Обзор восточных форм 1 этапа вкр-3

Обзор восточных форм 1 этапа вкр-3

И.А.Шевченко

Закончился 1 этап 3 литературного конкурса «Вся королевская рать».
Первое место мы решили отдать Баталине Дарье («лабиринт прожилок »).
Баталина Дарья разместила добротную подборку хайку.

генеральная уборка
авось где завалялся
повод позвонить
9.2 балла
мойщик окон
никак не отчистит небо
от облаков
9.2 балла
почем весна
в твоей корзинке,
старушка у метро?
9.2 балла
июльский рассвет
на скамье под окном
забытый зонтик
9.2 балла
пора уходить
смотри как переплелись
рукавами куртки
9.1 балла
провожая
украдкой кончик тени
дверью прищемлю
9.1 балла
скучное кино
вот-вот засну
на твоем плече
9.1 балла
верни мне небо!
все лужи
в тополином пуху
9.0 балла
больше никто
так не скрипит
половицами
9.0 балла
на белом небе
нарисуй мне, метель
белого дракона
9.0 балла
ушел огородом
сажаю цветы в лунки
твоих следов
9.0 балла
сверяем часы:
мои ушли вперед
на семь снежинок!
9.0 балла
зажмурившись
слушаем импровизацию
слепого дождя
9.0 балла
на столе – алгебра
под столом тайная
жизнь коленок
9.0 балла

На втором месте Вадим Чирков («Что с тобою, клен?»).
Вадим Чирков не имеет столь ровной подборки, но нас подкупило хайку об улитке, написанное в стиле Басё.

Все цветет.
На верхушке сухого стебля
Ярко-желтая улитка.
9.4 балла

Одуванчики

Теперь смотрите!
На золотые пуговицы
Застегнулась лужайка.
9.1 балла
Как на весну
Оскалилась зима!
Сосулек ряд …
9.1 балла
Что с тобою, клен?
Желтых птиц
Запускаешь по-детски…
9.1 балла
Листья-перья кружат.
Ястреб, что ли,
Птицу терзает вверху?
9.0 балла

Прозрачнее кроны акаций.
Стали видны
Летние домики птиц.
9.0 балла

Все холоднее земля.
Из картонной коробки кот
Смотрит на листопад.
9.0 балла

На третьем месте три автора: Андрей Баранов , «Лето в деревне», Вир Вариус, «Марат АХтямов — Вир Вариус. Диалог о времени (рубайат)», Юрий Юркий, «Низами».

Лучшие хайку Андрея Баранова.

***
Стадо коров на закате тянет в деревню
пряную тяжесть лугов.
9.2 балла

***
Два журавля над уснувшим плёсом –
долгий полет по кругу.
9.0 балла
***
Лягушки из-под ног, как шарики от пинг-понга:
Пинг! Понг!
9.0 балла

***
Словно зеленым бисером выткана
наборная спинка ящерицы.
8.9 балла

После любовной лирики, где было огромное количество сильных стихов, восточные формы смотрятся на порядок слабее. Остановимся на одной типовой ошибке. Многие пишут по сути афоризмы в форме хайку.
Давайте запишем десяток афоризмов Геннадия Малкина («Афоризмы для умных людей», Москва, 2005, «РИПОЛ классик») в виде хайку.

1.
Красота –
это страшная сила…
без косметики.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 24)
2.
Настоящий мужчина
не сделает замечание даме,
плохо несущей шпалу.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, с. 28)
3.
Бывают мужчины,
не боящиеся ни волков, ни слонов, ни тигров, —
они живут, как правило, в городах.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 36)
4.
Воспитанность мужчин
вынуждает скучать
интеллигентных женщин.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 36)
5.
В семье главное — не деньги,
а чувства,
которые они приносят.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 45)
6.
В замочную скважину
видно все,
кроме себя.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 114)
7.
В мире вещей
приходится быть
вешалкой.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 121)
8.
Народу не стоит видеть,
как делается политика
и колбаса.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 153)
9.
Господи,
за что мне такие муки
от земных радостей?
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 233)
10.
Водка –
это спирт,
доведенный до ума.
Геннадий Малкин («Афоризмы для умных людей», М, 2005, «РИПОЛ классик» с. 283)

С формой здесь дело обстоит относительно хорошо. Каждая строчка выглядит мазком кисти, причём третья – делает неожиданный поворот. Но мы твёрдо знаем, что от хайку здесь лишь форма, а сущность афоризма. Какие типовые черты мы можем выделить?

1.
Обобщение присутствует везде, которое часто перерастает
2.
в правило, определение, теорему,
3.
в назидание («Народу не стоит видеть»).
Одним словом мы сказали бы, что афоризм «страдает» некартинностью.

