лишнее слово «вся».
*****************************************************************************
(9)
красное море
ветер вздымает волну
мак закачался
Олицетворение «ветер вздымает». «Мак закачался» — следствие. Ураганы в Красном море, кажется, не зафиксированы. Из штормовых известен так называемый египетский ветер. Видна также игра словами: «красное» и «мак».
*****************************************************************************
(10)
трюки дельфинов
зритель промокший насквозь
лица в улыбках
Улыбку саму по себе можно увидеть лишь в сказках. Нарисовать ее саму по себе невозможно. В хайку можно сказать: «лица, скажем, в саже», но никак не в улыбках. Согласитесь, что проще сказать «улыбаюсь», нежели «мое лицо в улыбке».
Плохо писать тремя самостоятельными строчками.
Мне, конечно, самому не нравится браковать трехстишие из-за кажущейся небольшой ошибки. К сожалению, это малые формы. В хайку всего-то в среднем 17 слогов, поэтому здесь все имеет значение.
*****************************************************************************
(11)
Нежной листвою
Лес одаряет апрель
Тонким шифоном…
Олицетворение леса или апреля: «Лес одаряет апрель».
*****************************************************************************
(12)
С вишни цветущей
Рой мотыльков-лепестков
Вьётся от ветра.
Сравнение: «мотыльков-лепестков». Плохо записывать хайку одним предложением. «Вьется ОТ ветра» — сказано не на языке хайку, так как в хайку не выясняют причин происходящего, а лишь показывают.
*****************************************************************************
(13)
Гроздья сирени…
Время рисует печаль
Цветом пастели…
Можно ли нарисовать время или печаль? А можно ли увидеть как время рисует?
*****************************************************************************
(14)
Мир будоражит
Голыми ветвями лес
Сети расставив…
Олицетворение леса. Можно рассматривать и как авторское утверждение.
*****************************************************************************
(15)
С кочки на кочку…
Клейкая зелень листа,
Первые строчки…
Обособленность строк: три опоры без соединения.
*****************************************************************************
(16)
Клумбы с цветами,
Первых подснежников сны…
В сонном дурмане.
Олицетворение подснежников: «подснежников сны».
*****************************************************************************
(17)
Дни ожиданий…
В первых листочках любви
Серые рощи…
Любовь – не вещественное понятие. Ее нельзя нарисовать. Причем, любовь относится к ключевым понятиям хайку, т. е. это слово не должно называться в хайку и по этой причине.
*****************************************************************************
(18)
Радует взоры!
Птичий весёлый отряд
Щебет и споры…
Первая строчка – авторская. Либо картина радует взор автора, либо автор хочет, чтобы наслаждались картиной читатели. По закону жанра «радует взоры» — ключевое словосочетание, значит его не озвучивают, а подводят к этому читателя показывая или сопоставляя картины реальной жизни.
«Веселый» — также авторское определение, такого ни отряда, ни рода, ни вида нет.
Если слово «споры» относится к птичьему отряду, то это уже очеловечивание птиц.
*****************************************************************************
(19)
Гордо ворона
В пасмурном платье сидит,
Мода от тучи.
Хорошее метафорическое трехстишие. Метафоричность и переводит трехстишие в жанр «метафорических»: «пасмурное платье вороны», «мода от тучи». Слово «мода» — не предметное понятие.
*****************************************************************************
(20)
Вишни цветенье
Слушает песню шмеля
Старый курильщик.
Конечно, «песня шмеля» убивает хайку, так как понятно, что шмель не поет. Может чуть лучше так:
вишни цветение
жужжанье пчелы (гул шмеля)
у трубки старика
Может, старик чего сладкого поел, а трубку во рту держит по привычке?
*****************************************************************************
(21)
Падают листья
Птиц улетающих крик
Выстрелов эхо
Обособленность строк: три опоры без соединения.
*****************************************************************************
(22)
Дым сигареты.
Вянет букет хризантем
В треснувшей вазе
Здесь большая протяженность действия во времени — «вянет букет»: трехстишие-рассказ.
Может чуть лучше «увядший». Применительно к человеку это трехстишие звучало бы так:
Дым сигареты.
Стареет отец
на сломанном стуле.
*****************************************************************************
(23)
искрами капли
радуга после дождя
мост через Вечность
Первая строчка сравнение. Вечность нельзя нарисовать, понятно, что тем более – мост через нее.
*****************************************************************************
(24)
Свет неизменный
Юной любви здесь живёт.
Снимок старинный.
Олицетворение света – «свет…здесь живет».
*****************************************************************************
(26)
Вертел нанизан.
В угли стекает весь жир.
Запах жаркого.
Самая большая ошибка, как это ни странно, в слове «весь». Оно выдает присутствие автора, и к тому же является обобщающим. Шероховато «нанизан», т. е. говорится о завершенном действии. Завершенное действие в хайку обычно превращается в существительное, например в данном случае: «цыплята, дичь, кролик и т. д. на вертеле».
Скажем – «разбился бокал», значит, в хайку мы пишем «на полу осколки бокала». Т. е. завершенное действие, часто обозначаемое глаголом прошедшего времени, нужно стараться заменять на его результат в настоящем.
Плохо, что трехстишие содержит три самостоятельные с точками сточки. Опоры близко стоящие: вертел, угли, жир, запах. Т. е. рассказывается как бы од одном.
*****************************************************************************
(27)
Тащит повозку
Девять загибов в версту
Старая кляча.
Снова большая протяженность действия во времени — «девять загибов в версту»: трехстишие-рассказ.
. Плохо, что записано одним предложением. Одна опора – «кляча тащит повозку». Ей нужно найти сопоставляемое действие и связку.
*****************************************************************************
(28)
Крик белошвейки:
Соткан из грубого льна
Пояс рубахи.
Крик не сопоставляется, а объясняется.
*****************************************************************************
(30)
Воздух солёный.
Вещие сны рыбака:
Море и сети.
«Вещий» выдает автора. К тому же вещие сны продолжительны во времени. Вообще использование сна в хайку подобно употреблению в нем теней. Хайку предметно и жизненно. Тень – производная от предмета, сон – производная от жизни. Автор объясняет, что «море и сети» — сны рыбака. Если же написать:
Воздух солёный.
Снятся рыбаку
Море и сети.
тогда будут сопоставляться внутренний и внешний процессы, т. е. будет жанр мини-танка.
*****************************************************************************
(31)
Ветра порывы.
Скомкан бумажный журавль —
Нет оригами.
«Ветра порывы» — выдает длительность во времени: трехстишие-рассказ. Третья строчка выдает автора. Плохо использовать отрицания. Плохо говорить об одном и том же: «бумажный журавль» и «оригами».
*****************************************************************************
(32)
окна на север
если бы смог поменял
окна на север
Во второй строчке мысли и желания автора. Поэтому жанр этого трехстишия – мини-танка.
*****************************************************************************
(33)
Бьются о стекла
Капли замерзшей воды.
Холодно в доме.
Явное усложнение. Опоры можно представить проще:
метель (град, вьюга)
холодно в доме
Усложнять можно очень долго, например:
«капли, замерзшей до степени льда, на высотном диапазоне от семи до трех тысяч километров, при давлении 650 мм ртутного столба, и т. д.»
*****************************************************************************
(34)
тропка ночная
делаю пару шагов
и забываю
Большая протяженность действия во времени — «делаю пару шагов»: трехстишие-рассказ.
*****************************************************************************
(35)
стайка студенток
в юбках едва до колен
красный в фаворе
«Оптичивание» студенток. Можно рассказывать в таком же духе: «Голодный первокурскник Иванов органично вписался в стаю студентов».
Третья строчка – не вещественная, и большое подозрение, что она не является опорой, а лишь уточняет первую.
*****************************************************************************
(36)
Ливень сильнее
100рож играет в лото
С собственной тенью
«Сильнее» выдает временнУю протяженность, а следовательно — и жанр трехстишие-рассказ. Запись «100рож» интересна с точки зрения сенрю. Но желательно, чтобы было и прочтение «сто рож играЮт». Для хайку не очень хорошо и играть с тенью, так как происходит ее олицетворение. С другой стороны отмечу, хорошие опоры «ливень» и «лото». Случай, когда талант бьет через край. Вот более техничный пример:
осенние сумерки
на столе домино…
пусто один
________Константин Микитюк Хайкумена-3, с. 45
*****************************************************************************
(37)
100лик заказан.
Розочки в вазе, меню.
Снег за окошком.
«Заказан» — совершенный вид, т. е. указывает на событие в прошлом, значит, жанр трехстишие-рассказ. Слово «100лик» хорошо для сенрю.
*****************************************************************************
(38)
пар над асфальтом
дочиста город отмыт
майской грозою
Снова слово «отмыт» совершенного вида, т. е. указывает на событие в прошлом, значит, жанр трехстишие-рассказ. «Отмыт грозою» — указывает на олицетворение грозы.
*****************************************************************************
(39)
брошенный камень
вот я тебя и поднял
боль в пояснице
«Поднял» — глагол прошедшего времени и совершенного вида, значит, жанр трехстишие-рассказ. Идет перечень событий – сначала «поднял», потом «боль». Не экономично в хайку писать «камень», а потом обращаться к нему еще раз — «тебя». Можно вполне обойтись и без местоимения «я».
