Хайку — жанр и форма японской поэзии, трёхстишие из 17 слогов (5-7-5). До конца 19-го века называлось хокку (начальное трёхстишие «нанизанных строф» рэнга). Классика хайку по общему признанию начинается с Мацуо Басё (1644-1694). Хайдзин — поэт, сочиняющий хайку. Цель хайку — показать картину Мира и состояние души через (иногда невзрачные) картинки природы и быта.
Многие отмечают родство хайку и монохромной живописи. Поэтому, первое, в чём нужно потренироваться, на мой взгляд, в рисовании реальных картин цельными строчками. На этом этапе не нужно следить за количеством слогов в строке, главное — строка должна легко читаться и содержать картинку или часть её. Вот примеры двустиший из хайку Мацуо Басё (1644-1694), Ёса Бусона(1716-1783) и Кобаяси Исса(1769-1827)
1. (Басё)
…
Цапля бредёт на коротких ножках,
По колено в воде.
2.(Басё)
…
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
3.(Басё)
…
На стене колышется тень
Моего собеседника.
4.(Басё)
…
Упала в светлую волну
Сосновая игла.
5.(Басё)
Стоит величаво,
…
Дуб одинокий.
6.(Басё)
Месяц со стыда
Скрылся в облаках совсем —
…
7.(Басё)
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
…
8. (Бусон)
Белая хризантема —
вот ножницы перед ней
…
9. (Исса)
Муравьишки цепочкой
спускаются вниз по скале —
…
Далее, нужно научиться дописывать строчку-нюанс.
Попробуйте дописать сами недостающие строчки к вышеприведённым картинкам и сравните их с оригиналами, которые предлагаю ниже.
1.
Как разлилась река!
…
2.
Как быстро летит луна!
…
3.
Пеплом угли подёрнулись.
…
4.
«Прозрачный водопад»…
…
5.
…
Не замечая вишнёвых цветов,
…
6.
…
Так красив цветок!
7.
…
Отраженье в воде.
8.
…
замерли на мгновенье…
9.
…
с облака, наверно?..
Третий этап.
Понятно, что в двух строчках Вы никогда не сможете нарисовать картину во всех деталях. Поэтому пользуйтесь принципом минимакса: минимумом деталей стремитесь максимально раскрыть своё видение картины. Это важнейший этап — здесь проявляется мастерство.
Вот пример монохромной картинки:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер. (Басё)
А вот картина, гармонирующая с мирозданием:
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине. (Басё)
Теперь пример хайку, в котором автор передаёт своё внутреннее состояние.
В дом постаревший вхожу:
Ни огонька, ни души.
Мы разминулись с отцом. (Ivar)
Первые две строки — картинка, причём дом показан и внутри и снаружи.
Третья строка-нюанс — указание простого факта. Но… Вы теперь не только формально видите картинку, а понимаете всё, как будто открылся невидимый клапан чувств.
Четвёртый этап.
Только теперь можно поработать над формой и тональностью. Идеальным считается построение 5-7-5, т.е. в первой строке 5 слогов, во второй — 7, в третьей — 5. Идеальная тональность: (1,5) — ударения в первой строке, (1,3,7) — во второй, (1,5) — в третьей. Иначе сказать, ударению хорошо бы падать на начало и конец каждой строки. По этой причине наиболее подходящим ритмом кажется хорей.
Ivar (вышеприведённым хайку) предложил оригинальное решение. Он стремится к 7-исложным строкам с дактилем. Таким образом мы получаем классический европейский стих с японским содержанием, причём тональность максимально приближена к японской. Правда, форма хайку при этом должна считаться свободной, так как выходит за формальные рамки (5-7-5) в сторону увеличения количества слогов.
Самой распространённой ошибкой считаю стремление любой ценой к форме (5-7-5) и рисование абстрактных картин. Главное — содержание. Рисуйте, господа! |