Предисловие к книге «Опоры Моста»

От одного из авторов

Мы представляем вашему вниманию сборник трех русских авторов, пишущих в жанре хайку. Что представляет собой хайку? Поэтическую форму в виде 17-слогового трехстишия, разделенного внутренними паузами на части 5-7-5, родившуюся как жанр в Японии XVI столетия. Но главное в поэзии хайку — это не сколько форма (способная вдали от Японии претерпевать колебания), сколько ее дух: передача сокровенного чувства, настроения, выраженного через описание окружающего мира. Или другими словами: передача сопричастности автора этому самому миру, озарения, осветившего маленькую крупицу бытия. Хайку очень лаконично — поэтому, создавая его, отбирают только самые необходимые, точные слова, подобно тому, как от алмаза отсекают все лишнее — все, что мешает в полной мере засверкать граням будущего бриллианта.
Но, даже вобрав в себя максимально точные слова, хайку не описывает ощущения или состояния (что, как правило, требует определенного простора для пера), а передает, вызывает их: недосказанность слов как бы продолжается в бессловесном — в интуитивной и эмоциональной ауре. Поэтому для создания настоящего хайку поэту нужен соавтор — читатель, который смог бы почувствовать резонанс, подхватить эмоциональную волну и продолжить ее в своем сердце. Известный русский хайдзин Алексей Андреев сравнил эффект, вызываемый хайку с эффектом недостроенного моста. Позволю себе чуть-чуть процитировать: «Для иллюстрации этого эффекта можно использовать такую картину. Представьте, что вы гуляете у реки и видите недостроенный мост — просто ряд свай или конструкцию, доходящую только до середины реки. Понятно, что вы не можете достигнуть другого берега — моста как такового нет; но в вашем воображении вы моментально достраиваете мост и можете довольно точно сказать, где он упирается в противоположный берег. Так работает настоящее хайку» Соглашаясь с этим утверждением, мы и назвали сборник «Опоры моста».
Пора уже начать представлять авторов. Львиную долю сборника составляют произведения выпускника Красносвободненской школы-интерната и школы №29 города Тамбова, а ныне представителя дубненской школы хайку Игоря Шевченко. Его трехстишия нельзя назвать классическими в строгом смысле этого слова, т.к. в них широко используются западные поэтические приемы (метафоры, олицетворения), но точные образы, синхронные с сутью описываемых предметов и явлений, позволяют этим трехстишиям называться настоящими хайку:

Тени шпалами
на дороге спрятались.
Телегу трясет.

Раскрывает клюв
почка из гнезда
солнцу навстречу.

Второй автор — ваш покорный слуга, другой представитель дубненской школы. В своих ранних хайку я пытался строго следовать канонам формы: когда соразмерно присутствуют три кита — форма 5-7-5, содержание и ритмика стиха:

Сочный гул шмеля.
Продолжает тихо спать
в колчане стрела.

Однако излишняя правильность рано или поздно начинает усыплять, как монотонный стук вагонных колес — и чтоб взбодриться, возникает необходимость чуть-чуть (но лишь чуть-чуть) надломить ритмику, или убрать слог из строки, или добавить. Как Сэн-но Рикю отбил угол китайского каменного фонаря, чтобы тот рафинированной правильностью форм не разрушал естественность сада:

Конец гастролей.
Смывает октябрьский дождь
ненужные краски.

Третий — пожалуй, самый загадочный и непредсказуемый автор — петербуржец Алексей Грохотов. Его трехстишия уникальны по своему стилю: хайку-сюрр, хайку-модерн — «классики» могли бы даже поставить под сомнение их «хайковость». Однако, они обладают мощным энергетическим зарядом, бьющим прямо в подсознание, минуя промежуточные пункты — нечто вроде дзэнских коанов:

Смертельна
открытая рана
между касанием и ладонью.

Не то, чтоб конец ноября,
но ищет куда приткнуться
пламя спички в ладонях.

Вдогонку весенней ночи
уютная радость детства: мы уходим,
пленных не брать, война закончилась.

Хайку по своей — японской — природе, не только поэтично, но еще и графично. Записанные иероглифами, тушью, на листках рисовой бумаги, зачастую сопровождаемые рисунками, они формировали эмоциональный настрой и в визуальном варианте. Не имея возможности записывать иероглифами русские трехстишия, мы решили иллюстрировать их фотографиями, помогающими полнее раскрыть сущность каждого произведения. Ведь у хайку и фотографии есть много общего: недаром и то и другое называют «остановленным мгновением». И хайку позволяет человеку присутствовать в этом мгновении, освободиться от изнуряющего бега времени, настроить свои чувства для восприятия «здесь и сейчас» — а значит на восприятии самого себя.
Приятного просмотра!

Михаил Кожин

Добавить комментарий