*****************************************************************************
(40)
роза в стакане
как преломляют шипы
плоские грани
Хорошее сенрю. Игра слов «преломляют шипы». В хайку нужно стараться не «каламбурить». Понятно, что здесь нарушается принцип правдоподобия – грани преломляют отраженные лучи, а не сами шипы. Плохо повторное обращение к стакану – «плоские грани».
*****************************************************************************
(41)
я поминаю
братьев, отца и себя
на год моложе
«Поминаю» — слово, говорящее о мыслительном процессе. Значит, жанр мини-танка. Плохо «я» и «себя».
*****************************************************************************
(42)
щурюсь от солнца
ветер качнул поплавок
холод спиною
Может лишнее слово «от солнца». «Качнул» — прошедшее совершенное. Жанр – трехстишие-рассказ. Последняя строчка звучит не по-русски.
*****************************************************************************
(43)
соль на одежде
ветер в седых парусах
крепнет всё больше
«Всё больше» выдает трехстишие-рассказ.
*****************************************************************************
(44)
шумная площадь
тщетно глазами ищу
вербную ветку
«Глазами ищу» — выдает внутренний процесс. Я отношу такие трехстишия к жанру мини-танка. Можно отнести и к «хайку и около». Но я вижу серьезные различия у этих двух жанров: у хайку и танкеток.
*****************************************************************************
*****************************************************************************
(45)
про100 соседи
стонут как будто у них
режутся зубки
«Про100» хорошо для сенрю. В хайку плохо открыто сравнивать: «как будто». Не экономично: «соседи» и «у них».
*****************************************************************************
(46)
деда награды…
к празднику как и при нём
чищу до блеска
«Как и при нём» выдает временную протяженность, значит это трехстишие-рассказ. Не экономично писать «деда», а потом «при нем».
*****************************************************************************
(47)
ветер апреля
вьётся и вьётся у ног
лист прошлогодний
Повтор действия «вьётся и вьётся» выдает трехстишие-рассказ.
*****************************************************************************
(48)
росные слёзы
ночь расстаётся с травой
небо светлеет
Метафорическое трехстишие: «росные слезы», «ночь расстается».
*****************************************************************************
(49)
он чужестранец
этот осенний листок
осени виза
Метафорическое трехстишие: «осени виза». Не экономично: «листок» и «он».
*****************************************************************************
(50)
стихли цикады
я продолжаю свой сон
в аранжеровке
«Стихли» и «продолжаю» выдают трехстишие-рассказ. Смешение времен. Можно обойтись и без местоимения «я». Плохо и «я» и «свой». Вторая строчка вообще смотрится сомнительно. В последней строчке опечатка, следует писать «аранжировке».
*****************************************************************************
(51)
В рыже-зелёном —
дворник под желтой листвой.
Он чужестранец.
В третьей строчке объяснение. Не экономично: «дворник» и «он».
*****************************************************************************
(52)
лак маникюра,
мой неуверенный взгляд
все, что осталось
В третьей строчке объяснение. Мини-танка.
*****************************************************************************
(53)
ветку сухую
не поделили грачи
падают вместе
Трехстишие-рассказ: сначала «не поделили», потом – «падают». Смешение времен. Видимо лишнее «вместе».
*****************************************************************************
(54)
Скрипнули двери
Выбежал, нет никого.
Шутка о госте.
Трехстишие-рассказ: сначала «скрипнули двери», потом – выбежал, потом – «нет никого». Плохо использовать отрицания.
*****************************************************************************
(55)
Стелется полем
дым твоего очага
Стихли цикады.
И снова мелочь, которая не позволяет мне назвать это трехстишие хайку: из-за «стихли». Получается, что «стихли» — следствие того, что «стелется дым». А значит, перед нами трехстишие-рассказ.
*****************************************************************************
(56)
солнце над полем
землю пробили ростки
белой фасоли
Здесь уже почти хорошо. Но олицетворение ростков словом «пробили» переводит трехстишие в жанр метафорических. Можно написать проще:
Солнце.
В поле ростки
белой фасоли.
*****************************************************************************
(57)
роза в стакане
как тяжело умирать
радуя взгляды
«Как тяжело умирать радуя взгляды» — авторское утверждение. Идея хорошая. Следовало только в последних строчках показать умирающего, который пытается улыбнуться, скажем, внучке.
*****************************************************************************
(58)
свет из окошка
шёлк кимоно отразил
лак маникюра
Автор стремился сделать конфетку, т. е. максимально уплотнить трехстишие различными вариантами прочтений. Об этом свидетельствует отсутствие точек и других знаков препинания. Путь чрезвычайно опасный, так как может получиться как у Булгакова:
— «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
— Кто на ком стоял?…»
Так как точек не стоит, то можно читать как угодно. Попробуем прочитать две первые строчки вместе: «свет из окошка шёлк кимоно отразил». Плохо читается, а для хайку это совсем плохо, так как требует полной ясности и простоты. Можно понять, скажем, так: свет (который из окошка) взял да и отразил шёлк кимоно. Такое же абсурдное прочтение можно получить при чтении двух последних строчек: лак (маникюра) взял да и отразил шёлк кимоно. Вероятно, автор не новичок в хайку, он прекрасно понимает двучастность и плотность прочтений. Но уплотнение хайку – сложный инструмент. Можно по пальцам пересчитать удачные примеры. Главное, чтобы все прочтения уплотнения гармонировали с текстом. Не устаю показывать в качестве образца:
короткие дни…
разговор медсестёр
в коридоре
……………Петр Савченко, Москва
Вся омонимия первой строчки гармонирует и дополняет текст. Множественность опор соединяются «разговором медсестер».
Вернемся к нашему трехстишию. Без знаков препинания – это сенрю со сложной игрой прочтений.
*****************************************************************************
(59)
детские лица
входит в трамвай контролер
вмиг повзрослели
Трехстишие-рассказ: сначала вошел контроллер, потом повзрослели лица.
*****************************************************************************
(60)
сброшено платье
манит прозрачность лесов
не наглядеться
Третья строчка – авторская, т. е. оценочное авторское выражение.
*****************************************************************************
(61)
Куклы на полках…
Детские лица принцесс
Пылью покрыты.
Не экономично сначала писать «куклы», а ниже снова «детские лица принцесс». А если все же здесь речь идет только о куклах, то одноопорность. Что-то нужно было сопоставить – например, «вращаю калейдоскоп», «на подоконнике семена» и т. д.
*****************************************************************************
(62)
Капелька крови,
Божья коровка, рукав.
Песня цыганки
Визуальный ряд – атрибут хайку. Вероятно ряд «фонарь улица аптека» взят из этого жанра. В хайку мир дуален, т. е. предпочтительно рассматривать лишь две опоры, которые должны быть или разнесенными, или разнородными, и связанными соединительной строчкой. При этом должны соблюдаться простота и естественность изложения.
Например,
Вперевалку идет беременная.
Держит в руке
Сложенный мужской зонт.
…………………Феликс Тамми
Опоры: беременная и сложенный зонт, которые связаны совершенно естественно и просто. Теперь немножко раскроем: вероятно, мужчина отлучился и у женщины остался от него лишь зонт. Ассоциация: мужчина отлучился, но у женщины остался ребенок. Сложенный зонт весьма символичен. Извините, если пример не вполне приличный, но зато он в достаточной степени раскрывает технику написания хайку.
*****************************************************************************
(63)
я, тень и ветер
троица впрямь недурна
впору молиться
Вторая строчка — оценочное авторское выражение, третья – авторское утверждение.
*****************************************************************************
(64)
дом на отшибе
жизни поболее в нем
чем в небоскребах
Первая строчка от хайку. Вторая и третья – утверждение.
*****************************************************************************
(65)
листик берёзы
между стволами лежит
лета закладка
Метафорическое трехстишие, так как «листик – лета закладка». Не нужно в хайку осмысливать и сравнивать впрямую. Я бы написал примерно так:
читаю на турнике
между стволами берез
закладка
*****************************************************************************
(66)
шорох чуть слышен
бродим по саду втроём
я, тень и ветер
Олицетворение тени и ветра: «бродим …тень и ветер».
*****************************************************************************
(67)
тянется лента
делят мой сад муравьи
вместе со мною
Снова муравьям приписывают человеческие черты: «делят сад муравьи», т. е. автор вместо того, чтобы показывать, осмысливает.
*****************************************************************************
(68)
облако в небе
тень исчезает моя
прячется солнце
«В небе», вероятно, лишнее. Олицетворение солнца – «прячется». Опоры очень близко: «тень» и «солнце».
*****************************************************************************
(69)
волны ромашек
ветер гадает в степи
любит — не любит
Олицетворение ветра: «ветер гадает». Сомнительно – «волны ромашек».
*****************************************************************************
(70)
жёлтых веснушек
на одуванчиков луг
солнце бросает
Олицетворение солнца – «бросает». Плохо записывать хайку одним предложением.
Неправдоподобно бросать веснушки.
*****************************************************************************
(71)
с рамы оконной
ящерки прыгают в ночь.
сброшено платье
Неправдоподобно прыгать в ночь, так как ночь – понятие невещественное.
