Хайку и около

Часть I. Введение хайку.

Современный этап общественного признания хайку положил выход в 1997 году статьи Алексея Андреева «Что такое хайку?». Насколько мне известно, английская версия была написана летом 1995 года. Первый её перепост был в рассылке Shiki List — http://haiku.cc.ehime-u.ac.jp/shiki.archive/9507/0126.html. Dhugal Lindsay — большой знаток хайку, австралиец такой японский; фактически гуру в этом самом Shiki List, высоко оценил эту статью и ознакомил с ней свою аудиторию. Русская версия была опубликована вместе с первым номером «Лягушатника» весной 1997 года с открытием сайта.

В последующие годы статья претерпела лишь незначительные изменения.
Представление о хайку как о трехстишиях твердой формы 5-7-5 подобно утверждению, что музыка – это звуки, под которые пляшут. В нижеследующих двенадцати важнейших (т. е. далеко не всех) признаках хайку нет ни твердости формы, ни обязательности записи в форме трехстиший:

1) предметность,

2) правдоподобие (в каком-то смысле объективность) и естественность,

3) предельная лаконичность (а не твердость формы),

4) черно-белая композиционность (или смысловая двучастность),

5) композиционная часть, связанная с природой, 

6) ритмическая трехчастность,

7) вариативность,

8) безличность,

9) отсутствие метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,

10) отсутствие рифмы,

11)эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),

12) положительный вектор.

Хайку не обязательно записывать в три строчки. Японские классики записывали их в одну строку. Однако нам удобнее записывать хайку согласно ритмическому и смысловому рисунку, а значит, в три строчки.

Рассмотрим подробнее некоторые из признаков хайку.

  1. Предметность хайку

Предметом хайку может быть все, что попадает в поле зрения, слуха и обоняния автора. Здесь большое сходство с предметом живописи. Можно сказать, что отчасти жанр хайку – это словесное изобразительное искусство, в котором визуальный ряд приводит к смысловому и обратно.

Хайку № 1:

летний ливень…

в песочнице вверх дном

ведёрко
Константин Микитюк

Видна картинка: ливень был внезапным, и дети побросали все, чем играли. Итак, картинка побудила нашу мысль, и мы легко воспроизвели предшествующие события. Мы снова читаем хайку и обращаем внимание на следующее прочтение: «летний ливень…в песочнице вверх дном», т. е. теперь в песочнице ливень «вверх дном». Мы видим, что трехстишие разбудило наше воображение, и мы увидели обыденную картинку с новой стороны.

  1. Правдоподобность и естественность хайку

Автор хайку должен быть честен в том смысле, что должен максимально естественно и правдоподобно рисовать словесные полотна. Объективность хайку позволяет автору рисовать и высокое, и низкое, однако необходимо помнить об эстетике хайку.
Хайку № 2:
…….НА ПУСТЫРЕ

радуга!
мочится бомж,
голову к небу задрав…

Михаил Сапего

  1. Лаконизм хайку

В хайку не должно быть лишних слов. Пространство хайку, которое как бы состоит из двух предложений, составляет  в среднем 17 слогов. Хайку можно назвать трехстишием существительных. В хайку избегают употреблять глаголы, прилагательные и наречия. Вот образец редкого техничного перевода.

Хайку (перевод) № 1:
В зимней речушке

утиные перья и пух.

Поле горчицы…

Масаока Сики – Александр Долин

«Масаока Сики. Стихи и проза», пер. А. Долина, СПб.: Гиперион, 1999 г, с. 99.

Признаком плохого тона считается в хайку возврат к уже сказанному: «ему», «его» и т. п.

4-5. Композиционность хайку.

Композиционная часть, связанная с природой
Хайку состоит из двух частей. Смысл композиции в том, чтобы сопоставить несопоставимое.
         «Вершей пользуются при рыбной ловле. Наловив же рыбы, забывают про вершу. Ловушкой пользуются при ловле зайцев. Поймав же зайца, забывают про ловушку. Словами пользуются для выражения мысли. Обретя же мысль, забывают про слова. Где бы мне отыскать забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить!»

                             «Даосские притчи», Издательство «Гиль – ЭСТЕЛЬ», с. 64.

Так же и в хайку сопоставляются: вечное и преходящее (природа и дела человеческие), общее и конкретное (природа и конкретный миг в поле зрения автора), божественное и земное (природа как проявление высшего начала и земная картинка), безличие цикличного и четкость отпечатка мгновения.

