09.12.2009. Глава 7. Выдержка из статьи Г. А. Рачинского
ТРЕХСТИШИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.
Глава VII. Выдержка из статьи Г. А. Рачинского,
трехстишия №№ 26 – 28, 1908 и 1914 гг.
«Северное Сiянiе», журнал, № I за 1908, стр. 81-96;
«Японская поэзiя», Рачинский Г. А., изд. «МУСАГЕТЪ», М., 1914 г, стр. 19-20.
– 19 –
«…За эпохой нацiонального расцвета, совпавшей съ созданiемъ великой японской лирики, последовало время политическаго и культурнаго упадка. При дворе появляется распущенность нравовъ. Власть императора слабеетъ, и господство надъ страною переходитъ къ отдельнымъ семьямъ, соперничающимъ между собою… Культура приходитъ въ упадок, отразившiйся и на литературе. Нацiональная форма танки, некогда живая и оплодотворившая японское творчество, при новыхъ условiяхъ теряетъ свою связь съ жизнью и, попадая въ руки бездарных стихотворцевъ, окончательно вырождается. Начинаются скучные и безжизненные перепевы все техъ же старыхъ заданiй: кукушки, соловья, цветовъ, вишни и сливы и т. д. Как всегда въ эпохи упадка литературы, движенiемъ завладеваетъ мода. Появляются стихотворческiя академiи, состязанiя профессiональныхъ поэтовъ, напоминающiя намъ эпохи мейстерзингеровъ. На этихъ состязанiяхъ задаются темы: похвала министерству, въ связи съ океаном; молитва за династiю въ храме Шинто; высокiй возрастъ зеленаго бамбука; пинiи, погребенныя въ снегу.
– 20 –
Въ обществе появляется вкусъ къ стихотворнымъ играмъ. Развившаяся любительская техника уже не довольствуется сжатой краткостью и затейливой трудностью танки, и вызываетъ къ жизни игрушечную форму «хайки». Отъ прежнихъ пяти строкъ остаются только три первыя, содержащiя одну описательную фразу, лишенную ея художественнаго заключенiя. Приведемъ образчики этой формы:
№ 26 (Рачинский, нумерация моя – ИШ).
Г Н Е З Д О 1: Астон-12, Рачинский-26, Мойчи Ямагучи-40, Пресс-78, Бальмонт-88, 93.
Цикада поетъ,
Не зная, что къ вечеру
Смерть ее ждетъ.
№ 27 (Рачинский).
Г Н Е З Д О 5: Астон-9, Рачинский-27, Пресс-82.
Первый у речки снежокъ
И кроетъ и клонитъ
Позднiй цветокъ.
№ 28 (Рачинский).
Г Н Е З Д О 3: Астон-11, Рачинский-28, Мойчи Ямагучи-44, Бальмонт-90.
Каркая, воронъ
Къ ночлегу уселся
На ветку сухую.
Эта форма, требовавшая, кроме чисто внешней литературной наметанности, лишь очень незначительной доли элементарной впечатлительности и наблюдательности, была доступна всемъ. Нескончаемый потокъ хайки вскоре наводнилъ японскую лирику, и уже другiя области поэтическаго творчества создаютъ славу этой эпохи: пренебрегаемая дотоле драма и немного выше ценимый романъ…»
09 декабря 2009 г. Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2009
Свидетельство о публикации №109121400192