*****************************************************************************
(72)
падают вместе
платье с моей суетой
взгляд неподвижен
Суета – невещественное понятие. Нельзя в хайку оперировать невещественным.
По поводу «суеты» японовед Александр Биркле мне как-то заметил: «у японцев суета – это невидимая гора. Она невидима при восхождении и во время нахождения на ее вершине. Заметной она становится лишь при спуске. Суетность жизни японцы познавали, когда поднимались на реальную гору и с ее вершины смотрели на свою деревушку. Деревушка с высоты казалась маленькой-маленькой. Японец смотрел на пятнышко своей деревушки и говорил про себя: «Что, и вот это и есть моя деревня?!».
Роль такой горы выполняет и чайный домик, когда японцы могут освободиться от суеты и как бы воспарить над текущими делами.
Интересно, что чужая жена также невидима, так как она спрятана за мужем».
*****************************************************************************
(73)
Тусклый фонарик,
станция, скажешь о ней
дом на отшибе
Здесь автор и не скрывает, что это – его оценочное выражение: «скажешь о ней».
*****************************************************************************
(74)
мой Копенгаген
перед окошком цветет
клумба тюльпанов
Неправдоподобно, чтобы цвела клумба. Т. е. нужно записать или без «цветет», или без «клумбы». Выражение «мой Копенгаген» — оценочное авторское.
*****************************************************************************
(75)
ветка сирени
крест заслонила в окне
над старым храмом
Вероятно, лишнее слово «в окне». Получилось, что окно над старым храмом или крест и ветка в окне. Неудачно использование глагола в прошедшем времени. Плохо, что трехстишие записано одним предложением.
*****************************************************************************
(76)
Воет собака
Ночью в соседнем селе
умер священник
Вторая и третья строчки объясняют первую. Вероятно, трехстишие-рассказ, так как сначала умер священник, потом стала выть собака.
*****************************************************************************
(78)
К югу повозка:
женщина в темном платке,
хмурый мужчина.
Трехстишие-акын (коротко: такын) автор записал то, что видит. Все строчки можно менять местами. Жанр такын отличается от хайку не иерархичностью опор. В данном случае речь идет о повозке, которая направляется на юг, и в которой находятся мужчина и женщина, т. е. можно сказать, что здесь одна сложная опора или три обычных опоры. В любом случае они не иерархичны. (см. примечание к стиху 93).
*****************************************************************************
(79)
Давний приятель
мимо прошёл. не узнал.
с ветки ошейник
Трехстишие-рассказ: сначала «мимо прошел», потом – «не узнал».
*****************************************************************************
(80)
Волос цыганки
Табор в далёких горах
Новые тропы
Визуальный ряд с тремя рубленными опорами. Строчки можно переставлять в любом порядке. Нет соединительной строчки.
*****************************************************************************
(81)
солнечным утром
настежь окно распахну
в жёлтый сентябрь
Неправдоподобно: как можно распахнуть окно в сентябрь. Можно распахнуть окно в сентябре, но все равно не в желтом. Плохо употреблять глаголы в будущем времени. Плохо записывать хайку одним предложением.
*****************************************************************************
(82)
дань постоянству
каждое утро встречать
слёзы рассвета
Первая строчка невещественна. Слово «каждое» переводит трехстишие в трасс. В третьей строчке олицетворение: «слезы расвета», понятно, что рассветы не плачут.
*****************************************************************************
(83)
вычеркнут номер.
в длинных гудках пустоты
больше, чем в сердце
Неправдоподобно: в длинных гудках нет пустоты, так же как нет там ни колбасы, ни хлеба. Как же можно утверждать, что в гудках этой не существующей пустоты больше? Две последние строчки можно отнести к жанру фантастических афоризмов. Вместо «вычеркнут» лучше – «вычеркиваю».
*****************************************************************************
(84)
любит — не любит
сбился со счета, теперь
верить — не верить
Трасс выдает слово «теперь», т. е. было одно, а теперь другое.
*****************************************************************************
(85)
вместе со мною
к дому шуршит твоему
брошенный листик
Олицетворение «брошенного листика», который «шуршит к твоему дому». Нужно стараться обходиться без местоимений.
*****************************************************************************
(86)
божья коровка
там твои детки и я
тоже собрался
«Божья коровка там твои детки» — утверждение. Не экономично использовать синонимы: «и» и «тоже». Старайтесь не употреблять личных местоимений и глаголы в прошедшем времени. *****************************************************************************
(87)
горечь калины
горький вкус слез на щеках
на перекрестке
Это трехстишие стоит в шаге от хайку из-за нарушения принципа экономичности — «горечь» и «горький», и как следствие принципа недосказанности. Создает неясность на…на.
Видно, что слова «горечь» и «горький» ключевые. По принципу недосказанности их нужно скрыть. Можно предложить такой вариант:
Куст калины
у перекрестка.
Слеза на щеке
*****************************************************************************
(89) = (6)
радуга в небе
мост между странами пуст
над Ниагарой
Смотрите примечания к трехстишию (6).
*****************************************************************************
(90) = (7)
зимний пейзаж ли
скрыта аллея в саду
цветом магнолий
Смотрите примечания к трехстишию (7).
*****************************************************************************
(91) = (9)
красное море
ветер вздымает волну
мак закачался
Смотрите примечания к трехстишию (9).
*****************************************************************************
(92)
В мае — и холод
Грустно в сторонке цветут
Две абрикосы…
Олицетворение абрикосовых деревьев: «грустно цветут».
*****************************************************************************
(93)
серое небо
стелится в поле туман
кустик полыни
Визуальный ряд с тремя рубленными опорами. Строчки можно переставлять в любом порядке. Опечатка: стелЕтся.
Видно, что автор увлекается визуальными рядами. Причем это уже далеко не первый случай, когда в трех строчках три равноправные опоры, смотрите вышеприведенные трехстишия с номерами – 15, 21, 37, 62, 78, 80.
Трехстишия с рубленными строчками не считаю хайку по причине философической.
В сезонной строке проявляется действие высших сил. Давайте внимательно посмотрим на дождь, снег и листопад. При всей индивидуальности каждой отдельной капли, снежинки и листа – дождь, снег и листопад уравнивают их. Т. е. сезонная строка (слово) – обобщает.
Оставшиеся две строчки конкретны. И теперь большое значение имеет то, какая именно дождинка, снежинка или лист. Иными словами вступает в силу иерархия ценностей. Зададимся вопросом: как иерархия отражается в предложении?
Посмотрим внимательнее на королевство предложения: подлежащее — король, сказуемое – королева. Слуги — дополнения, определения, обстоятельства и т. п. Обобщая, можно сказать, что иерархия отражается падежами.
Итак, хайку соединяет два взгляда на окружающий мир: общий и конкретный. Но конкретике присуща иерархия, как и всему в окружающем мире. И в государстве, и в церкви мы видим иерархичность органов власти. Таким образом, когда пишущий сопоставляет три одинаковых «по силе и знатности» строчки, то тем самым, нарушает, на мой взгляд, философский принцип хайку иерархичности конкретного.
*****************************************************************************
(94)
Двери вальками
Прачек подпёрты на ночь.
Ветер неистов.
Мы видим только, скажем, «закрытые или подпертые двери». Если автор указывает кем они закрыты или прикрыты, то трехстишие превращается в трасс, так как расширяется время действия трехстишия.
Яснее было бы написать так:
Вальками прачек
Двери подпёрты на ночь.
Последняя строчка олицетворяет ветер. Напишите – сильный ветер, ураган и т. п.
*****************************************************************************
(95)
клиника. доктор.
женщина в мокром пальто.
тусклый свет лампы.
Восьмое рубленное хайку. Смотрите комментарий к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(96)
в пыльных архивах:
съемочный день; павильон
с летней беседкой
Девятое рубленное хайку. Смотрите комментарий к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(97)
пять лепесточков
горек сирени цветок
вкус ожиданья
Ожидание не предмет, на язык положить его нельзя, и, значит, вкуса не имеет. Метафорическое трехстишие.
*****************************************************************************
(98)
ухает филин
ровно четыре часа
спать до рассвета
Первая строчка от хайку. Остальные – утверждение. Попробуйте нарисовать: «ровно четыре часа спать до рассвета».
*****************************************************************************
(99)
в ракушке тело
мидия прячет. я так
спрятал бы душу
Автор обнаруживает себя и в местоимении «я», и , озвучивая свое желание спрятать душу. Оперирование невещественным – «спрятал бы душу». Недопустимо писать так, как написана вторая строчка.
*****************************************************************************
(100)
хмурое утро
снова дорогу сулит.
путник печален
Олицетворение слова «утро»: «хмурое», «сулит». Вторая строчка – утверждение.
*****************************************************************************
(101)
флюгер на арке
спутан лозою… моим
мыслям не вторит
Автор присутствует явно: «моим». Мысли – невещественное понятие, оперировать которым в хайку нельзя. Плохо в хайку употреблять отрицания.