Хайку № 3:
осенние сумерки

на столе домино…

пусто один

Константин Микитюк
Здесь рубленность (три строки, где каждая сама по себе),  кажущаяся, из-за многоточия, так как третья строчка тесно связана со словом «домино». И если бы мы написали это хайку одной строчкой, то убедились бы в его двучастности. Хорошее прочтение «осенние сумерки на столе». Однако мне предпочтительнее смотрится такая запись:

3.1
Осенние сумерки.

На столе домино

пусто один

 

На том основании, что в оригинале прямо написано: «осенние сумерки на столе домино», т. е. можно понять, что сумерки на столе в маскарадном костюме домино.  В варианте же 3.1 это прочтение будет означать, что на столе клеенка похожа на костюм домино.

7. Вариативность хайку

Важное свойство хайку, которые по этой причине можно читать и  перечитывать. Разное эмоциональное состояние читателя будет влиять на прочтение хайку.

Хайку № 4:
утро бабьего лета

паутинка через тропу

рвется на горле

Тайша

12. Положительный вектор хайку
В хайку не пишут о насилии или издевательствах, так как это противно духу хайку. Вектор хайку направлен на созидание, помощь и сочувствие всему живому.
Хайку № 5:
короткие дни…

разговор медсестёр

в коридоре

Савченко Петр
Отмечу тройную гармонирующую омонимичность первой строчки.

Часть II. Жанры около хайку — «хайку и около»

Нарушение любого из 12 основных принципов хайку переводит трехстишие в жанр «хайку и около». Понятно, что речь идет о сути отклонения, а не форме.

1. Мини-танка
К жанру мини-танка приводит потеря объективности и безличности. Это жанр трехстиший, в которых природному явлению сопоставляются внутренние процессы, например, мышление, чувство горя, обиды и т. п. То есть те, которые нельзя нарисовать или наглядно показать: «кровь подступила к вискам», «сильно застучало сердце», «и почудилось мне» и т. п.

***
букетик лесных трав

ищу простые слова
Леонид Попов, Воронеж
***
Слышу сквозь шум

Ветер в знакомых ветвях

Безотцовщина
Евтеев А.М.

  1. Оранжевые трехстишия

Если присутствие автора в трехстишии еле заметно, то оно называется оранжевым.
Этот класс тесно примыкает к трехстишиям мини-танка. Отличие в том, что в мини-танка автор явно описывает внутренние процессы, а в оранжевых — лишь намекает.
Вот лишь некоторые слова и усилительные частицы, выдающие присутствие автора: «долго-долго», «не больше», «вдруг», «а внизу», «так», «ни», «и вот». Выдаёт присутствие и авторское указание времени: «а сегодня», «в этот раз» и т. п.

ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ.

(КРЫТАЯ СОЛОМОЙ ХИЖИНА В НЭГИСИ)

Дворик у дома,

не больше трех сяку в длину,

устлан листьями из Уэно…
Масаока Сики – Александр Долин

«Масаока Сики. Стихи и проза», пер. А. Долина, СПб.: Гиперион, 1999 г, с.42.

Намек на авторское присутствие в строчке: «не больше трех сяку в длину». Автор как бы говорит, «на мой взгляд, не больше трех сяку…». Отмечу, что нехорошо писать хайку одним предложением.

 

***
Жгучее солнце

Из водосточной трубы

Пух тополиный

Андрей Шляхов

Прилагательное «жгучее» указывает на авторское присутствие и оценку.
К оранжевым трехстишиям относятся и те, в которых автор присутствует в качестве действующего лица (предмета):

 

***
туман над рекой –

везу в пивной баклажке

парное молоко
С.М.Ли
***
обрезаю сигару…

над камышами

туман
Константин Микитюк
***
снегопад…

стою у окна в коридоре

во время урока

Константин Микитюк

  1. Динамические трехстишия

Нарушение принципа мгновенности присутствия приводит к другому типу трехстиший – динамическим. Особенностью динамических хайку является непрерывное или дискретное развитие действия во времени:
***
Краешек шали

Перебираю рукой.

Дождь утихает…

Ольга Лаэдель
***
хайкумену
листаю
страницы люди года

lyablin

«Хайкумена» — альманах хайку и трехстиший, который можно было читать и десять лет назад, можно просматривать и сейчас, и надеюсь, в него можно будет заглянуть и через много лет. Альманах каждый раз один и тот же, вероятно, прежними будут стол и стул. Однако каждый раз вокруг будет все иное: президент, машины, облака.

