Третий знак алфавита и конкурс подвижных трёхстиший

Большое значение в теории краткостиший имеет третий знак алфавита, который на многих клавиатурах имеет самый большой размер, это – пробел. Пробел стоит впереди буквы «А» в алфавите на том основании, что если бы его не было до «А», то буква «Б» писалась бы в нём слитно с «А». Пробел характером похож на щенка или котёнка. Он может быть грустным и серьёзным, но, когда ему хорошо, его тянет поиграть.
Когда появились краткостишия, радости пробела не было границ. Но первые хайдзины только где-то в глубине души («очень глубоко») были радостными и игривыми, на бумаге же они нагло эксплуатировали весь алфавит «от Москвы до самых до окраин», но более всего «пробел», который и за знак-то никто принимал.
В защиту хайдзинов могу сказать лишь то, что многие изгнали знаки препинания, но не пробелы. Сейчас наступило то счастливое время, когда пробелы в краткостишиях стали жить полноценной жизнью среди букв. И это понятно, так как только среди букв они становятся видны и значимы. Буквам стоять по стойке «смирно» на посту у мавзолеев слов ответственно, и они умерли бы от скуки, если бы не проделки пробелов, которых никто не замечает. Поэтому у букв всегда хорошее настроение, они тайно веселятся с пробелами, образуя новые слова и радуясь неожиданным поворотам мысли. Чести порадоваться вместе буквы и пробелы удостоили только хайдзинов. Трёхстишия с весёлыми пробелами можно назвать подвижными. Вот десяток примеров в какой-то степени подвижных произведений.

№ 1
тонкие льдинки
тают друг возле друга
на тёмной реке
Игорь Шевченко, «Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 24

 

Пробел может переводить одни части речи в другие, даже если это предлоги.

 

тонкие льдинки
тают друг во зле друга
на тёмной реке

Вот выдержка из комментария Михаила Кожина к этому трёхстишию: «Так и люди тают на глазах друг у друга в потоке жизни. И чем больше «во зле» — с грохотом сталкиваясь и ломаясь — тем быстрее» («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 24). Т.е. уже тогда многие хайдзины понимали технику написания подвижных трёхстиший.

 

№ 2
дуло танк поднял
у постамента куры
из лужицы пьют
Игорь Шевченко, «Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 132

 

Пробел часто видит в слове совсем другое.

 

дуло танк поднял
у поста мента куры
из лужицы пьют

 

И вновь комментатор (Михаил Кожин) моего трёхстишия обратил внимание на игру с пробелом: «Но перекличка созвучий «у постамента» — «у поста мента» напоминает, что ещё не время терять бдительность — не всё спокойно на дорогах» («Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 132). История создания этого трёхстишия связана с тем, что танк был перенесён из цента Дмитрова к объездной дороге, где долгое время находился пост ДПС. Забавно, что в жизни произошло то, что давно было в языке.

 

№ 3
радуга!
мочится бомж,
голову к небу задрав…
Михаил Сапего, «Поэзия», № 40, с. 267

 

Любимое дело пробела безвозвратно отделить постфикс «ся» (т.е. «себя») от глагола.

 

радуга!
мочит ся бомж,
голову к небу задрав…

 

Такое прочтения «мочит себя» даже более интересно. Подошёл бомж к колонке, нажал автоматически на рычаг, ба!, а над ним – радуга. Вот и вымок ботинок.

 

№ 4
звенит барган
над снежной тундрой
краешек солнца
Яна Полтарак, «Поэзия», № 41, с. 253

 

звенит бар ган
над снежной тундрой
краешек солнца

 

«Бар» — омоним, в числе прочего это и «основная часть врубовой машины», т.е. звенеть, гудеть и скрежетать может. А «ган» в Мезенском уезде Архангельской губернии ещё в 1885 году означал «лёгкие сани для езды на оленях, имеющие высокие подпорки» («Словарь русских народных говоров», вып. 6, СПб.: Наука, 2002, с. 133). Интересно, что это слово есть и у Фасмера, который ссылается на книгу А. Подвысоцкого «Словарь областного архангельского наречия», СПб., 1885: «лёгкие сани самоедов» и далее: «Возм., из ненецк. haan «сани»… («Этимологический словарь русского языка», Макс Фасмер,пер. О.В. Трубачева, М.: «ПРОГРЕСС», 1964, т. I, с. 391). Обиходный словарь Московской Руси и Словарь русского языка XVIII века дают ещё по одному значению этого слова, но в контексте тундры они слишком оригинальны.
Можно понять и так, что перед нами модерновые сани со встроенным баром)).

 

№ 5
талый снег
наполовину чист
носовой платок
Просто Сергеич, «Поэзия», № 41, с. 254

талый снег
на пол овину чист
носовой платок

№ 6
ПИТЕРСКОЕ
Дворцовая пл.

ветрено…
ряженый Пётр Алексеич
курит в ладошку…
Михаил Сапего, «Поэзия», № 42, с. 246

 

ветрено…
ряженый Пётр Алексеич
курит влад ошку…

Кому принадлежало имя Влад, и что означало в то время «курить ошку» не знаю, но звучит.

№ 7
31 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА

навеселе да не весел —
сижу,
старый год провожаю…
Михаил Сапего, «Поэзия», № 42, с. 247

на вес ел «е», да не весел —
сижу,
старый год провожаю…

 

Хохма?!

 

№ 8
ДЛЯ ДЕТСАДА №6 /  Д. А. П.

Путин Владимир
Владимирович —
это такой россиянин…
Михаил Сапего, «Поэзия», № 42, с. 247

Путин Владимир
Владимирович —
это так… ой! – россиянин!?

 

№ 9
солнце в зените
судачат бабы
у журавля
Людмила Грачёва, «Поэзия», № 42, с. 249

солнце в зените
суда чат: бабы
у журавля

№ 10

настольная лампа.
стоит фотография
на краю света
Zurg, АКЖ-1, 07.09.15

настольная лампа.
стоит фото: граф и я,
на краю — Света
Ну и т.д.

 

А вот как один пробел может изменить смысл сразу двух стихотворений. Итак, Ахматова, «Два стихотворения».

1

Подушка уже горяча
С обеих сторон.
Вот и вторая свеча
Гаснет, и крик ворон
Становится все слышней.
Я эту ночь не спала,
Поздно думать о сне…
Как нестерпимо бела
Штора на белом окне.
Здравствуй!
Весна 1910

2

Тот же голос, тот же взгляд,
Те же волосы льняные.
Все как год тому назад.
Сквозь стекло лучи дневные
Известь белых стен пестрят…
Свежих лилий аромат
И слова твои простые.

 

1909

«В то время я гостила на земле…: Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова, СПб.: Лениздат, 1995, с. 8.

 

Здесь пробел встал в слове «ворон»: «вор он!». Прочтите снова.

 

Вот так живут буквы, нам есть чему поучиться. Поэтому в порядке эксперимента во втором конкурсе АКЖ открою номинацию «Подвижные краткостишия», в которых вставка или удаление пробелов изменяют смысл.

Для тренировки можете размещать «пробники» на сайте http://www.haiku-konkurs.ru на конкурс АКЖ-1. Склейку (возможное удаление пробела) предлагаю обозначать символом «-», а возможную вставку пробела – «+». Понятно, что публиковать, если до этого дойдёт, будем без этих значков.

 

Игорь Шевченко

Московская область

«2» апреля 2017 года

Добавить комментарий