*****************************************************************************
(102)
высохла лодка
мимо плывёт по реке
серая утка
Трасс: так как сначала высохла лодка. Смешение времен. Лучше уж так:
лодка
мимо плывёт
серая утка
*****************************************************************************
(103)
тайная встреча
пахнут вечерней порой
белые флоксы
Хорошее хайрю. Автор незаметно (скрытно) играет омонимичностью выражения «пахнут вечерней порой». Это выражение одновременно отвечает на два вопроса: пахнут когда? и чем? В сенрю играют словами явно, в хайрю — скрытно.
*****************************************************************************
(104)
берег всё дальше
корни свои обнажив
падают сосны
«Всё дальше» — признак трасса, так как видна времЕнная протяженность. Слово «свои» — лишнее. Олицетворение сосен – «корни обнажив падают».
*****************************************************************************
(105)
с шумом взлетели
близко меня подпустив
две перепёлки
Сначала подпустили, потом взлетели – трасс.
*****************************************************************************
(106)
круг стадиона
светятся цифры табло
сколько осталось?
Третья строчка делает стих рубленным, и оценочным выражением, обнаруживает присутствие автора.
*****************************************************************************
(107) = (58)
свет из окошка
шёлк кимоно отразил
лак маникюра
Смотрите примечания к трехстишию (58).
*****************************************************************************
(108)
солнце нагрело
камни ступеней крыльца.
радует кошку
Трасс – так как сначала солнце нагрело, потом уже это радует кошку. Смешение времен. Кстати, принадлежность трехстишия к трассу означает большую вероятность встретить подобную строчку в прозаических произведениях. Попробуем ввести в поисковик эти строчки. А вот и по сути и форме похожая строчка:
«…старая кошка Хэтфилдов уютно дремала на нагретом солнцем камне крыльца» «ЗЕМЛЯ БЕЗ ЛЮДЕЙ» Джордж СТЮАРТ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ «БЕСКОНЕЧНЫЙ МИР»
http://www.gramotey.com/?page=3&open_file=40119477310082
*****************************************************************************
(109)
что за растенье?
в речке плывут лепестки
ярче чем солнце.
Метафорическое трехстишие – «ярче чем солнце». Вопрос (в первой строчке) обнаруживает присутствие автора.
*****************************************************************************
(110)
Окна на север.
К тёплой (соседской) стене
Вновь прижимаюсь.
Слово «вновь» — говорит о повторяющемся действии, и значит о времЕнной протяженности стиха. По этой причине отношу этот стих к трассу.
*****************************************************************************
(111)
Медлю с ответом
Горько сегодня сакэ,
Но небо ясно
Кажется, что это трехстишие-танка из-за наличия внутреннего процесса «медлю с ответом». Но лучше отнести его к трассам из-за «сегодня». Хайку, как правило, стоит вне времени. И употребление наречий: сегодня, завтра, вчера и т. п. сразу переводят трехстишия в трассы.
*****************************************************************************
(112)
Ноги к жаровне
Не убежать от тепла
Дождь стал сильнее
Из-за «стал сильнее» — трасс. Вторая строчка – утверждение. Плохо употреблять отрицания.
*****************************************************************************
(114)
Серые цапли.
Выжгли прибрежный камыш
В долгую зиму
Из-за «выжгли» и «долгую» — трасс. Может так ближе к хайку:
Весна.
В выжженных камышах
серая цапля.
Но поддержу автора в выборе предмета хайку. Серая цапля – желтые глаза, неприятный крик, точный удар клювом, полет хвостом вперед при сильном ветре и т. д.
*****************************************************************************
(115)
в прудике утки:
видишь, та хочет нырнуть,
эта – на страже
Первая строчка из хайку, остальные – авторский рассказ. Читателю остается только внимать. Опора одна: утки. Сопоставлять уток не с чем.
*****************************************************************************
(116)
Звонко плеснула
Рыба хвостом золотым…
Хриплый крик птицы…
Давно восхищаюсь умением поэтов придумывать лишние слова. Традиция идет от Пушкина: «Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула». Но Пушкин писал сказку, где бывает и то, чего совсем не бывает. Автор же пишет быль. Ведь можно же было написать: «плеснула рыба». Все было бы понятно. Ведь не пишем же мы:
— и побежал я ногами, обутыми в золотые ботинки,
— и стал петь голосовыми связками, золотые слова,
— и увидел глазами в золотых очках…
В хайку не должно быть ничего лишнего. А вдруг изысканиями будущих ученых будет установлено, что автор под хвостом рыбы имел в виду искусственные, сделанные из золота высшей пробы, хвостовые плавники?
О жанре трехстишия: так как сначала плеснула рыба, а потом уже «крик» птицы, то перед нами трасс. Смешение времен.
*****************************************************************************
(117)
с ветки на ветку
падает капля. фонарь
в жёлтом тумане
«С ветки на ветку» — говорит о растянутости действия во времени, также как «спускаюсь со ступеньки на ступеньку», поэтому трасс. Вероятно, лучше было бы писать: «с ветки падает капля», или:
Луна.
С ветки свисает
Капля.
А вот как обыграл луну в тумане Масаока Сики в переводе А. Долина:
Снова слышится шум
пьяной ссоры в лавке питейной.
Луна в тумане…
Сопоставляются разнородные явления «луна в тумане» и «слышится шум пьяной ссоры».
*****************************************************************************
(118)
Каяться сладко…
Крестным узором пестрят
Гроздья сирени…
Первая строчка – утверждение, значит о хайку не может быть и речи.
*****************************************************************************
(119)
Тени изломы:
Камень, травинка, стена…
Серая кошка.
Визуальный ряд с тремя рубленными опорами. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Вторая и третья строчки поясняют первую.
*****************************************************************************
(120)
зонтиков мокрых
так ненадежен приют…
мерзнут ладони…
Вторая строчка – оценочное выражение автора: «зонтиков приют», «так ненадежен». Хотя как трехстишие очень милое.
*****************************************************************************
(121)
белый бок крыши.
окна на север. темно
в комнатке мамы.
Известно, что бок есть и у живых существ, а поэтому выражение «бок крыши» я трактую как скрытое олицетворение. Ведь можно сказать «сторона крыши». Если хотите сказать, что на крыше с одной стороны снег, так и напишите. Вынужден отнести к хайрю.
*****************************************************************************
(122)
Вновь запах кофе
Дом наполняет теплом.
Солнце за шторой
Из-за «вновь» — трасс. «Запах наполняет теплом» — утверждение, выдающее автора, так как оно субъективно.
*****************************************************************************
(123)
красный хибИскас
только один день цветет
солнце садится
В первых двух строчках – утверждение, как в теореме: «только один». Вот как подобную идею реализовал Масока Сики в переводе А. Долина:
Заиндевел
увядший цветок хризантемы –
утренняя заря…
*****************************************************************************
(124)
Спит рыжий котик
В солнца потоке. Тепло
Нынче повсюду…
Неправдоподобно звучит – «солнца поток», тем более – спать в этом потоке. Лишние слова: «нынче повсюду». Можно было написать так:
Солнечный день.
На крыльце
Спит рыжий котенок.
*****************************************************************************
(125)
Солнце хмельное.
Спит продавщица вина
Прямо на бочке.
Не бывает солнца хмельного. Может быть лишнее (авторское) слово «прямо».
*****************************************************************************
(126)
снежная крепость
солнце огнем на щеках
синее небо
Не может быть в хайку солнце «огнем на щеках». Впрямую лучше не сравнивать.
*****************************************************************************
(127)
Март. Продавщица
Знает ли цену цветам?..
Полны корзинки.
Вторая строчка выдает мысли автора, т. е. это оценочное авторское выражение.
*****************************************************************************
(129)
Первый день марта.
Падает медленно снег,
Наледь на крышах.
Визуальный ряд с тремя рубленными опорами. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(130)
матки шмелиной
капля нектара в руке
сакуры запах
Да, в начале весны матки шмеля устраивают гнездо и какое-то время добывают нектар. Смущает вопрос: как нектар из зоба матки попал на руку. Если рука сжала матку так, что осталась капля нектара, то вектор отрицательный (т. е. трехстишие направлено против жизни) и это не хайку. Если же случайно матка села на руку, то на руке после этого может остаться только пыльца из ножных корзиночек или с брюшка. Таким образом я вывожу неправдоподобность трехстишия.
*****************************************************************************
(131)
Сад огорожен.
Солнце. Окрашен забор.
Веточки яблонь.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(132)
Старая лодка.
Кем-то привязан к веслу,
Нем колокольчик.
Олицетворение: «нем колокольчик». Хайку конкретно, поэтому плохо «кем-то». Недопустимы в хайку слова из известной милицейской песни: «если кто-то кое-где у нас порой…».
*****************************************************************************
(133)
с поля дорога
(ям и ухабов не счесть)
в зёрнах пшеницы
Обобщение – «не счесть». Представьте, что Вы рисуете эту дорогу. Ясно, что Вы покажете лишь ее часть, и понятно, что – конечное число ям
*****************************************************************************
(134)
хлопает ветер
форточкой (как угадал?)
ровно двенадцать
Олицетворение ветра: хлопает форточкой. Авторский вопрос: «как угадал?» и любое другое оценочное выражение не для хайку.
*****************************************************************************
(135)
на перекрёстке
сломан опять светофор.
ночь. полнолунье
«Опять» — свидетельствует о повторяющемся действии, следовательно это трасс.