 

  1. Цветные трехстишия

Хайку можно определить и как словесный жанр монохромной живописи.
Хайку (перевод) № 2:

на сухой ветке

ворон
осенний вечер

Басе-Бреславец-Шевченко

Обыгрывание цвета не в духе хайку, так как его цель – вовсе не видимый нами иллюзорный мир.

***
город
в разноцветных шляпках –

грибной дождик
Марина Хаген

«Хайкумена-2», с. 54
***
Ливень весенний.

Как буйно, как разноцветно

Распускаются зонтики!

 

Михаил Бару

«Обещастье», Михаил Бару, СПб.: «Геликон Плюс», 2005 г, с. 78

А вот одно из лучших, на мой взгляд, цветных трехстиший:
***
Листик гинкго –

Маленький желтый веер

На сером асфальте.
Кицунэ

Треугольной (конусовидной) формой листья гинкго очень похожи на веер. Японцы любят собирать поздней осенью эти листья для гаданий. Употребление прилагательного «желтый» обосновано возникающей вариативностью осмысления. Можно понять, к примеру, так:
1) листья еще зеленые, но в будущем они упадут на землю,
2) листья уже желтеют, но падает веер,
3) листья желтые и падают, и трудно понять: упал ли лист или уронил веер и т. д.

  1. Трехстишия-рассказы (трассы)

Трассы – это трехстишия, действие в которых растянуто во времени, при этом само трехстишие, в отличие от афоризмов и пословиц, не носит обобщающего характера. Можно сказать, что трассы – жанр глаголов.
К трассам можно отнести трехстишия:

1) с перечислением действий,

2) с повтором действий (сыплет, сыплет; идет, идет и т. п.),

3) с продолжительными процессами (типа – пускать корни, стареть, вянуть и т. п.);
4) с диалогами,

5) с размышлениями, если они конкретны (чтобы не стать афоризмом) и растянуты во времени.

В трассах возможно употребление любого времени и смешение времен. К трассам часто можно отнести большинство стихов, в которых глаголы употребляются в будущем времени, или употребляются наречия времени «сегодня», «вчера» и т. п., так как действие становится ПОТЕНЦИАЛЬНО растянутым.
Для трассов характерны выражения: «все тише, громче, ярче, мимо…», «одно за другим», «каждый раз, час, день, месяц, год…», «вот и сейчас», «продолжая, падая, слабея….»,  «опять», «снова», «всегда»…
Трассы дистанцируются от пословиц и афоризмов еще и тем, что не назидательны. В трассах не обобщают, не выводят формул и правил. В пословицах и афоризмах иногда перечисляются действия, но всегда (по определению) или с назиданием, или, обобщая.

Дистанцируются  трассы и от хайку, так как хайку – композиционный жанр, в котором действия обозначаются с целью сопоставления, а не хронологического перечисления.
***
Вечерний дождь заливает,

Гасит одно за другим

Окна домов.

Александр Врублевский, «ХАЙКУМЕНА», вып.1, 2003г, с. 67

***
на стене дома

нарисую окошко

и влезу в него…
Артем Мочалов, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-tom3.htm

Один из лучших трассов с точки зрения хайку:

***
Тает снег.

В луже у дома плавает

Детская лопатка.

Кицунэ

Отличие от хайку почти неуловимо.  Однако, «плавает» обозначает продолженное действие. Вероятно, это лишнее слово. «Тает» — также обозначает длительный процесс. Может лучше – «март», «начало марта» и т. п.

6. Жанровые трехстишия
Если в стихе отсутствует указание на природные явления, то чаще всего перед нами жанровое трехстишие. Например,

***
совещание…
открываю портфель –

плюшевый поросенок
Константин Микитюк
Лежу в палате,

Надо мной – родные лица

В трещинах потолка…

Wanja-san

Эти трехстишия нельзя отнести к оранжевым именно из-за отсутствия в композициях упоминания о природе.
6.1 Сенрю

        Сенрю является разновидностью жанровых трехстиший, изобилует метафорами, каламбурами, обыгрыванием слов, смешением времен и юмором:

*** / покидая г. Тюмень
город Тюмень —
добрый город!..
одно только «тю» — чего стоит!
…………………..Михаил Сапего

БЕЗВЕТРИЕ
минус тридцать.
над дымом фабричной трубы
месяц задницу греет…
…………………..Михаил Сапего

ведут беседу
по грудь в озёрной воде
дамы… валеты…
……………………………Боруко

6.2 Жанровые визуальные  хайку
***
прогнивший мостик
вместо досок
паутинка
Марина Хаген
***
Над озером утки летят
.ад  .зеро. .тки ..тят
Сезон охоты.
Wanja-san
20.06.2010

Добавить комментарий