Хайку скорее характеризуется
1.
конкретностью,
2.
которая перерастает в фотографию или картину (чувственную или вещественную)
3.
и не может носить назидательного характера.

Примеры вещественных картин.

1.
Сутулый фонарь
Вчитывается в лица
Озябших людей
Андрей Шляхов
2.
Отшелестели
Грустные письма твои…
Мусоропровод
Ита Тораноко
3.
ночь
пламя свечи
воском – одежда у ног
Мастер вещей в дело непригодных
4.
Играет в прятки
в молодом березняке
далматин-щенок.
Михаил Кожин
5.
елочный базар.
сняв варежку ребенок
гладит иголки
Светлана Бобкова

Примеры картин чувств. Здесь мимолетные желания или эмоции, которые автор стремится зафиксировать.

1.
Мокроносенький!
Прыгушечка! Целовашка!
Где тапки, сволочь?
Багджо
2.
Был бы Хоттабыч –
Всего ощипала бы:
Столько желаний!
Екатерина Сережина
3.
Пусть хризантемы
Хахали дарят жене –
Салаты люблю.
Екатерина Сережина
4.
о мне холодно
и снег залез под кожу
Ира Новицкая
5.
Как жаль
Что взрослые так высоко
Мы с кошкой… поиграем
Лена Талаева

Теперь уважаемые читатели решите сами можно ли следующие конкурсные трёх- и пятистишия считать хайку и танка по содержанию..

1.
Жизнь человека:
От «никогда не умру»
До «скорей бы уж».

Весь мир исписан
Хокку земли и неба.
Иди и читай!

2.
Мы бедны? Не беда:
Ведь чем дешевле вино,
Тем крепче оно вставляет.

3.
О МОНАСТЫРЯХ И УСТАВАХ
Наш мир — монастырь,
Куда ввалились гости
Со своим уставом.

О ШИРОТЕ И ДОЛГОТЕ
Широта души
Не ведёт зачастую
К долготе жизни.

О КРУГОВОМ ЗАКОНЕ ГЕЙШИ
Плохо выглядит,
Мало заработает.
Мало получит,
Будет плохо выглядеть.
Да поможет ей Будда!

О СМЕРТИ НАЦИИ
Дабы убить страну,
Держи в чёрном теле врачей
И учителей.
Мудрые вымрут сами,
А глупцы расплодятся.

ОТШЕЛЬНИК В ТОЛПЕ
Не всякий монах
Призван жить в горной глуши.
Отшельник в толпе
Всё ж более одинок,
Чем инок средь скал и птиц.

УХОДЯ В ГОРЫ
Уходя в горы,
Оставь бездомным и нищим
Пищу с жилищем,
А знания — неучам.
Будь пуст для новых истин.

4.
Истина проста:
Нет у мужчин души,
Только инстинкты…

Счастье беспечно.
Поиски смысла жизни –
Удел несчастных.

Слепа Фемида,
Закон – обоюдоостр,
Разит, не глядя.

5.
Может быть… Стоит
Подумать, это пришла
Весна…или нет?

6.
Распахивая
дверь сознанья своего,
простуд не бойся.

И на пороге
разглядев лицо мечты,
забудь про будни.

7.
ночные хокку
одиночество в цвету
лишь утро лечит

плакало небо
но было навзрыд нелязя
слишком обязано

мы скоро уйдем
с каждым днем она ближе
но жизнь тоже ведь

8.
Земля, как кошка,
Не прекращает рожать:
Так плодовита…

9.
Будет всегда так.
Думы, грезы, обрыв, шаг.
Куранты. Тик — так.

10.
в реке времени
встречаются иногда
песчинки истин

океан велик
скрывает мир подводный
драгоценный клад

в глубине тайны
хранится сокровище
спит жемчужина

истина зреет
на дне океана слов
в ракушке смысла

тайных рецептов
проявятся формулы
в пламени сердца

в золото слова
превращаются мысли –
алхимия чувств

сильнее стократ
философского камня
магия любви

Хочется донести до авторов, что обобщения, формулы, назидания отдаляют трёхстишия от хайку. И наоборот: конкретность, сиюминутность чувств, вещественность картины приближают по сути ваши творения к хайку.

Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела…
О, с какой неохотой!
Мацуо Басё.

Не пишет же Басё:

Из любого цветка
всегда выползает пчела
с такой неохотой.

Не «любой цветок», а пион. Не «всегда», а конкретно сейчас.

С пожеланием творческих успехов

Михаил Кожин и Шевченко Игорь.

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2006
Свидетельство о публикации №106042500272

Добавить комментарий