*****************************************************************************
(136)
гнев отторгая
воин к победе идет
или же гибнет
Утверждение. В первой строчке – оперирование невещественным.
*****************************************************************************
(137)
липкие листья
серое небо, каштан
жук под былинкой
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(138)
платье невесты
шлейфом каскадов фонтан
заворожает
Сравнение – фонтан «шлейфом каскадов», поэтому отношу к метафорическому трехстишию. Последняя строчка авторская и относится к внутренним (мозговым) процессам. Вероятно, описка в последней строчке, нужно – ЗАВОРАЖИВАЕТ.
Отмечу интересное прочтение «платье невесты шлейфом каскадов». Грамотно не поставлена точка в конце первой строчки, так как вторая строчка читается самостоятельно и не сливается с первой. Последняя строчка общая. Обычно ее ставят в середине стиха. В данном случае автор опять-таки уходит от стандарта. Автор интересен.
*****************************************************************************
(139)
стук каблучками
резко таксист тормозит
сумерки.город
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
Звуковое трехстишие. Причем звук обоснован, так как в сумерках плохо видно. Однако, можно понять, что сначала стук каблучками, потом тормозит таксист, это плохо, так как переводит в трасс. Нужна точка в конце второй строчки, так как есть прочтение «таксист тормозит сумерки». После точки нужен пробел. «Город» — лишнее, так как понятно, что стук каблучков по асфальту. И таксистов в деревне не встретишь.
Без этой ошибки было бы интереснее из-за вариативности:
1) аварийная ситуация — одновременно слышен, например, где-то впереди, стук каблучков и где-то, скажем, сзади, звук тормозов;
2) Тверская – тормозит клиент;
3) увидев фигуристую девушку, таксист сам решает ее подвезти.
Стук каблучками и сумерки – разнородные опоры, но обе заменимые, например, ночь и разговор по мобильному
*****************************************************************************
(140)
ранние слезы
белые платья берез
след от колечка
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Олицетворение березы – «белые платья берез».
*****************************************************************************
(141)
хлопают крылья
сопровождают полёт
аплодисменты
Такие трехстишия называю хайрю, так как здесь скрытое олицетворение аплодисментов: «сопровождают полёт». Игра слов: «хлопают» и «аплодисменты». Использование близких по смыслу слов: «крылья» и «полет».
*****************************************************************************
(142)
быстрые тени
листьев неслышная дрожь
ветер весенний
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Хайрю, так как скрытое олицетворение теней в первой строчке. Можно было написать, например, мелькание теней. Скрытое олицетворение листьев во второй строчке.
*****************************************************************************
(144)
Прачка седая
вышла с корзиной во двор.
Слушает осень.
Осень – обозначение сезона. Слушать осень – все равно, что слушать время. Неправдоподобно.
*****************************************************************************
(145)
раннее утро
голубь-помоишник ждёт
хлебную корку
Авторское видение: голубь-помоишник – такого вида нет, если он сейчас сидит на помойке, это совсем не значит, что он такой. «Ждет» — внутренний процесс, следовательно, жанр – танкетка.
*****************************************************************************
(146)
падают листья
на красно-жёлтый трамвай.
«зайцами» едут
Идея уже встречалась в трехстишиях:
Дождь над трамваем.
Зайцами стали капли,
Влетев в окошко.
ТоМ
В обоих случаях – трасс. В первом случае – сначала листья падают, потом едут. Во втором – сначала капли влетели в окошко, потом стали зайцами. Для сенрю «зайцы» — хорошо. А вот в хайку лучше так не писать.
*****************************************************************************
(147)
чёрные пятна
в белую шёрстку щенка
девочка прячет
Одноопорное: записано одним предложением. Хорошее начало для танка, теперь нужно сопоставить, например, с тучами, которые закрывают солнце.
*****************************************************************************
(148)
сон обрывает
нить между ночью и днём
громкий будильник
Сон не может «обрывать нить». Полемика с Графом Муром (можно найти у меня в статьях) и была по поводу олицетворения сна: «сон бежит, кружит по полям». Сон – внутреннее состояние человека. Конечно, можно сказать, что человек спит или, скажем, дремлет. Но говорить, что сон бегает, ходит, обрывает и т. п. нужно не в хайку, а в танкетках. Непонятна мне и «нить между ночью и днём». Это придумка автора.
*****************************************************************************
(149)
синее небо
белые птицы летят
нет новых писем
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Плохо в хайку употреблять отрицания.
*****************************************************************************
(150)
новое утро
звякнул на стыке трамвай, —
вздрогнул будильник
Олицетворение будильника: «вздрогнул». Мне не нравится слово «новое», так как оно говорит о том, что было и старое, т. е. трасс.
*****************************************************************************
(151)
книга открыта.
тысяча слов ни о чём
в сумерках вешних
Обобщение: «тысяча слов ни о чём». Есть еще одна тонкая ошибка. Она заключается в том, что весенние сумерки стоят не в именительном падеже. Эта ошибка характеризует в какой-то степени мировоззрение автора. Первым делом – книга, а сезонность так – дань жанру. Я бы написал так:
Вешние сумерки.
На развороте книги
лишь буквы.
*****************************************************************************
(152)
нет урожая
рис прошлогодний жую,
глядя в окошко
Трасс – так как сначала не стало урожая, потом стал жевать рис.
*****************************************************************************
(153)
ласточек гнёзда…
снег заметает с утра
чёрные щели.
Трасс, так как «с утра».Третья строчка мне кажется лишней.
*****************************************************************************
(154)
сушки,баранки
маковых зерен сто штук
полчашки кофе
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(155)
лают собаки
ветер заносит песком
старый колодец
Скрытное олицетворение ветра. Но, вероятно, трасс, так как «заносит песком колодец» — процесс длительный. Если же процесс одномоментный, то сметет и собак. По крайней мере, уж точно собакам будет не до лая. *****************************************************************************
(157)
сорванный голос
трудно читать по губам
старого гида,
«Трудно читать» — внутренний процесс (деятельность мозга). Поэтому жанр – «танкетка и около», так как нет сопоставления с природными явлениями.
*****************************************************************************
(158)
Рыба в корзине.
Рты за движением рук…
Глухонемые
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(159)
голубь воркует
в гнёздах под крышей пищат
птенчики мира
Авторское слово «мира» лишнее. Вероятно, можно обойтись и без «в гнездах».
*****************************************************************************
(160)
пристани брёвна…
скрип… оттолкнулся паром…
вздрогнула утка.
Трасс – так как сначала «скрип», потом «вздрогнула утка».
*****************************************************************************
(162)
ночь на пороге
молча лежит телефон
что же так больно
Олицетворение ночи в первой строчке – «ночь на пороге», телефона – во второй: «молча лежит». Третья строчка – внутренний процесс. Вероятно, танкетка.
*****************************************************************************
(163)
нужные файлы
мне помогает хранить
бесперебойник
Сообщение одним предложением.
*****************************************************************************
(164)
три красных тома
Пушкин гостит много лет
на книжной полке
Трасс, так как автор признается, что «гостит много лет». Есть пересечения словосочетаний: «три тома» и «книжная полка».
*****************************************************************************
(165)
пыльныя полка
от одиночества ты
сделалась серой
Утверждение во второй и третьей строчках. Вероятно, описка, в слове «пыльнАя». Плохо возвращаться к уже сказанным словам: «полка» и «ты».
*****************************************************************************
(166)
серые камни
пыль разъедает глаза
засуха в поле
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(167)
серые цапли
клювами пишут и-цзин
по ряби пруда
Очеловечивание цапель: «клювами пишут».
*****************************************************************************
(168)
дети танцуют…
чан шелковичных червей
в зиму не нужен.
Утверждение во второй и третьей строчках. Плохо употреблять отрицания.
*****************************************************************************
(169)
старый колодец
послеполуденный зной
скрип чьей-то рикши
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Лишнее слово «чьей-то».
*****************************************************************************
(171)
Долго скитанье
Сбиты мысы башмаков
Легче поклажа
Трасс определяет слово «долго», т. е. временнАя растянутость. Интересно читать первую строчку одним словом.
*****************************************************************************
(172)
Чашка и сушки,
чайник на кухне шипит,
дыма колечки.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(173)
Спелые сливы.
Дочка и маленький сын —
Сладкие дети.
Третья строчка – обобщение и авторское утверждение.
*****************************************************************************
(174)
Спит поэтесса.
Время четвёртой луны,
Пыль на коленях.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Лишнее слово «время».
*****************************************************************************
(175)
Сухи чернила…
После грозы напишу
Несколько строчек.
Рассказывается о внутреннем процессе: размышление о том, что будет делать автор после грозы. Жанр – «танкетка и около».
*****************************************************************************
(176)
Платье в горошек
Мастерски вяжут полям
Сорные травы.
Олицетворение одним предложением сорных трав и полей, так как сорные травы вяжут полям.
*****************************************************************************
(177)
Сетка от мошек,
У воробьёв за окном
«Рыбное место».
Во второй и третьей строчках утверждение. В хайку лучше не использовать переносные значения слов и словосочетаний.
*****************************************************************************
(178)
Старый бумажник, —
Несколько мелких монет
Лезут из кожи.
Каламбуры и игра словами – признаки сенрю.
