Краткий самоучитель хайку

 
Хайку — жанр и форма японской поэзии, трёхстишие из 17 слогов (5-7-5). До конца 19-го века называлось хокку (начальное трёхстишие «нанизанных строф» рэнга). Классика хайку по общему признанию начинается с Мацуо Басё (1644-1694). Хайдзин — поэт, сочиняющий хайку. Цель хайку — показать картину Мира и состояние души через (иногда невзрачные) картинки природы и быта.

Многие отмечают родство хайку и монохромной живописи. Поэтому, первое, в чём нужно потренироваться, на мой взгляд, в рисовании реальных картин цельными строчками. На этом этапе не нужно следить за количеством слогов в строке, главное — строка должна легко читаться и содержать картинку или часть её. Вот примеры двустиший из хайку Мацуо Басё (1644-1694), Ёса Бусона(1716-1783) и Кобаяси Исса(1769-1827)

1. (Басё)

Цапля бредёт на коротких ножках,

По колено в воде.

2.(Басё)

На неподвижных ветках

Повисли капли дождя.

3.(Басё)

На стене колышется тень

Моего собеседника.

4.(Басё)

Упала в светлую волну

Сосновая игла.

5.(Басё)

Стоит величаво,

Дуб одинокий.

6.(Басё)

Месяц со стыда

Скрылся в облаках совсем —

7.(Басё)

Ирис на берегу.

А вот другой — до чего похож! —

8. (Бусон)

Белая хризантема —

вот ножницы перед ней

9. (Исса)

Муравьишки цепочкой

спускаются вниз по скале —

Далее, нужно научиться дописывать строчку-нюанс.

Попробуйте дописать сами недостающие строчки к вышеприведённым картинкам и сравните их с оригиналами, которые предлагаю ниже.

 

1.

Как разлилась река!

2.

Как быстро летит луна!

3.

Пеплом угли подёрнулись.

4.

«Прозрачный водопад»…

5.

Не замечая вишнёвых цветов,

6.

Так красив цветок!

7.

Отраженье в воде.

8.

замерли на мгновенье…

9.

с облака, наверно?..

 

Третий этап.

Понятно, что в двух строчках Вы никогда не сможете нарисовать картину во всех деталях. Поэтому пользуйтесь принципом минимакса: минимумом деталей стремитесь максимально раскрыть своё видение картины. Это важнейший этап — здесь проявляется мастерство.

Вот пример монохромной картинки:

 

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер. (Басё)

 

А вот картина, гармонирующая с мирозданием:

 

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине. (Басё)

 

 

Теперь пример хайку, в котором автор передаёт своё внутреннее состояние.

 

В дом постаревший вхожу:

Ни огонька, ни души.

Мы разминулись с отцом. (Ivar)

 

Первые две строки — картинка, причём дом показан и внутри и снаружи.

Третья строка-нюанс — указание простого факта. Но… Вы теперь не только формально видите картинку, а понимаете всё, как будто открылся невидимый клапан чувств.

 

Четвёртый этап.

Только теперь можно поработать над формой и тональностью. Идеальным считается построение 5-7-5, т.е. в первой строке 5 слогов, во второй — 7, в третьей — 5. Идеальная тональность: (1,5) — ударения в первой строке, (1,3,7) — во второй, (1,5) — в третьей. Иначе сказать, ударению хорошо бы падать на начало и конец каждой строки. По этой причине наиболее подходящим ритмом кажется хорей.

Ivar (вышеприведённым хайку) предложил оригинальное решение. Он стремится к 7-исложным строкам с дактилем. Таким образом мы получаем классический европейский стих с японским содержанием, причём тональность максимально приближена к японской. Правда, форма хайку при этом должна считаться свободной, так как выходит за формальные рамки (5-7-5) в сторону увеличения количества слогов.

 

Самой распространённой ошибкой считаю стремление любой ценой к форме (5-7-5) и рисование абстрактных картин. Главное — содержание. Рисуйте, господа!

Добавить комментарий