От живописи к хайку

 

Тема сопоставления шедевров живописи и хайку не нова, если не избита. И совершенствующимся в искусстве сочинения хайку следует учиться у мастеров живописи. Предметом этого краткого анализа на предмет сходства с искусством сочинения хайку будет первая картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881г).

1.Привязка к природе

В хайку конкретика картины сопоставляется со стихийным природным явлением: дождем, снегопадом, листопадом и т. п.

В рассматриваемой нами картине утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел рассеяться холодный утренний туман. Из истории известно, что казнь стрельцов началась 10 октября 1698 года. Из всех исторических событий Суриков по-хайковски точно выбрал такое, трагизм которого соответствует мрачным краскам природы.

  1. Скрытые мосты

От картины идут два незримых (скрытых) моста: в прошлое и будущее. Мост в прошлое – бунт стрельцов с его причинами и событиями. Мост в будущее – десятилетие казней, пыток и ссылок.

Это рассуждение позволяет сказать, что любителей живописи и хайку объединяет работа сознания, которая подобна работе поршня. И это притом, что и перед зрителем, и перед читателем лишь миг.

  1. Символика, ассоциативные связи

Явно на картине противопоставляется молодой Петр (на фоне кремлевской стены) и стрельцы. Можно заметить, что Петр на коне цельно проецируется на кремлевскую башню, которая расположена сразу за ним. Стрельцы же показаны на фоне храма Василия Блаженного, главы которого как бы срезаны. Картина просто пропитана символизмом: земля — тело, лобное место — шея, как бы с отсеченной головой — храмом Василия Блаженного…

По аналогии можно сделать вывод, что хорошее хайку отличают:

— привязка к природе,

— скрытый мост или скрытые мосты,

— символика и ассоциативные связи.

Добавить комментарий