*****************************************************************************
(179)
Ситника стебли…
Спрятаны от холодов
В пчёльнике ульи.
«Спрятаны от холодов» — авторское утверждение. Автор хороший – редко кто вспоминает такие интересные растения. Первая строчка вариативна, что хорошо. Можно понять, например, что из ситника сплетена циновка, постель или головной убор.
*****************************************************************************
(180)
Древняя нэцкэ.
Пруд мой зарос ивняком,
В лилиях берег.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(181)
Белые хлопья…
Хватит и горсти слепить
Зимнюю птицу.
Утверждение во второй и третьей строчках.
*****************************************************************************
(182)
след под ногою
всплески волны холодят
странная песня
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(183)
Северный ветер.
Серп уходящей луны.
Красные травы.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(184)
гадкий утёнок
двор. птичий гам. суета
с небом в корытце
В корытце бывает лишь отражение, а не само небо.
*****************************************************************************
(185)
всё поместилось
в луже: косяк журавлей,
жёлтые листья…
В первой строчке обобщение – «всё». Само трехстишие – утверждение. В луже может быть лишь отражение косяка журавлей.
*****************************************************************************
(186)
чайная чашка
к чайнику ближе встаёт.
мода на полных.
Олицетворение чайной чашки – «к чайнику ближе встаёт». Третья строчка – утверждение. Моду нарисовать невозможно.
*****************************************************************************
(187)
Всё позабыто.
Дождь каждый вечер идёт
Этой весною.
Трасс из-за выражения «каждый вечер». Вероятно, слово «идет» лишнее. Первая строчка – внутренний процесс и утверждение. Попробуйте нарисовать эту строчку.
*****************************************************************************
(188)
Тропки лесные,
А на мобильнике вдруг
Кончились деньги…
Вторая и третья строчки — сообщение. В хайку лучше не использовать фразы с переносным смыслом. Можно по-разному понять предложение: «на мобильнике вдруг кончились деньги». Например, жили-были на корпусе мобильника деньги и вдруг умерли. Но, главное, как нарисовать — «кончились деньги»?
*****************************************************************************
(189)
всё как когда-то…
маленький дворик, а в нем
старая липа
Трасс – «как когда-то». Первая строчка утверждение или внутренний процесс (воспоминание, осмысление и т. п.). Плохо снова обращаться к уже озвученному существительному – «в нем».
*****************************************************************************
(190)
Бантик. Коробка.
Сверху открытка: «билет
К сердцу поэта».
Визуальный ряд с рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Слово «билет» нужно перенести на третью строчку. В хайку и надписи должны быть хаечными, т. е. предметными или сезонными. Плохо звучит в хайку словосочетание – «билет к сердцу».
*****************************************************************************
(191)
В ящике с луком
Пара зелёных усов, —
Первое марта.
Вероятно, сравнение луковых перьев с усами. Из лука иногда делают усы, например в бутерброде «бабочка». Если же речь идет об искусственных усах, то нужно было писать – «накладные усы». Каждый день в мире празднуют множество праздников. Думаю, если автор начинает трехстишие с даты, то имеет в виду и праздники. Например 1 марта – еще и день цветных женщин в США, и праздник красок в Индии, и Всемирный день кошек и т. д.
*****************************************************************************
(192)
Плотные шторы,
В шишках весенняя ель,
Шумные птицы.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(193)
Кэмела пачка.
Сотис собачьи глаза.
Время каникул.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Лишнее слово «время», проще, наверное, написать – «каникулы».
Вторая строчка мне не совсем понятна. Скорее всего Сотис – просто кличка собаки, но, может здесь что-то более глубокое. Ведь Сотис и древнее название звезды Сириус, с которой многие связывают разумную жизнь и тайну египетских пирамид. Сотис – также имя древнеегипетской богини красоты, гармонии и плодородия.
*****************************************************************************
(194)
Ночи в июле
Вдвое короче с тобой…
Что скажем маме?
Во второй строчке – утверждение. В третьей вопрос, т. е. внутренний процесс.
*****************************************************************************
(195)
яркое солнце
прячет лицо звонаря
от любопытных
Олицетворение солнца – «солнце прячет лицо звонаря». Трехстишие записано одним предложением и похоже на утверждение, или на авторскую интерпретацию.
*****************************************************************************
(196)
старые соты,
дом заколоченный пуст,
ставни закрыты
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Слово «пуст», вероятно, лишнее.
*****************************************************************************
(197)
Чайка коснулась
Волн белоснежным крылом
День над заливом
День в хайку не может быть над чем-либо. Можно написать:
Полдень.
Над волною чайка
Будет прочтение «полдень над волною».
*****************************************************************************
(198)
Скрип радиолы,
жёлтые пятна от фар,
близится вечер.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Трасс по причине «близится», налицо временнАя протяженность.
*****************************************************************************
(199)
Кладбище тихо.
Греческих букв простота.
Звон колокольни.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Первая строчка странновата, привычнее – «на кладбище тихо». Простота – понятие не предметное. Как нарисовать эту простоту каких угодно букв, цифр, символов? Проще начертать сами буквы, цифры и символы.
*****************************************************************************
(200)
Сад в запустенье
Быстро срезаю цветы
Нет утешенья.
Трасс по причине «быстро срезаю», т. е. по причине обозначения времени. Для хайку лучше без «быстро». Третья строчка – утверждение. Ощущается рифма первой и последней строчек. Рифму лучше избегать.
*****************************************************************************
(201)
места не хватит
в банке из-под монпансье
камушкам с моря
Утверждение. Но визуальный ряд интересный – монпансье, камушки с моря.
*****************************************************************************
(202)
две черепахи
к морю неспешно ползут
волны их встретят
Третья строчка – утверждение. Трасс из-за «неспешно ползут», так как видна временнАя протяженность.
*****************************************************************************
(203)
цену теряет
комнатка в доме… и шум
моря всё тише
«Цену теряет» — не предметно, как это нарисовать? Трасс по причине «всё тише», временнАя протяженность стиха на поверхности.
*****************************************************************************
(204)
слушаю эхо
миг пролетел и уже
слышу твой шепот
Трасс определяет вторая строчка. В хайку лучше не употреблять таких слов как: минута, каждый раз, миг, потом, затем, быстро, медленно и т. п. Смешение времен. Три глагола – многовато. Плохо употреблять местоимения.
*****************************************************************************
(205)
капельки крови
старый мой пёс захромал
битые стёкла…
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Глаголы лучше употреблять в настоящем времени. Старайтесь обходиться без личных и притяжательных местоимений.
*****************************************************************************
(206)
След размывают
Тихие волны реки
До совершенства
Третья строчка превращает трехстишие в утверждение.
*****************************************************************************
(207)
мятою пахнут
нежные пальцы твои
губы ласкают…
Автор техничен. Можно, например, вторую строчку считать общей, т. е. пальцы и пахнут мятой и ласкают губы. Если кто-то скажет, что тут всего одна опора, автор резонно возразит, что последняя строчка читается сама по себе, т. е. пальцы пахнут мятою, а губы ласкают.
Однако я именно по этим причинам и не могу причислить данное трехстишие (с хорошей техникой) к хайку, потому что в одном случае оно одноопорное, в другом – неявное олицетворение губ.
Мне, кажется, что «твои» — лишнее слово. Когда трехстишие посвящается исключительно человеческому, частенько такие стихи преследуют вторые не очень хорошие смыслы.
Кажется, что здесь автор указал сезон – «мятою пахнут». Но сезон стоит в падеже, т. е. вторичен. На первом плане – человеческие чувства.
Хайку не принижает вечное. Сезонное слово должно быть в именительном падеже. Именно с вечным должно сопоставляться человеческое.
*****************************************************************************
(208)
клейкий листочек
утром умыла роса
зеленью пахнет…
Трасс, так как «утром умыла», и понятно, что после этого прошло какое-то время. Смешение времен: «умыла» и «пахнет».
*****************************************************************************
(209)
топчется дождик
над головой у меня
вместе гуляем…
Олицетворение дождика: «топчется» и «вместе гуляем». Кажется лишним – «у меня».
*****************************************************************************
(210)
сонная муха
лезет в оконную щель
солнце пригрело…
Первые две строчки от хайку. Третья – объяснение.
*****************************************************************************
(211)
вытянув шеи
клин журавлиный летит
слёзы во взоре…
Олицетворение клина: «вытянув шеи», «слезы во взоре». Понятно, что клин (пусть и журавлиный) не имеет ни шеи, ни слезных желез.
*****************************************************************************
(212)
белая дымка
скрыла от глаз наготу
голых деревьев…
Олицетворение деревьев: «нагота голых». Скрытое олицетворение и дымки: «скрыла».
Лучше не повторяться: «нагота голых». Вероятно, лишнее «от глаз».
*****************************************************************************
(213)
шарфик мой алый
ветер сорвал с головы
верба сигналит…
Уже очень много авторов, вероятно, автоматически олицетворяют все, о чем пишут.
«Верба сигналит» — олицетворение вербы. Вероятно, нужно автору понять, что интересной бывает сама по себе верба, без авторского восприятия и приписывания сказочных свойств.
А все, видимо, начинается с обычных слов: ветер сорвал шарфик, ветер понес шарфик, ветер бросил шарфик и не может вспомнить где именно. Поэтому, на мой взгляд, с олицетворением нужно бороться уже на стадии устойчивых выражений.
Вероятно, лишнее «с головы».
*****************************************************************************
(214)
чашечка чая
запах рисует тебя
тикают стрелки…
Как может запах рисовать? Снова, вероятно, даже не заметное для автора олицетворение запаха.
*****************************************************************************
(215)
память о встрече
листьев осенних букет
снег сохраняет…
Как нарисовать «память о встрече»? Последняя строчка – утверждение.
*****************************************************************************
(216)
День догорает.
Прячутся тени. Спешат.
Ночь наступает.
Трасс: «спешат» — действия трехстишия растянуты во времени. День не горит. Тени не прячутся, они не живые, тем более не спешат.
*****************************************************************************
(217)
Кончилась Сказка.
Семеро гномов — ушли.
Спит Белоснежка.
Трасс, так как идет перечисление событий. Три рубленные строчки. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Как нарисовать первую строчку? «ушли» — во второй? Смешение времен: «ушли» — глагол прошедшего времени, «спит» — глагол настоящего времени.
*****************************************************************************
(218)
бархатный персик
дразнит румяным бочком
девушка в теле
Олицетворение персика — «дразнит». Но, в принципе, автор понимает технику. Теперь, когда Вы понимаете технику, можно трезво оценить свое произведение. Сопоставляются персик-плод и персик-девушка. Мы видим в каком-то смысле масло масляное. В данном случае плод и девушку я называю опорами. Можно раздвинуть опоры, сделать их не столь очевидными. Читатель, конечно, будет искать сходство, и, скорее всего, найдет его. А теперь представьте, что сопоставляемые опоры вообще без точек соприкосновения. Скажем, мы пишем в первой строчке название месяца или сезона. Строчка, понятно, будет абстрактной, не предметной, так как, скажем, осень нельзя пощупать. Строчка будет не конкретной, а общей. Например, дождь или снег обобщенные понятия, хотя каждый снегопад состоит из вполне конкретных снежинок. В какое положение попадает читатель? Он вынужден будет сопоставлять несопоставимое:
1) общее с конкретным,
2) абстрактное с предметным,
3) временнОе с вневременным.
Читатель, вероятно, впадет в состояние прострации или релаксации. Такие стихи просты и естественны. Ни опоры, ни плотность в них не заметны. Но для подготовленного читателя они могут иметь эффект коана.
*****************************************************************************
(219)
что я оставлю
ветер на память тебе
взмах ветки ивы
Как нарисовать содержание первых двух строчек? а теперь третьей?
Олицетворение ветра – «на память тебе». Возврат к ветру – «тебе». Оперирование невещественным — «на память». И т. д. и т. п.
*****************************************************************************
(220)
взгляд исподлобья
плюшевый ежик в руках
оба сердиты
Первые две строчки из хайку. Третья – авторская. Нужно стараться не рассказывать, а показывать, как в первых строчках.
*****************************************************************************
(221)
послан за рыбой
гладит чешуйки старик
спящему карпу
Первая строчка – рассказ. Этого нужно избегать. Девиз хайку – показывать, показывать, и в третьей строчке снова показывать. Очеловечивание карпа – «спящему».
*****************************************************************************
(222)
Где- то кукушка.
Гриб из корзинки торчит.
Мох под ногами.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Лишнее слово «где-то». В хайку нужно стремиться к конкретике. Если Вы напишите просто «кукушка», читатель поймет правильно, что она где-то.
*****************************************************************************
(223)
Солнце садится.
Девушка в лодке сидит.
Тихая песня.
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Не очень хорошо – «солнце садится», можно написать, к примеру, «закат». Вероятно, лишнее слово «сидит».
*****************************************************************************
(224)
Ветра порывы.
Подняты воротники.
Тучи темнее.
Трасс – «тучи темнее», т. е. растянуто во времени, так как сравнивается со временем, когда тучи были менее темными. Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93.
*****************************************************************************
(225)
чёрные знаки
на мониторе моём
хайку читаю
Жанр «танкетка и около» – так как третья строчка отражает внутренний процесс «читаю». Вероятно, лишнее слово «моем». Втора строчка общая, что говорит о техничности автора.
*****************************************************************************
(226)
голые ветви
громко стучат по стеклу
утро похмелье
Хайрю, так как в «ветви громко стучат» вижу скрытое олицетворение (как бы будят). «Похмелье» характеризует внутреннее состояние, подобно выражениям «дум высоких полн», «страданье на моем челе» и т. д.
*****************************************************************************
(227)
«фьють» под луною
скрипнул и принял жильцов
старый скворечник
Трасс, так как глаголы стоят в прошедшем времени, т. е. действие не совершается у нас на глазах, а нам рассказывают, как это было. Олицетворение скворечника – «принял жильцов». В первой строчке автор правильно старается не называть птицы, чтобы не нарушить принцип экономичности слов. Но, может быть, построить трехстишие на том, что подчас не определить по пению скворца, кто поет. Скворцы могут подражать кому угодно, конечно, если захотят.
*****************************************************************************
(228)
Иволги крики,
свет уходящей луны
перед рассветом.
Луна бывает убывающей. Если же говорить о том, что луна исчезает из поля зрения, то происходит скрытое олицетворение (луна уходит), или что так же плохо слово «уходящей» становится лишним, так как понятно, что с рассветом луна уйдет. ВременнАя протяженность трехстишия обоснована: крик и свет — одновременные явления.
*****************************************************************************
(229)
гроздья акаций
робко горят фонари
вне представленья
Олицетворение фонарей – «робко горят».
*****************************************************************************
(230)
тучу уносит
капает дождь до сих пор
с веток склонённых
«До сих пор» — говорит, что перед нами трасс. Автор признается, что дождь капает давно и акцентирует внимание на прошлом. Согласитесь, что без «до сих пор» трехстишие воспринимается в настоящем времени, и процессы происходят на наших глазах.
*****************************************************************************
(231)
солнечным утром
настежь окно распахну
в жёлтый кастрычнiк
Налицо авторское желание, т. е. внутренний процесс. В хайку лучше не расцвечивать месяцы, так как месяц – не предмет. А живыми их можно увидеть лишь в сказках.
При этом автор интересен тем, что предлагает использовать новый вид уплотнений – слова братских славян. Считаю, что такие трехстишия должны сопровождаться авторскими комментариями. Что дает употребление месяца на белорусском языке?
1) косвенно указывается место – Белоруссия,
2) возвращает нас к древнерусским названиям месяцев и косвенно к природной чистоте,
3) в этимологии слова (вероятно, от льняной пыли при просушке) – намек на сельскохозяйственные работы,
4) созвучие с русским словом, скажем, «костерчик» — рисует багряные листья кленов в форме языков пламени и сами костры.
*****************************************************************************
(232)
Будто знакомый
Встретится в чаще лесной
Первый подснежник
Сравнение и олицетворение одновременно – «будто знакомый». Техника сравнения в хайку проста, нужно разнести сравниваемые явления, сделать их опорными. Например, одна из вариаций:
подснежники
на поляне
сосед с детьми
*****************************************************************************
(233)
М/ечутся души,
И/гры Вселенной познав…
Р/ифмы слагая…
Интересный способ уплотнения в хайку. Однако, в хайку не оперируют невещественным – «мечутся души», «игры Вселенной». В целом же это трехстишие читается как утверждение.
*****************************************************************************
(234)
книгу читаю
листик засохший упал
память о встрече…
Визуальный ряд с рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Плохо оперировать невещественным – «память о встрече» из-за невозможности нарисовать. Трасс – сначала «читаю», потом «листик упал». Смешение времен. Последняя строчка – утверждение.
*****************************************************************************
(235)
спелые вишни
напоминают вблизи
мне твои губы…
Плохо сравнивать – «напоминают». Скопление местоимений – «мне твои». Описывается внутренний процесс – «напоминают», поэтому жанр – мини-танка.
*****************************************************************************
(236)
моется муха
в капельке сладкой вина
праздник закончен…
Очеловечивание мухи — «моется в капельке». Последняя строчка – авторское утверждение.
*****************************************************************************
(237)
путник усталый
спит в забытьи рот открыв
ползает муха…
Что-то лишнее или «спит», или «в забытьи». Нужно как-то перестроить трехстишие из-за смешного прочтения: «(в забытьи) рот открыв ползает муха».
*****************************************************************************
(238)
Март и нарциссы-
Вновь потревоженный сон,
Сердце мне ранит.
Трасс из-за «вновь». Не нужно в хайку оперировать невещественным: «сон сердце ранит». «Мне» — лишнее.
*****************************************************************************
(239)
Мало осталось
Дней и ночей. Зацветёт
Ветка сирени.
Утверждение: «мало осталось». Как нарисовать предложение «мало осталось
дней и ночей»?
*****************************************************************************
(240)
отпуск учебный..
ГОСы диплом.. и улёт
в знойное лето
Трасс, так как события перечисляются в хронологическом порядке. Как нарисовать «улёт в знойное лето», ведь знойное лето не город, не планета, и вообще не предмет?
*****************************************************************************
(241)
Пятый окурок.
Долго не гаснет окно
в доме напротив.
Трасс из-за «долго». Нужно стараться избегать слов, говорящих о продолжительности: «долго», «быстро», «медленно», «всё (кружит)» и т. п.
*****************************************************************************
(242)
Снова и снова
кружится старый вальсок.
Школьные годы.
Олицетворение вальса – «кружится вальсок». Если ключевое слово – «вспоминается», то внутренний процесс. Если же все происходит на глазах, то трасс из-за «снова и снова».
*****************************************************************************
(243)
Старое фото.
Дедушка — бравый солдат
так ещё молод.
Вторая строчка – утверждение или авторское оценочное выражение. В хайку лучше не использовать слова, которые отражают внутренние процессы. Смелый, храбрый, чуткий, внимательный, соображающий – не из словаря хайдзина. Если опора – «фото», тогда то, что на снимке – подчиненная опора. А так как по смыслу опора – дедушка, то тем более фото подчиненная опора, так как можно сказать: «дедушка на снимке». Связь между настоящим и прошлым или будущим устанавливается в жанре трехстиший-рассказов. Т. е. в данном примере – когда-то бравый солдат, а сейчас – дедушка.
*****************************************************************************
(244)
Между страничек
лист прошлогодний притих.
Хрупкая память.
Олицетворение листа – «притих». Оперирование невещественным – «хрупкая память». Третья строчка – объяснительная.
*****************************************************************************
(245)
В раме оконной
медленно тает луна.
Призрачны тени.
Трасс – «медленно». Луна таять не может. Вероятно, чуть лучше сказать «неясные тени», так как «призрачные» имеет и значение «воображаемые, не существующие в реальности».
*****************************************************************************
(246)
Взгляд исподлобья.
Нечего делать в углу
трижды за вечер.
Вторая и третья строчки – утверждение.
*****************************************************************************
(247)
Ночью бессонной
тупо гляжу в потолок.
Книжка забыта.
Трасс – «ночью бессонной». «Забыта» — внутренний (мозговой в данном случае) процесс. Лучше сказать, к примеру, «книга на полу».
*****************************************************************************
(248)
Смоет волною
Тихие слезы мои
След уходящий
Слезы не могут быть тихими, громкими или ласкающими слух. Будущее время «смоет» – трасс. Читается одним предложением. След не может быть приходящим или уходящим, он не человек. Тем более этот эмпирический след не может смыть волною. Чтобы такого прочтения не было, нужно, вероятно, третью строчку переместить в начало:
след
смывает волна
слезы
*****************************************************************************
(249)
Волнами неги
Роза — царица цветов
Благоухает
Оперирование невещественным – «волнами неги». Вторая строчка – утверждение типа «Волга впадает в Каспийское море». Читается одним предложением. Одна опора.
*****************************************************************************
(250)
Ветер надежды
Треплет мои паруса
Беды отводит
Оперирование невещественным – «ветер надежды», «беды отводит». Читается одним предложением.
*****************************************************************************
(251)
Дождик несмелый
Капли губами ловлю
Глянь. Разошелся
Трасс – за три строчки дождь переходит от состояния «несмелый» к — «разошелся». Олицетворение дождика – «несмелый».
*****************************************************************************
(252)
пульс учащенный
белка бежит в колесе
скорость теряет
Трасс – «скорость теряет». Динамика (т. е. изменение во времени) в двух строчках сопоставима и потому обоснована. Но говорить в третьей строчке об изменении скорости (а значит и о времени) без сопоставления недопустимо, так как в этом случае написанное трехстишие будет относиться к жанру трасс.
*****************************************************************************
(253)
дом над обрывом.
малой медведицы ковш
к стенке привален
Хорошая игра слов, хорошее сенрю.
*****************************************************************************
(254)
к другу дорога
стелется полем туман
чистая скатерть
Визуальный ряд с рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Интересное прочтение – «к другу дорога стелется полем». Сравнения, которые можно увидеть в прочтениях, критиковать нельзя, но отмечать их, думаю, нужно.
*****************************************************************************
(255)
день угосает.
с каждым глотком твой бокал
легче, прозрачней.
Трасс из-за «с каждым глотком», «легче», «прозрачней». Вероятно, опечатка – «угАсает». Плохо употреблять личные местоимения. Их отсутствие часто повышает вариативность прочтения, что хорошо для хайку. Например, в нашем случае:
день угасает.
с каждым глотком бокал
легче, прозрачней.
Речь может идти о «моем», «твоем», «его» или о «ее» бокале.
*****************************************************************************
(256)
след от улитки
знать, собралась в дальний путь
домик без крыши
Вторая строчка – утверждение. А идея сопоставления в духе хайку.
*****************************************************************************
(257)
старый дворняга
ищет свой дом и приют
шкура и кости
Как нарисовать: «ищет свой дом и приют». Вероятно, это внутренний процесс или авторское утверждение. К тому же, может, что-то и лишнее из «свой дом» и «приют»?
*****************************************************************************
(258)
пальмы у моря
ветер качает гамак
полдень сиеста
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Может чуть точнее: «гамак качается на ветру», иначе олицетворяется ветер.
Употребление иностранного слова в данном случае считаю неудачным. Этимология слова сиеста говорит, что оно произошло именно от слова полдень: «hora sexta» (лат.) — «шестой час», что у римлян обозначало «полдень». Поэтому, вероятно, лучше было бы написать: «дневной сон» или «послеобеденный отдых».
*****************************************************************************
(259)
вход или выход
медленно вдоль серых стен
едет каталка
Трасс – «медленно». Хайку, если речь не идет о сезонном слове, конкретно и предметно. Описание внутренних процессов (размышление или внутренний вопрос-ответ: «вход или выход») – не для хайку. Поэтому и первую строчку нужно отредактировать.
*****************************************************************************
(260)
адрес всё тот же
не распечатан конверт
с прошлого года
Трасс – «всё тот же», «с прошлого года». Нужно стараться рисовать словами просто. Автор рисует, но во времени и все-таки не достаточно просто. Давайте представим, как будет рисовать художник фразу: «не распечатан конверт с прошлого года»?
Девушка стоит перед зеркалом с письмами с одинаковыми адресами в левой руке и одним письмом в правой с датой на штемпеле, скажем: 31.12.2009. Отражение в зеркале тыльной стороны письма говорит, что письмо заклеено. Нужно, чтобы отражался, и, скажем, настенный календарь с датой 01.01.2010 г или еще лучше электронные часы, которые показывают время 1 минута первого часа первого января 2010 года.
Можно написать иначе на предложенную тему:
260-1
Новый год!
Нераспечатанных писем
стопка.
В чем разница наших трехстиший на одну тему? В 260-1:
1) указан сезон и даже конкретный миг,
2) умалчивается о том, что «адрес всё тот же», так как понятно, что делается это по какой-то причине, вероятно, из-за ссоры с любимым,
3) не говорится о каком-то другом времени, как в 260: «с прошлого года», поэтому 260-1 не трасс,
4) есть прочтение «год нераспечатанных писем», которое гармонирует с текстом.
*****************************************************************************
(261)
в зелени вяза
рыжая капля горит
лист прошлогодний
Скорее всего, автор просто сравнил прошлогодний лист с горящей рыжей каплей. Тогда последняя строчка и сравнение, и объяснение. Понятно, что такое трехстишие не имеет ничего общего с жанром хайку.
Рыжей каплей, вряд ли, может оказаться клей с почек. Для этого нужна неправильная пчела. Может капля смолы? Понятно, что в хайку она не может гореть в солнечных лучах. А если, капля смолы будет гореть в прямом смысле, то вектор хайку будет отрицательным, так как вектор хайку направлен в противоположную сторону от смерти и причинения вреда.
Хорошо для прочтения – «горит лист прошлогодний».
*****************************************************************************
(263)
трогаю веки
шелковая простыня
длинные будни
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Шелковая простыня – находка автора, так как можно понять и как паутину — суету дней, за которой плохо различимо главное. Хороший автор, так как старается за простыми картинками показать более важное. Как говорит японовед А. Биркле, использует свойство сезеня, корабельной тонкой веревки, за которую вытягивают сам корабль или лодку.
*****************************************************************************
(265)
русская баня
камни свой жар отдают
час очищенья
Трасс из-за «час». Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Вероятно, лишнее слово – «свой». Скрытое олицетворение камней: «отдают». Третья строчка – утверждение или, просто, авторская.
*****************************************************************************
(266)
веник дубовый
прадедов наших секрет
всех бед лекарство
Авторское определение веника в одном предложении. Плохо в хайку утверждать: «секрет», плохо обобщать – «всех бед», в такой технике можно писать пословицы: «веник дубовый — всех бед лекарство».
*****************************************************************************
(268)
ветки согнулись
зреет в саду урожай
тяжкая ноша
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Может, первая строчка лишняя. Без нее гораздо лучше.
*****************************************************************************
(269)
торт разукрашен
слюнки текут изо рта
мама на кухне
Визуальный ряд с тремя рубленными строчками. Смотрите примечание к стиху с номером 93. Вторая строчка не для хайку. Это страшилка, если представить все это так как написано.
*****************************************************************************
Анализ 13 оставшихся хайку будет сделан в отдельной статье.
«15» мая 2010 г Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110050807031